Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.bianki.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Виталий Валентинович Бианки- Первая охота»
Цели деятельности учителя: -Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.
- Развивать умение анализировать рассказ.
- Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
- Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Личностные:
-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;
-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;
-проявлять фантазию и творческие способности.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словесный – слово учителя | 1 мин | Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - Возьмите в руки смайлики и покажите, какое у вас настроение перед уроком. – Проверь, мой маленький дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! | Приветствовать учителя Настраиваться на работу Проверять готовность рабочего места | Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. К: слушать и понимать речь других |
Постановка учебной задачи Практический – чтение стихотворений Словесный – строят речевое высказывание | 5 мин 5 мин | - Начать наш урок литературного чтения я хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу? - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Сегодня нас приглашает в гости человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами. Прочитайте через букву, начиная со второй А В П И Т Р А Д Л Т И В Й Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц Правильно это Виталий Бианки. Посмотрите на доску (На доске портреты писателей: Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.) - найдите портрет писателя, назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки). | Воспринимать речь учителя Обосновывать свои догадки Поддерживать учебный диалог Читать имя писателя Работать с портретами | П: формулировать ответы и выводы К: слушать и понимать речь других Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы Р: принимать и сохранять учебную задачу К: слушать и понимать речь других |
Решение частных задач Словесный – слово учителя физминутка | 5 мин 1 мин | - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре. (лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия) (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк, лилия - это названия цветов.) - Подумайте, а на какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки? (Можно объединить слова лиса, кабан, ворона, ласточка - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк, лилия - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.) - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе. - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд. (павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула) - Как называется это произведение?(«Первая охота»). - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»). - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками. 1. Мы познакомимся с творчеством … и его произведением … 2. Научимся правильно, выразительно … 3. Отвечать на …, выполнять … Глядя на портрет, В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком? Биография писателя. В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах. – Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных. Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть. А теперь встанем и немного разомнемся. | Работать с карточками Делить слова на группы Говорить о чем писал Бианки Называть одним словом, все, что нас окружает Разгадывать кроссворд Находить название произведения Формулировать тему и цели урока Знакомиться с биографией Поддерживать учебный диалог Знакомиться с произведением разминаться | К: слушать и понимать речь других К: знать ранее изученные правила К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. П: анализируют объекты К: слушать и понимать речь других П: формулировать ответы и выводы Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Л:ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный – отвечают на вопросы Практический –изучение произведения Словесный – ответы на вопросы Наглядный – рассматривают картинки Словесный – отвечают на вопросы | 10 мин 10 мин | Работа по учебнику. – Назовите животных, которых видите на странице учебника. – Почему художник именно этих животных разместил на странице? – Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”. – Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения? Первичное восприятие текста. (слушают запись рассказа) -У кого предположения оправдались? -Назовите героев произведения. (щенок и ящерица) - А каким вы себе представляете этого щенка? (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий). -Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось). - Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост). – А вы знали о такой особенности ящериц? - Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост). -Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей). -Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером). Вторичное восприятие текста. 1) - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение). - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке). - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение). - Что сделал щенок, когда увидел ящерку?(Щенок подкрался и схватил её за хвост). - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка). 2) - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку. 1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица. (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила) 2 группа – а вы разложите слова действия, которые выполнял щенок (подкрался, ухватился, фыркнул, бросил) - А теперь проверим работы. 3) - Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками). - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно. - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение). - Какие действия были правильными?(Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул). - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост). - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. Поисковая деятельность в парах. - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах. В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.) Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком? Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2) Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3) Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка. Выберите из данного списка нужные слова и подчеркните. Сидела, ухватился, фыркнул, закрыла, грелась, извернулась, оставила, бросил, подкрался. - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? | Работать по учебнику Называть животных Высказывать свои предположения Слушать аудиозапись Поддерживать учебный диалог Читать вслух произведение Выборочно читать Выполнять задание Работать с табличками Читать текст с хлопками Читать часть текста Рисовать словесную картину Зарисовку отображать по порядку Рассматривать иллюстрацию Анализировать героев | П: формулировать ответы и выводы П: осмысленно читают текст К: аргументировать свое мнение П: осознанно строить ответ в устной форме К: учитывать мнения своих одноклассников К: аргументировать собственное мнение П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин |
- Придумайте загадки или стихи о героях рассказа. - Нарисуйте любимого героя.
| Записывать задание на дом | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
Рефлексия По содержанию Словесный – ответы на вопросы | 2 мин | - Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке? - Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка. - Я для себя сделал открытие… - Меня удивило… - Оказывается, что… -Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики) | Подводить итоги урока Оценивать свое эмоциональное состояние | Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс
конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс
Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...
Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.
Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению по теме "Произведения Л.Н.Толстого" 3 класс
Урок разработан по программе "21 век" ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс
...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...