Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Синицына Елена Петровна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udarnye_i_bezudarnye_glasnye_1_klass_umk_shkola_rossii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударном и безударном слогах »

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели деятельности учителя: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме; развивать умение подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением буквы  гласного в безударном слоге двусложных слов.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять ударный и безударный гласный звук; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта):

познавательные – овладевать способностью понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы;  обобщать собственное  представление;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника; доказывать своё мнение; владеть диалогический формой речи;

регулятивные – ставить учебные цели и задачи, планировать свои действия, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формировать уважительное отношение  к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный  смысл учения.

Технологии: технология проблемно-диалогическая, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа с карточками): проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в паре.

Формы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Приветствие гостей

Правило посадки

Запись числа

Организационный момент

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок…...

- Вышли из - за парт. Встали все ровно.

У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы.

-Давайте повернёмся, поздороваемся.

-Тихо сели.......

Руки  …..на месте,

Ноги …..на месте,

Локти …..у края,

Спинка ….прямая.

- Какое сегодня число? Запишите число, в классе.

- На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

- Русский язык.

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше,

Ну, пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

 

- 16 апреля.

Организация рабочего места (Р)

Смыслообразование (Л)

II. Минутка

чистописания

- Повторим написание строчных гласных букв.

- Назовите гласные, которые указывают на твердость согласного звука.

- Запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.

аоуыэ

- Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного звука.

-На этой строке запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.

яееюя

аоуыэ   яееюя   аоуыэ   яееюя

- Продолжите записывать эти гласные до конца строки, чередуя.

- Подчеркните самые красивые буквы.

- а, о, у, ы, э

-  я, е, е, ю, я

Логические действия (П)

Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

III.Словарно-орфографическая работа

IV. Развитие речи. Работа с крылатым выражением

- Составьте из  букв и слогов слова, запишите в тетрадь, поставив ударение, подчеркните орфограммы.

БЕЙВОРО, КАРОСА, НАВОРО

-Попробуйте прочитать еще слово, сопоставив прямоугольники по указанной стрелочке.

- Какая орфограмма во всех словах?

- Прочитайте крылатое выражение, которое закодировано буквами, пользуясь кодом.

- Когда же так говорят? Что означает это выражение?

(этимологическая справка)

- Запишите это выражение в тетрадь с комментированием, подчеркните знакомые орфограммы, поставьте ударение.

- Что вы записали?

- Что вы знаете о предложении?

- воробей, сорока, ворона

(этимологическая справка о птицах)

-корова

-проверяемая и непроверяемая безударная гласная, сочетание -оро

-Как корова языком слизнула.

- Предложение

- Предложение состоит из слов,

-Слова в предложении связаны по смыслу,

-Начало предложения записываем с красной строки, с заглавной буквы,

-В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

V.Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

VI. Целеполагание.

Постановка первой учебной познавательной задачи

VII. Работа по теме урока.

 Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова

- Что вы знаете о гласных звуках?

- Какие могут быть гласные звуки?

-Какие гласные звуки называют ударными?

-Какие гласные звуки называют безударными?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способ проверки безударного гласного»

-Чему вы будете учиться?

- Послушайте загадку и доскажите словечко.

Кто на дереве сидит,

Зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины,

Сокращает род мышиный,

Так подвижна голова!

Это мудрая….

- Произнесите это слово- название птицы. Поставьте ударение.

- Какую букву нужно написать правильно – о или а?

-Какая проблема у нас возникла?

Чего мы не знаем?

- Чтобы решить эту проблему,

отгадайте следующую загадку и доскажите словечко.

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожа боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и ….

- Что вы заметили в слове совы?

- Запишите это слово, поставьте ударение

-Совпадает ли произношение слова с его написанием?

- При изменении слов (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова пишутся одинаково.

- Выделите одинаковые гласные буквы в каждой паре красной точкой

- Соедините линией одинаковые гласные у ударных и безударных слогах.

- У этих двух групп слов есть особое название.  Одни слов называются- проверяемые, а другие – проверочные.

- Какие из них проверяемые, а какие проверочные? Почему?

-Постарайтесь сделать вывод: как проверить, какую безударную гласную  нужно писать?

- Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах:

Если в слове гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

- А какие гласные нужно проверять?

- Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы а, о, е, и,я

- Напомните, как проверить безударный гласный звук в слове? Назовите последовательность действий.

- А какое проверочное слово подобрать?

-Откройте рабочую тетрадь с.33 упр.8.

-Какое слово называется проверяемым, а какое проверочное?

-Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Для чего необходимо проверять безударную гласную?

- На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы.

- Проверка (Игра «Яблоня»)

- Какие гласные нужно проверять?

- Как найти в слове безударный гласный звук?

-Как проверить безударную гласную букву?

- Оцените свою работу, используя символы: ! + -

  • ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
  • + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
  • - не справился с работой

- Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши.

- Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.

- Гласный звук состоит из голоса,

-При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград,

-Гласный звук образует слог

- Ударные и безударные

- Гласные звуки под ударением, с большей силой

- Гласные звуки в безударных слогах

- Ударные и безударные гласные звуки

- Находить в словах ударные и безударные гласные звуки,

-  Проверять безударный гласный звук, подбирая проверочное слово

-Сова

-ударный слог –ва,

-как обозначить безударный гласный звук в слове

- совы

- изменили форму слова (стало несколько предметов)

- Гласный звук о стал ударным

- отличается, слышим звук [а], а пишем [о]

- сова - совы

- сова - проверяемое (безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить), а совы- проверочное (звук слышим под ударением, такую букву пишем),

- Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук станет ударным

- а, о, е, и, я

 алгоритм

- Изменить слово  так, чтобы оно обозначало несколько предметов (форму слова), где безударный гласный звук стал ударным.

(дети работают самостоятельно)

- Задание: найди пары слов, вставьте пропущенные буквы.

(Дети проверяют и оценивают работу)

- а, о, е, и, я

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р)

Планирование,

Прогнозирование (Р)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Самоопределение (Л)

VIII. Физминутка

IX. Закрепление нового материала.

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Первичная проверка понимания.

(рабочая тетрадь с.33 упр.8),

 работа по учебнику (с. 66 упр.7)

X.Закрепление нового материала. Работа в паре.

XI. Итог

XII. Рефлексия

Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П)

Задание  творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других  (К)

Выдвижение гипотезы, её проверка (Р)

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)  

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения (Р)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

действуют с учетом выделенных ориентиров,,ориентируются в учебнике и тетради (Р)

Работа в паре (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Планирование, распределение участков работы (Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Рефлексия способов и условий действий  (П)

 Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...