Урок обучения грамоте "Буквы А, а - я"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сохатюк Тамара Николаевна

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_a_a_-_ya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

Тема: Буквы А, а - я

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а]  в зависимости от предшествующего согласного звука. Познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы  А, Я- как ориентиры чтения.

2.Формировать  исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

 4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

 - Ожидаемые результаты:

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.

2. Речевая разминка

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения

а) Заучивание чистоговорки:

ша-ша-ша – погода хороша.

шу-шу-шу – письмо я напишу

шо-шо-шо – все будет хорошо.

ши-ши-ши - ты деток посмеши.

б) Артикуляция основных гласных – сочетание гласных

а-у, ы-и, а-о, э-а, а-ы, и-о, а-и, а-э

в) сочетание согласных.

вмнкрстлмншспв

г) лесенка

ша

шар

шарф

шарик

шарики

Дети настраиваются на работу

Заучивают скороговорку

Читают гласные

На одном дыхании пытаются произнести как можно больше звуков

Чтение «лесенки»  с увеличением количества букв

3.Актуализация знаний учащихся.

На доске запись ыл  ил (первые буквы согласных закрыты)

4. Постановка учебной задачи.

Учитель ставит на место второго звука, как и в первом слове, буква а

4. Знакомство с новой буквой.

5. Физминутка

6. Упражнение в чтении.

.

7. Итог урока

8. Рефлексия

- Решите: в каком слове первый согласный звук должен быть мягким, а в каком – твердым?

- докажите свое решение

- Проверьте себя, прочитав слова.

- Объясните, что значат эти слова.

- Повторите известное правило чтения: «Вижу и читаю мягко»

- Я задумала еще 2 слова, но сначала надо составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.

- Подставьте над значками звуков слова мак буквы: мак.

- Теперь обозначим буквами звуки второго слова.

- Дальше я буду обозначать звуки буквами, а вы следите, получается ли задуманное слово.

- Слово мяч не получается.

-  Сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну букв нашего языка.

- Проговорим хором слова.

- Какие же звуки стоят в начале этих слов?

- Кто знает, какая буква нужна для обозначения звука [а] после мягкого согласного?

- Посмотрите на букву я.

- Чем по своей «работе» буква я похожа на букву а?

- Чем отличается?

Внесем новую букву в схему, помогающую правильно читать.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели,

и снова полетели.

а)Фронтальная работа с доской

- Прочитайте слоги.

(на, ля, па , ря, ся, мя, ра и т.д.)

Прочитайте слова:

няня, Ляля, Тася.

- Какое правило использовали?

б) Работа по букварю

1.

- Найдите новую букву в верхней розовой рамке.

- Какую «работу» будет выполнять буква я?

- Проверьте, правильно ли она размещена в таблице, подсказывающей правило чтения.

-Как узнать: когда для обозначения звука [а]  используется буква А, а когда буква Я?

2. Чтение трехбуквенных слогов.

-Где слово?

3. Чтение подборок слов.

- Что обозначают слова?

(шляпка – это еще и название части гриба)

4. Чтение второго столбика слов.

- Нет ли среди этих слов таких, значение которых нужно уточнить?

5. Чтение разговора с кошкой по ролям.

- С какой буквой познакомились?

- Какую работу она выполняет в русском языке?

- Скажем хором:

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].  

-Продолжите предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

Анализируют схемы и делают вывод

- в первом слове твердый, во втором мягкий.

«и – говори  мягко», «ы- говори твердо»

читают слова  выл, вил, мыл, мил

Читают правило

Составляют схемы на доске и в тетради.

Звук … обозначаю буквой … .

Вызванный ученик обозначает первый звук буквой м.

Мягкий [ м']  и твердый [м].

Отвечают на вопрос

Обозначает тот же звук [а].

Буква а указывает на твердость согласного, а буква я – на мягкость.

Выполняют задание

Выполняют задание

Читают слова и слоги.

Вижу я – читаю мягко.

Отвечают на вопросы с опорой на материал учебника.

Дети читают слоги и определяют где слово и что оно обозначает?

Чтение слов и объяснение их значений.

Уточняется значение слов мякиш и мята.

Буквой я.

указывает на мягкость согласного.

Произносят хором.

Заканчивают предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....