И А Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Планета Знаний" ФГОС проводится в форме игры, прослушивания аудиозаписи , просмотра м/ф, составления д/ф, озвучивания м/ф,на уроке проводится словарная работа Конспект этого урока позволяет детям закрепить свои знания о баснописце,басне, учатся выразительно читать и разбирать , цель учащихся:выявить уровень собственных знаний и умений овладения ориентированием в выборе заданий.Цель учителя:выявить интеллектуальный уровень учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок чтения | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
ФИО автора | Чертановская Людмила Александровна |
Место работы, должность | МОУ ООШ с. Волынщина Учитель начальных классов |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 класс |
Тема и номер урока в теме | Басни. 3 урок |
Предметная программа и её автор | УМК «Планета знаний» Программа «Литературное чтение» Автор Кац Элла Эльханоновна |
Цель урока | Формировать умение анализировать басню; развивать мышление и речь; воспитывать умение распознавать лесть и выработать отрицательное отношение к ней, воспитывать мотивацию к изучению через использование ЭОР. |
Тип урока | Комбинированный. |
Модель организации УПД младших школьников | Фронтальная. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, толковый словарь,карточки с заданиями и пословицами для уч-ся. |
Цель: Ознакомить учащихся с басней А.И.Крылова.
Задачи: Учить определять мораль басни как жанр литературы по характерным признакам;
Развивать память учащихся;
Воспитывать толерантности.
Ключевые компетенции:
- коммуникативная;
- информационная.
УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения друг с другом и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Образовательные:
- Познакомить уч-ся с басней Крылова И.А.»Ворона и Лисица»;
- Закрепить знания о баснописцах;
- Учить определять мораль басни, определять пороки как лесть и честолюбие по характерным признакам;
- Развивать память учащихся;
- Дать мотивацию на успех учащихся.
Воспитательные:
- Отработать коммуникативные навыки;
- Развивать толерантное поведение (положительные черты характера);
- Воспитывать любовь к книгам(басням).
Развивающие:
- Развить способность наблюдать;
- Способность анализировать;
- Развиватьнавык выразительного, беглого, осознанного чтения
Цель – учителя: выявить интеллектуальный уровень учащихся, степень владения операциями познания;
ученика: выявить уровень собственных знаний и умений; овладеть умениями ориентироваться в выборе заданий той или иной трудности в соответствии с интересами и способностями.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используе- мых ЭО | Время |
1. | Адаптационный этап | Адаптировать учащихся к анализу басни; выявить знания о героях басен И.А. Крылова. | Отвечают на вопросы викторины в виде игры «Заморочки из бочки» по прочитанным басням. Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы. Комментируют, дополняют и оценивают ответы одноклассников. Осмысливают проблему. Предлагают варианты дальнейшей работы. | Организует проведение викторины по материалам прочитанных басен И.А. Крылова. Демократиче-ская беседа «С какой целью сочиняются басни?» Создаёт проблемную ситуацию. Дети определяют тему и цели урока .«Какая мораль может быть в басне с названием «Ворона и лисица»? Каким путем мы можем найти правильный ответ на этот вопрос? | мин мин мин | |
2. | Основной этап | Формирова-ние умения слушать произведение в исполнении мастеров слова на основе ранее сформированных умений. Формирова- ние умения работать с дополнитель-ными источниками информации. Формирова-ние позитивного опыта применения умения делить басни на части. Формирова-ние умения анализиро-вать басню. Формирова-ние умений работать в паре на основе применения ранее сформированных умений. | Слушают. Работают со словарями, объясняя смысл слов: гнусна, не впрок, льстец, вещуньина. Читают басню. Высказывают свою точку зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников. Проводят физкультминутку. Полным ответом отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Читают басню выборочно, составляют диафильм по прочитанному, работают в парах, Желающие читают вслух, озвучивая мультипликационный фильм. остальные слушают и комментируют. Вступают в диалог с учителем. | Организует прослушивание басни И.А. Крылова в исполнении И. Ильинского. Предлагает найти объяснение непонятным словам. Предлагает уточнить структуру и композицию басни. Организует дискуссию. Организует муз. сопровождение Проводит беседу по содержанию басни. Предлагает прочитать басню в лицах, поставив себя на место героев. Оценивает чтение. Организует сократическую беседу «Какова же мораль данной басни? Правильно ли она была определена в начале урока?» | ЭОР № 1. | мин мин мин мин мин мин мин мин |
3. | Творческий этап | Закрепление знания учащихся с помощью творческих заданий. | Смотрят,озвучивают фильм. Читают пословицы, выбирая подходящие. Определяют эффективность своей деятельности на уроке. Слушают, задают вопросы, записывают задание в дневник. | Организует демонстрацию анимационного фильма по басне «Ворона и Лисица». Предлагает прочитать пословицы и объяснить, какие из них подходят к басне. Оценивает работу учащихся на уроке. Нацеливает на выполнение домашнего задания | ЭОР № 2. | мин мин мин мин |
Перечень ЭОР, используемых на уроке
И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления | Гиперссылка на ресурс |
ЭОР № 1 | ЕК ЦОР И. А. Крылов "Ворона и Лисица" (N 203453) | Коллекция ИР | Аудиофраг-мент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ea8bddb9-759f-478c-a7fc-d876e2bfe489/?interface=pupil |
ЭОР № 2 | ЕК ЦОР Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица" (N 203157) | Коллекция ИР | Видеофраг-мент |
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Подготовка к восприятию нового.
- Игра « Заморочки из бочки»
( выбирают бочонок,читаю вопрос, дети отвечают)
- Посмотрите на выставку книг.
- Как называются произведения, напечатанные в этих книгах? ( Басни.)
- Как называют людей, которые пишут басни? ( Баснописцами.)
- Кто обычно является героями басен? ( Животные.)
- Кого мы узнаём в этих животных? ( Людей.)
- Какие человеческие пороки высмеивают в баснях? ( Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др)
- Что такое басня?(небольшое пр-е, написанное стихами, действующие лица- животные, которые высмеивают пороки людей)
- Чем басня отличается от стихотворения? (В басне есть мораль.)
- Что такое мораль басни? ( Поучительный вывод.)
- Чем басня похожа на сказку? ( И там, и там есть какой-нибудь совет или поучение.)
2. Мобилизующий этап
Итак, вам попалось логическое упражнение . др. отгадать ребусы.
К уроку чтения ученики 4 класса Аня, Юля и Катя прочитали басни Эзопа «Ворон и лисица», И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна» и Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Аня прочитала басню Эзопа «Ворон и лисица», а Юля не читала произведение Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Какие произведения читали Юля и Катя?
(т.к. Юля не читала произведение Л Н Толстого»Отец и сыновья», то она читала басню Крылова «Зеркало и Обезьяна», а Катя – Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»)
Проверяю правильность отгаданных ребусов (басня, Крылов)
3 Формулирование учащимися темы и цели урока.
-Вы справились с этими заданиями успешно. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора уже прозвучала в логическом упражнении и ребусах , которые вы отгадали. Крылов Иван Андреевич
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним его произведением. А вот с каким , вы узнаете, прочитав следующую запись.
Найдите в ней несоответствие и устраните его , назовите произведение И.А.Крылова.
Э. Успенский «Весенняя гроза»
А.С.Пушкин «Ворона и лисица»
И.А.Крылов «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Ф.И.Тютчев «Дядя Фёдор, пёс и кот»
-А теперь, кто сможет сформулировать тему нашего урока?
(Тема урока – Произведение И.А.Крылова «Ворона и лисица»
-Зная тему, поставим цель урока.
(познакомиться с произведением Крылова, учиться правильно и выразительно его читать, определять идейный смысл)
-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте побеседуем об авторе. Что интересного вы знаете о писателе?
(его семья была бедной, с 11 лет писателю пришлось работать, т.к. его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери. Но всем понятно, что под их личиною , скрываются люди со своими характерами и делами)
4Словарная работа
-Подготовимся к чтению нового произведения, но прежде выясним значения некоторых слов, которые встретятся при чтении.
Взгромоздиться как сказать по-другому? (Взобраться, устроиться наверху.)
близёхонько- как сказать по-другому? ( Близко.)
не впрок- каким другим выражением можно заменить это выражение? ( Всё напрасно, не на пользу.)
пленить-каким другим глаголом можно заменить этот глагол? ( Покорить, очаровать, понравиться.)
ежели- это устаревшее слово. Какое слово мы употребляем вместо слова "ежели"? ( Если.)
царь-птица- кто это? Кого можно назвать царь-птицей? ( Лучшую из всех птиц.)
вещунья- кого мы называем вещуньей? ( Предсказательницу.) Ворону в сказках изображали иногда как вещую птицу, предсказывающую недобрые вести. Отсюда- вещунья.
вертит хвостом- когда так говорят? ( Когда хитрят, лукавят.)
глаз не сводит- каким выражением можно заменить? ( Смотрит пристально, не отрывая глаз.)
вскружилась голова- утратила способность здраво рассуждать.
во всё горло- это как? ( Очень громко.)
была такова- как сказать по-другому? ( Исчезнуть, скрыться.)
5 Первичное восприятие текста
-Внимательно послушайте произведение , представьте действие, развивающееся в нём и определите жанр произведения.
( Басню читает учитель или используется аудиозапись.)
Ответьте на вопрос: почему Лисице удалось обмануть Ворону?
6. Чтение басни учениками про себя.
-Прочитайте басню про себя и скажите: за что Лисица хвалит Ворону?
7. Составление диафильма.
А теперь представим, что мы художники и нам поручили составить диафильм к этой басне. Читаем по отрывкам и будем придумывать кадры диафильма ( дети читают до остановки учителя).
1 отрывок . Ворона сидит на ели, в клюве держит сыр.
2 отрывок. Невдалеке от ели бежит Лисица торопливая.
3 отрывок. Лисица почуяла запах сыра, остановилась.
4 отрывок. Лисица видит сыр.
5 отрывок. Лисица на цыпочках подходит к дереву.
6 отрывок. Лисица "восхищается" красотой Вороны, упрашивает её спеть.
7 отрывок. Ворона в восторге от похвалы.
8 отрывок. Ворона "поёт" (каркает).
9 отрывок. Сыр падает.
10 отрывок. Лисица, схватив сыр, убегает.
11 отрывок. Ворона сидит печальная, растерянная.
IV. Беседа по содержанию.
- Какова Ворона по своему описанию, внешнему виду? Опишите её. На доске иллюстрация с изображением вороны. ( Голова, крылья чёрные, остальное оперение грязно-серое, клюв длинный, толстый.)
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорит о Вороне Лисица? Зачитайте из текста.
- Какой у Вороны голос? ( Хриплый, неприятный.)
- А что говорит о голосе Вороны Лисица? Зачитайте из текста.
- Для чего Лисица так расхваливает Ворону? ( Чтобы добиться её расположения, понравиться ей.)
- Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду и называют лестью. Где лесть- там и хитрость.
V. Выборочное чтение.
- Прочитайте мораль басни.
- Как вы её понимаете?
- Что значит "Уж сколько раз твердили миру..." ( Говорили не раз.)
"Но только всё не впрок..." ( Не на пользу.)
"И в сердце льстец всегда отыщет уголок." ( Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.)
- Прочитайте, как Лисица хвалила Ворону. Что она ей говорила. Была ли эта похвала заслуженной? Почему?
- Прочитайте, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы. Какой же была Ворона?
- Какими качествами наделил автор Ворону? Лисицу?
- Какие строки позволяют не только увидеть, что сделала Ворона, но и услышать её "голос"?
- Прочитайте ( на доске):
Ворррона каррркнула во всё воррронье горррло.
-На что похоже: на ангельское пение или больше на хриплое карканье?
- Прочитаем басню выразительно.
VI.Чтение басни по ролям.
- Прочитаем басню по ролям.
- Кого мы должны выбрать? ( Лисицу, автора.)
- Слова автора будем читать не спеша, как будто идёт неторопливый рассказ.
- Как, по вашему, надо читать разговор Лисицы с Вороной? ( Лисица говорит с Вороной ласково, хитрым голосочком, чтобы обмануть и завладеть кусочком сыра .) Каким метким словом Крылов назвал лисицу?(плутовка) Передайте это при чтении.
- Где она делает паузы и зачем?
(при восхищении, )
- Выделим слова автора и Лисицы. Прочитаем по ролям.
VII. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, объясните, какие из них подходят к басне.
"Верь своим очам, а не чужим речам."
"На языке медок, а на сердце- холодок."
"У лести нет чести."
VIII.Обобщающая беседа.
- Над кем смеётся Крылов в басне?
(над Вороной, у которой с похвал вскружилась голова)
- Какие пороки людей в ней осуждаются?
(льстивых людей, которые говорят сладкие речи ради собственной выгоды)
- Найдите, как сам автор говорит о лести.
(что лесть гнусна,вредна)
- Когда мы вспоминаем героев этой басни?
(когда нас обманут, ради выгоды)
- Чему учит эта басня?
(У лести нет чести)
IX. Итог урока.
- С какой басней мы познакомились на уроке?
- Кто её написал?
- Кто запомнил мораль басни?
X. Домашнее задание.
- Выучите басню наизусть, передайте при чтении характер Лисицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...
«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...