Открытый урок по литературному чтению "Ворона и лисица", И. Крылов
план-конспект урока (3 класс) по теме

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_3_klasse_dorzhieva.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУ Управление образования Прибайкальского района

МОУ Горячинская СОШ

Открытый урок чтения по теме:

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

3 класс

                                      Подготовила:

                                           Доржиева Т.Б-О.

                                                              учитель начальных классов

Цель урока:

Формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определенной начитанностью.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изученные ранее;
  • Учить, видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения;
  • Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся;
  • Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрация с изображением памятника И.А. Крылову, иллюстрации басен, карточки со строчками из произведений.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке продолжаем знакомство с произведениями И.А. Крылова. - - Но прежде вспомним, какие произведения называют баснями.

(Басня – это короткий иносказательный рассказ, чаще всего в стихотворной форме, содержащий нравоучение).

- Назовите характерную черту басни.

(Характерная черта басни – мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений).

 

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Инсценирование басни «Зеркало и обезьяна»

- с какой басней мы познакомились на прошлом уроке?

- назовите героев басни.

- сейчас мы послушаем как вы приготовили инсценирование. Готовились мы по тройкам. (Заслушивается выступление нескольких групп).

- кто из выступающих наиболее ярко передал характеры героев? (оценивание)

2. Викторина по басням Крылова.

 На доске иллюстрации к басням Крылова. Карточки со строчками из басен лежат на столе. Ученики зачитывают и прикрепляют данную карточку к нужной иллюстрации.

  1. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука.
  2. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.
  3. Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!
  4. Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он её ещё и гонит.
  5. Ты всё пела? это дело:
    Так поди же попляши!

  1. Физминутка

- если вы услышите строчки из басен Крылова, то сделайте хлопок над головой, если это отрывки из произведений других авторов, то присядьте.

           1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. («Слон и         Моська»)

           2. Что ты тих, как день ненастный,

     Опечалился чему – говорит она ему. (А.С. Пушкин «Сказка о царе    Салтане»)

  1. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

     Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)

  1. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. («Стрекоза и Муравей»)

          5.  По небу голубому

               Проехал грохот грома

               И снова все молчит.  (С. Маршак)

          6.  Черемуха душистая с весною расцвела

               И ветки золотистые, что кудри, завела. (С. Есенин)

  1. Знакомство с новой басней.
  1. Вступительное слово учителя.

Более 200 басен было создано И.А. Крыловым.

  Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод выполнил персонажи басен в бронзе.

В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крыло изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

- почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться). Он учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

 

Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она называется «Ворона и Лисица». (Привлечь внимание к записи на доске).

2. Первичное восприятие

Чтение басни учителем наизусть – о ком эта басня: о хорошо нам знакомых вороне и лисице или о ком-то другом.

3. Словарная работа

- Как вы поняли смысл следующих слов

На доске слова:

  • Лесть
  • Льстить
  • Не впрок
  • Пленил
  • Мастерица
  • Вещуньина
  • Плутовка
  • Взгромоздясь
  • Зоб
  • Гнусный

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление;

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе;

Не впрок – не на пользу;

Пленил – очаровал, увлек;

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать;

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье;

Плутовка – обманщица, хитрая;

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое;

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком;

Гнусный – отвратительный, омерзительный;

4. Чтение басни учащимися с целью ознакомления с текстом.

- Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.

5. Работа над басней (анализ)

- прочитайте первые три строчки басни

- почему они отделены чертой?

- как вы поняли смысл данной морали? (плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где - ложь).

  Далее работа ведется по строчкам с объяснением смысла прочитанного своими словами.

- давайте с вами постараемся представить события, описанные в басне, а заодно и проверим, кто внимательно ее прочитал.  

- прочитаем первую строку.

Как вы понимаете выражение «Бог послал»? (ворона случайно нашла кусочек сыра)

- о чем нам помогут узнать следующие три строки? Зачитайте.

- какое слово помогает, как бы воочию, увидеть неуклюжесть не очень умной птицы, предвкушающей удовольствие от случайно посланного лакомства.

- можно ли из басни узнать о каком времени суток идет речь?

(когда мы завтракаем? - утром)

- Была ли голодна ворона? (нет. «призадумалась»)

- почему беду? (автор предупреждает, о каком-то несчастье)

- сырный дух – замените синонимом (запах, аромат)

- что значит пленил (очаровал, увлек)

- следующие две строчки мы попытаемся изобразить.

6. Физминутка (учитель читает, дети изображают)

Далее автор предупреждает, как читать

- прочитайте шепотом речь лисы, соблюдая данную интонацию.

- истинны ли были ее слова?

- перечислите, что расхваливала лиса.

- как она называла ворону (голубушка, светик, сестрица. Предполагает мастерица, царь-птица)

- с какой целью лиса так расхваливала ворону?

-догадывалась ли об этом ворона?

-понравилась ли вороне лесть лисы?

- как поняли выражение «в зобу дыханье сперло»

- добилась ли лиса поставленной цели?

- после всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать ворону? (доверчивая, глупая);

- что бы вы посоветовали вороне? (необходимо отличать истинные чувства от лести);

- можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?

7. Чтение басни в лицах

- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

- вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться кто какую роль выберет. (чья пара будет готова – поднимите руку)

- кто готов прочесть басню вслух.

V.  Итог урока.

- с каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?

(лесть, заискивание)

Итак, И.А. Крылов в своих баснях дает нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

VI.  Домашнее задание. 

Выучить басню наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Стрекоза и Муравей" И.А. Крылов

Аннотация к урокуДанный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя ...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

Открытый урок по литературному чтению "Ворона и лисица" (применение ТРИЗ технологий)

Урок по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Ворона и лисица" с применением ТРИЗ технологий...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица" ,продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней....