№ п/п | Этап | Ход урока |
| Мотивационно-целевой этап
| -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Попробуйте понять, какая тема сегодняшнего урока, прослушав разговор между девочкой и папой. «Девочка: - Пап, я когда вырасту не буду выходить замуж! Я с вами жить буду! Отец: - Не смей угрожать отцу!!!». (ученики отвечают). - Действительно, тема урока – «отцы» и «дети» в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». |
| Ориентировочный этап | Давайте подумаем вместе, на какие вопросы нужно найти ответы на уроке. (ученики предполагают). - Какие образы относятся к группе «отцов? - Какие образы относятся к группе «детей»? - В чем смысл такого деления художественных образов в романе И.С.Тургенева? Вот мы и поставили перед собой задачи на урок. Ответы на поставленные вопросы и будут решением задач урока. |
| Поисково-исследовательский этап | - Словарная работа.
Чтобы начать работу необходимо повторить значение слов, которые будут необходимы для понимания учебного материала. Вот эти слова: - нигилизм – - принцип – - аристократ – - карикатура – - пародия – Кто знает, значения данных слов? (Давайте заглянем в Википедию и посмотрим, что обозначают данные слова) - Работа в группах (исследовательская).
Прошу вас поделиться на группы из трех человек. Представьте себе, что лист бумаги – это Вселенная, а образы героев романа – это планеты. Расположите планеты на листе таким образом, чтобы получилась Галактика героев данного произведения. (Время 3 мин. В конце один человек из группы объясняет, почему расположили планеты в таком порядке). - Социализация.
-Итак, спасибо всем. Давайте обратимся к вашим схемам в конце урока и решим, кто из вас был наиболее близок к истине. |
| Практический этап | - Работа над образом главного героя Базарова Е.
(на доске – ватман с названием «Система художественных образов романа Тургенева»). У меня тоже есть лист бумаги, и мне тоже хочется его заполнить. Первым предлагаю расположить на нем героя, про которого поэт-сатирик Курочкин писал: « Внес с собою он цинический, Некий запах хирургический. И лягушку за лягушкою Истреблять пошел в селения Полон духа разрушения» - Конечно, это Базаров – главный герой романа. Я отмечу его в центре, потому что считаю, что без него нет романа. Я просила написать письменный ответ на вопрос «Как я отношусь к Базарову?» Давайте почитаем, что у вас получилось (читают, обсуждают) Б) Сейчас, чтобы узнать мнение авторов учебника об образе главного героя проведем игру «Эскалатор». 1 вариант – готовил материла стр. 179-181 статью о Базарове; 2 вариант – стр. 182-183 статью о нигилизме Базарова. (5 мин.) - Итог по образу Базарова
Продолжите предложения – проверим, все ли вы правильно поняли. (презентация-тест). Взаимооценка.
|
|
| Вопрос : «Кто же в романе «отцы»? (Николай Петрович и отец Базарова). Интересно заметить, что Базаров Евгений не вступает в полемику ни с тем, ни с другим. Вот Павел Петрович – другое дело. С ним он ведет идейные споры. Давайте решим, где на схеме место этого героя. Рядом с Базаровым? Или нет? Предлагаю посмотреть его досье (презентация «Дело Кирсанова П.П.») Здесь тоже очень интересный момент (некоторые читатели романа считают это даже загадкой Тургенева для нас) – почему холостяк-Кирсанов спорит о семье. У вас есть предположения? (ответы учащихся). - Снова поработаем в группах. Первый ряд против второго отвечаем на вопрос «В чем сила (1 ряд) и слабость (2 ряд) образа Павла Петровича?» - 1. неженатый человек пытается отстаивать ценность семьи; 2. не реализовывается как член общества (без дела); 3. Далек от русского народа (при разговоре с мужиком нюхает одеколон); 4. Ждет, чтобы его уважали, но ничего не делает. | + 1.Ценит преемственность поколений; 2.Отстаивает ценность искусства; 3.Верен своей любви; 4. Аккуратен, умение всегда быть в отличной форме; 5. Ценит общественное мнение, правила поведения 6. уважает старших. |
- В какой колонке больше пунктов получилось? Почему? (т.к.Тургенев все-таки на стороне «отцов». Он не может отрицать все – Иван Сергеевич был добродушным человеком, ценящим то, чему научили родители). -Итак, почему Базаров спорит именно с ним? Почему? (Возможно, Тургенев уже в самом начале романа показывает нам, что образованный Базаров ошибается даже в выборе идейного противника, тем самым показывая несостоятельность теории нигилизма). |
|
| Другие образы романа. Прошу встать всех в круг. Каждый из вас готовил сообщение по плану, предложенному мной, об одном из героев произведения. Аркадий (ученик читает сообщение и располагает на схеме имя своего героя). Одинцова. Родители Базарова. Фенечка. Николай Петрович.
Вывод: Как видно на схеме, Базаров один. К нему тянутся все сюжетные линии романа, но он одинок. Найдите в учебнике ответ на вопрос «Можно ли сказать, что все герои, кроме Базарова, относятся к группе «Отцов». Прочитайте. Сделайте вывод, согласны ли вы? (стр.178, абзац 3.)
|
|
| Вернемся к задачам, которые мы перед собой ставили. На какие из вопросов ответы найдены? Какой вопрос еще не получил ответа? (В чем смысл такого деления героев?) (ученики отвечают) (Чтобы показать все стороны многогранной жизни: Со стороны молодежи – Аркадий Со стороны родителей; Со стороны народа – Фенечка; Со стороны женщины – Одинцова. Показать, что нет жизненных граней, где бы прижилась теория нигилизма. На примере нигилизма Базарова).
|
| Рефлексивно-оценочный этап
| Домашнее задание На выбор ученика: - Задание на стр.190 учебника (Написать дневник от лица Базарова).
- Сделать буклет на тему «Ситников и Кукшина на страницах романа».
- Приготовить сообщение на тему «Природа на страницах романа».
Рефлексия. А теперь прошу оценить свою работу на уроке. Отметьте на данной оси себя в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке. - + -
Оценки за урок.
|