Рабочая программа по чтению УМК "ПНШ" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа литературному чтению для 3 класса по программе "Перспективная начальная школа" разработана в соответствии ФГОС. Программа создана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Программа содержит: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся содержит: а) дату планируемую и фактическую; б) тему урока; в) Основные виды деятельности учащихся; г) планируемые результаты обучения( личностные, метапредметные и предметные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_litra_po_novomu.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно – правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 г. Москва ;
- Постановления главного государственного санитарного врача № 189 от 29.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. № 373 от 06.10.2009г.
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово Зианчуринского района Республики Башкортостан;
- Примерной программы по литературному чтению, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования от 31.03.2014 г. № 253;
- Примерная авторская программа Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа» 2011г).
- Чуракова Н. А. Литературное чтение : 3 класс. Учебник в 2-х частях, 3-е изд. – М: Академкнига/ Учебник 2013 год.- 176 с., 16 с.
репрод..: ил.
- Устав МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово утвержденный постановлением Главы Администрации №1232 от 06.10.11 г.
- Учебного плана МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом №.108от « 26» августа 2015 г
- Положения «О рабочей программе» МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово приказ № 88 от 13.08.2015 г.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Общая характеристика предмета учебного плана общеобразовательного учреждения
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией ,начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием .Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана сформированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, ив зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений)
понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));библиографическая (от формирования умений ориентироватъся в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной(индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который
развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования
технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать
впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью
соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно- эстетическую концепцию,
развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX - начала XXI века. Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут
обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно - композиционных особенностей фольклора: кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает
формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией
— младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с
художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь
Ценностные ориентиры содержание предмета учебного плана общеобразовательного учреждения
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
• Ценность патриотизма, гражданственности — любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
• Ценность нравственных чувств — нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни — уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Ценность природы, окружающей среды — родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
• Ценность прекрасного — красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Место данного предмета в учебном плане общеобразовательного учреждения
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель).
Результаты изучения предмета учебного плана общеобразовательного учреждения
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентацияу обучающихся сформируются умения:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценит как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения(основы общечеловеческих ценностей).
- учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- устанавливать связи между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукопись, олицетворение).
Метапредметные результаты:
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
Предметные результаты:
Раздел 1 «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- выявлять авторское отношение к герою;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
- обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
- принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать выбранные книги;
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
- самостоятельно работать со словарями.
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного - отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Основное содержание предмета учебного плана общеобразовательного учреждения
№ | Название главы | Кол-во часов |
1 | Учимся наблюдать и копим впечатления | 17 ч. |
2 | Постигаем секреты сравнения | 18 ч. |
3 | Пытаемся понять, почему люди фантазируют | 19 ч. |
4 | Учимся любить | 17 ч. |
5 | Набираемся житейской мудрости | 13 ч. |
6 | Продолжаем разгадывать секреты смешного | 15 ч. |
7 | Как рождается герой | 23 ч. |
8 | . Сравниваем прошлое и настоящее | 14 ч. |
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры.
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения «про себя»:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
Требование к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе
Обучающие научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
- навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
- начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
- умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
- навыки и умения собственно читательской деятельности.
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, диагностические задания, контрольные работы для проверки умений работать с книгой.
Инструментарий для оценивания результатов.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2-4 классах – 10. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов в 3 классе – 10-12. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - ели в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 3-4 класса составляется тест из 10 заданий (первое полугодие) и 15 заданий (второе полугодие). Отметки за выполнение диагностических заданий:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 60 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 60 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста и высказывает о нём собственное обоснованное суждение.
«4» - ученик читает не менее 55 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
«3» - ученик правильно читает целыми словами со скоростью менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение, делает не более 5 ошибок.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Система оценки достижений учащихся.
Тематическое планирование
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Программы по учебным предметам. [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 3 класс», — М.:Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. Под.ред. Чураковой Н.А.— М.: Академкнига/Учебник,.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
- Натуральные объекты;
- Учебные модели;
- Раздаточные карточки;
- Ноутбук.
Список литературы
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. Под.ред. Чураковой Н.А.— М.: Академкнига/Учебник,.
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», — М.:Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс
Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по чтению 1 класс
В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...
Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...