Открытый урок по литературному чтению "У лукоморья дуб зелёный" во 2 классе УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Учебно-методический комплекс "Школа России". Урок литературного чтения, разработан в соответствии с требования ФГОС. Используется информационно-компьютерные технологии. Методическая разработка урока содержит: приглашение, сценарий урока, презентация(ИКТ), мультфильм ( использование интернет-ресурсов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._u_lukomorya_dub_zelenyy.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon priglashenie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе 17.11.15

Учитель: Спиридонова О. М.

Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»

Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с мистическими персонажами Пролога; добиться  понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки сознательного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование: презентация к уроку; мультфильм «У лукоморья дуб зеленый...»

Ход урока.

1 Вступительная беседа

Дорогие дети и уважаемые гости. Ученый кот привел вас в гости к А. С. Пушкину. (Слайд)

 С его дня рождения прошло более 200 лет.

-Почему же  всемы, и взрослые и дети, до сих пор любим его произведения? (написал интересные сказки, красивые стихи)

 -В детстве Саша  рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык и книги читал на французском языке (так было принято в то время в дворянских сеиьях). А его няня...

Как её звали?(Арина Родионовна) привила мальчику любовь к русской речи, к народным  былинам, сказаниям. Мы с вами видели памятник Арине Родионовне на экскурсии, подъезжая к поселку Суйда. Песни и сказки, рассказанные няней, запомнились поэту на всю жизнь.

О своих детских впечатлениях от няниных сказок  он впоследствии напишет стихотворение «Сон». (Слайд)

«И шепотом рассказывать мне станет.

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног, ни головы.»

Давайте сейчас вспомним все сказки, написанные великим русским поэтом.

2 Викторина по сказкам с презентацией.

Итак, всего сказок 5, есть еще одна недописанная сказка «О медведихе».

3 Введение в тему.

Сказкой принято называть и поэму «Руслан и Людмила» (Слайд),

которую  А. С. начал писать, еще учась в Царскосельском Лицее, День рождения которого ежегодно отмечается 19 октября (этому событию посвящена наша выставка, с которой вы можете ознакомиться). А закончил поэму автор в 1820 году в нашем любимом городе Санкт-Петербурге.

-Кто из вас знаком с поэмой. О чем она? (как злой волшебник Черномор украл со свадьбы Людмилу, дочь киевского князя и как ее жених Руслан пустился на е поиски).

Вступление (то есть начало) к поэме Пушкин  напишет только через 4 года, находясь вдали от столицы в ссылке в селе Михайловском. Единственным близким человеком, скрасившим изгнание поэта, опять становится его, теперь уже пожилая, няня Арина Родионовна.

 4 Тема урока.

-Сейчас мы познакомимся со вступлением, послушаем и посмотрим мультфильм.

-Понравился мультфильм?(Да)

Итак,  Лукоморьем мы называют волшебную сказочную страну, придуманную для нас А. С. Пушкиным.

-На что вы обратили внимание, слушая вступление (присутствуют волшебные герои, разные персонажи русских народных сказок.

-Ребята, дома вы провели маленькое исследование, каждый из вас собрал информацию о каком -то сказочном персонаже)

-Сейчас мы с вами будем читать и по ходу чтения вы поделитесь с нами своей собранной информацией.

5 Чтение вступления с анализом.

Итак, читаем с остановками вступление или пролог к поэме,  внимательно следим.

-Что такое Лукоморье? Что узнали?

Лукоморье-изгиб морского берега в виде лука, или реки, или пруда.В славянской мифологии Лукоморье —  место на окраине вселенной, где стоит мировое древо – ось мира ( дуб зелёный). Его вершина упирается в небеса. По дереву можно попасть в другие миры.  

А зеленый цвет-это символ молодости.

-Мы были на экскурсии в Суйде родовом поместье прадеда Пушкина.

Назовите имя этого человека. (Ибрагим Ганибал)

-Чем он вам запомнился? (привез Петр первый, был военным)

-Что вы видели видели в парке? ( пруд в виде изгиба, натянутого лука, нам показали место на противоположном берегу, где рос дуб (который к сожалению не сохранился). Мы  узнали, что маленький Саша Пушкин бывал в этих местах, все это видел и, возможно, эти детские воспоминания перенёс в свое произведение.

-Читаем дальше....

-Сведения о коте нам приготовила ...

Кот учёный считается самым знаменитым «кошачьим» персонажем в произведениях Пушкина. Кот в народных сказках самый умный. Он персонаж колыбельных песен, кот-баюн «бает», рассказывает сказки, баюкает.

-Кот ходит по кругу. Круг-это символ бесконечности жизни, круговорота.

Златая (золотая) цепь усиливает этот круговорот во Вселенной.

-Читаем дальше...

-Что значит направо? (Направо слово напоминает по звучанию слово-правда.)

-Налево? (сказка, вымысел, ложь.)

-Дальше....

-Кто такой леший в сказках?

Леший, лесовик, лесной дядя, живет в глухом лесу. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не безобразничал. К хорошим людям леший относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает их, заставляет ходить по лесу кругами.

-Кто такие русалки?  

 Русалки в русском фольклере живут  на высоких деревьях , на которых любят раскачиваться. Они нападают на людей и щекочут их до смерти. Русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям. Но маленьких детей они оберегают.  Иногда русалки спасают утопающих.

Читаем дальше...

неведомые дорожки (никто не ходил)

невиданные звери (сказочные)

-Далее...

-Кто живет в избушке на курьих ножках?(Баба Яга)

Избушка на курьих ножках-это жилище Бабы Яги. Курьими ножками на Руси называли пни, на которые и ставили дом. Эти пни назывались-куры.

-Далее читаем ...

Видений полны (сказочные существа)

...

-О каких прекрасных персонажах, помимо страшных существ, воплощающих зло, говорит автор? (30 витязей- воинов, защитников Древней Руси ; дядька морской-начальник).

-Дальше...

Мы не знаем о каком королевиче (принце) идет речь, а вот колдун  встретится дальше в поэме «Руслан и Людмила».Расскажите о нем.

Злой колдун -Черномор, укравший Людмилу. Был злобным карликом с очень длинной бородой, в которой вся его колдовская сила, умеет летать. Богатырь Руслан смог погубить колдуна, отрубив ему его бороду.

Дальше продолжаем...

Волк присутствует в русских народных сказках. Расскажите о нем.

В бытовых сказках и сказках о животных Волк жадный и глупый. В волшебных сказках серый Волк помогает герою. У Пушкина бурый Волк верно служит царевне.

-Какую русскую народную сказку вам напомнили эти слова? («Иван-царевич и серый волк».)

-Далее...

Знакомый персонаж русских народных сказок-Баба-яга. Что вы знаете о ней?

Баба Яга  -  старуха-колдунья, ведьма.   В славянском фольклоре Баба Яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках,  окружённой забором из человеческих костей. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, заметая след метлой.

-Далее...царь Кащей (Кощей). Расскажите.

Кощей (Кащей) Бессме́ртный – царь, колдун.  В славянской мифологии — хранитель подземного царства. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым. У Пушкина над «златом чахнет», болеет, умирает. Богатство не приносит ему счастья.

-Далее...Самое главное русский  дух.

-Как обычно заканчиваются русские народные сказки?

 Да, в сказках всегда побеждает добро, торжествует справедливость.

-Вот такие  чудесные образы народной фантазии перенес Пушкин в свои сказки.

6 Итог урока

- Дорогие ребята,поделитесь своими впечатлениями об уроке.

 Что вам захотелось после нашего небольшого сказочного урока?(высказывания детей)

Ветер по морю гуляет, дует паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса.

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая и ученый кот...

 -Всем спасибо за урок.

Приложение (задание для исследования).

Узнать, кто такой леший в русских народных сказках (3-4 предложения).

Узнать, кто такой Кощей в русских народных сказках (3-4 предложения).

Узнать, кто такая Баба яга  в русских народных сказках (3-4 предложения).

Узнать, что такое Лукоморье (3-4 предложения).

Узнай, кто такой карлик в поэме «Руслан и Людмила» (3-4 предложения)

Узнай, каким изображается волк в русских народных сказках (3-4 предложения)

Узнать, кто такая русалка  в русских народных сказках и славянских мифах (3-4 предложения).

Узнай, каким изображается кот в русских народных сказках и славянской мифологии (3-4 предложения).

Узнать, кто такой Кощей в русских народных сказках (3-4 предложения).

Узнать, кто такая Баба яга  в русских народных сказках (3-4 предложения).

Узнать, кто такой леший в русских народных сказках (3-4 предложения).



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на День открытых дверей в волшебную страну Лукоморье

в субботу 17 октября в 10.00.

Вас ждет увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина,

 в результате

 которого Вы познакомитесь с успехами своих детей.

Ждем Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Урок литературного чтения разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, темой, учтены возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как с...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект  открытого  урока   по литературному чтению  в  4 «Д» классе УМК  «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди".   Учитель:Гущина...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"

Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД)...