Открытый урок по литературному чтению "Ворона и лисица", И. Крылов
план-конспект урока (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУ Управление образования Прибайкальского района
МОУ Горячинская СОШ
Открытый урок чтения по теме:
И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
3 класс
Подготовила:
Доржиева Т.Б-О.
учитель начальных классов
Цель урока:
Формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определенной начитанностью.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изученные ранее;
- Учить, видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения;
- Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся;
- Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрация с изображением памятника И.А. Крылову, иллюстрации басен, карточки со строчками из произведений.
Ход урока:
- Организационный момент
Сегодня на уроке продолжаем знакомство с произведениями И.А. Крылова. - - Но прежде вспомним, какие произведения называют баснями.
(Басня – это короткий иносказательный рассказ, чаще всего в стихотворной форме, содержащий нравоучение).
- Назовите характерную черту басни.
(Характерная черта басни – мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений).
- Проверка домашнего задания.
- Инсценирование басни «Зеркало и обезьяна»
- с какой басней мы познакомились на прошлом уроке?
- назовите героев басни.
- сейчас мы послушаем как вы приготовили инсценирование. Готовились мы по тройкам. (Заслушивается выступление нескольких групп).
- кто из выступающих наиболее ярко передал характеры героев? (оценивание)
2. Викторина по басням Крылова.
На доске иллюстрации к басням Крылова. Карточки со строчками из басен лежат на столе. Ученики зачитывают и прикрепляют данную карточку к нужной иллюстрации.
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. - А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. - Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона! - Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит. - Ты всё пела? это дело:
Так поди же попляши!
- Физминутка
- если вы услышите строчки из басен Крылова, то сделайте хлопок над головой, если это отрывки из произведений других авторов, то присядьте.
1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. («Слон и Моська»)
2. Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему – говорит она ему. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)
- Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. («Стрекоза и Муравей»)
5. По небу голубому
Проехал грохот грома
И снова все молчит. (С. Маршак)
6. Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завела. (С. Есенин)
- Знакомство с новой басней.
- Вступительное слово учителя.
Более 200 басен было создано И.А. Крыловым.
Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод выполнил персонажи басен в бронзе.
В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крыло изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
- почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться). Он учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она называется «Ворона и Лисица». (Привлечь внимание к записи на доске).
2. Первичное восприятие
Чтение басни учителем наизусть – о ком эта басня: о хорошо нам знакомых вороне и лисице или о ком-то другом.
3. Словарная работа
- Как вы поняли смысл следующих слов
На доске слова:
- Лесть
- Льстить
- Не впрок
- Пленил
- Мастерица
- Вещуньина
- Плутовка
- Взгромоздясь
- Зоб
- Гнусный
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление;
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе;
Не впрок – не на пользу;
Пленил – очаровал, увлек;
Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать;
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье;
Плутовка – обманщица, хитрая;
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое;
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком;
Гнусный – отвратительный, омерзительный;
4. Чтение басни учащимися с целью ознакомления с текстом.
- Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.
5. Работа над басней (анализ)
- прочитайте первые три строчки басни
- почему они отделены чертой?
- как вы поняли смысл данной морали? (плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где - ложь).
Далее работа ведется по строчкам с объяснением смысла прочитанного своими словами.
- давайте с вами постараемся представить события, описанные в басне, а заодно и проверим, кто внимательно ее прочитал.
- прочитаем первую строку.
Как вы понимаете выражение «Бог послал»? (ворона случайно нашла кусочек сыра)
- о чем нам помогут узнать следующие три строки? Зачитайте.
- какое слово помогает, как бы воочию, увидеть неуклюжесть не очень умной птицы, предвкушающей удовольствие от случайно посланного лакомства.
- можно ли из басни узнать о каком времени суток идет речь?
(когда мы завтракаем? - утром)
- Была ли голодна ворона? (нет. «призадумалась»)
- почему беду? (автор предупреждает, о каком-то несчастье)
- сырный дух – замените синонимом (запах, аромат)
- что значит пленил (очаровал, увлек)
- следующие две строчки мы попытаемся изобразить.
6. Физминутка (учитель читает, дети изображают)
Далее автор предупреждает, как читать
- прочитайте шепотом речь лисы, соблюдая данную интонацию.
- истинны ли были ее слова?
- перечислите, что расхваливала лиса.
- как она называла ворону (голубушка, светик, сестрица. Предполагает мастерица, царь-птица)
- с какой целью лиса так расхваливала ворону?
-догадывалась ли об этом ворона?
-понравилась ли вороне лесть лисы?
- как поняли выражение «в зобу дыханье сперло»
- добилась ли лиса поставленной цели?
- после всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать ворону? (доверчивая, глупая);
- что бы вы посоветовали вороне? (необходимо отличать истинные чувства от лести);
- можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
7. Чтение басни в лицах
- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?
- вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться кто какую роль выберет. (чья пара будет готова – поднимите руку)
- кто готов прочесть басню вслух.
V. Итог урока.
- с каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?
(лесть, заискивание)
Итак, И.А. Крылов в своих баснях дает нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
VI. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Стрекоза и Муравей" И.А. Крылов
Аннотация к урокуДанный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя ...
И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...
Открытый урок по литературному чтению "Ворона и лисица" (применение ТРИЗ технологий)
Урок по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Ворона и лисица" с применением ТРИЗ технологий...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"
Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица" ,продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней....