Технологическая карта урока литературного чтения на тему Л.Пантелеев "Фенька" (3 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 46.84 КБ |
Презентация к уроку | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
по литературному чтению
Тема урока: Л. Пантелеев «Фенька»
(3 «В» класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Подготовил студент группы 3«А»
Арсаев Арби Ильманович
Специальность:
44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Проверили:
Методист: Егина Е.Н.__________________________
Учитель: Кривенко Т.В. __________________________
Волгоград, 2023
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
- Класс: 3 «В»
- Дата: 21.03.2023
- Предмет: литературное чтение
- Тема урока: Л. Пантелеев «Фенька»
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
- Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Пантелеева «Фенька»
- Задачи:
Образовательные: содействовать актуализации знаний о биографии Л. Пантелеева и его произведениях; содействовать получению знаний о жанровом своеобразии рассказа «Фенька»
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать рассказ, развитию коммуникативной культуры учащихся; обогащению словарного запаса учащихся
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к чтению, воспитанию любви и бережного отношение к природе;
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый
- Дидактические средства:
- для учителя: презентация, учебник, рабочая тетрадь
- для учащихся: учебник, тетрадь
- Технология: ИКТ, здоровьесберегающие, коммуникативные, интерактивное обучения, личностно-развивающие
- Характеристика этапов:
№ | Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | УУД | |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Приветствие. Психологический настрой на учебную деятельность. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арби Ильманович. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я Здесь затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! -Присаживайтесь! -Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, ручки, пенал. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. -присаживаются -проверяют готовность к уроку | Фронтальная | (Л)Самоопределение; (К)Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (Р) Нацеливание на успешную деятельность. | |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Речевая разминка | Ём-ём-ём-утром рано мы встаем Ду-ду-ду-быстро в школу я иду Ра-ра-ра-заниматься нам пора Им-им-им-правильно мы говорим Сегодня на уроке мы с вами разберем новое произведение. Чтобы узнать, с произведение какого автора, нужно отгадать зашифрованные слова. -Какое слово зашифровано? СЛАЙД 2 Верно, зашифрованное слово -Леонид Пантелеев. - Какое произведение Леонида Пантелеева вы недавно изучили? -А посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте вспомнить СЛАЙД 3 - А для того, чтобы узнать какое произведение мы будем изучать сегодня посмотрите на слайд, буквы расставлены неправильно, вам нужно составить слово это и будет темой нашего урока СЛАЙД 4 -Так какая же тема нашего урока? -Какую цель мы поставим? -Правильно! Молодцы! |
Разгадывают зашифрованное слово -Л. Пантелеев -Новенькая и тд. -говорят произведения Ь К Ф Н Е А -Произведение Л. Пантелеева «Фенька» -Прочитать это произведение, проанализировать, вспомнить биографию автора | Фронтальная
| (Р)Самоконтроль: осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качеств уровня усвоения; (К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью; (П)Формирование таких мыслительных операций: синтез, анализ, сравнение | |
3. | Постановка проблемы.
| Биография Л. Пантелеева | СЛАЙД 5 -Сейчас с вами вспомним о биографии Л. Пантелеева Родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге. Фамилия при рождении - Алексей Иванович Еремеев. В 1923 году Пантелеев вместе с Григорием Белых после окончания школы отправился в Харьков. Там какое-то время молодые люди занимались на актерских курсах, но через два года вернулись в Ленинград. В 1927 году друзья издали книгу «Республика ШКИД», открывшую им путь в большую литературу. В годы Великой Отечественной войны Пантелеев стал одним из заложников блокадного Ленинграда. Поначалу он еще писал заметки о жизни в осажденном городе, но вскоре тяжело заболел и едва не умер от голода. В 1942 году его вывезли из Ленинграда. Известные произведения: «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Наша Маша», «Две лягушки», «Честное слово», «Новенькая» и другие. | -читает один из учащихся | Фронтальная | (К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью; Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения; (П) Умение ставить, формулировать проблему с помощью учителя; (Р) Принимают и сохраняют учебную задачу. | |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся организовывают фиксацию затруднения, | Работа с произведени-ем | -Ребята, откройте свои учебники на странице 60. -Ребята, а как вы думаете к какому литературному жанру относится данное произведение? -А почему? Почему вы считаете, что это рассказ? -А что такое рассказ? Что называют рассказом? -А как узнать рассказ это или нет? -Давайте с вами выделим основные особенности рассказа Особенности рассказа
-Мы выделили особенности характерные для рассказа | Открывают учебник -к рассказу -ответы учащихся -Рассказ — небольшое эпическое произведение. В основе сюжета рассказа лежит одно событие, которое могло бы произойти в реальной жизни. -по особенностям, которые характерны для рассказа | Фронтальная | (К)Умение слушать и понимать речь других; Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью; (Р)Целеполагание; (Л) Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. | |
5. | Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. | Анализ рассказа | -А сейчас ребята, мы с вами прочитаем этот рассказ, но для начала посмотрим на слова, которые могут быть нам непонятны Утроба—прожорливый человек Пигалица—малышка Итак, начнем читать по цепочке Анализ прочитанной части (1) -Итак, какое время происходит событие? -Кого увидел рассказчик? -Где стояла девочка? -Как описывает автор маленькую девочку? Прочитайте это предложение -Как назовем эту часть рассказа? -А я предлагаю так: Маленькая девочка на карнизе -Хорошо, читаем дальше Анализ прочитанной части (2) -Итак, кто же это был на карнизе? -Что принес рассказчик для Феньки? -Куда пропала Фенька? -Как назовем эту часть? -Давайте назовем так: Фенька -Идем дальше. Анализ прочитанной части (3) -Чем питалась Фенька? Прочитайте эти предложения -От чего был удивлен рассказчик? -Так, а как назовем эту часть? -Назовем так: Необычный рацион гостьи -Читаем дальше. Анализ прочитанной части (4) -Что же на этот раз натворила Фенька? -А что на это сказала Фенька? -Выгнал ли рассказчик Феньку? -А почему он ее не выгнал? -Как назовем эту часть? -Назовем так: Фенька ест что нельзя -Читаем дальше… Анализ прочитанной части (5) -Что искал рассказчик? -А что с ними случилось? -Что сделал рассказчик? -И что на этот раз сделала Фенька? -Да, Феньке лучше вообще ничего не дать -Как назовем эту часть? -А я предлагаю так: Съеденный веник -Хорошо, посмотрим, чем все это закончится теперь Анализ прочитанной части (6) -Выгнал ли рассказчик Феньку, после всего что она сделала? -А что он сделал? Прочитайте предложение…. -Как вы думаете, хорошо ли поступил рассказчик, не выгнав Феньку на улицу? -А почему? -Хорошо, как назовем эту последнюю часть? -Давай назовем так: Чемодан—новый дом |
(читают 60-61 стр.) -вечером -Маленькую девочку -на карнизе -читают (ростом она будет….) -предлагают -читают 62-63 стр. -Это была Фенька -Он принес ей молоко с хлебом и котлету -Она сидела под диваном -предлагают -читают 64-66 стр. -потому что Фенька и вправду съела гвозди, спички и выпила керосин -предлагают -читают 66-69 стр. -она ночью съела салфетку -Она сказала, что виноват рассказчик, который не оставил ей еды -нет -Ему стало ее жалко -предлагают -читают 70-72 стр. -он искал чернилы -их выпила Фенька -он заставил ее подметать, думая, что так она не будет есть вещи - Она съела веник -предлагают -читают 72-73 стр. -нет -он сделал для нее домик в чемодане, где она жила -да -она стала для него другом -предлагают | Фронтальная | (К) Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью; Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения; (Р)Контролировать и объективно оценивать свои действия. | |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Анализ произведения | -Итак, к какому жанру мы отнесли рассказ Л. Пантелеева «Фенька» -Давай, посмотрим на характерные особенности, которые мы выделили, что из этого мы можем отнести к нашему рассказу? -А как вы думаете, кто главный герой рассказа Фенька или рассказчик? -В чем главная мысль рассказа? -Ребята, у каждого человека могут свои вкусы, свои предпочтения, свои традиции и обычаи, и ко всему этому следует относится с пониманием, уважительно. Надо помнить, что двух одинаковых людей не бывает, и каждый человек может иметь свое мнение | -к жанру рассказ -одна сюжетная линий, ограниченное количество действующих лиц, ведется повествование от лица рассказчика -ответы учащихся -ответы | Фронтальная | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую дея-ть | Работа с раб.тетрадью | -Открываем рабочие тетради на печатной основе -Посмотрим на задание №1 -Вам нужно вставить пропущенные слова -Выполним следующее задание №2 А сейчас ребята, мы с вами составим модель обложки этого произведения, посмотрите на слайд | -выполняют задание | индивидуальная | (Л) Умение оценивать себя на основе критерия успешности; (П) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
8. | 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Итог. Оценивание деятельности | -Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего урока -Какой рассказ мы сегодня с вами прочитали? -Кто написал этот рассказ? -Какую цель мы ставили? | -читают - «Фенька» -Леонид Пантелеев -прочитать рассказ Л. Пантелеева «Фенька», вспомнить биографию, вспомнить какие произведения он написал. | фронтальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Рефлексия | - Ребята, вы сегодня хорошо поработали, справились со всеми заданиями. - вас благодарю за урок! -До свидания, урок окончен. | -Прощаются с учителем | Фронтальная | (П) рефлексия способов и условий действия; (П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (Л )самооценка на основе критерия успешности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е - 9 Н - 4 Л - 7 В - 10 Т - 5 А - 3 Е - 8 П - 2 Л - 1 Е - 6 Л. Пантелеев
Леонид Пантелеев «Фенька»
Родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге. Фамилия при рождении - Алексей Иванович Еремеев Известные произведения: «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Наша Маша», «Две лягушки», «Честное слово», «Новенькая» и другие
План рассказа Маленькая девочка на корзине
2. Фенька
3. Необычный рацион гостьи
4. Фенька ест что нельзя
5. Съеденный веник
6. Чемодан—новый дом!
Моделирование обложки сказка рассказ стихотворение ? загадка пословица басня о Родине о природе о детях о животных о волшебстве и приключениях
С.Я. Маршак Образец Фамилия автора Стихотворение о природе «Весенняя песенка» Название произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме « Э.Успенский «Чебурашка». (УМК "Школа России" 2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе в процессе работы над отрывком произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» - «Чебурашка»; совершенствова...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...
Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи И. Токмаковой" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с творчеством И.Токмаковой; развитие и совершенствование навыков выразит...
Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи Э. Успенского" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Стихи Э. Успенского» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для формирования чита...
Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Носов "Телефон" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н. Носова «Телефон»Задачи урокаДидактические:Продо...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактические:1) Расширит...