Методическая разработка по теме "У страха глаза велики"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Щукина Юлия Викторовна

Тема урока: «У страха глаза велики».

 

Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения.

 

Задача урока: формировать у учащихся универсальные учеб-ные действия:

1. Личностные:

 

смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения;

 

2.  Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно, и того, что еще не известно;

планирование – составление плана и последовательности действий;

 

самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 

3. Познавательные:

общеучебные:

 

-    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 

-  поиск и выделение необходимой информации;

-   осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

 

логические:

 

-    схематическое моделирование обложки художественного произ-ведения;

 

-  использование знаний о жанрах художественных произведений;

 

-   выбор оснований для определения темы художественного произ-ведения;

 

-  установление причинно-следственных связей при обсуждении

 

 

40

 

поступков героев произведения;

 

постановка и решение проблемы:

-  формулирование проблемы;

 

-   самостоятельное создание способов решения проблемы поиско-вого характера;

 

4. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер-стниками;

 

инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации, владение монологической и диалогиче-ской формами речи;

 

Учебно-методическое обеспечение урока: демонстрационное:

 

1.  общеклассное оборудование: доска, магниты.

 

2.  компьютер, мультимедийный проектор.

3.   наглядные пособия: памятки – обложки для определения жанров, карточки названия страхов, карточки «надежные» слова, карточки план – схема сказки, карточки «рассыпанные послови-цы», видеоролик «Страх».

индивидуальное:

1.  рабочие листы с текстом сказки 1, 2 часть.;

2.  карточки «Из толкового словаря»;

 

3.  чистые листы для рисунка;

4.  рабочий лист с графическим изображением жанра;

5.  цветные карандаши. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Щукина Ю. В.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока: «У страха глаза велики».

Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения.

Задача урока: формировать у учащихся универсальные учеб-ные действия:

  1. Личностные:

смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения;

  1. Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно, и того, что еще не известно;

планирование – составление плана и последовательности действий;

самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Познавательные:

общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

логические:

  • схематическое моделирование обложки художественного произ-ведения;

  • использование знаний о жанрах художественных произведений;

  • выбор оснований для определения темы художественного произ-ведения;

  • установление причинно-следственных связей при обсуждении

40


поступков героев произведения;

постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблемы поиско-вого характера;

  1. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер-стниками;

инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации, владение монологической и диалогиче-ской формами речи;

Учебно-методическое обеспечение урока: демонстрационное:

  1. общеклассное оборудование: доска, магниты.

  1. компьютер, мультимедийный проектор.
  2. наглядные пособия: памятки – обложки для определения жанров, карточки названия страхов, карточки «надежные» слова, карточки план – схема сказки, карточки «рассыпанные послови-цы», видеоролик «Страх».

индивидуальное:

  1. рабочие листы с текстом сказки 1, 2 часть.;
  2. карточки «Из толкового словаря»;

  1. чистые листы для рисунка;
  2. рабочий лист с графическим изображением жанра;
  3. цветные карандаши.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

1.Организационный:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к

- актуализация требований к ученику со сто-

нам на урок пришли гости. Попри-

роны учебной деятельности;

ветствуйте их. Гости в доме - всегда

- организация условия для создания внутрен-

приятное событие. Это также всегда

ней реакции эмоциональной и интеллектуаль-

ответственно и интересно. С таким

ной сферы.

же интересом посмотрите, пожалуй-

ста, на экран.

(просмотр видеосюжета на тему

«страх»).

41


Этапы урока

Содержание этапа

2. Подготовка к работе на основном этапе:

- Как вы думаете, о чем мы будем

- организовать актуализацию изученных спо-

говорить сегодня на уроке?

собов действий;

зафиксировать

(дети: – о страхе)

способы действий в речи, в графическом об-

На доске карточка со словом страх.

разе, схеме;

- На чистых листах бумаги поста-

- организовать актуализацию мыслительных

райтесь изобразить (нарисовать)

операций для дальнейшего построения учеб-

страх, как он вам представляется. Не

ного процесса

вырисовывайте деталей – и так

страшно.

- На другой стороне листка запиши-

те, что же такое ваш страх, чего вы

боитесь (1… 2… 3…)

- Кто хочет поделиться своим изо-

бражением (рисунком) страха.(дети

вывешивают свои рисунки на дос-

ку).

- А теперь не стесняйтесь, расскажи-

те, какие у вас страхи, вы будете не

одни.

(дети называют страхи, учитель,

обобщая, вывешивает карточки на-

звания страхов на доску, образуя

кластер «Страх».)

- Мне очень хочется вам помочь,

поддержать добрым надежным сло-

вом, чтобы было не так страшно. Вы

тоже знаете такие слова.

(дети называют надежные слова,

учитель вокруг кластера выставляет

карточки названия добрых надеж-

ных слов.)

3. Основной этап:

– А чего же боялись герои нашего

- организовать актуализацию изучаемых спо-

произведения?

собов действий при работе с текстом, трудны-

- Как вы думаете, к какому жанру бу-

ми словами

дет относиться это произведение?

(учитель вывешивает памятки – об-

ложки с графическим изображением

жанров литературных произведений,

дети делают свои предположения,

повторяя виды жанров).

- Давайте проверим. Прочитаем пер-

вую часть текста (учитель читает,

дети помечают непонятные слова).

42


Этапы урока

Содержание этапа

- К какому жанру относится это про-

изведение?

(дети: – сказка, доказывают; учитель

убирает лишние памятки – обложки,

оставляя нужную; детям выдаются

такие же обложки, заготовленные

заранее.)

- Какие бывают сказки? (ответы де-

тей).

- Ребята, это русская народная сказ-

ка.

- Что помогло мне читать её вырази-

тельно?

(ответы детей).

- Какие непонятные слова встрети-

лись?

(ответы детей; чтение карточки «Из

толкового словаря».)

- Чтение первой части текста детьми

(поощрение детей).

- Придумайте конец истории.

- организовать смену динамической позы уче-

Дети выходят в круг и рассказывают

ника;

придуманные ими концовки сказки

- организовать актуализацию способов дейст-

(с возможными движениями), помо-

вий над умением выражать свои мысли, сво-

гая друг другу.

им поведением.

- Вам интересно, что было дальше?

(чтение учителем, затем детьми вто-

рой части сказки).

- Вы так представляли конец этой

сказки? (ответы детей).

- Что вы можете сказать о героях?

(ответы детей)

- Какое чувство они у вас вызывают?

(ответы детей).

- Что бы вы им пожелали? (ответы

детей).

- организовать повторение учебного содержа-

Учитель открывает обложку с изо-

ния.

бражением жанра на доске (дети у

себя на столах). Внутри обложки за-

готовка плана – схемы. Под руково-

дством учителя дети заполняют схе-

му.

43


Этапы урока

Содержание этапа

Зачин → Пошли за водой → Встреча

с зайцем → Испугались, убежали →

- Какую бы мысль вы хотели вло-

жить в самый конец сказки?

- организовать актуализацию способов дейст-

- На доске рассыпались мудрые мыс-

вий над умением выражать свои мысли.

ли (пословицы и поговорки). Может

быть они нам помогут?

(дети пытаются самостоятельно до-

говорить начало пословицы, а затем

находят заготовленную концовку).

Не ходи в лес, …

коли зайца бо-

ишься.

Кто дрожит, …

тот и бежит.

Трус боится …

и собственной

тени.

У страха …

глаза велики.

- Какую мысль мы с вами могли бы

использовать как название сказки?

(дети: – «У страха глаза велики»).

О чем говориться в нашей сказке?

(дети: – о страхе)

- Что узнаем, отвечая на этот во-

прос?

(дети: – тему произведения).

На доску вывешивается карточка –

тема.

- Что говорилось о страхе? (дети: –

«У страха глаза велики»).

- Что узнаем, отвечая на этот во-

прос?

(дети: – главную мысль).

На доску вывешивается карточка –

главная мысль.

Учитель с детьми вставляют глав-

ную мысль, как концовку в план –

схему.

4. Подведение итогов:

- Порой не так легко бывает рас-

- организовать рефлексивный анализ учебной

статься со своими страхами.

деятельности.

- Вспомните героев других литера-

турных произведений, которые тоже

испытывали страх.

44


Этапы урока

Содержание этапа

- Чему учит вас русская народная

сказка?

- организовать актуализацию способов дей-

- Возьмите свой рисунок, сомните

ствий над умением выражать свои мысли.

ваш страх. Я уверена, вы сегодня его

победили. Смотрите, какой он мя-

тый, совсем не страшный. Бросьте

его в пакет (общий пакет)

- А наш «классный» микрофон

(условный) готов выслушать, что

вам на уроке помогло стать победи-

телем.

(дети говорят, передавая друг другу

микрофон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме "У страха глаза велики"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Начальная школа ХХI века"...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"

 Моделирование урока1. Дидактическое обоснование урока: Предмет литературное чтение Класс 2Автор учебника  Л.А.ЕвросиТема урока: «У страха глаза велики». Русская сказка».Дидактическая цель: познакомит...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме " У страха глаза велики"

Технологическая карта урока литературного  чтения по теме " У страха глаза велики" 2 класс. УМК " Школа России"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка....

Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».Задачи:Образовательная: познакомить с видами сказок;способствовать формированию це...