рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа
им. А.С. Макшанцева
п. Кедровый»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МС протокол зам. директора по УВР Директор МКОУ ХМР СОШ
№ ____от « » ____2015 г _______Иванова М.Н. им. А.С. Макшанцева
_______ ______________ «___»___________ 2015 г. п. Кедровый
________ И.А.Ведерникова
Приказ № «__»____2015г
Рабочая программа
по литературному чтению
4 часа в неделю. Всего –136 часов
п. Кедровый
2015-2016 уч. год
Содержание программы
стр.
Пояснительная записка .............................................................................................................3
Общая характеристика учебного предмета............................................................................4
Место учебного предмета в учебном плане..........................................................................5
Ценностные ориентиры.............................................................................................................5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.................5
Учебно-тематический план...................................................................................................7
Содержание учебного предмета.............................................................................................8
Планируемые результаты изучения учебного предмета.....................................................9
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
и критерии оценивания............................................................................................................10
Календарно-тематическое планирование..............................................................................14
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение ......................................31
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для основной образовательной школы 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ "Об образовании" № 273 от 29 декабря 2012 года
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 " О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана"
- Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29 апреля 2014 года № 08-548 "О Федеральном перечне учебников" (утв. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253)
- Основная общеобразовательная программа НОО МКОУ ХМР СОШ им. А.С. Макшанцева п. Кедровый
- Учебный план МКОУ ХМР СОШ им. А.С. Макшанцева п. Кедровый на 2015-2016 учебный год
- Положение о составлении рабочей программы НОО МКОУ ХМР СОШ им. А.С. Макшанцева п. Кедровый
- Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, М., «Просвещение», 2012 год
Цели курса:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии
героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Литературное чтение» предусматривает 136 часов в год (4 часа в неделю).
Данная рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 5 |
2 | Устное народное творчество | 14 |
2 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
3 | Великие русские писатели | 24 |
4 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
5 | Литературные сказки | 8 |
6 | Были-небылицы | 10 |
7 | Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) | 6 |
8 | Люби живое | 16 |
9 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
10 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
11 | По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 8 |
12 | Зарубежная литература | 8 |
Итого: | 136 часов |
Содержание программы
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект « Сочиняем волшебную сказку»
Поэтическая тетрадь 1
Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А.Фет « мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег»
Великие русские писатели
Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» .
Поэтическая тетрадь 2
Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».
Литературные сказки
Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович».
Были - небылицы
М.Горький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон»
Поэтическая тетрадь 1
С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха».
Люби живое
М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».
В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку»..В.В. Бианки « « Мышонок Пик»..Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2
С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок»
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон» В.Ю.Драгунский « Друг детства»..
По страницам детских журналов
Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение
Зарубежная литература
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике
Планируемые результаты освоения предмета
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
-устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10—25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Дата\ коррекция | № | Тема (раздел), Кол-во часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | |||
Основные предметные понятия | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | |||||
1.09 | 1 | Введение. Знакомство с учебником | Учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) принятия образа «хорошего ученика» | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | |
2.09 | 2 | Знакомство с названием раздела | |||||
4.09 | 3 | Рукописные книги Древней Руси | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные :сам-но формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |
7.09 | 4 | Первопечатник Иван Федоров | |||||
8.09 | 5 | Урок – путешествие в прошлое | |||||
9.09 | 6 | Знакомство с названием раздела | |||||
11.09 | 7 | Русские народные песни | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные: Познавательные : извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные :владеть монологической и диалогической формами речи. | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). | |
14.09 | 8 | Докучные сказки | |||||
15.09 | 9 | Произведение прикладного искусства | |||||
16.09 | 10 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка | |||||
18.09 | 11 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка | |||||
21.09 | 12 | «Иван – царевич и серый волк» Русская народная сказка | |||||
22.09 | 13 | «Иван – царевич и серый волк» Русская народная сказка | |||||
23.09 | 14 | «Иван – царевич и серый волк» Русская народная сказка | |||||
25.09 | 15 | «Сивка- бурка» Русская народная сказка | |||||
28.09 | 16 | «Сивка- бурка» Русская народная сказка | |||||
29.09 | 17 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | |||||
30.09 | 18 | КВН" Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | |||||
2.10 | 19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку" | |||||
5.10 | 20 | Знакомство с названием раздела | |||||
6.10 | 21 | Проект «как научиться читать стихи2(на основе научно- популярной статьи Я. Смоленксого) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные : Коммуникативные :слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Опредeлять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. | |
7.10 | 22 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | |||||
9.10 | 23 | Ф. Тютчев «Листья»Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | |||||
12.10 | 24 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет «Зреет рожь…». | |||||
13.10 | 25 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | |||||
14.10 | 26 | И. Никитин «Встреча зимы». | |||||
16.10 | 27 | И. Суриков «Детство». | |||||
19.10 | 28 | И. Суриков «Зима». | |||||
20.10 | 29 | Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1» | |||||
21.10 | 30 | Оценка достижений | |||||
Великие русские писатели – 24 ч. | |||||||
23.10 | 31 | Знакомство с названием раздела | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: умение самостоятельно выбирать интересующую | Регулятивные : Познавательные : | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, нормах общения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | |
26.10 | 32 | А. Пушкин Подготовка сообщения "Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина" | |||||
27.10 | 33 | А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». | |||||
28.10 | 34 | А. Пушкин «Зимнее утро». | |||||
30.10 | 35 | А. Пушкин «Зимний вечер». | |||||
9.11 | 36 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||||
10.11 | 37 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||||
11.11 | 38 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||||
13.11 | 39 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||||
16.11 | 40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | |||||
17.11 | 41 | И. Крылов Подготовка сообщения о И.Крылове на основе статьи учебника | |||||
18.11 | 42 | И. Крылов «Мартышка и очки». | |||||
20.11 | 43 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |||||
23.11 | 44 | И. Крылов «Ворона и Лисица». | |||||
24.11 | 45 | М. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | |||||
25.11 | 46 | М. Лермонтов «Горные вершины» «На севере диком стоит одиноко» | |||||
27.11 | 47 | М. Лермонтов «Утёс», «Осень». | |||||
30.11 | 48 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) Подготовка сообщений | |||||
1.12 | 49 | Л. Толстой «Акула» | литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Коммуникативные :высказывать и обосновывать свою точку зрения; | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных | Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. | |
2.12 | 50 | Л. Толстой «Прыжок». | |||||
4.12 | 51 | Л. Толстой «Лев и собачка». | |||||
7.12 | 52 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря». | |||||
8.12 | 53 | Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели». | |||||
9.12 | 54 | Оценка достижений | |||||
11.12 | 55 | Знакомство с названием раздела | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Регулятивные : | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |
14.12 | 56 | Н. Некрасов «Славная осень!..». | |||||
15.12 | 57 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |||||
16.12 | 58 | К. Бальмонт «Золотая осень», | |||||
18.12 | 59 | Бунин «Детство» «Полевые цветы» «Густой зелёный ельник у дороги…». | |||||
21.12 | 60 | Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2». | |||||
22.12 | 61 | Знакомство с названием раздела | развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе худ. произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления нац. и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные :работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по планy. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | |
23.12 | 62 | Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | |||||
25.12 | 63 | Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | |||||
28.12 | 64 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | |||||
29.12 | 65 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | |||||
11.01 | 66 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | |||||
12.01 | 67 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | |||||
13.01 | 68 | Обобщение изученного. Оценка достижений | |||||
15.011 | 69 | Знакомство с названием раздела | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения | Регулятивные :сам. формулировать тему и цели урока; | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. | |
18.01 | 70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |||||
19.01 | 71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |||||
20.01 | 72 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Познавательные : | целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | |
22.01 | 73 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |||||
25.01 | 74 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |||||
26.01 | 75 | А. Куприн «Слон» | |||||
27.01 | 76 | А. Куприн «Слон» | |||||
29.01 | 77 | А. Куприн «Слон» | |||||
1.02 | 78 | Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы».Оценка достижений | |||||
2.02 | 79 | С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные : | развитие этических чувств, доброж-сти и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. | |
3.02 | 80 | С.Чёрный «Воробей», «Слон» | |||||
5.02 | 81 | А.Блок «Ветхая избушка» | |||||
8.02 | 82 | А.Блок «Сны», «Ворона» | |||||
9.02 | 83 | С.Есенин «Черёмуха» | |||||
10.02 | 84 | Обобщение. Оценка достижений | |||||
12.02 | 85 | Знакомство с название раздела | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; | Регулятивные : Познавательные : | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | |
15.02 | 86 | М.Пришвин «моя Родина. Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | |||||
16.02 | 87 | И.Соколов – Микитов «Листопадничек» | |||||
17.02 | 88 | И.Соколов – Микитов «Листопадничек» | |||||
19.02 | 89 | В.Белов «Малька провинилась» | |||||
20.02 | 90 | В.Белов «Ещё раз про Мальку» | |||||
24.02 | 91 | В.Бианки «Мышонок Пик» | |||||
26.02 | 92 | В.Бианки «Мышонок Пик» | |||||
27.02 | 93 | Б.Житков «Про обезьянку» | |||||
29.02 | 94 | Б.Житков «Про обезьянку» | |||||
1.03 | 95 | Б.Житков «Про обезьянку» | |||||
2.03 | 96 | В.Дуров «Наша Жучка» | |||||
4.03 | 97 | В.Астафьев «Капалуха» | |||||
9.03 | 98 | В.Драгунский «Он живой и светится» | |||||
11.03 | 99 | Обобщение по разделу «Люби живое» | |||||
12.03 | 100 | Оценка достижений | |||||
14.03 | 101 | Знакомство с названием раздела | умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; | Регулятивные : Познавательные : Коммуникативные :оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |
15.03 | 102 | С.Маршак «В лесу над росистой поляной» С.Маршак «Гроза днём» | |||||
16.03 | 103 | А.Барто «Разлука» | |||||
18.03 | 104 | А.Барто «В театре» | |||||
21.03 | 105 | С.Михалков «Если», «Рисунок» | |||||
1.04 | 106 | Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок» | |||||
4.04 | 107 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» | |||||
5.04 | 108 | Оценка достижений | |||||
6.04 | 109 | Знакомство с названием раздела | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических | Регулятивные : Познавательные : | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. | |
8.04 | 110 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | |||||
11.04 | 111 | А.Платонов «Цветок на земле» | |||||
12.04 | 112 | А.Платонов «Цветок на земле» | |||||
13.04 | 113 | А.Платов «Ещё мама» | |||||
15.04 | 114 | А.Платов «Ещё мама» | |||||
18.04 | 115 | М.Зощенко «Золотые слова» | |||||
19.04 | 116 | М.Зощенко «Великие путешественники» | |||||
20.04 | 117 | Н.Носов «Федина задача» | |||||
22.04 | 118 | Н.Носов «Телефон» | |||||
25.04 | 119 | В.Драгунский «Друг детства» | представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; | Коммуникативные :владеть монологической и диалогической формами речи. | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | ||
26.04 | 120 | Обобщение по разделу «собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | |||||
27.04 29.04 | 121 122 | Знакомство с названием раздела Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные: | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в жyрнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского жyрналa. | |
4.05 | 123 | Ю.Ермолаев «Проговорился» | |||||
6.5 | 124 | Ю.Ермолаев «Воспитатели» | |||||
7.05 | 125 | Г.Остер «Вредные советы» | |||||
10.05 | 126 | Г.остер «Как получаются легенды» | |||||
11.05 | 127 | Р.Сеф «Весёлые стихи» | |||||
13.05 | 128 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» Оценка достижений | |||||
14.05 | 129 | Мифы Древней Греции | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные : | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей | |
16.05 | 130 | Мифы Древней Греции | |||||
17.05 | 131 | Мифы Древней Греции. Храбрый Персей | |||||
18.05 | 132 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | |||||
20.05 | 133 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | |||||
23.05 | 134 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | |||||
24.05 | 135 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | |||||
25.05 | 136 | Обобщение по курсу «Литературное чтение 3 класс» |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
3. Рабочая тетрадь М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. «Просвещение» 2015.
4. Поурочные разработки по литературному чтению С.В.Кутявина. Москва «ВАКО» 2015.
5. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова. Москва «Просвещение» 2011 г.
6. Интерактивная доска.
7.Презентации уроков на изученные темы.
8.Интерактивное пособие "Литературное чтение 3 класс" изд. "Экзамен"2013
9.Портреты писателей.
10.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с с содержанием программы.
11.Иллюстрации к литературным произведениям.
12Иллюстративный материал по развитию речи.
13. Ресурсы Интернет:
Начальная школа. «Уроки Кирилла и Мефодия»3 класс (DVD)
Электронные приложения (тесты, презентации в соответствии с программой обучения)
www.school.edu«Российский общеобразовательный портал»
http://standart. edu.ru/ Официальный сайт ФГОС
www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
openklass.ru Открытый класс
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://scool-collection.edu.ru./)
openklass.ru
http://www.lit-klass.ru/ - Библиотека классики, в которой представлены произведения классической литературы и современной прозы, а также биографии писателей
http://www.e-kniga.ru/ - Электронная библиотека художественной литературы
http://miclibrary.ru/ - Библиотека зарубежной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....