Русские народные сказки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта к уроку литературного чтения "Русские народные сказки" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Урок: литературное чтение
Тема урока: Русские народные сказки
Дата проведения урока: 04.09.2015 г.
Класс: 4
ОУ: ГБОУ СОШ № 471
Учитель: Тесленко М.А.
УМК: Литература: учебник для 4 класса образовательных учреждений
Цели для ученика Обучающие: 1. повторить виды литературных жанров; 2. совместно с учащимися открыть особенности жанра сказки; 3.формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике. Развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову, культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя Образовательные: Развить представление о сказке; показать особенности жанра сказки; дать представление о систематизации сказок. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к слову, толерантность. | |||||
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная (урок-практикум) | |||||
Опорные понятия, термины: сказки волшебные сказки о животных пословицы | Новые понятия | |||||
Формы контроля: фронтальный опрос работа в парах | Домашнее задание Учебник, с.11, вопросы и задания № 4,5 или № 6 на выбор | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
I. Мотивация 4 минуты | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Предложение учащимся прослушать аудио фрагмент. | Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний о жанре «сказка». Прослушивание аудио записи. | Словесная форма. Фронтальный опрос. ОЭР Песенка про сказку http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d651812-49ea-4ba2-a18c-b891dc829292/nikitin-moritz_fairy_tale_128.mp3 | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. | |
II. Актуализация знаний 5 минут | Объяснение целеполагания урока. Мотивация учащихся к познавательной деятельности подготовка к изучению нового материала | Определение цели учебной деятельности. Работа с репродукциями картин В. М. Васнецова, И. Я. Билибина Выполнение задания в парах. Приложение 1. | Иллюстративно-словесный метод. Работа в парах. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений определять виды сказок | |
III. Работа по теме урока Формирование новых знаний и способов действия Осмысление нового материала 5 минут – самостоятельная работа групп . | Распределение заданий. Создание проблемной ситуации. Корректировка выполнения задания. Объявление цели и темы урока | Осмысление нового материала. Выполнение задания на карточках. Приложение 2. Высказывание своих предположений в группе. | ОЭР Презентация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/650f7407-83e2-4654-bba6-a61d17dba731/%5BNS-LIT_3-06%5D_%5BMA_001%5D.swf Групповая работа. Практический метод. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывание уважительного отношения друг к другу при работе в парах. | |
IV. Физкультминутка. Проверка уровня усвоения темы 5 минут | Объяснение задания. Включение видеоряда «В гости к сказке» | Выполнение упражнений под музыку, совершение движений русских народных танцев. | Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. ОЭР «В гости к сказке» www.youtube.com | |||
V. Актуализация знаний. 7 минут | Установление осознанности восприятия. | Самостоятельное чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» с.8-10 | Фронтальная беседа. | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Умение исправлять ошибки, связанные с неправильным определением вида сказок, жанром произведения. | |
VI. Повторение сведений о полученных знаниях 10 минут | Установление осознанности восприятия. Организация деятельности по применению полученных знаний. | Нахождение в тексте описания видов сказок. Выполнение индивидуальных заданий на карточках. Приложение 3. | Комментированная проверка по цепочке. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. Умение грамотно строить предложения. | |
VII. Рефлексивно-оценочный этап 3 минуты | Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя. | |
VIII. Домашнее задание 2 минуты | Объяснение домашнего задания. | Прослушивание и записывание в дневник. Учебник с. 11 № 4,5 или № 6 на выбор. Приложение 4. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение 1 Задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Задание
- В какие группы можно объединить нижеперечисленные сказки, устно объясните причину разделения:
«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»
«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»
«Сивка-бурка»
«Царевна-лягушка»
«Марья Моревна».
Приложение 3
1 ученик
Задание
- Выразительно прочитать
- Привести примеры сказок
В волшебных сказках действуют фантастические герои (помощники и противники): говорящие животные, Кощей Бессмертный, Баба Яга; предметы-помощники: ковер-самолет, волшебное зеркальце, волшебный клубок и т.д. В волшебных сказках происходят фантастические приключения героев, чудесные превращения.
2 ученик
Задание
- Выразительно прочитать
- Привести примеры сказок
В бытовых сказках герои проявляют необычные личные качества: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора, самоотдачу без помощи чудесных предметов и волшебных помощников. Часто в центре бытовой сказки оказывается хитрец, ловко находящий выход из трудных жизненных ситуаций, а иногда – простак, проявляющий беспредельную глупость, вызывающую смех слушателей.
3 ученик
Задание
- Выразительно прочитать
- Привести примеры сказок
В сказках о животных обычно человек не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только человеческой речью, но и человеческими качествами, решающие человеческие проблемы. В этом сказки о животных сходны с литературным жанром басни. В народных сказках, так же как и в баснях, животные обычно наделены каким-либо основным качеством: лиса - хитростью, волк – жадностью, баран – глупостью, заяц – трусостью и т.д.
Приложение 4
Вопросы и задания
№ 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.
№ 5 Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.
или
№ 6. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).
Иллюстрация худ. Т. Мавриной
Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большой елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре…
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
Иллюстрация худ. Ю. Васнецова
- Несет меня лиса
За темные леса.
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...