Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udarnye_i_bezudarnye_glasnye_1_klass_umk_shkola_rossii.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударном и безударном слогах »
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели деятельности учителя: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме; развивать умение подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением буквы гласного в безударном слоге двусложных слов.
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять ударный и безударный гласный звук; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта):
познавательные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника; доказывать своё мнение; владеть диалогический формой речи;
регулятивные – ставить учебные цели и задачи, планировать свои действия, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Технологии: технология проблемно-диалогическая, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа с карточками): проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в паре.
Формы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Правило посадки Запись числа Организационный момент | - Долгожданный дан звонок Начинается урок…... - Вышли из - за парт. Встали все ровно. У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы. -Давайте повернёмся, поздороваемся. -Тихо сели....... Руки …..на месте, Ноги …..на месте, Локти …..у края, Спинка ….прямая. - Какое сегодня число? Запишите число, в классе. - На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая, Говорите четко, внятно, Чтобы все было понятно. | - Русский язык. - Мы рады приветствовать вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше, Ну, пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко.
- 16 апреля. | Организация рабочего места (Р) Смыслообразование (Л) |
II. Минутка чистописания | - Повторим написание строчных гласных букв. - Назовите гласные, которые указывают на твердость согласного звука. - Запишите эти гласные в соединении с элементом закругления. аоуыэ - Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного звука. -На этой строке запишите эти гласные в соединении с элементом закругления. яееюя аоуыэ яееюя аоуыэ яееюя - Продолжите записывать эти гласные до конца строки, чередуя. - Подчеркните самые красивые буквы. | - а, о, у, ы, э - я, е, е, ю, я | Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
III.Словарно-орфографическая работа IV. Развитие речи. Работа с крылатым выражением | - Составьте из букв и слогов слова, запишите в тетрадь, поставив ударение, подчеркните орфограммы. БЕЙВОРО, КАРОСА, НАВОРО -Попробуйте прочитать еще слово, сопоставив прямоугольники по указанной стрелочке. - Какая орфограмма во всех словах? - Прочитайте крылатое выражение, которое закодировано буквами, пользуясь кодом. - Когда же так говорят? Что означает это выражение? (этимологическая справка) - Запишите это выражение в тетрадь с комментированием, подчеркните знакомые орфограммы, поставьте ударение. - Что вы записали? - Что вы знаете о предложении? | - воробей, сорока, ворона (этимологическая справка о птицах) -корова -проверяемая и непроверяемая безударная гласная, сочетание -оро -Как корова языком слизнула. - Предложение - Предложение состоит из слов, -Слова в предложении связаны по смыслу, -Начало предложения записываем с красной строки, с заглавной буквы, -В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак. | |
V.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. VI. Целеполагание. Постановка первой учебной познавательной задачи VII. Работа по теме урока. Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова | - Что вы знаете о гласных звуках? - Какие могут быть гласные звуки? -Какие гласные звуки называют ударными? -Какие гласные звуки называют безударными? - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Кто сможет сформулировать тему урока? Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способ проверки безударного гласного» -Чему вы будете учиться? - Послушайте загадку и доскажите словечко. Кто на дереве сидит, Зорко с высоты глядит? Обнаружив мышь с вершины, Сокращает род мышиный, Так подвижна голова! Это мудрая…. - Произнесите это слово- название птицы. Поставьте ударение. - Какую букву нужно написать правильно – о или а? -Какая проблема у нас возникла? Чего мы не знаем? - Чтобы решить эту проблему, отгадайте следующую загадку и доскажите словечко. И в лесу заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожа боятся этих, Мыши прячутся, дрожа, Очень уж суровы Филины и …. - Что вы заметили в слове совы? - Запишите это слово, поставьте ударение -Совпадает ли произношение слова с его написанием? - При изменении слов (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова пишутся одинаково. - Выделите одинаковые гласные буквы в каждой паре красной точкой - Соедините линией одинаковые гласные у ударных и безударных слогах. - У этих двух групп слов есть особое название. Одни слов называются- проверяемые, а другие – проверочные. - Какие из них проверяемые, а какие проверочные? Почему? -Постарайтесь сделать вывод: как проверить, какую безударную гласную нужно писать? - Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах: Если в слове гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь под ударение. - А какие гласные нужно проверять? - Безударных гласных пять Тех, что надо проверять. Вы запомните, друзья, Буквы а, о, е, и,я - Напомните, как проверить безударный гласный звук в слове? Назовите последовательность действий. - А какое проверочное слово подобрать? -Откройте рабочую тетрадь с.33 упр.8. -Какое слово называется проверяемым, а какое проверочное? -Как проверить безударный гласный звук в слове? - Для чего необходимо проверять безударную гласную? - На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы. - Проверка (Игра «Яблоня») - Какие гласные нужно проверять? - Как найти в слове безударный гласный звук? -Как проверить безударную гласную букву? - Оцените свою работу, используя символы: ! + -
- Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши. - Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день. | - Гласный звук состоит из голоса, -При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, -Гласный звук образует слог - Ударные и безударные - Гласные звуки под ударением, с большей силой - Гласные звуки в безударных слогах - Ударные и безударные гласные звуки - Находить в словах ударные и безударные гласные звуки, - Проверять безударный гласный звук, подбирая проверочное слово -Сова -ударный слог –ва, -как обозначить безударный гласный звук в слове - совы - изменили форму слова (стало несколько предметов) - Гласный звук о стал ударным - отличается, слышим звук [а], а пишем [о] - сова - совы - сова - проверяемое (безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить), а совы- проверочное (звук слышим под ударением, такую букву пишем), - Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук станет ударным - а, о, е, и, я алгоритм - Изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов (форму слова), где безударный гласный звук стал ударным. (дети работают самостоятельно) - Задание: найди пары слов, вставьте пропущенные буквы. (Дети проверяют и оценивают работу) - а, о, е, и, я | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р) Планирование, Прогнозирование (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) |
VIII. Физминутка IX. Закрепление нового материала. Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Первичная проверка понимания. (рабочая тетрадь с.33 упр.8), работа по учебнику (с. 66 упр.7) X.Закрепление нового материала. Работа в паре. XI. Итог XII. Рефлексия | Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) Выдвижение гипотезы, её проверка (Р) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) действуют с учетом выделенных ориентиров,,ориентируются в учебнике и тетради (Р) Работа в паре (К) Осознание ответственности за общее дело (Л) Планирование, распределение участков работы (Р) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...
Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).
Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...
Конспект урока русского языка "Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах."(1 класс УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка...