Открытый урок по литературному чтению "У лукоморья дуб зелёный" во 2 классе УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Учебно-методический комплекс "Школа России". Урок литературного чтения, разработан в соответствии с требования ФГОС. Используется информационно-компьютерные технологии. Методическая разработка урока содержит: приглашение, сценарий урока, презентация(ИКТ), мультфильм ( использование интернет-ресурсов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._u_lukomorya_dub_zelenyy.doc | 29.5 КБ |
priglashenie.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения во 2 классе 17.11.15
Учитель: Спиридонова О. М.
Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»
Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с мистическими персонажами Пролога; добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки сознательного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.
Оборудование: презентация к уроку; мультфильм «У лукоморья дуб зеленый...»
Ход урока.
1 Вступительная беседа
Дорогие дети и уважаемые гости. Ученый кот привел вас в гости к А. С. Пушкину. (Слайд)
С его дня рождения прошло более 200 лет.
-Почему же всемы, и взрослые и дети, до сих пор любим его произведения? (написал интересные сказки, красивые стихи)
-В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык и книги читал на французском языке (так было принято в то время в дворянских сеиьях). А его няня...
Как её звали?(Арина Родионовна) привила мальчику любовь к русской речи, к народным былинам, сказаниям. Мы с вами видели памятник Арине Родионовне на экскурсии, подъезжая к поселку Суйда. Песни и сказки, рассказанные няней, запомнились поэту на всю жизнь.
О своих детских впечатлениях от няниных сказок он впоследствии напишет стихотворение «Сон». (Слайд)
«И шепотом рассказывать мне станет.
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствую ни ног, ни головы.»
Давайте сейчас вспомним все сказки, написанные великим русским поэтом.
2 Викторина по сказкам с презентацией.
Итак, всего сказок 5, есть еще одна недописанная сказка «О медведихе».
3 Введение в тему.
Сказкой принято называть и поэму «Руслан и Людмила» (Слайд),
которую А. С. начал писать, еще учась в Царскосельском Лицее, День рождения которого ежегодно отмечается 19 октября (этому событию посвящена наша выставка, с которой вы можете ознакомиться). А закончил поэму автор в 1820 году в нашем любимом городе Санкт-Петербурге.
-Кто из вас знаком с поэмой. О чем она? (как злой волшебник Черномор украл со свадьбы Людмилу, дочь киевского князя и как ее жених Руслан пустился на е поиски).
Вступление (то есть начало) к поэме Пушкин напишет только через 4 года, находясь вдали от столицы в ссылке в селе Михайловском. Единственным близким человеком, скрасившим изгнание поэта, опять становится его, теперь уже пожилая, няня Арина Родионовна.
4 Тема урока.
-Сейчас мы познакомимся со вступлением, послушаем и посмотрим мультфильм.
-Понравился мультфильм?(Да)
Итак, Лукоморьем мы называют волшебную сказочную страну, придуманную для нас А. С. Пушкиным.
-На что вы обратили внимание, слушая вступление (присутствуют волшебные герои, разные персонажи русских народных сказок.
-Ребята, дома вы провели маленькое исследование, каждый из вас собрал информацию о каком -то сказочном персонаже)
-Сейчас мы с вами будем читать и по ходу чтения вы поделитесь с нами своей собранной информацией.
5 Чтение вступления с анализом.
Итак, читаем с остановками вступление или пролог к поэме, внимательно следим.
-Что такое Лукоморье? Что узнали?
Лукоморье-изгиб морского берега в виде лука, или реки, или пруда.В славянской мифологии Лукоморье — место на окраине вселенной, где стоит мировое древо – ось мира ( дуб зелёный). Его вершина упирается в небеса. По дереву можно попасть в другие миры.
А зеленый цвет-это символ молодости.
-Мы были на экскурсии в Суйде родовом поместье прадеда Пушкина.
Назовите имя этого человека. (Ибрагим Ганибал)
-Чем он вам запомнился? (привез Петр первый, был военным)
-Что вы видели видели в парке? ( пруд в виде изгиба, натянутого лука, нам показали место на противоположном берегу, где рос дуб (который к сожалению не сохранился). Мы узнали, что маленький Саша Пушкин бывал в этих местах, все это видел и, возможно, эти детские воспоминания перенёс в свое произведение.
-Читаем дальше....
-Сведения о коте нам приготовила ...
Кот учёный считается самым знаменитым «кошачьим» персонажем в произведениях Пушкина. Кот в народных сказках самый умный. Он персонаж колыбельных песен, кот-баюн «бает», рассказывает сказки, баюкает.
-Кот ходит по кругу. Круг-это символ бесконечности жизни, круговорота.
Златая (золотая) цепь усиливает этот круговорот во Вселенной.
-Читаем дальше...
-Что значит направо? (Направо слово напоминает по звучанию слово-правда.)
-Налево? (сказка, вымысел, ложь.)
-Дальше....
-Кто такой леший в сказках?
Леший, лесовик, лесной дядя, живет в глухом лесу. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не безобразничал. К хорошим людям леший относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает их, заставляет ходить по лесу кругами.
-Кто такие русалки?
Русалки в русском фольклере живут на высоких деревьях , на которых любят раскачиваться. Они нападают на людей и щекочут их до смерти. Русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям. Но маленьких детей они оберегают. Иногда русалки спасают утопающих.
Читаем дальше...
неведомые дорожки (никто не ходил)
невиданные звери (сказочные)
-Далее...
-Кто живет в избушке на курьих ножках?(Баба Яга)
Избушка на курьих ножках-это жилище Бабы Яги. Курьими ножками на Руси называли пни, на которые и ставили дом. Эти пни назывались-куры.
-Далее читаем ...
Видений полны (сказочные существа)
...
-О каких прекрасных персонажах, помимо страшных существ, воплощающих зло, говорит автор? (30 витязей- воинов, защитников Древней Руси ; дядька морской-начальник).
-Дальше...
Мы не знаем о каком королевиче (принце) идет речь, а вот колдун встретится дальше в поэме «Руслан и Людмила».Расскажите о нем.
Злой колдун -Черномор, укравший Людмилу. Был злобным карликом с очень длинной бородой, в которой вся его колдовская сила, умеет летать. Богатырь Руслан смог погубить колдуна, отрубив ему его бороду.
Дальше продолжаем...
Волк присутствует в русских народных сказках. Расскажите о нем.
В бытовых сказках и сказках о животных Волк жадный и глупый. В волшебных сказках серый Волк помогает герою. У Пушкина бурый Волк верно служит царевне.
-Какую русскую народную сказку вам напомнили эти слова? («Иван-царевич и серый волк».)
-Далее...
Знакомый персонаж русских народных сказок-Баба-яга. Что вы знаете о ней?
Баба Яга - старуха-колдунья, ведьма. В славянском фольклоре Баба Яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, заметая след метлой.
-Далее...царь Кащей (Кощей). Расскажите.
Кощей (Кащей) Бессме́ртный – царь, колдун. В славянской мифологии — хранитель подземного царства. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым. У Пушкина над «златом чахнет», болеет, умирает. Богатство не приносит ему счастья.
-Далее...Самое главное русский дух.
-Как обычно заканчиваются русские народные сказки?
Да, в сказках всегда побеждает добро, торжествует справедливость.
-Вот такие чудесные образы народной фантазии перенес Пушкин в свои сказки.
6 Итог урока
- Дорогие ребята,поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Что вам захотелось после нашего небольшого сказочного урока?(высказывания детей)
Ветер по морю гуляет, дует паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая и ученый кот...
-Всем спасибо за урок.
Приложение (задание для исследования).
Узнать, кто такой леший в русских народных сказках (3-4 предложения).
Узнать, кто такой Кощей в русских народных сказках (3-4 предложения).
Узнать, кто такая Баба яга в русских народных сказках (3-4 предложения).
Узнать, что такое Лукоморье (3-4 предложения).
Узнай, кто такой карлик в поэме «Руслан и Людмила» (3-4 предложения)
Узнай, каким изображается волк в русских народных сказках (3-4 предложения)
Узнать, кто такая русалка в русских народных сказках и славянских мифах (3-4 предложения).
Узнай, каким изображается кот в русских народных сказках и славянской мифологии (3-4 предложения).
Узнать, кто такой Кощей в русских народных сказках (3-4 предложения).
Узнать, кто такая Баба яга в русских народных сказках (3-4 предложения).
Узнать, кто такой леший в русских народных сказках (3-4 предложения).
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас на День открытых дверей в волшебную страну Лукоморье
в субботу 17 октября в 10.00.
Вас ждет увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина,
в результате
которого Вы познакомитесь с успехами своих детей.
Ждем Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». К уроку есть презентация....
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"
Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...
Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект урока...
Открытый урок по литературному чтению для учащихся 2 класса Тема: «Красота» С.Козлов УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Особый взгляд на мир. С. Козлов....
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Т. Янссон «Шляпа Волшебника».
Урок литературного чтения разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, темой, учтены возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как с...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина...
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"
Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД)...