- Предлагает ученикам прослушать (аудиозапись) отрывок из произведения Р.Рождественского, определить название произведения.
- Просит раскрыть лексическое значение слова «реквием» .
- Предлагает определить, о каком периоде истории будем говорить на уроке.
Показывает на доске фотографии, на котором изображены люди в период Великой Отечественной войны. (Приложение 1) - Спрашивает, что объединяет фотографии.
- Обращает внимание детей на фотографии. Предлагает охарактеризовать людей, изображенных на фотографиях,
описать, какие чувства и эмоции выражают лица людей на фотографиях. Ответы учеников фиксируются на доске под фотографиями. - Предлагает обсудить вопрос: «Для чего люди фотографируются»?
- Предлагает ответить на вопрос: «Где люди хранят свои фотографии?»
- Просит определить лексическое значение слова «альбом».
- Осуществляет проверку ответов детей по Толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова. (Словарная статья выводится на электронную доску)
- Предлагает подумать над вопросом: «Как называется жанр искусства, который изображает человека на картине или фотографии?»
- Предлагает прочитать название произведения, с которым будем работать на уроке – «Портрет отца».
- Предлагает определить содержание рассказа по заголовку (прием антиципации)
- Спрашивает, как проверить предположения.
| - Слушают аудиозапись, определяют название произведения – Реквием «Помните».
- Дают определение понятия «реквием» - произведение траурного характера.
- Определяют период – годы Великой Отечественной войны.
- Высказывают свои предположения.
- Анализируют фотографии, подбирают слова или словосочетания, выражающие чувства и эмоции героев на фотографиях. (Боль, страх, скорбь, одиночество, страдание, обида, разочарование, стойкость, спокойствие, надежда, настрой на победу…..)
- Высказывают свои предположения – сохранить память о людях, событиях.
- Отвечают на вопросы учителя: «Место хранения фотографий – альбом».
- Дают определение слова «Альбом» - книга, тетрадь в переплёте для рисунков, фотографий, стихов, каких-либо коллекций.
- Высказывают свое предположение, что это – портрет.
- Читают название рассказа А. Приставкин «Портрет отца»
- Высказывают свои предположения.
- Отвечают, что нужно прочитать рассказ.
|
- Обращает внимание учащихся на электронную доску, на которой появляются 3 пустые рамки для фотографий с пустыми строчками под ними.
Альбом произведения А.Приставкина «Портрет отца»
______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ - Предлагает определить, с какой целью будем работать над произведением.
- Организует работу над анализом произведения
- Предлагает определить героев рассказа
- Задает вопросы по произведению
-Какую находку обнаружил мальчик в библиотеке? -Как выглядел человек на фотографии? -Какой вывод сделал для себя мальчик?
-Что сделал герой с найденной книжкой? Почему?
-С кем мальчик поделился своим открытием? Почему?
-Как отреагировал Володя на утверждение мальчика об отце? -К кому обратились мальчики за помощью? Почему? -Что ответила воспитательница мальчикам? Почему?
-Что делает Володя Акимцев с фотографией? -Какие чувства в этот момент испытывает герой?
-Удалось ли Володе Акимцеву и воспитательнице убедить мальчика в том, что это не его отец? Докажите. -С каким предложением обращается Володя Акимцев к мальчику? Почему?
-Почему Володя Акимцев решает отдать фотографию мальчику? -Какие чувства испытывал Володя в этот момент? Почему?
- Предлагает определить главную мысль рассказа.
- Организует групповую работу по характеристике героев произведения.
- Предлагает вернуться к изображениям трех пустых рамок на доске.
- Предлагает ответить, почему именно 3 рамки изображены на доске.
- Делит класс на 3 группы (по рядам)
- 1 группа- характер и качества главного героя.
2 группа- характер и качества Володи Акимцева. 3 группа – характер и качества воспитательницы.
- Предлагает каждой группе определить, какую фотографию из предложенных в начале урока, можно соотнести с героем произведения, на свободных строчках записать слова или словосочетания, раскрывающие характер героя.
| - Обращают внимание на доску.
- Предполагают, что цель работы – дать характеристику героям, выбрать из представленных изображений подходящие портреты героев для создания альбома произведения.
- Определяют героев произведения – мальчик, Володя Акимцев, воспитательница.
- Отвечают на вопросы учителя, подтверждая ответы текстом.
-Маленькую книжку с фотографией. -На фотографии был человек в меховой шапке и полушубке. -Что этот человек его отец. -Стащил книжку (взял без разрешения), забрался в самый темный угол, чтобы его никто не увидел, оторвал обложку и засунул ее под рубаху, как самое дорогое и единственное, что у него осталось. Таким образом мальчик уходит от одиночества и чувствует себя под защитой. -С Володей Акимцевым, т.к он был самым сильным парнем , поэтому пользовался уважением. -Не поверил ему, вырвал портрет из рук. -К воспитательнице. Она взрослый человек, скажет правду. -«Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, что это твой отец…» Не хотела, чтобы мальчик зря надеялся. Она понимала, что это не его отец, но однозначного ответа она не дала. Ольга Петровна не подтвердила предположение мальчика, но и не отняла у него надежду на то, что человек на фотографии может быть его отцом. -Спрятал ее. -Обиду, досаду, разочарование, боль. У него отобрали самое дорогое, что у него осталось. Мальчик плачет по ночам, перерывает библиотеку в надежде отыскать вторую такую книгу, но все безрезультатно. -Нет. Мальчик по-прежнему уверен, что этот человек – его отец. -Отдать компас, нож и новый спортивный костюм. Эти вещи представляют ценность для мальчика, находящегося в военное время в детском доме, но ради отца он готов их отдать. -Понял, что ради этой фотографии мальчик готов на все. Володя смог пересилить свое чувство несправедливости, зависть. Он сопоставил свои чувства с чувствами мальчика. Родители Володи Акимцева находились далеко в городе, занятом фашистами. У него не было никаких фотографий. Ему было больно и одиноко, он понял, что такие же чувства испытывает и мальчик. - Определяют основную мысль рассказа – дети в военное время цеплялись за любую фантазию, за любую надежу, лишь бы не осознавать то, что они остались навсегда без родных людей.
- Определяют, что количество рамок соответствует количеству героев произведения.
- Делятся на группы. Вспоминают правила групповой работы.
Подбирают слова и словосочетания, с помощью которых можно охарактеризовать героев. Мальчик – добродушный, добросердечный, внимательный, чуткий, одинокий. Володя Акимцев – сильный, одинокий, справедливый, сострадающий, реалист. Воспитательница – строгая, не даёт ложных надежд, но и не отбирает мечту и надежду у мальчика, деликатная в своих рассуждениях, не хочет ранить ребенка, проявляет сочувствие. - Выполняют работу. Один человек из группы выходит к доске. Помещает выбранную фотографию в рамку, дает характеристику герою.
Мальчик Вова Акимцев Воспитательница Добродушный Сильный Строгая Добросердечный Справедливый Не дает ложных Чуткий Одинокий надежд Заботливый Реалист Деликатная в своих Одинокий Сострадающий рассуждениях Проявляет сочувствие |