фрагмент урока литературного чтения "Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

мастер-класс на республиканском семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой. Акула. 4-й класс.  («Начальная школа 21 века»)

Мастер-класс  провела учитель начальных классов МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани Советского района

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Акула"; пробудить познавательную активность; (познавательные УУД)
  • работать над умением выражать собственное отношение к изображённым в произведении событиям, к героям и их поступкам; (личностные УУД)
  • расширять кругозор учащихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;  (коммуникативные УУД)
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким. (личностные УУД)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, клей, цветная бумага, салфетки, листы бумаги А-5.

-Мы продолжим чтение и работу над произведением Л.Н.Толстого. (слайд 5)

-Дома вы познакомились ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. И наша с вами задача: моделирование обложки произведения.

- Перед вами лежат лист белой бумаги, заместители жанров  (цв. бумага), клей и салфетка.

- Найдите и прочитайте про себя фамилию автора. Укажите  её на модели.

(Лев Николаевич Толстой)

-  Как автор озаглавил своё произведение? Укажите. («Акула»)

- Что написал автор – сказку, рассказ, стихотворение? (Рассказ).

- О ком или о чём это произведение?

(Дети самостоятельно определяют и  указывают жанр и тему: рассказ об акуле и людях (прямоугольник  коричнево-жёлтый)

- Итак, обложка нашего произведения готова. Скажите, что мы можем узнать из обложки книги. (слайд 6)

                                                                                Фамилия

                                                                                автора

                                                                                Жанр и тема.               Название

                                                                                Рассказ                        произведения

                                                                                 о животных

                                                                                 и  людях.

                                                                                 Заголовок

Чтение рассказа учащимися (по абзацам).

Задание до чтения: (слайды 7, 8)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

- Какие у Вас возникли чувства?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

- Расскажите, что переживали во время чтения?

 Словарно-лексическая работа. (Слайд 9)
(слайд со словами) - Какие слова вам были незнакомы при чтении дома?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
(Дети нашли толкование слов и принесли готовые ответы)
Давайте выясним их значение.    
(Ответы могут читать «по цепочке»)
Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Палуба - часть судна.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
(Слайд 10)

Сорвался с места - побежал что было сил.
Понатужься - собери силы.
Подле пушки - около пушки.
Взял фитиль – зажёг фитиль.

Работа над сюжетом произведения. (слайд 11)
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.

(сюжет – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения)
- Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение  действия, развязка).
Слайд (элементы сюжета)
(Экспозиция - это вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Кульминация – самый важный, напряженный момент в произведении.
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия.)

- Какова завязка сюжета (с чего все началось)? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события? (матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)
- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)

- Итак, план рассказа. (слайд 12)

  1. Купальня в парусе.
  2. Мальчики в открытом море.
  3. Акула.
  4. Выстрел.
  5. Дети спасены.

- Я вам предлагаю подумать над следующими  вопросами.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
- Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание). (слайд 13)

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
чтобы показать, как переживают родители за детей;
как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии).

Составление отзыва.   (слайд 14)

- Вам понравился рассказ? Как вы считаете, можно рекомендовать другим детям прочитать это произведение?

 - А что для этого надо? Правильно. Напишите отзыв на обратной стороне модели обложки.

(отзыв – 1) передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением;

                2) оценка, выражение своего отношения к прочитанному;

                3) размышления по поводу прочитанного).

- Будете работать в группах. У вас на столах есть памятки-помощницы.

(1. автор произведения  –

 2. жанр произведения –

 3. название произведения –

 4. место и время событий –

 5. кто стоит в центре повествования –

 6. мнение читателя о произведении - )

- Зачитайте свои отзывы.

- Молодцы.

Работа со словарём чувств.   (Слайд  15)

 - Выберите слова, которые показывают наши чувства при чтении  рассказа.

Словарь чувств

    Радость                                      Волнение                          

    Удивление                                 Беспокойство                  

    Нежность                                   Тревога                                      

    Стыд                                           Ужас                      

    Обида                                         Страх                                

    Торжество                                  Любовь                                                                                                                  

- Какое настроение было у вас на уроке?

- От чего зависят наши чувства?

- Оцените свою работу. Подумайте, взяли  ли вы с урока что - то новое,  работали активно, весь урок заставляли себя думать.   (слайд 15)

- Отметку ставим в правом верхнем углу модели обложки.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый  – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

 - Ребята,  спасибо за работу, вы сегодня все  молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой 1828-1910 Выполнила: Багманова З.Т., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани Советского района

Слайд 3

автор название произведения заголовок Модель обложки произведения Лев Николаевич Толстой коричневый жёлтый Акула жанр, тема

Слайд 4

Определить, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный? 2. Ответить на вопрос: Что поразило?

Слайд 5

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

Слайд 6

Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние. Палуба - часть судна. Сорвался с места - побежал что было сил. Понатужься - собери силы. Подле пушки - около пушки. Взял фитиль – зажёг фитиль.

Слайд 7

Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Продолжение действия Заключение Развязка

Слайд 8

1.Купальня в парусе /спокойствие 2.Мальчики в открытом море /волнение 3.Акула /тревога, страх 4.Выстрел / ужас 5.Дети спасены /радость и облегчение

Слайд 9

Отец Маль-чики акула Смелый, мужественный Находчивый, решительный Волнующийся, самоотверженно любящий Испуганные, беззащитные Радостные, веселые неопытные хищник, морское чудовище

Слайд 10

Схема - помощница Автор произведения – . . . Жанр произведения – . . . Название произведения – . . . Место и время событий – . . . Кто стоит в центре повествования – . . . Мнение читателя о произведении -...

Слайд 11

Словарь чувств радость удивление нежность стыд обида торжество волнение беспокойство тревога ужас страх любовь

Слайд 12

Зелёный - Я доволен собой! Жёлтый - Я вполне доволен собой! Красный - Мне нужна помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)

публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы  на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

Страшный рассказ. Фрагмент урока литературного чтения

Фрагмент урока по литературному чтению (этап открытия нового знания)Цель: познакомить с творчеством Чарушина.Задачи: Актуализировать имеющиеся у детей знанияРазвивать умение анализировать, прогнозиров...

фрагмент урока Литературного чтения "зима не даром злится" в гостях у панды

Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, х...

Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».

Фрагмент урока  литературного чтения (слушания)  в 1 классе  на тему: «Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....