Буквы, обозначающие мягкость согласного звука.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока по обучению грамоте по программе "Гармония". Поможет учителю  закрепить материал с изученными буквами: е, ё, ю, и.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_oboznachayushchie_myagkost_soglasnogo_zvuka._.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

1 класс

«Гармония»

Тема : Буквы, обозначающие мягкость согласного звука.

Цель: 

- Закрепление изученных букв: Аа, Оо, е, ё, Ээ, ы, Уу, ю, Ии

- Обобщить и систематизировать полученные на предыдущих уроках знания;

- помочь детям лучше осознать формирующийся у них механизм чтения; совершенствовать фонетико-графические, читательские и речевые умения.

Оборудование: доска, наглядность, букварь

Ход урока

  1. Организационный момент

1) Психологическая установка на работу.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Ждёт урок ребят сейчас!

2) Проверка готовности к уроку.

Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.

3) Создание эмоционального настроя урока.

- Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, быть активным.

Формирование УУД:

Личностные:  

- самоопределение к деятельности;

- включенность в учебную деятельность;

Метапредметные (регулятивные):

- самоконтроль;

- самооценка;

Предметные:

 - предметная готовность к предстоящей деятельности.

4 . ПОВТОРЕНИЕ

1) ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА

а) Чистоговорка

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Ры-ры-ры – нас кусают комары.

(произнести три раза, меняя громкость: от тихого к громкому и от громкого к тихому)

б) Скороговорки

(один ученик произносит любую знакомую скороговорку, другие дети повторяют)

- У редьки и репки корень крепкий.

- Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.

- До города дорога в гору, от города с горы.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- Волк на лужайке – задрожали зайки.

- Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку.

- Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

  1. Актуализация знаний.

Звуковой анализ слов и указание букв для обозначения гласных звуков: люстра, плёнка.

(К доске выходят ребята и делают звуковой разбор этих слов, делят их на слоги и под схемами вписывают буквы, обозначающие гласные звуки.)

На доске прикреплены слова:

мил, мял, мыл, мал, мёл, мел, лом, люк

 необходимо прочитать эти слова и распределить их по группам в соответсвии с начерченными на доске звуковыми  схемами. (К доске выходит один из ребят и распределяет слова по группам, и выясняется, что слово «люк» не подходит ни к одной схеме).

1 Работа у доски.

На доске прикреплены цветочки, в которых написаны буквы а-я, о-ё, у-ю, е-э.

 - Ребята, как вы думаете, почему в каждом цветочке по две буквы? (На одном цветке расположены буквы, обозначающие один  и тот же звук.)

 - Давайте назовем звуки, которые обозначают эти буквы.(Дети выполняют задание)

Формирование УУД:

Регулятивные:

- выполнение учебных действий;

- осуществление контроля, самоконтроля;

Познавательные:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- знаково-символическое моделирование.

  1. Физминутка.

- Посмотрите на парты, у каждого на столе лежат буквы, которые мы только что с вами назвали.

Ну-ка,  буквы, встаньте в ряд,
Начинаем наш парад.
Раз-два, раз-два,
Выше голова!
Ну-ка, буквы, подтянитесь,
Низко-низко поклонитесь!
Раз-нагнитесь, два-нагнитесь,
Все друг-другу улыбнитесь!
И на место все садитесь.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

1. Чтение слогов.

 - Ребята, буквы мы повторили, а давайте, вспомним какую функцию выполняют эти буквы.

 - Посмотрите на доску, там нарисована схема с правилом чтения, в которой перепутано размещение букв по столбикам.

 - Давайте, «наведем порядок». (К доске выходит один из ребят и расставляет буквы на свои места).

Озвучиваем правило чтения и проверяем его на лесенке слогов:

                                                             

                                                  ма           мя

                                           мо                        мё

                                       мэ                                 ме

                                 мы                                            ми

                             му                                                      мю

                                       

Формирование УУД:

Познавательные:

- моделирование, рассужде-ние, доказательства.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Работа по учебнику

а).Чтение столбиков со словами.

 - Ребята, попытайтесь разгадать секрет расположения слов в столбиках, а для этого , читая, наблюдайте: сколько «работ» выполняют буквы гласных в первом столбике, а сколько – во втором и третьем.(В первом – одну: обозначают свой звук, а во втором и третьем – две, подсказывая еще, как читать стоящий впереди согласный, твердо или мягко.)Важная часть задания – найти ошибку в расположении схем над словами второго и третьего столбиков. При чтении четвертого столбика вспоминаем правило: звук [ш] твердый, но после него на месте звука [ы] под ударением пишется буква и.

 - Ребята, посмотрите, перед вами озорная девочка развела ручки в стороны и улыбается. Она нам хочет сообщить новую интересную информацию.

Объяснение лексического значения слов 

орел (птица) и Орел (город),  птицы клевали семена и мальчик клевал носом.

б). Работа по учебнику.

Стр.19  чтение столбиков со словами,  деление на слоги,  выделение ударного слога и «опасных мест» в словах:  

поляна, семена, проросло, смотрю.

Чтение слов на время. ( Трое ребят  читают по очереди слова на время и по результатам выявляется лучший).

Чтение текста, разбор слов, выделенных голубым цветом.

Разгадывание загадки.

YI. Рефлексия

 - Ребята, что мы сегодня повторяли на уроке? (буквы  Аа, Оо, е, ё, Ээ, ы, Уу, ю, Ии)

 - Какую функцию они выполняют?

 - Что было интересного на уроке?

- Спасибо, вы отлично поработали!

Формирование УУД:

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".

Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....

Урок в 1 классе "Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слова"

Урок по теме "Правописание парных согласных на конце слов" 1 класс...

«КАК РАБОТАЮТ БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» 1класс Гармония

Цели: повторить знания о буквах как средствах графики языка; совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твердости–мягкости согласных; учить осмыслению операций «перевода» з...

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....

Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».

Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...