Урок литературы в 4 классе "А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Данный урок разработан для 4 класса, по УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы | 22.81 КБ |
Презентация к уроку | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Дата 17 ноября 2014 г.
Класс: 4 «Б»
Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна
Тема «А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»
Цели:
- Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;
- Учить сравнивать произведения разных жанров;
- Обучать выразительному чтению произведения;
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
- Развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные
Регулятивные- умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.
Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
Личностные – осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»
Оборудование: презентация, выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.
Ход урока:
- Орг.момент
- Речевая разминка
-Прочитайте стихотворение.
И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
И было много разных битв,
В которых враг, проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой.
В котором мы сказали твёрдо: «Стой!»
-Вам понравилось стихотворение?
-О какой войне здесь идёт речь?
-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?
-Прочитайте стихотворение медленно.
-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
3.Проверка домашнего задания
Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ
4.Вступительная беседа
Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.
5.Работа над произведением
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
- Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.
- Знакомство с биографией писателя.
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы». - Выставка книг А.И Приставкина
- Первичное чтение – погружение рассказа детьми.
А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)
Б) Проверка первичного восприятия
- Кто главный герой рассказа?
- Как мальчик оказался в детдоме?
- Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?
- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?
- Хорошо ли он поступил?
- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?
- С кем он поделился своим открытием?
- Что сказала мальчикам воспитательница?
- Почему мальчик готов был отдать все за портрет?
- Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?
(Обращение к эпиграфу урока)
6. Работа по картине В.Костецкого «Возвращение»
7. Работа в группах.
Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).
8. Физминутка.
9.Поисковое чтение.
А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?
Б) С кем он поделился своей радостью?
В) Что сказала мальчикам воспитательница?
Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?
10. Чтение по ролям.
11.Обучающая самостоятельная работа.
- Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?
1 Постановка фильма.
- В нашем фильме будет 4 кадра:
1. Мальчик в доме с фотографией.
2. Разговор с воспитателем.
3. Возвращение фотографии.
- 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)
12.Эмоционально – психологическое восприятие урока.
- Подумайте ещё раз о том, что вы сегодня слышали, осмыслите это
13.Рефлексия.
-Выберите любое начало предложения и продолжите его
- Сегодня на уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
14. Итог урока.
- А как бы ты поступил на месте мальчика?
- Чему учит этот рассказ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И шла война четыре долгих года. Мы воевали за свою свободу. Враги хотели нашу землю захватить, А нас в рабов послушных превратить. И было много разных битв, В которых враг, проклятый был разбит . Великое сраженье под Москвой. В котором мы сказали твёрдо: « Стой!»
Дети и война
Таня Савичева
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)
Приставкин А.И. В книгу вошли две повести "Ночевала тучка золотая" и "Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца" о воспитанниках детдома и автобиографический роман " Рязанка ".
Приставкин А.И. Собрание сочинений Том 1. Сюда вошли маленькие рассказы .
Костецкий Владимир Николаевич 1905-1968 Возвращение
Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал ? 1 . Мальчик в доме с фотографией. 2 . Разговор с воспитателем. 3 . Возвращение фотографии. - 4 кадр ……?
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя за… • После урока мне захотелось … • Сегодня я сумел…
Домашнее задание Найти и прочитать другие произведения этого автора и рассказать на следующем уроке своим одноклассникам.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения в 4 классе «Земля отцов - моя земля!»
Урок обобщения знаний, интересный, с использованием различных форм обучения, включает в себя элементы проектной деятельности и мультимедийную презентацию, просмотр мульфильма....
Конспект урока А.Приставкин «Портрет отца» 4 класс
Цель: 1Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы ВовЗадачи: 1.Знакомство с рассказом «Портрет отца» 2.Зна...
Урок чтения по теме "А. И. Приставкин. Портрет отца" для учащихся 4 класса. УМК "Перспектива"
Материал содержит презентацию и приложение....
Красота осени в изобразительном искусстве и литературе (аппликация из листьев – портрет девушки).
Цель: научить составлять композицию из осенних листьев, повторить понятие - вид изобразительного искусства - портрет, передавать настроение в творческой работе.Оборудование: компьютер, картинки с изоб...
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Материал будет полезен для проведения как урока, так и внеклассного мероприятия по роману И.С.Тургенева....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина портрет. Портрет друга. (фломастеры)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседнев...
А.Приставкин "Портрет отца"
А.Приставкин "Портрет отца". Образ главного героя....