Буквы Б,б.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

конспект урока для 1 класса по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Б.31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Суворова Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

ГБОУ начальная школа-детский сад №662

г. Кронштадт

План – конспект

урока по учебнику «Азбука»

Авторы: Горецкий В.Г. и другие.

Тема: Согласные звуки [б ] [б* ].Буквы Б, б.

 Дидактическая цель:

Создать условия для знакомства с новыми звуками [б ] [б* ], буквами Б, б.

Задачи  урока:

Предметные:

Формировать умения выделять звуки в речи, определять место звука в словах;

Формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки;

Развивать культуру звукопроизношения;

Формировать умения выделять новые звуки в речи, находить их в словах, читать слова и предложения с новыми буквами.

Формировать элементарные навыки читательской культуры

Познакомить с новой буквой;

Метапредметные:

Способствовать  овладению способностью,  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности;

Развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Межпредметные связи:

Окружающий мир. «Животный мир»

Ресурсы урока:

В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» часть1, 1 класс

Приложение на электронном носителе к учебнику «Азбука»

Мультимедийная презентация

 Книга К. И. Чуковского «Доктор Айболит»

Предметы «бинт», «бант»

Д. Н. Ушаков  «Толковый словарь»

- Учить давать характеристику звукам.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Структура.

Этапы:

I.Подготовительный

II.Усвоение новых знаний

III.Первичная проверка усвоения

IV.Рефлексия.

Формирование ключевых компетенций

- учебно-познавательной

- коммуникативной

Единица содержания

Характеристика звуков [ б] [б* ],обозначаемых на письме буквой Б,б.

Граница знания-незнания.

- дети знают и умеют читать слова с новой буквой

- не знают какие звуки обозначаются буквой  Б, б.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Подготовительный этап.

Задачи.

  1. Подготовка детей к активной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формулировка темы урока.
  1. Подготовка детей к активной деятельности.

А) Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, а так же с гостями.

Организация внимания всех учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Работа с лентой букв.

Учитель показывает буквы на ленте букв в любом порядке.

По необходимости учитель помогает, организует.

  1. Работа в тетрадях для печатания.

Использование ТСО.

Буквы вы знаете, а теперь посмотрим, как вы их хорошо умеете печатать.

Я вам буду показывать  иллюстрации, а вы будете печатать в клеточках по порядку начальную букву слова.

ММП с иллюстрациями животных (дятел, осы, тигрята, окунь, рысь)(приложение 1)

 

Взаимное приветствие учителя и учащихся, а так же с гостями.

Умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Учащиеся называют, объясняют, выбирают.

Ученики называют буквы ( буква «А», буква «эС» и т.д.)

Ученики называют звуки (звук [с ] [ с*] [т ] [ т*] и т.д.)

Называют глухие согласные звуки, звонкие.

Называют гласные, которые обозначают твёрдость(мягкость)согласных.

Учащиеся размышляют и печатают в тетрадях начальную букву слов.

 Учитель так же пишет на доске  буквы.

Организует контрольно –оценочную деятельность.

Какое слово у нас получилось?

Сколько в слове гласных?

Сколько в слове слогов?

Как определили?

Какой слог ударный?

А как звали врача, который лечил больных животных в сказке Корнея Ивановича Чуковского?

ММП (1  иллюстрация Доктора Айболита с животными)

(приложение 1)

Чтение учителем отрывка из сказки.

Добрый  доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

ММП ( 2 иллюстрация)

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

Организует беседу по содержанию:

 - Что произошло с лисой?

- Что случилось с барбосом?

Проводят самооценку

Дети читают – доктор, размышляют :

Два гласных (отмечаем красной точкой под буквой)

Два.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Разделим  на слоги.

Первый, ударение падает на гласный о.

Высказывают предположения.

Доктор Айболит.

Учащиеся слушают.

Высказывают предположения.

Её укусила оса.

Его курица клюнула в нос.

Учитель  создаёт условия для развития внимания и наблюдательности.

Посмотрите внимательно на Барбоса.

Система заданий для решения проблемы:

- Что вы заметили?

 - Что используют врачи, что б забинтовать ранку?

 - а что такое бинт?

Учитель показывает детям бинт.

Способствует развитию словарного запаса учащихся и организует работу со словарём.

- А что б точно сформулировать  толкование этого слова, куда нам надо посмотреть?

Работа со словарём.

- Правильно, значение непонятных нам слов мы посмотрим в толковом словаре.

Бинт – длинная узкая лента из марли для лечебных повязок.

Давайте сделаем звуковую модель этого слова.

- Посчитайте сколько звуков в этом слове?

Произносим слияние.

Какие ещё звуки слышим в слове?

Разделим слово на  слоги.

Поставим ударение.

Создание проблемной ситуации:

А теперь я вам предложу для лечебной повязки для барбоса – бант

Учитель показывает бант (белая ленточка и синий уже готовый бант)

Бант –лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.

Высказывают предположения:

Нос забинтован.

Используют бинт.

Предположения детей.

Предположения учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Дети работают в тетрадях.

Отвечают на вопросы:

Четыре. Значит, чертим прямоугольник  из 4 клеточек.

-би. Состоит из согласного мягкого[ б*] и гласного[ и].  

Обозначим  на схеме слияние –зелёным цветом и красным.

 - согласный [н ]  [ т ]. Обозначим на схеме синим цветом, так как они  твёрдые.

В слове один гласный, значит  слово состоит из 1 слога. И делить на слоги не будем.

Ударение ставить не будем, так как в слове один слог он и есть ударный.

Высказывают предположения.

Давайте сделаем звуковую модель этого слова.

- Посчитайте сколько звуков в этом слове?

Произносим слияние.

Какие ещё звуки слышим в слове?

Разделим слово на  слоги.

Поставим ударение.

Дети работают в тетрадях.

Четыре. Значит, чертим прямоугольник  из 4 клеточек.

-ба. Состоит из согласного твёрдого[ б*] и гласного[ и].  

Обозначим  на схеме слияние –синим цветом и красным.

 - согласный [н ]  [ т ]. Обозначим на схеме синим цветом, так как они  твёрдые.

В слове один гласный, значит  слово состоит из 1 слога. И делить на слоги не будем.

Ударение ставить не будем, так как в слове один слог он и есть ударный.

3.Формулировка темы урока.

Выделите первые звуки в этих словах.

Звуки [б ] [б* ].

Тема урока: Мы сегодня изучаем звуки [б ] [б*].

Давайте дадим характеристику по плану:

  1. Гласный или согласный?
  2. Какую встречают преграду?
  3. Звонкий или глухой?
  4. Твёрдый или мягкий?

Обобщают ,самостоятельно объявляют тему урока.

Отвечают по плану:

Согласный, так как при произношении встречает преграду ,губы плотно смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, слышится шум и голос, значит звук звонкий ,бывает твёрдым и бывает мягким.

                                                      Физкультминутка.

Блок динамической нагрузки, связанный  с темой урока:

(психогимнастика)

Развитие фонематического слуха.

Учитель спрашивает:

Кого у нас лечил доктор Айболит?

Если услышите название животного, в которых есть звук [б* ] – то подпрыгиваете, как белочки.

Если звук [б ], - то машете крылышками, словно бабочка.

Учитель произносит слова:

Баран белочка бурундук бегемот бабочка кабан зебра бык бобёр

Высказывают предположения.

Обращают внимание, что в слове белочка звук [б* ] -мягкий

А в слове бабочка –твёрдый.

II.Усвоение нового материала.

Задачи.

Обобщение знаний о букве Б.

Мы сегодня знакомимся со звуками [б] [ б*].

Дайте характеристику звуку.

Придумайте слова ,в которых встречаются звуки[б ] [б* ].

Создаёт условия для знакомства с новой буквой:

Звуки [ б] [б* ] обозначаются буквой «Бэ».

- Сколько букв  я вам предлагаю узнать?

На доске появляется  плакат с 4 буквами

В каких случаях мы используем заглавные буквы?

-На уроке чтения мы будем учиться писать печатные буквы б и читать слоги с букой б.

Оставляю только 2 печатные буквы (большую и маленькую)

- на что похожа большая  буква Б?

- на что похожа маленькая  буква б?

Учимся печатать буквы.

Создаются условия для практической работы:

Используется  электронное приложение к Азбуке. (Приложение 2)

- сначала печатаем заглавную букву Б.

- Печатаем строчную букву б.

элементы написания :

 1. Овальчик.2 –«узенький листик».

Показ учителем на доске.

Самостоятельно делают вывод, обобщают:

Согласный, так как при произношении встречает преграду ,губы плотно смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, слышится шум и голос, значит звук звонкий ,бывает твёрдым и бывает мягким.

Высказывают предположения.

Четыре.

Высказывают предположения.

Размышляют, высказывают предположения.

Дети самостоятельно печатают в своих тетрадях, после просмотра эл.приложения и объяснения учителя

        III. Первичная проверка усвоения.

Задачи.

  1. Первичная проверка умения применять полученные знания при решении практических задач.
  2. Учить детей логично излагать свои мысли.

1.Чтение слогов с новой буквой по –разному:

(Приложение 3)

С радостью,

С удивлением

Споём

С грустью

С вопросом

Прочитайте слоги, в которых звук б – твёрдый, мягкий.

Игра в электронном приложении.

(Приложение 4)

Расположить слоги по твёрдости и мягкости согласных.

Прочитать слог с радостью и определить ему место.

2.Работа по учебнику  «Азбука».

Откройте Азбуку.

Прочитаем названия животных, которых мог бы вылечить доктор Айболит.

Прочитайте слова ,в которых звук б – твёрдый; мягкий.

-А вы видели когда –нибудь белочку?

Расскажите где и когда.

Почитаем рассказ о белочке и узнаем, где она живёт.

ба        аб

бо        об

бу         уб

бы       ыб

би         иб

Формировать умение ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию

Учащиеся читают:

Зебра    зубры        белка

Кобра     зебры        барсук

Учащиеся размышляют и читают.

Ученики рассказывают.

Чтение текста из Азбуки про белочку.

Вопросы по содержанию.

  1. Где были ребята?
  2. Какие деревья там растут?
  3. Кто скакала с ветки на ветку?
  4. Что брала белка из рук?

Учащиеся отвечают на простые вопросы учителя по содержанию текста.

Повторное чтение текста детьми  по предложениям.

        IV.Рефлексия.

Задачи.

Организация рефлексии.

 - С какими звуками мы сегодня на уроке познакомились?

-Дайте характеристику звуку б.

-Какой буквой обозначается звуки б,б*?

- А для чего нужны нам эти знания о букве и звуках?

- Подведение итогов урока учителем.

Учитель организует оценочную деятельность учащихся.

Пожатие руки каждому ученику за активную работу на уроке.

Учащиеся обобщают

Учащиеся размышляют, высказывают предположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...