Понятие "ударение". Ударные и безударные гласные.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Наталья Широкова

 Понятие "ударение". Ударные и безударные гласные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_azb.docx19.9 КБ
Файл 29_azb.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

29.09.2015

Тема: Понятие "ударение". Ударные и безударные гласные.

Цели: формирование умения определять место ударения в словах.

Орг. Момент

Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии. А поплывём мы вот на этом корабле.

(рисунок корабля)

Вот он кораблик из лёгкой коры-

Для трудных походов, нелёгкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмём.

Ну, что же согласны? Решились? Плывём!

 Мы отправимся в путешествие по морю Слов, на удивительный остров, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова.

К.    Ор.     Ж.    З.     Г.     С.     Ф.      Б.

                                           У       Д        А    Р      Е      Н      И      Е  

Цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с волшебником Ударением и попытаемся узнать его основные секреты.

  1. Словарная работа.

Ну, что ж, корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. ( На доске слова:

боцман, кок, штурвал, штиль, якорь.)

Кок – повар на судне.

Боцман – помощник капитана.

Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.

Штиль – тихая погода на море, безветрие.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд!

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса,

Обещая в пути чудеса.

    4. Работа в тетради.

Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь. Записи в судовом журнале нужно вести аккуратно, чтобы их легко можно было прочитать.

 Изучение нового материала.

А вот перед нами и замок Ударения. Но посмотрите – ворота замка закрыты. Попасть в замок возможно только через главные ворота. Но они  откроются, если мы узнаем правило,и научимся  делить слова на слоги.

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы  в слове слог ударный

Найдём элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

Физминутка. (релаксация)

Представьте, что вы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги

и прижмите  их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе – прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Какой слог называется ударным?

Ребята, главные ворота до сих пор остаются закрытыми, поэтому давайте выполним ещё одно задание.

На доске:

Воробей, лисица, соловей, собака, синица, бурундук.

Прочитайте слова по слогам, выделяя голосом ударный слог Разделите слова на слоги, подчеркните ударный слог. Выпишите слова со вторым ударным слогом.

 Повторение изученного ранее материала.

А вот и сам волшебник Ударение. Он очень рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь правильно им пользоваться.

В русском языке есть слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова. Остальные же слова при изменении ударения просто теряют свой смысл.

Гвоздики- растение с яркими цветами (пряность); заострённый железный стержень со шляпкой на конце.

Село – большое крестьянское селение; опустилось с высоты.

Рожки – макаронные изделия, небольшие выросты на голове у животного; сигнальные или музыкальные инструменты в виде изогнутой трубы.

Чудно – странно, необычно; прекрасно, очаровательно.

Молодцы. Волшебник Ударение доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к деревне Загадок.

Ребята, а что значит слово деревня? Исходное слово – драть. Первоначальное значение этого слова – место, очищенное от леса, позднее – селение, т.е. деревня – это сельское поселение.

Жители этой деревни любят не только загадывать загадки, но и ходить в лес.

Посмотрите, какую загадку они приготовили для нас.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

Отгадайте загадку. Назовите слова с буквой ё. вспомните, что мы знаем про букву ё.

(буква ё всегда ударная, поэтому ударение можно не ставить)

- Расскажи-ка, буква ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда.

-ой-ёй-ёй.

Вот это да!

Итог урока.

Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль.

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все секреты мы его раскрыли.

А что же за секреты ударения мы с вами узнали? (ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; слоги бывают ударные и безударные; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

А мы пока про ударенье

Сочиним стихотворенье…

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы  меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово.

Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас.

     Рефлексия.

Я хочу похлопать (имя), потому что он помогал мне сегодня на уроке.

(Имя), а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе?  (этот ученик называет следующее имя)



Предварительный просмотр:

29.09.2015

Тема: Понятие "ударение". Ударные и безударные гласные.

Цели: формирование умения определять место ударения в словах.

Орг. Момент

Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии. А поплывём мы вот на этом корабле.

(рисунок корабля)

Вот он кораблик из лёгкой коры-

Для трудных походов, нелёгкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмём.

Ну, что же согласны? Решились? Плывём!

 Мы отправимся в путешествие по морю Слов, на удивительный остров, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова.

К.    Ор.     Ж.    З.     Г.     С.     Ф.      Б.

                                           У       Д        А    Р      Е      Н      И      Е  

Цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с волшебником Ударением и попытаемся узнать его основные секреты.

  1. Словарная работа.

Ну, что ж, корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. ( На доске слова:

боцман, кок, штурвал, штиль, якорь.)

Кок – повар на судне.

Боцман – помощник капитана.

Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.

Штиль – тихая погода на море, безветрие.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд!

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса,

Обещая в пути чудеса.

    4. Работа в тетради.

Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь. Записи в судовом журнале нужно вести аккуратно, чтобы их легко можно было прочитать.

 Изучение нового материала.

А вот перед нами и замок Ударения. Но посмотрите – ворота замка закрыты. Попасть в замок возможно только через главные ворота. Но они  откроются, если мы узнаем правило,и научимся  делить слова на слоги.

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы  в слове слог ударный

Найдём элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

Физминутка. (релаксация)

Представьте, что вы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги

и прижмите  их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе – прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Какой слог называется ударным?

Ребята, главные ворота до сих пор остаются закрытыми, поэтому давайте выполним ещё одно задание.

На доске:

Воробей, лисица, соловей, собака, синица, бурундук.

Прочитайте слова по слогам, выделяя голосом ударный слог Разделите слова на слоги, подчеркните ударный слог. Выпишите слова со вторым ударным слогом.

 Повторение изученного ранее материала.

А вот и сам волшебник Ударение. Он очень рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь правильно им пользоваться.

В русском языке есть слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова. Остальные же слова при изменении ударения просто теряют свой смысл.

Гвоздики- растение с яркими цветами (пряность); заострённый железный стержень со шляпкой на конце.

Село – большое крестьянское селение; опустилось с высоты.

Рожки – макаронные изделия, небольшие выросты на голове у животного; сигнальные или музыкальные инструменты в виде изогнутой трубы.

Чудно – странно, необычно; прекрасно, очаровательно.

Молодцы. Волшебник Ударение доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к деревне Загадок.

Ребята, а что значит слово деревня? Исходное слово – драть. Первоначальное значение этого слова – место, очищенное от леса, позднее – селение, т.е. деревня – это сельское поселение.

Жители этой деревни любят не только загадывать загадки, но и ходить в лес.

Посмотрите, какую загадку они приготовили для нас.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

Отгадайте загадку. Назовите слова с буквой ё. вспомните, что мы знаем про букву ё.

(буква ё всегда ударная, поэтому ударение можно не ставить)

- Расскажи-ка, буква ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда.

-ой-ёй-ёй.

Вот это да!

Итог урока.

Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль.

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все секреты мы его раскрыли.

А что же за секреты ударения мы с вами узнали? (ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; слоги бывают ударные и безударные; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

А мы пока про ударенье

Сочиним стихотворенье…

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы  меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово.

Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас.

     Рефлексия.

Я хочу похлопать (имя), потому что он помогал мне сегодня на уроке.

(Имя), а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе?  (этот ученик называет следующее имя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...