И А Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чертановская Людмила Александровна

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Планета Знаний" ФГОС  проводится в форме игры, прослушивания аудиозаписи , просмотра м/ф, составления д/ф, озвучивания м/ф,на уроке проводится словарная работа Конспект этого урока позволяет детям закрепить свои знания о баснописце,басне, учатся выразительно читать и разбирать  , цель учащихся:выявить уровень собственных знаний и умений овладения ориентированием в выборе заданий.Цель учителя:выявить интеллектуальный уровень учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок чтения30.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

ФИО автора

Чертановская Людмила Александровна

Место работы, должность

МОУ  ООШ  с. Волынщина

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

Басни. 3 урок

Предметная программа и её автор

УМК «Планета знаний» Программа «Литературное чтение»

Автор Кац Элла Эльханоновна

Цель урока

Формировать умение  анализировать басню; развивать мышление и речь; воспитывать умение распознавать лесть и выработать отрицательное отношение к ней, воспитывать мотивацию к изучению через использование ЭОР.

Тип урока

Комбинированный.

Модель организации УПД младших школьников

Фронтальная.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, толковый словарь,карточки с заданиями и пословицами для уч-ся.

   

    Цель: Ознакомить учащихся с басней А.И.Крылова.

    Задачи: Учить определять мораль басни как жанр литературы по характерным признакам;

                 Развивать память учащихся;

                  Воспитывать толерантности.

Ключевые компетенции:

  • коммуникативная;
  • информационная.

УУД:  - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения друг с другом  и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные:

  • Познакомить уч-ся с басней Крылова И.А.»Ворона и Лисица»;
  • Закрепить знания о баснописцах;
  • Учить определять мораль  басни, определять пороки как  лесть и честолюбие по характерным признакам;
  • Развивать память учащихся;
  • Дать мотивацию на успех учащихся.

Воспитательные:

  • Отработать коммуникативные навыки;
  • Развивать толерантное поведение (положительные черты характера);
  • Воспитывать любовь к книгам(басням).

Развивающие:

  • Развить способность наблюдать;
  • Способность анализировать;
  • Развиватьнавык выразительного, беглого, осознанного чтения

Цель – учителя: выявить интеллектуальный уровень учащихся, степень владения операциями познания;

ученика: выявить уровень собственных знаний и умений; овладеть умениями ориентироваться в выборе заданий той или иной трудности в соответствии с интересами и способностями.

Структура и ход урока

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Название используе-

мых ЭО

Время

1.

Адаптационный этап

Адаптировать учащихся к анализу басни;

выявить  знания о героях басен И.А. Крылова.

Отвечают на вопросы викторины в виде игры «Заморочки из бочки» по прочитанным басням.

Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы. Комментируют, дополняют и  оценивают ответы одноклассников.

Осмысливают проблему. Предлагают варианты дальнейшей работы.

Организует проведение викторины по материалам прочитанных басен И.А. Крылова.

Демократиче-ская  беседа «С какой целью сочиняются басни?»

Создаёт проблемную ситуацию.  Дети определяют тему и цели урока

.«Какая мораль может быть в басне с названием «Ворона и лисица»? Каким путем мы можем найти правильный ответ на этот вопрос?

мин

мин

мин

2.

Основной этап

Формирова-ние умения слушать произведение в исполнении мастеров слова на основе ранее сформированных умений. Формирова-

ние умения работать с дополнитель-ными источниками информации.

Формирова-ние позитивного опыта применения умения делить басни на части.

Формирова-ние умения анализиро-вать басню.

Формирова-ние умений работать в паре на основе применения ранее сформированных умений.

Слушают.

Работают со словарями, объясняя смысл слов: гнусна, не впрок, льстец, вещуньина.

Читают басню. Высказывают свою точку зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников.

Проводят физкультминутку.

Полным ответом отвечают на вопросы учителя с опорой на текст.

Читают басню выборочно,

составляют диафильм по прочитанному,

работают в парах,

Желающие читают вслух, озвучивая мультипликационный фильм. остальные слушают и комментируют.

Вступают в диалог с учителем.

Организует прослушивание басни И.А. Крылова в исполнении И. Ильинского.

Предлагает найти объяснение непонятным словам.

Предлагает уточнить структуру и композицию  басни. Организует дискуссию.

Организует муз. сопровождение

Проводит беседу по содержанию басни.

Предлагает прочитать басню в лицах, поставив себя на место героев.

Оценивает чтение.

Организует сократическую беседу «Какова же мораль данной басни? Правильно ли она была определена в начале урока?»

ЭОР № 1.

мин

мин

мин

мин

мин

мин

мин

мин

3.

Творческий этап

Закрепление знания учащихся с помощью творческих заданий.

Смотрят,озвучивают  фильм.

Читают пословицы, выбирая подходящие.

Определяют эффективность своей деятельности на уроке.

Слушают, задают вопросы, записывают задание в дневник.

Организует демонстрацию анимационного фильма по басне «Ворона и Лисица».

Предлагает прочитать пословицы и объяснить, какие из них подходят к басне.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Нацеливает на выполнение домашнего задания

ЭОР № 2.

мин

мин

мин

мин

Перечень ЭОР, используемых на уроке

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка на ресурс

ЭОР № 1

ЕК ЦОР

И. А. Крылов "Ворона и Лисица"

(N 203453)

Коллекция

ИР

Аудиофраг-мент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ea8bddb9-759f-478c-a7fc-d876e2bfe489/?interface=pupil

ЭОР № 2

ЕК ЦОР

Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица"

(N 203157)

Коллекция

ИР

Видеофраг-мент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BVI_09%5D.htm

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию нового.

  1. Игра « Заморочки  из бочки»

( выбирают бочонок,читаю вопрос, дети отвечают)

- Посмотрите на выставку книг.

- Как называются произведения, напечатанные в этих книгах? ( Басни.)

- Как называют людей, которые пишут басни? ( Баснописцами.)

- Кто обычно является героями басен? ( Животные.)

- Кого мы узнаём в этих животных? ( Людей.)

- Какие человеческие пороки высмеивают в баснях? ( Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др)

- Что такое басня?(небольшое пр-е, написанное стихами, действующие лица- животные, которые высмеивают пороки людей)

- Чем басня отличается от стихотворения?  (В басне есть мораль.)

- Что такое мораль басни? ( Поучительный вывод.)

- Чем басня похожа на сказку? ( И там, и там есть какой-нибудь совет или поучение.)

2. Мобилизующий этап

Итак, вам попалось логическое упражнение . др. отгадать ребусы.

К уроку чтения ученики 4 класса Аня, Юля и Катя прочитали басни Эзопа «Ворон и лисица», И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна» и Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Аня прочитала  басню Эзопа «Ворон и лисица», а Юля не читала произведение Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Какие произведения читали Юля и Катя?

(т.к. Юля не читала произведение Л Н Толстого»Отец и сыновья», то она читала басню Крылова «Зеркало и Обезьяна», а Катя – Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»)

Проверяю правильность отгаданных ребусов (басня,  Крылов)

3 Формулирование учащимися темы и цели урока.

-Вы справились  с этими заданиями  успешно. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора уже прозвучала в логическом  упражнении и ребусах , которые вы отгадали. Крылов Иван Андреевич

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним  его произведением. А вот с каким  ,  вы узнаете, прочитав следующую запись.

 Найдите в ней несоответствие и устраните его ,  назовите произведение      И.А.Крылова.

Э. Успенский                                       «Весенняя гроза»

А.С.Пушкин                                          «Ворона и лисица»

И.А.Крылов                                           «Сказка о попе и о работнике  его  Балде»

Ф.И.Тютчев                                                     «Дядя Фёдор, пёс и кот»

-А теперь, кто сможет сформулировать тему нашего урока?

(Тема урока – Произведение И.А.Крылова «Ворона и лисица»

-Зная тему, поставим цель урока.

(познакомиться с произведением Крылова, учиться правильно и выразительно его читать, определять идейный смысл)

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте побеседуем об авторе. Что интересного вы  знаете о писателе?

(его семья была бедной, с 11 лет писателю пришлось работать, т.к. его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери. Но всем понятно, что под их личиною , скрываются люди со своими характерами и делами)

 4Словарная работа

-Подготовимся к чтению нового произведения, но прежде выясним значения некоторых слов,  которые встретятся при чтении.

Взгромоздиться как сказать по-другому? (Взобраться, устроиться наверху.)

близёхонько- как сказать по-другому? ( Близко.)

не впрок- каким другим выражением можно заменить это выражение? ( Всё напрасно, не на пользу.)

пленить-каким другим глаголом можно заменить этот глагол? ( Покорить, очаровать, понравиться.)

ежели- это устаревшее слово. Какое слово мы употребляем вместо слова "ежели"? ( Если.)

царь-птица- кто это? Кого можно назвать царь-птицей? ( Лучшую из всех птиц.)

вещунья- кого мы называем вещуньей? ( Предсказательницу.) Ворону в сказках изображали иногда как вещую птицу, предсказывающую недобрые вести. Отсюда- вещунья.

вертит хвостом- когда так говорят? ( Когда хитрят, лукавят.)

глаз не сводит- каким выражением можно заменить? ( Смотрит пристально, не отрывая глаз.)

вскружилась голова- утратила способность здраво рассуждать.

во всё горло- это как? ( Очень громко.)

была такова- как сказать по-другому? ( Исчезнуть, скрыться.)

5 Первичное восприятие текста

-Внимательно послушайте произведение , представьте действие, развивающееся в нём и определите жанр произведения.

( Басню читает учитель или используется аудиозапись.)

Ответьте на вопрос: почему Лисице удалось обмануть Ворону?

6. Чтение басни учениками про себя.

-Прочитайте басню про себя и скажите: за что Лисица хвалит Ворону?

7. Составление диафильма.

А теперь представим, что мы художники и нам поручили составить диафильм к этой басне. Читаем по отрывкам и будем придумывать кадры диафильма ( дети читают до остановки учителя).

1 отрывок . Ворона сидит на ели, в клюве держит сыр.

2 отрывок. Невдалеке от ели бежит Лисица торопливая.

3 отрывок. Лисица почуяла запах сыра, остановилась.

4 отрывок. Лисица видит сыр.

5 отрывок. Лисица на цыпочках подходит к дереву.

6 отрывок. Лисица "восхищается" красотой Вороны, упрашивает её спеть.

7 отрывок. Ворона в восторге от похвалы.

8 отрывок. Ворона "поёт" (каркает).

9 отрывок. Сыр падает.

10 отрывок. Лисица, схватив сыр, убегает.

11 отрывок. Ворона сидит печальная, растерянная.

IV. Беседа по содержанию.

- Какова Ворона по своему описанию, внешнему виду? Опишите её. На доске иллюстрация с изображением вороны. ( Голова, крылья чёрные, остальное оперение грязно-серое, клюв длинный, толстый.)

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

- А что говорит о Вороне Лисица? Зачитайте из текста.

- Какой у Вороны голос? ( Хриплый, неприятный.)

- А что говорит о голосе Вороны Лисица? Зачитайте из текста.

- Для чего Лисица так расхваливает Ворону? ( Чтобы добиться её расположения, понравиться ей.)

- Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду и называют лестью. Где лесть- там и хитрость.

V. Выборочное чтение.

- Прочитайте мораль басни.

- Как вы её понимаете?

- Что значит "Уж сколько раз твердили миру..." ( Говорили не раз.)

"Но только всё не впрок..." ( Не на пользу.)

"И в сердце льстец всегда отыщет уголок." ( Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.)

- Прочитайте, как Лисица хвалила Ворону. Что она ей говорила. Была ли эта похвала заслуженной? Почему?

- Прочитайте, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы. Какой же была Ворона?

- Какими качествами наделил автор Ворону? Лисицу?

- Какие строки позволяют не только увидеть, что сделала Ворона, но и услышать её "голос"?

- Прочитайте ( на доске):

Ворррона каррркнула во всё воррронье горррло.

-На что похоже: на ангельское пение или больше на хриплое карканье?

- Прочитаем басню выразительно.

VI.Чтение басни по ролям.

- Прочитаем басню по ролям.

- Кого мы должны выбрать? ( Лисицу, автора.)

- Слова автора будем читать не спеша, как будто идёт неторопливый рассказ.

- Как, по вашему, надо читать разговор Лисицы с Вороной? ( Лисица говорит с Вороной ласково, хитрым голосочком, чтобы обмануть и завладеть кусочком сыра .)  Каким метким словом Крылов назвал лисицу?(плутовка)  Передайте это при чтении.

- Где она делает паузы и зачем?

(при восхищении, )

- Выделим слова автора и Лисицы. Прочитаем по ролям.

VII. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы, объясните, какие из них подходят к басне.

"Верь своим очам, а не чужим речам."

"На  языке  медок, а на сердце- холодок."

"У лести нет чести."

VIII.Обобщающая беседа.

- Над кем смеётся Крылов в басне?

(над Вороной, у которой с похвал вскружилась голова)

- Какие пороки людей в ней осуждаются?

(льстивых людей, которые говорят сладкие речи ради собственной выгоды)

- Найдите, как сам автор говорит о лести.

(что лесть гнусна,вредна)

- Когда мы вспоминаем героев этой басни?

(когда нас обманут, ради выгоды)

- Чему учит эта басня?

(У лести нет чести)

IX. Итог урока.

- С какой басней мы познакомились на уроке?

- Кто её написал?

- Кто запомнил мораль басни?

X. Домашнее задание.

- Выучите басню наизусть, передайте при чтении характер Лисицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...