Методическая разработка по теме "У страха глаза велики"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Тема урока: «У страха глаза велики».
Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения.
Задача урока: формировать у учащихся универсальные учеб-ные действия:
1. Личностные:
смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения;
2. Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно, и того, что еще не известно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
3. Познавательные:
общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
логические:
- схематическое моделирование обложки художественного произ-ведения;
- использование знаний о жанрах художественных произведений;
- выбор оснований для определения темы художественного произ-ведения;
- установление причинно-следственных связей при обсуждении
40
поступков героев произведения;
постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поиско-вого характера;
4. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и свер-стниками;
инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, владение монологической и диалогиче-ской формами речи;
Учебно-методическое обеспечение урока: демонстрационное:
1. общеклассное оборудование: доска, магниты.
2. компьютер, мультимедийный проектор.
3. наглядные пособия: памятки – обложки для определения жанров, карточки названия страхов, карточки «надежные» слова, карточки план – схема сказки, карточки «рассыпанные послови-цы», видеоролик «Страх».
индивидуальное:
1. рабочие листы с текстом сказки 1, 2 часть.;
2. карточки «Из толкового словаря»;
3. чистые листы для рисунка;
4. рабочий лист с графическим изображением жанра;
5. цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_u_straha_glaza_veliki_-_shchukina_yuliya_viktorovna.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Щукина Ю. В.
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: «У страха глаза велики».
Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения.
Задача урока: формировать у учащихся универсальные учеб-ные действия:
- Личностные:
смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения;
- Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно, и того, что еще не известно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- Познавательные:
общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
логические:
- схематическое моделирование обложки художественного произ-ведения;
- использование знаний о жанрах художественных произведений;
- выбор оснований для определения темы художественного произ-ведения;
- установление причинно-следственных связей при обсуждении
40
поступков героев произведения;
постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поиско-вого характера;
- Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и свер-стниками;
инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, владение монологической и диалогиче-ской формами речи;
Учебно-методическое обеспечение урока: демонстрационное:
- общеклассное оборудование: доска, магниты.
- компьютер, мультимедийный проектор.
- наглядные пособия: памятки – обложки для определения жанров, карточки названия страхов, карточки «надежные» слова, карточки план – схема сказки, карточки «рассыпанные послови-цы», видеоролик «Страх».
индивидуальное:
- рабочие листы с текстом сказки 1, 2 часть.;
- карточки «Из толкового словаря»;
- чистые листы для рисунка;
- рабочий лист с графическим изображением жанра;
- цветные карандаши.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание этапа |
1.Организационный: | - Здравствуйте, ребята. Сегодня к |
- актуализация требований к ученику со сто- | нам на урок пришли гости. Попри- |
роны учебной деятельности; | ветствуйте их. Гости в доме - всегда |
- организация условия для создания внутрен- | приятное событие. Это также всегда |
ней реакции эмоциональной и интеллектуаль- | ответственно и интересно. С таким |
ной сферы. | же интересом посмотрите, пожалуй- |
ста, на экран. | |
(просмотр видеосюжета на тему | |
«страх»). | |
41 |
Содержание этапа | ||
2. Подготовка к работе на основном этапе: | - Как вы думаете, о чем мы будем | |
- организовать актуализацию изученных спо- | говорить сегодня на уроке? | |
собов действий; | зафиксировать | (дети: – о страхе) |
способы действий в речи, в графическом об- | На доске карточка со словом страх. | |
разе, схеме; | - На чистых листах бумаги поста- | |
- организовать актуализацию мыслительных | райтесь изобразить (нарисовать) | |
операций для дальнейшего построения учеб- | страх, как он вам представляется. Не | |
ного процесса | вырисовывайте деталей – и так | |
страшно. | ||
- На другой стороне листка запиши- | ||
те, что же такое ваш страх, чего вы | ||
боитесь (1… 2… 3…) | ||
- Кто хочет поделиться своим изо- | ||
бражением (рисунком) страха.(дети | ||
вывешивают свои рисунки на дос- | ||
ку). | ||
- А теперь не стесняйтесь, расскажи- | ||
те, какие у вас страхи, вы будете не | ||
одни. | ||
(дети называют страхи, учитель, | ||
обобщая, вывешивает карточки на- | ||
звания страхов на доску, образуя | ||
кластер «Страх».) | ||
- Мне очень хочется вам помочь, | ||
поддержать добрым надежным сло- | ||
вом, чтобы было не так страшно. Вы | ||
тоже знаете такие слова. | ||
(дети называют надежные слова, | ||
учитель вокруг кластера выставляет | ||
карточки названия добрых надеж- | ||
ных слов.) | ||
3. Основной этап: | – А чего же боялись герои нашего | |
- организовать актуализацию изучаемых спо- | произведения? | |
собов действий при работе с текстом, трудны- | - Как вы думаете, к какому жанру бу- | |
ми словами | дет относиться это произведение? | |
(учитель вывешивает памятки – об- | ||
ложки с графическим изображением | ||
жанров литературных произведений, | ||
дети делают свои предположения, | ||
повторяя виды жанров). | ||
- Давайте проверим. Прочитаем пер- | ||
вую часть текста (учитель читает, | ||
дети помечают непонятные слова). | ||
42
Содержание этапа | |
- К какому жанру относится это про- | |
изведение? | |
(дети: – сказка, доказывают; учитель | |
убирает лишние памятки – обложки, | |
оставляя нужную; детям выдаются | |
такие же обложки, заготовленные | |
заранее.) | |
- Какие бывают сказки? (ответы де- | |
тей). | |
- Ребята, это русская народная сказ- | |
ка. | |
- Что помогло мне читать её вырази- | |
тельно? | |
(ответы детей). | |
- Какие непонятные слова встрети- | |
лись? | |
(ответы детей; чтение карточки «Из | |
толкового словаря».) | |
- Чтение первой части текста детьми | |
(поощрение детей). | |
- Придумайте конец истории. | |
- организовать смену динамической позы уче- | Дети выходят в круг и рассказывают |
ника; | придуманные ими концовки сказки |
- организовать актуализацию способов дейст- | (с возможными движениями), помо- |
вий над умением выражать свои мысли, сво- | гая друг другу. |
им поведением. | - Вам интересно, что было дальше? |
(чтение учителем, затем детьми вто- | |
рой части сказки). | |
- Вы так представляли конец этой | |
сказки? (ответы детей). | |
- Что вы можете сказать о героях? | |
(ответы детей) | |
- Какое чувство они у вас вызывают? | |
(ответы детей). | |
- Что бы вы им пожелали? (ответы | |
детей). | |
- организовать повторение учебного содержа- | Учитель открывает обложку с изо- |
ния. | бражением жанра на доске (дети у |
себя на столах). Внутри обложки за- | |
готовка плана – схемы. Под руково- | |
дством учителя дети заполняют схе- | |
му. | |
43
Содержание этапа | ||
Зачин → Пошли за водой → Встреча | ||
с зайцем → Испугались, убежали → | ||
… | ||
- Какую бы мысль вы хотели вло- | ||
жить в самый конец сказки? | ||
- организовать актуализацию способов дейст- | - На доске рассыпались мудрые мыс- | |
вий над умением выражать свои мысли. | ли (пословицы и поговорки). Может | |
быть они нам помогут? | ||
(дети пытаются самостоятельно до- | ||
говорить начало пословицы, а затем | ||
находят заготовленную концовку). | ||
Не ходи в лес, … | коли зайца бо- | |
ишься. | ||
Кто дрожит, … | тот и бежит. | |
Трус боится … | и собственной | |
тени. | ||
У страха … | глаза велики. | |
- Какую мысль мы с вами могли бы | ||
использовать как название сказки? | ||
(дети: – «У страха глаза велики»). | ||
О чем говориться в нашей сказке? | ||
(дети: – о страхе) | ||
- Что узнаем, отвечая на этот во- | ||
прос? | ||
(дети: – тему произведения). | ||
На доску вывешивается карточка – | ||
тема. | ||
- Что говорилось о страхе? (дети: – | ||
«У страха глаза велики»). | ||
- Что узнаем, отвечая на этот во- | ||
прос? | ||
(дети: – главную мысль). | ||
На доску вывешивается карточка – | ||
главная мысль. | ||
Учитель с детьми вставляют глав- | ||
ную мысль, как концовку в план – | ||
схему. | ||
4. Подведение итогов: | - Порой не так легко бывает рас- | |
- организовать рефлексивный анализ учебной | статься со своими страхами. | |
деятельности. | - Вспомните героев других литера- | |
турных произведений, которые тоже | ||
испытывали страх. | ||
44
Содержание этапа | |
- Чему учит вас русская народная | |
сказка? | |
- организовать актуализацию способов дей- | - Возьмите свой рисунок, сомните |
ствий над умением выражать свои мысли. | ваш страх. Я уверена, вы сегодня его |
победили. Смотрите, какой он мя- | |
тый, совсем не страшный. Бросьте | |
его в пакет (общий пакет) | |
- А наш «классный» микрофон | |
(условный) готов выслушать, что | |
вам на уроке помогло стать победи- | |
телем. | |
(дети говорят, передавая друг другу | |
микрофон). | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме "У страха глаза велики"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Начальная школа ХХI века"...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"
Моделирование урока1. Дидактическое обоснование урока: Предмет литературное чтение Класс 2Автор учебника Л.А.ЕвросиТема урока: «У страха глаза велики». Русская сказка».Дидактическая цель: познакомит...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме " У страха глаза велики"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме " У страха глаза велики" 2 класс. УМК " Школа России"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка....
Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».Задачи:Образовательная: познакомить с видами сказок;способствовать формированию це...