Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Стрекоза и Муравей" И.А. Крылов
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тараканчикова Оксана Геннадьевна

Аннотация к уроку

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщения подготовленного  ученика, который играет роль учителя. Для активизации мыслительной деятельности используется тест.

Дети получают новую информацию о том, как и где живут стрекозы и муравьи. Используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, групповая  и индивидуальная формы организации учебной деятельности.                               

Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, презентацию, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Перед собой поставила цель – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит  повторение о литературных жанрах, решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения из литературного чтения.

Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, театрализация, игры, загадки. Много внимания уделила современным технологиям.

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке литературного чтения. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Для достижения поставленных целей используется презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цель: 

  • Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Найти в басне мораль

  Ход урока:
I.
Организационный момент. Читают стихотворение.

 Ребята! К нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь с ними.(поворачиваются к гостям).

Садитесь. Ребята с гостями вы поздоровались, настрой на урок проговорили, а соседа то же наверное надо поприветствовать.

Привет сосед, улыбнись мне в ответ

Я хочу чтобы ты не грустил.

Всем улыбки сегодня дарил.

2.. Речевая разминка.

    Ваня, Ваня простота

   Купил лошадь без хвоста

  Сел задом наперед

   И поехал в огород.

Скажите, а что это вы прочитали, (Сказку. поговорку или небылицу).

3.Проверка домашнего задания.

Скажите мне пожалуйста, какое домашнее задание у вас было.

(Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука). А как вы думаете на какие 2 части можно разделить басню?

Повествовательная часть и поучительная часть (мораль).

Какова же мораль этой Басни? (Мораль такова: Лишь работая в коллективе вместе и слаженно можно добиться результатов. Действуя по одиночке и с разногласиями ни к чему не придешь)

4. Изучение нового материала.

 Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить одно задание.

Здесь зашифрованы загадочные животные, про которых мы сегодня будем говорить. Вам нужно будет расшифровать их названия. То есть из этих букв составить два слова, и сказать какую басню мы с вами будем сегодня читать.

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М    (Стрекоза и Муравей).

Судя по названию, главные герои произведения кто будут. (Стрекоза и Муравей).А кто автор этой басни? (И.А. Крылов).

А что это за животные Стрекоза и Муравей?

Как они выглядят? (муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами).

 Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц).

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты. Никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок).А скажите, как вы думаете о чём эта басня?

          Ребята, мы сегодня с вами должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней Иван Андреевич Крылов.

Давайте посмотрим диафильм «Стрекоза и Муравей».

Прежде чем мы с вами перейдём к чтению басни, давайте проведём физминутку.

Физминутка

Ребята. А вы хотите послушать как басню читатют настоящие артисы?

Дававй те послушаем басню в исполнениие артиста и одновремено будем следить по учебнику.

  1. Чтение басни в учебнике (с.104-105). А сейчас вы попробуйте. Кто хочет из вас попробовать?

В басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляются. Для успешного усвоения содержания басни, давайте поясним значение этих слов.

Лето красное пропела

Пропустила,  пробездельничала, про веселилась всё лето

Как зима катит в глаза

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.

Помертвело чисто поле

Почернело, трава высохла, цветы завяли

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание.  (Питается мелкими насекомыми)

Кому же в ум пойдёт

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт

Злой тоской удручена

Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.

Не оставь меня кум милый!

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.

И до вешних только дней

Весенних

Кумушка

Тоже самое что и кум.

Голубчик

Ласковое обращение, что-то типо милый мой, дорогой друг.

В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава

Песни, резвость всякий час

От слов Резвый, Резвиться – развлекаться. 

-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)

-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

-О чём она пошла просить Муравья?

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.

А сейчас мы с вами охарактеризуем наших героев, то есть дадим им характеристику.

 Среди этих слов найдите слова, которые относятся к этим героям.

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицы»

Вам надо собрать пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.

Лето пролежишь-…                                            и рыбку из пруда.

Без труда  не выловишь….                                 зимой с сумой побежишь.

Труд человека кормит,                                        тот не ест.

Пчёлка маленькая,                                               потехе час.      

Кто не работает,                                                   а лень портит.

Делу время-                                                          да и та работает.

Делу время, а потехе час.

Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, а потехе час». Ребята, а кто вам симпатичен в басне?

Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне)

Итог. С какой басней И.А. Крылова сегодня мы познакомились?

          Сколько главных герое в басне?

Какова же мораль басни? (-Нужно не только веселиться, но и работать.)

Рефлексия. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу!

А теперь погладьте себя по головке и скажите какие мы молодцы!!!!

Мы урок наш закрываем и здоровья всем желаем. На этом наш урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...