фрагмент урока литературного чтения "Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
мастер-класс на республиканском семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bagmanova_z.t.-_konspekt_fragmenta_uroka.doc | 48.5 КБ |
bagmanova_z.t.-_prezentatsiya_k_fragmentu_uroka.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н. Толстой. Акула. 4-й класс. («Начальная школа 21 века»)
Мастер-класс провела учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани Советского района
Цель: развитие читательских умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Акула"; пробудить познавательную активность; (познавательные УУД)
- работать над умением выражать собственное отношение к изображённым в произведении событиям, к героям и их поступкам; (личностные УУД)
- расширять кругозор учащихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; (коммуникативные УУД)
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким. (личностные УУД)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, клей, цветная бумага, салфетки, листы бумаги А-5.
-Мы продолжим чтение и работу над произведением Л.Н.Толстого. (слайд 5)
-Дома вы познакомились ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. И наша с вами задача: моделирование обложки произведения.
- Перед вами лежат лист белой бумаги, заместители жанров (цв. бумага), клей и салфетка.
- Найдите и прочитайте про себя фамилию автора. Укажите её на модели.
(Лев Николаевич Толстой)
- Как автор озаглавил своё произведение? Укажите. («Акула»)
- Что написал автор – сказку, рассказ, стихотворение? (Рассказ).
- О ком или о чём это произведение?
(Дети самостоятельно определяют и указывают жанр и тему: рассказ об акуле и людях (прямоугольник коричнево-жёлтый)
- Итак, обложка нашего произведения готова. Скажите, что мы можем узнать из обложки книги. (слайд 6)
Фамилия
автора
Жанр и тема. Название
Рассказ произведения
о животных
и людях.
Заголовок
Чтение рассказа учащимися (по абзацам).
Задание до чтения: (слайды 7, 8)
1. Определить, какой это рассказ?
2. Ответить на вопрос: Что поразило?
- Какие у Вас возникли чувства?
- Какой это рассказ?
- Что поразило?
- Расскажите, что переживали во время чтения?
Словарно-лексическая работа. (Слайд 9)
(слайд со словами) - Какие слова вам были незнакомы при чтении дома?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…). (Дети нашли толкование слов и принесли готовые ответы)
Давайте выясним их значение. (Ответы могут читать «по цепочке»)
Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Палуба - часть судна.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
(Слайд 10)
Сорвался с места - побежал что было сил.
Понатужься - собери силы.
Подле пушки - около пушки.
Взял фитиль – зажёг фитиль.
Работа над сюжетом произведения. (слайд 11)
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.
(сюжет – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения)
- Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка).
Слайд (элементы сюжета)
(Экспозиция - это вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Кульминация – самый важный, напряженный момент в произведении.
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия.)
- Какова завязка сюжета (с чего все началось)? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события? (матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)
- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)
- Итак, план рассказа. (слайд 12)
- Купальня в парусе.
- Мальчики в открытом море.
- Акула.
- Выстрел.
- Дети спасены.
- Я вам предлагаю подумать над следующими вопросами.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
- Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание). (слайд 13)
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
чтобы показать, как переживают родители за детей;
как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии).
Составление отзыва. (слайд 14)
- Вам понравился рассказ? Как вы считаете, можно рекомендовать другим детям прочитать это произведение?
- А что для этого надо? Правильно. Напишите отзыв на обратной стороне модели обложки.
(отзыв – 1) передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением;
2) оценка, выражение своего отношения к прочитанному;
3) размышления по поводу прочитанного).
- Будете работать в группах. У вас на столах есть памятки-помощницы.
(1. автор произведения –
2. жанр произведения –
3. название произведения –
4. место и время событий –
5. кто стоит в центре повествования –
6. мнение читателя о произведении - )
- Зачитайте свои отзывы.
- Молодцы.
Работа со словарём чувств. (Слайд 15)
- Выберите слова, которые показывают наши чувства при чтении рассказа.
Словарь чувств
Радость Волнение
Удивление Беспокойство
Нежность Тревога
Стыд Ужас
Обида Страх
Торжество Любовь
- Какое настроение было у вас на уроке?
- От чего зависят наши чувства?
- Оцените свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. (слайд 15)
- Отметку ставим в правом верхнем углу модели обложки.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- Ребята, спасибо за работу, вы сегодня все молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
автор название произведения заголовок Модель обложки произведения Лев Николаевич Толстой коричневый жёлтый Акула жанр, тема
Определить, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный? 2. Ответить на вопрос: Что поразило?
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние. Палуба - часть судна. Сорвался с места - побежал что было сил. Понатужься - собери силы. Подле пушки - около пушки. Взял фитиль – зажёг фитиль.
Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Продолжение действия Заключение Развязка
1.Купальня в парусе /спокойствие 2.Мальчики в открытом море /волнение 3.Акула /тревога, страх 4.Выстрел / ужас 5.Дети спасены /радость и облегчение
Отец Маль-чики акула Смелый, мужественный Находчивый, решительный Волнующийся, самоотверженно любящий Испуганные, беззащитные Радостные, веселые неопытные хищник, морское чудовище
Схема - помощница Автор произведения – . . . Жанр произведения – . . . Название произведения – . . . Место и время событий – . . . Кто стоит в центре повествования – . . . Мнение читателя о произведении -...
Словарь чувств радость удивление нежность стыд обида торжество волнение беспокойство тревога ужас страх любовь
Зелёный - Я доволен собой! Жёлтый - Я вполне доволен собой! Красный - Мне нужна помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)
публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....
Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"
Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...
конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"
конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...
Фрагмент урока Литературное чтение 4 класс, Окружающий мир 1 класс с использованием интерактивных методов
Данный материал содержит элементы критического мышления...
Страшный рассказ. Фрагмент урока литературного чтения
Фрагмент урока по литературному чтению (этап открытия нового знания)Цель: познакомить с творчеством Чарушина.Задачи: Актуализировать имеющиеся у детей знанияРазвивать умение анализировать, прогнозиров...
фрагмент урока Литературного чтения "зима не даром злится" в гостях у панды
Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, х...
Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».
Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....