Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Смирнова Ирина Владимировна

Данная программа разработана  на основе требованимй ФГОС и предусмотрена для проведения уроков литературного чтения в 4 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год.  Программа состоит из разделов курса,  тем  различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_v.docx66.34 КБ
Файл ktp_4_v.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:


Литературное чтение

4 класс

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 4 класса Негосударственного образовательного учреждения Школа «Ника».

 Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  4 класс создана на основе:

  • Федерального Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2014
  • Пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Методические рекомендации. Литературное чтение 4 класс»  Н. А. Стефаненко, Е. А. Горелова - М.: «Просвещение», 2013 г.,
  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -  М.: «Просвещение», 2009 г., планируемых результатов начального общего  образования.
  • Учебного плана НОУ  Школы «Ника» на 2015-2016 учебный год.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе,

объединяет два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой

развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения

с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:
          • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи.

- Развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление.
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление.
- Развивать поэтический слух.
- Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка.
- Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.
- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров.
- Обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:              1. Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.                                                                 2.Виды работы с текстом.  Коммуникативно–познавательная деятельность.                                    3. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно – нравственная деятельность.                                                                                                                                               4. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Описание места учебного  предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год.  Программа состоит из разделов курса,  тем  различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух.Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно составить аннотацию.Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого  и других классиков отечественной литературы XIX—XXвв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).Жанровое разнообразие произведений.

Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.);

- защита проектов

    В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проект, сочинение);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Содержание тем учебного курса.

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной

 деятельности учащихся

1

Летописи, былины, жития

9

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

2

Чудесный мир классики

17

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

3

Поэтическая тетрадь

7

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

4

Литературные сказки

12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

5

Делу время – потехе час

7

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

6

Страна детства

7

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

7

Поэтическая тетрадь

3

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

8

Природа и мы

11

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь

5

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Родина

5

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

11

Страна Фантазия

6

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

12

Зарубежная литература

13

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

ИТОГО

102 часа

Проектная деятельность.

Темы творческих проектов:  « Создание календаря исторических событий»,

« Природа и мы», « Они защищали Родину».

В связи с объёмом содержания материала учебника, каникулярными и праздничными днями в тематическое планирование внесены изменения.

Результаты освоения учебного предмета

 Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-праздники, уроки- конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе, паре;
  • читать в соответствии с целью чтения ( в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выбранный группой сверстников, предлагать свой индивидуальный план работы;
  • принимать замечания. Конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой с помощью значков “+”,  “  -”, “  ?”, накопительной системы баллов).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпритировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать ее из одного вида в другой;
  • владеть приемами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
  • находить в литературных произведениях сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом или  мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, урока;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для  русской и мировой литературы;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров  (летописи, былины, жития, сказки, рассказы, фантастического рассказа, лирического произведения).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения  в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, трудолюбия,справедливости); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы;  подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы  (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст, пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки); пересказывать текст от 3-его лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений;
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, ученых;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские.

Литературная пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основеавторского текста, используя средства художественной выразительности.

Информационная грамотность. В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь: - оценивать потребность в дополнительной информации; -определять возможные источники информации и способы её поиска; -осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; -наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; -создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочиненияпри работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Требования к уровню подготовки

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:  

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира,
  • понимать значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей;  
  • понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;  работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид  искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно- популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Контроль и оценка

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 80-90 слов в минуту.Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание  устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Для учителя:

 Климанова  Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. Литературное чтение 1- 4 классы.. ФГОС.М.: «Просвещение»,2014.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.

Учебник для  4класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2015, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.

 Учебник для 4 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2015, 223 с.

Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации.

М.:  «Просвещение»,2013

Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения.

М: «Просвещение», 2010.

  1. Для учеников:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Р «Литературное чтение».

Учебник для 4 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2015, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.

Учебник для 4 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2015, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.

Рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы, М.: «Просвещение», 2015 г



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению  на 2015 – 2016 уч. год

 4 класс «В» Учитель  Смирнова И.В.

Количество часов в неделю – 3 (34 недели), всего 102 часа. В связи с объемом содержания учебника, каникулярными и праздничными днями, индивидуальными особенностями учащихся в календарно-тематическое планирование внесены изменения

п\п

№ урока в теме

Календар-ные сроки

Тема урока

тип урока

Количес-тво часов

Характеристика деятельности учащегося

Дидактические единицы образовательного

процесса

Описание ценностных ориентиров содержания урока

Домашнее задание

Использование компьютерного оборудования, прогр. обеспеч., дидакт. средств

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.09

4.09

7.09

10.09

11.09

14.09

17.09

18.09

21.09

 Раздел. Летописи, былины, сказания, жития ( 9ч)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

Сравнение текста летописи и исторических источников.  Из летописи

 « И вспомнил Олег коня своего».

Сравнение текста летописи с текстом произведения

А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»

Поэтический текст былины « Ильины три поездочки». Особенности  былины как  жанра.

Поэтический текст былины в пересказе

И. Карнауховой.

Составление рассказа.

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Выразительное чтение.

Житие Сергия Радонежского.

Особенности жития как жанра.

Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития».

Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий»

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы

формулировать учебные задачи урока; анализировать текст, выделять в нем основную мысль; проявление бережного отношения к художественной книге.

№4 стр. 8

________

№5

стр. 11

№ 3

стр. 20

________

№4 стр.29

№6

Стр.29

_______

№9 стр.34

ноутбук

телевизор

мультимедийная презентация, репродукции картин / картинки

В. Васнецов «Витязь на распутье», «Богатыри»,М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею

А.Бубнов «Утро на Куликовом поле, М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

Чудесный мир классики ( 17 ч)

10

1

24.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов « Конек – Горбунок»

1 час

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Выявлять специфические особенности сказки. Оценивать поступки героев и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.

формулировать учебные  задачи урока, планировать деятельность по изучению темы урока, оценивать  свою  работу на уроке; анализировать текст, выделять в нем основную мысль; отвечать на вопросы на основе художественного текста, - обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения; проявлять  бережное отношение  к художественной книге, формировать  систему нравственных ценностей             ( благородство, понимание, сочувствие), проявлять интерес к произведениям классиков.

№  7

стр.60

Учебник,

 рабочая тетрадь,

ноутбук,

телевизор,

 выставка  книг, репродукция картины  В.Д.

Поленова

«Золотая осень»  или И.И. Левитана «Вечерний звон»

11

2

25.09

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1 час

________

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

28.09

1.10

2.10

12.10

15.10

16.10

19.10

22.10

23.10

26.10

29.10

30.10

2.11

5.11

6.11

 П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев.

А. С. Пушкин - великий русский писатель. « Няне»

 « Туча»,

« Унылая пора! Очей очарованье»! Выразительное чтение.

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение по ролям.

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

М. Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт и писатель. « Дары Терека». Выразительное чтение.

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

 

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев.

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Написание отзыва на произведение.

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой

« Детство».

Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Составление вопросов к басне.

А. П. Чехов – великий русский писатель.              « Мальчики»

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики»

Оценка достижений

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

№13

 стр. 61

№4

 стр. 68

№ 3 стр.91

№ 6

стр.91

№ 3

стр. 111

№4

стр. 111

№3

стр. 118

№2

стр. 119

№9

стр. 134

№7

стр. 136

_______

Поэтическая тетрадь № 1 ( 7ч)

27

1

9.11

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..»,  « Как неожиданно и ярко…»

1 час

Воспринимать на слух поэтическое произведение. Уметь прогнозировать содержание произведений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

формулировать учебные задачи урока; анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль; отвечать на вопросы на основе поэтического текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя; проявлять бережное отношение к природе, к родному краю

№5

стр. 138

Учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, телевизор.

28

2

12.11

А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» Выразительное чтение.

1 час

№4

стр. 142

29

3

13.11

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения

1 час

________

30

4

23.11

И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник»  Ответы на вопросы.

1 час

№1

стр. 146

31

5

26.11

Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1 час

№5

 стр. 151

32

6

27.11

Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь

№ 1».

1 час

________

33

7

30.11

Оценка достижений.

1 час

№9

стр. 154

Литературные сказки ( 12 ч)

34

1

3.12

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

1 час

Читать вслух и про себя. Интерпретировать, анализировать и преобразовывать художественные, научно- популярные и учебные тексты с использованием литературоведческих понятий. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.

формулировать учебные задачи урока; размышлять над нравственными ценностями литературных сказок; -определять основную мысль, делить текст на части, составлять план, готовить подробный и выборочный пересказ; отвечать на вопросы, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя; проявлять бережное отношение к художественной книге; -формировать систему нравственных ценностей.

№9

стр. 168

Учебник,

 рабочая тетрадь. ноутбук,

телевизор.

________

35

2

4.12

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление  рассказа о путешествии Миши.

36

3

7.12

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

1 час

№9

 стр. 179

37

4

10.12

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1 час

№10

стр. 179

38

5

11.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Составление плана.

1 час

________

39

6

14.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1 час

№6

 стр. 192

40

7

17.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1 час

№8

стр. 192

41

8

18.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» Ответы на вопросы.

1 час

________

42

43

44

45

9

10

11

12

21.12

24.12

25.12

28.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения.

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части.

Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики».

Оценка достижений.

1 час

№5

стр. 214

№ 6

 стр. 214

№6

стр. 215

Делу время – потехе час ( 7 ч )

46

1

11.01

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

формулировать учебные задачи урока; анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать ключевые слова для создания собственного текста; отвечать на вопросы текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя

2 часть

№6

стр. 16

№4

стр. 23

Учебник,

 рабочая тетрадь,

 ноутбук,

 телевизор.

47

2

14.01

В. Ю. Драгунский

« Главные реки»  Пересказ текста от лица героя.

48

3

15.01

В. Ю. Драгунский

« Что любит Мишка». Подробный пересказ произведения.

1 час

________

49

4

18.01

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.

1 час

№4

стр. 34

50

5

21.01

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения.

1 час

№5

стр. 34

51

6

22.01

Обобщающий урок « Делу время – потехе час».

1 час

________

52

7

25.01

Оценка достижений

1 час

№ 10

стр. 36

Страна детства (7 ч )

53

1

28.01

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков».

1 час

 Работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрации с текстом, отбирать опорные слова для создания собственного текста). Ориентироваться в содержании раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении.

формулировать учебные задачи урока;

находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем в жизненных ситуациях.

№ 2

 стр. 46

Учебник,

 рабочая тетрадь,

 ноутбук,

 телевизор.

54

2

29.01

Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои  произведения.

1 час

______

55

3

1.02

К. Г. Паустовский

« Корзина с еловыми шишками». Озаглавливание частей текста.

1 час

№8

стр. 58

56

4

4.02

К. Г. Паустовский

 « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1 час

№9

стр. 58

57

5

5.02

М.М. Зощенко « Ёлка». Пересказ текста.

1 час

______

58

59

6

7

8.02

11.02

Обобщающий урок

« Страна детства».

Оценка достижений

1 час

1 час

№ 9

стр. 66

№11

стр.66

Поэтическая тетрадь № 2 ( 3 ч )

60

1

12.02

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон»,

 « Детская».

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение.

формулировать учебные задачи урока; понимать особенности поэтического текста и выражение своих чувств.

________

Учебник,

рабочая тетрадь,

ноутбук,

 телевизор.

61

2

15.02

С. А. Есенин « Бабушкины сказки». Выразительное чтение

1 час

стр. 71 стих наизусть

62

3

18.02

М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка»,

« Наши царства». Составление вопросов.

1 час

№ 8

стр. 74

Природа и мы (11 ч)

63

1

19.02

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк

« Приемыш».

1 час

Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное и научно-популярное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

формулировать учебные задачи урока; анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова; отвечать на вопросы на основе художественного текста; проявлять любовь к природе, к животным, малой родине, родителям.

________

Учебник,

 рабочая тетрадь,

ноутбук,

телевизор,

проектор,

экран.

64

2

29.02

Д. Н. Мамин – Сибиряк

 « Приемыш». Отношение человека к природе.

1 час

№7

 стр. 84

65

3

3.03

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Озаглавливание частей текста.

1 час

№4

стр. 91

66

4

4.03

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1 час

______

67

5

7.03

М.М. Пришвин

 « Выскочка». Пересказ текста от имени главного героя.

1 час

№4

стр. 95

68

6

10.03

М.М. Пришвин

 « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка.

1 час

№7

 стр. 95

69

7

11.03

Е. И. Чарушин « Кабан». Составление плана.

1 час

_______

70

8

14.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».  Характеристика героев рассказа.

1 час

№8

 стр. 110

71

9

17.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1 час

№10

стр. 110

72

73

10

11

18.03

21.03

Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы».

Проект « Природа и мы».

Оценка достижений.

1 час

1 час

№9

Стр. 112

Поэтическая тетрадь № 3 ( 5 ч )

74

1

24.03

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень» С.А. Клычков

 « Весна в лесу»

1 час

Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.

анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова; отвечать на вопросы на основе поэтического текста; понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

№3

 стр. 117

Учебник,

 рабочая тетрадь,

ноутбук,

телевизор,

проектор,

экран, репродукция картины Н.Крымова «К весне»

75

2

25.03

Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов

« Лебедушка» Выразительное чтение.

1 час

_______

76

3

28.03

С.А. Есенин « Лебедушка» Составление вопросов.

1 час

№3 стр.125

77

4

31.03

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы»

1 час

№5

стр. 126

78

5

1.04

Оценка достижений

1 час

_______

Родина ( 5ч.)

79

1

4.04

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1 час

1 час

Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

формулировать учебные задачи урока; анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины; осмысление правил взаимодействия в группе и в паре; оперировать понятиями

« картины родного края», « звуки природы» .

№3

 стр. 132

Учебник,

 рабочая тетрадь,

ноутбук,

телевизор,

проектор,

экран.

80

2

7.04

С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…»  Выразительное чтение.

№3

стр. 135

81

3

8.04

Обобщающий урок

« Родина».  Написание сочинения.

1 час

______

82

4

18.04

Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину».

1 час

 №4

 стр. 142

83

5

21.04

Оценка достижений

1 час

№7

  стр. 142

Страна Фантазия ( 6 ч)

84

1

22.04

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Е. С. Велтистов

« Приключения Электроника».

1 час

Прогнозировать содержание раздела и произведения. Определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов.

формулировать учебные задачи урока; анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова; осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

_____

Учебник,

 рабочая тетрадь,

 ноутбук,

 телевизор,

проектор,

экран.

85

2

25.04

Е. С. Велтистов

« Приключения Электроника». Герои фантастического жанра.

1 час

№4

стр. 149

86

3

28.04

К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1 час

№7,8

стр. 157

87

4

29.04

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

1 час

_______

88

5

5.05

Путешествие по стране Фантазии. Презентация глав и отрывков из произведений.

1 час

№8

 стр. 158

89

6

6.05

Оценка достижений.

1 час

_______

Зарубежная литература ( 13 ч)

90

1

12.05

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1 час

Знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о  

Г е р о е  с  и с по л ь з о в а н и е м   а в т о р с к о г о  т е к с т а .

В ы б и р а т ь   к н и г у   д л я   с а м о с т о я т е л ь  -н о г о   ч т е н и я , о р и е н т и р у я с ь   н а   т е м а -т и ч е с к и й   и   а л ф а в и т н ы й   к а т а л о г и   и р е к о м е н д а т е л ь н ы й   с п и с о к    л и т е р а-  т у р ы .  О ц е н и в а т ь   р е з у л ь т а т ы   с в о е й ч и т а т е л ь с к о й   д е я т е л ь н о с т и ,  в н о -         с и т ь   к о р р е к т и в ы.

формулировать учебные задачи урока; высказывать свое мнение о прочитанном произведении, оценивать поступки героев ;           о т в е ч а т ь  н а  вопро с ы ,   о б су ж д а т ь  в  гру п п е      о т в е т ы   н а              в о пр о с ы    у ч е б -н и к а ,    д о к а з ы  -в а т ь  с в о ю   т о ч –ку  зр е н ия ;

Ф орм ир о в а н и е у в а ж и т ел ь н о г о    о т н о ш е н ия   к и н ому  м н е н и ю , и с т ор и и   и   кул ь тур е   дру г их            н ар о д о в ,   в ыр а б о т к а   ум е н ия    т ер п им о      о т н о с и т ь ся   к   л ю дям и н о й          н а ц и о н ал ь н о й         пр и н а дл е ж н о с т и.

№9

стр. 166

______

Учебник, рабочая тетрадь,

ноутбук,

телевизор,

проектор,

экран.

91

2

13.05

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

92

3

16.05

Г. Х. Андерсен                            « Русалочка». Авторская сказка.

1 час

№ 5

стр. 193

93

4

19.05

Г. Х. Андерсен                    « Русалочка». Деление произведения на части.

1 час

№6

стр. 193

94

5

20.05

Г . Х . А н д е р с е н                                       « Р у с а л о ч к а » .   Х а р а к т е р и с т и к а   г е р о е в.

1 час

_______

95

6

23.05

М . Т в е н   « П р и к л ю ч е н и я         Т о м а   С о й е р а ». Пересказ текста от лица главного героя.

1 час

№ 3

стр.  200

96

7

26.05

М . Т в е н          « П р и к л ю ч е н и я Т о м а    С о й е р а » .   С р а в н е н и е г е р о е в ,   и х   п о с т у п к и.

1 час

№8

стр.  200

97

98

8

9

27.05

30.05

С . Л а г е р л ё ф   « С в я т а я  н о ч ь »

Пересказ текста.

С . Л а г е р л ё ф   « В   Н а з а р е т е » . Основная мысль рассказа.

1 час

---------

1 час

______

99

10

Читательская конференция.

1 час

100

11

О б о б щ а ю щ и й   у р о к   « З а р у- б е ж н а я   л и т е р а т у р а »

1 час

101

12

У р о к – и г р а   « Л и т е р а т у р –

н ы е  т а й н ы »

1 час

102

13

Подведение итогов.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.

Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»  Пояснительная записка.Рабочая программа курса...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению во 2 классе 8 вида.

Рабочая программа и календарно-тематическон планирование по чтению во 2 классе 8 вида....

Рабочие программы и календарно-тематические планирования для 3 класса по программе "Школа России"

Рабочие программы и календарно-тематические планирования для 3 класса по программе "Школа России"...