Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pir_v_carskih_palatah1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  

«Пир в царских палатах»

ЦЕЛИ:  дать   учащимся   представления   о   домашнем   быте   русских   царей   и  цариц;  углублять  знания   по   истории   государства;   учить  пользоваться  разными  источниками    при  подготовке  к   уроку;   развивать  умения    связно  и   последовательно     передавать   полученную   информацию;

развивать  любовь   к  чтению;

формировать   творческую   активность,   умения  работать   в  коллективе,  чувства   ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ:  диапозитивы,  открытки и фотографии « Московский  Кремль»,  «Древние   палаты  Московского   Кремля»,  лист   ватмана,   кисти, краски,  ножницы, клей.

План урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ. 

-Тихо   встали.   Поздоровайтесь     с  нашими   гостями.

-Вспомните    правило   работы   на   уроках.

                  Каждый   день -   всегда,   везде,

                  На   занятиях,  в  игре-  

                  Смело,  чётко   говорим

                   И  тихонечко   сидим.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ    К   УРОКУ.

-Ребята   сегодня   у   нас   необычный    урок   внеклассного    чтения    и   изобразительного   искусства.   Мы   поговорим   об  историческом   прошлом   нашей    Родины,  об  её   исторических   памятниках.   И  попытаемся   сами   воссоздать    один   из   таких    исторических,   проиллюстрировав    русскую  народную    сказку.

ДЕВИЗ    НАШЕГО     УРОКА.

Память   о  наших   предках   «живет»   в

нашей     памяти    и   в   их    символах.

  1. ПОВТОРЕНИЕ   ИСТОРИЧЕСКИХ,   ЛИТЕРАТУРНЫХ   СВЕДЕНИЙ.

 -На   уроках   чтения   мы   много   говорим  с  вами   о  великих   русских  деятелях,   которые   имели  большое   значение   для  нашей  Родины.

-Посмотрите   их   имена  записаны   на  доске.

ОЛЕГ                            ЮРИЙ   ДОЛГОРУКИЙ

ИГОРЬ                                   ИВАН      КАЛИТА

ЯРОСЛАВ                                              ИВАН III

ВЛАДИМИР                       ИВАН IV(ГРОЗНЫЙ)

ДМИТРИЙ  ДОНСКОЙ

-По   какому   признаку    они   записаны?

         (Это   князья,  русские   цари.)

 -Кто  такой   князь,  царь?

         ( Это   правители,    которые   управляли   государством,  городом.)

-Что   значит    княжит?

          (Княжит -   т.е.  правит  городом,  управляет   или  устанавливает   законы,  следит  за  порядком.)

-Какие   легенды    вы  знаете  об   этих   князьях?

-Как  звали   Олега?

         ( Вещим.)

-Почему? Что  вы     знаете  о   его   смерти? 

          (Рассказы   детей  по   стихотворению   А.С.Пушкина.)

-Какое  прозвище   было   дано   Ярославу   Мудрому?

         (  Мономах.)

-От   кого   пришло   к  нему   это  прозвище?

         ( От  деда  византийского    царя.)

-А  что   интересного   вы   можете   рассказать    о  наших   царях?

           (Иван  Калита -  у  него   на  поясе   висел   мешочек, поэтому   его  так  и  назвали.

          Дмитрий   Донской -   он  на  Куликовом   поле   возле   реки   Дон   разгромил   войско           Мамая.

          Иван III   впервые  стал  называть  себя -  государь  всея    Руси.

          Иван Грозный IV -  был тираном    и   оставил   после   себя   разоренную,   разграбленную   Русь.)

-Какие    древние   города,  где  правили   князья,   вы   знаете?

                   (Владимир, Суздаль, Киев, Москва.)

-Подумайте,  о  каком  городе   я  прочитаю  стихи.

Федор   Глинка «Москва».

Город  чудный, город дивный

Ты вместил  в свои концы

И посады и деревни,

И  палаты  и  дворцы!

Опоясан -  лентой  пашен,

Весь   пестреешь  ты  в садах!

Сколько  храмов, сколько башен

На святых твоих  холмах!

Исполинскою рукою ты,

Как  хартия,  развит.

И  над  малою  рекою

Стал  велик  и знаменит.

На  твоих  церквях  старинных

Вырастают деревца.

Глаз не схватит улиц длинных-

Это матушка – Москва.

-Кто  основал  Москву?

            ( Князь   Юрий  Долгорукий.)

- Сколько лет исполнилось Москве?

            (  856 лет.)

-А  как   основывалась  Москва?

(Чтение  стихов  детьми.   Они   выходят к доске.)

Над Москвой – рекой, на круче,

Где стоит наш Кремль теперь,

Был когда – то бор дремучий,

А в  бору водился зверь.

Поселялись люди редко на реке

в глуши лесной.

Только предки наших предков

появились здесь весной

Толь   верхами,  толь   пешком

Посидели,   обсудили.

Осмотрели  всё  кругом  и  решили:

«Леса  много,  водный   путь   и  край  богат».

Помолились   люди  догу  и  построили   посад.

Вот   он,   первый  Кремль  сосновый,

За   бревенчатой   стеной.

Так  родился    город  новый

И  назвался  он  Москвой.

-Какую  же   построил  Москву  Юрий  Долгорукий?

             ( Деревянную.)

-Но  сейчас  Москва  не  такая,   как  при   Юрии   Долгоруком.   Почему?

             ( Она  перестраивалась.)

-Какая  же   она  была?

               ( Она  была  деревянная,  белокаменная,  из  красного   кирпича.)

    На  доске   выставляются   рисунки   детей.

-В   прошлой   четверти   мы  с  вами  создавали  древнерусский  город. Давайте  вспомним,  как  строится  город.

( Город   обносился  крепкой  стеной,  которую  называли  кремлёвской,  со  сторожевыми  башнями.  Внутри  Кремля  строились  соборы.  Так,  например,  в  Москве   на  Соборной  площади  стоят  три  собора: Успенский,  Благовещенский,  Архангельский.   Там  же  строились  терема  городских  жителей   и  царские   палаты.)

- Вот  такой  была  Москва.  И  всегда   её  возглавлял   и  правил   ею   царь.

-Вспомните,  в  каких  сказках   мы   встречаемся   с  царями  и  князями?

            ( А.С.Пушкин       «Сказка  о  царе  Салтане.»

                                         «Сказка  о  золотом  петушке.»

                                        «Сказка  о  золотом  петушке.»

            Русские  народные  сказки.

                                        «Царевна  -  лягушка.»

                                        «По  щучьему  веленью.»)

-Остановимся  на  сказке  «Царевна – лягушка.»

-О  чём  эта  сказка?

-Подумайте,  а  как  бы  вы  назвали  царя?

(Мудрый)

-Почему?

(Ответы детей)

-На   предыдущих   уроках  вы  рисовали   действующих  лиц  этой  сказки.

-Посмотрим  у  кого,   что  получилось   и  выберем  того  персонажа,  который   понравится  всем.

(Дети показывают свои работы и класс выбирает наиболее понравившегося царя из сказки)

-Как  вы  думаете,  чем  занимались  русские  цари?  

-А  какой  была  бы  ваша  жизнь,  если  бы  вы   были  царями?

(Ответы детей)

-Можно  сделать  вывод,  что   царём  быть  хорошо,  он  только   приказывает,  за  него  все  всё  делают.  Так  ли  это.  Давайте  войдём  в  царские  палаты  и  узнаем.

             (   Показ   учителем   иллюстраций   из  цикла  «Московский  Кремль.»)

-В Москве сохранился  теремной  дворец   с  парадными  царскими  покоями:  они    начинались  с  3-го  этажа  и  занимали  2-а  этажа. На  4-ом  этаже   жилые  покои,  а  на  3-м   этаже  служебные. Наверху  стоял  теремок,  где  играли  царские  дети.

Стены  и  сводчатые  потолки  царских  палат  были  украшены  затейливым  растительным  орнаментом,  позолоченной  резьбой.

-Вот  что  пишет  об  этом  Наталья  Кончаловская:

В  царских   покоях  все  стены  резные.

В  окнах  узорчатых  стёкла  цветные.

В  ярких  разводах  половики,

Ярко  расписаны  все  потолки.

Что  там  за  роспись  чудесная!

Вся  красота  поднебесная!

-А  теперь  давайте   посмотрим  какие   царские  палаты   представились  вам.  И   попробуем  создать  палаты  для  нашего  царя.

(К доске выходят дети с рисунками стен, пола, потолка царских палат и приклеивают их на чистый лист ватмана)

 

Жизнь   во  дворце  начиналась  рано.  Часа  в  4  утра  пробудившись,  царь  отравлялся   в  Крестовую  палату,  помолится  перед  святыми   иконами.  Потом  царь  с  боярами  обсуждал  важные  государственные  дела. Простолюдины  обращались  к  царю  с  письменной  просьбой, опуская  её  в  ящик,  который  спускался  из  окошка  царского  кабинета.  Устраивал  царь  и   приёмы.  Во  время  которых  царь  восседал  на  троне  в  парадном  облачении.  

-И  в  нашей  сказке  царь  тоже  устроил  пир,  на  который  прибыли   его  сыновья  и  их  жёны.

           ( Дети  приклеивают  фигурки  царя   и  его  сыновей, при этом оговаривается где какой герой будет находиться и почему.)

-А все  ли  герои  прибыли   на  пир?

           ( Нет  царевны  лягушки.)

-Она   и  в  сказке   прибыла   последней.  Чем  она  ещё  удивила   гостей?

            ( Чтение   отрывка  из  сказки.

            «… Собирала  в  рукаве  остатки  еды,  а  когда  пошла  танцевать,  взмахнула  им  и  появилось  озеро  с  лебедями…»)

-Давайте  это  тоже  добавим  в  нашу  работу.

               (Дети  работают  у  доски. )

  1. ИТОГ  РАБОТЫ.

- Замечательно. Молодцы. О  чём  мы  сегодня  вспомнили  на  уроке?

- Как называется работа которую мы с вами сделали?

(Иллюстрация)

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

-На   уроке  мы  создали  коллективную работу.  Попробуйте  дома  нарисовать  иллюстрацию   к  другой  сказке  в  вашем   альбоме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства

Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Цель урока:    Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе....

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Открытый урок в инклюзивном классе по изобразительному искусству

Урок изобразительного искусства проходит в инклюзивном классе с частичной инклюзией. Деятельность инклюзированного ученика сопровождает тьютор....

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...

Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. 1 класс

Тема: «Образ лисы в русских и хакасских народных сказках».Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Русская народная сказка»; познакомить с хакасской народной сказкой «Лиса...