Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pir_v_carskih_palatah1.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
«Пир в царских палатах»
ЦЕЛИ: дать учащимся представления о домашнем быте русских царей и цариц; углублять знания по истории государства; учить пользоваться разными источниками при подготовке к уроку; развивать умения связно и последовательно передавать полученную информацию;
развивать любовь к чтению;
формировать творческую активность, умения работать в коллективе, чувства ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: диапозитивы, открытки и фотографии « Московский Кремль», «Древние палаты Московского Кремля», лист ватмана, кисти, краски, ножницы, клей.
План урока.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Тихо встали. Поздоровайтесь с нашими гостями.
-Вспомните правило работы на уроках.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре-
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- ВСТУПЛЕНИЕ К УРОКУ.
-Ребята сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. Мы поговорим об историческом прошлом нашей Родины, об её исторических памятниках. И попытаемся сами воссоздать один из таких исторических, проиллюстрировав русскую народную сказку.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА.
Память о наших предках «живет» в
нашей памяти и в их символах.
- ПОВТОРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ, ЛИТЕРАТУРНЫХ СВЕДЕНИЙ.
-На уроках чтения мы много говорим с вами о великих русских деятелях, которые имели большое значение для нашей Родины.
-Посмотрите их имена записаны на доске.
ОЛЕГ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
ИГОРЬ ИВАН КАЛИТА
ЯРОСЛАВ ИВАН III
ВЛАДИМИР ИВАН IV(ГРОЗНЫЙ)
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
-По какому признаку они записаны?
(Это князья, русские цари.)
-Кто такой князь, царь?
( Это правители, которые управляли государством, городом.)
-Что значит княжит?
(Княжит - т.е. правит городом, управляет или устанавливает законы, следит за порядком.)
-Какие легенды вы знаете об этих князьях?
-Как звали Олега?
( Вещим.)
-Почему? Что вы знаете о его смерти?
(Рассказы детей по стихотворению А.С.Пушкина.)
-Какое прозвище было дано Ярославу Мудрому?
( Мономах.)
-От кого пришло к нему это прозвище?
( От деда византийского царя.)
-А что интересного вы можете рассказать о наших царях?
(Иван Калита - у него на поясе висел мешочек, поэтому его так и назвали.
Дмитрий Донской - он на Куликовом поле возле реки Дон разгромил войско Мамая.
Иван III впервые стал называть себя - государь всея Руси.
Иван Грозный IV - был тираном и оставил после себя разоренную, разграбленную Русь.)
-Какие древние города, где правили князья, вы знаете?
(Владимир, Суздаль, Киев, Москва.)
-Подумайте, о каком городе я прочитаю стихи.
Федор Глинка «Москва».
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан - лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На святых твоих холмах!
Исполинскою рукою ты,
Как хартия, развит.
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквях старинных
Вырастают деревца.
Глаз не схватит улиц длинных-
Это матушка – Москва.
-Кто основал Москву?
( Князь Юрий Долгорукий.)
- Сколько лет исполнилось Москве?
( 856 лет.)
-А как основывалась Москва?
(Чтение стихов детьми. Они выходят к доске.)
Над Москвой – рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда – то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Поселялись люди редко на реке
в глуши лесной.
Только предки наших предков
появились здесь весной
Толь верхами, толь пешком
Посидели, обсудили.
Осмотрели всё кругом и решили:
«Леса много, водный путь и край богат».
Помолились люди догу и построили посад.
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
-Какую же построил Москву Юрий Долгорукий?
( Деревянную.)
-Но сейчас Москва не такая, как при Юрии Долгоруком. Почему?
( Она перестраивалась.)
-Какая же она была?
( Она была деревянная, белокаменная, из красного кирпича.)
На доске выставляются рисунки детей.
-В прошлой четверти мы с вами создавали древнерусский город. Давайте вспомним, как строится город.
( Город обносился крепкой стеной, которую называли кремлёвской, со сторожевыми башнями. Внутри Кремля строились соборы. Так, например, в Москве на Соборной площади стоят три собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Там же строились терема городских жителей и царские палаты.)
- Вот такой была Москва. И всегда её возглавлял и правил ею царь.
-Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с царями и князями?
( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане.»
«Сказка о золотом петушке.»
«Сказка о золотом петушке.»
Русские народные сказки.
«Царевна - лягушка.»
«По щучьему веленью.»)
-Остановимся на сказке «Царевна – лягушка.»
-О чём эта сказка?
-Подумайте, а как бы вы назвали царя?
(Мудрый)
-Почему?
(Ответы детей)
-На предыдущих уроках вы рисовали действующих лиц этой сказки.
-Посмотрим у кого, что получилось и выберем того персонажа, который понравится всем.
(Дети показывают свои работы и класс выбирает наиболее понравившегося царя из сказки)
-Как вы думаете, чем занимались русские цари?
-А какой была бы ваша жизнь, если бы вы были царями?
(Ответы детей)
-Можно сделать вывод, что царём быть хорошо, он только приказывает, за него все всё делают. Так ли это. Давайте войдём в царские палаты и узнаем.
( Показ учителем иллюстраций из цикла «Московский Кремль.»)
-В Москве сохранился теремной дворец с парадными царскими покоями: они начинались с 3-го этажа и занимали 2-а этажа. На 4-ом этаже жилые покои, а на 3-м этаже служебные. Наверху стоял теремок, где играли царские дети.
Стены и сводчатые потолки царских палат были украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой.
-Вот что пишет об этом Наталья Кончаловская:
В царских покоях все стены резные.
В окнах узорчатых стёкла цветные.
В ярких разводах половики,
Ярко расписаны все потолки.
Что там за роспись чудесная!
Вся красота поднебесная!
-А теперь давайте посмотрим какие царские палаты представились вам. И попробуем создать палаты для нашего царя.
(К доске выходят дети с рисунками стен, пола, потолка царских палат и приклеивают их на чистый лист ватмана)
Жизнь во дворце начиналась рано. Часа в 4 утра пробудившись, царь отравлялся в Крестовую палату, помолится перед святыми иконами. Потом царь с боярами обсуждал важные государственные дела. Простолюдины обращались к царю с письменной просьбой, опуская её в ящик, который спускался из окошка царского кабинета. Устраивал царь и приёмы. Во время которых царь восседал на троне в парадном облачении.
-И в нашей сказке царь тоже устроил пир, на который прибыли его сыновья и их жёны.
( Дети приклеивают фигурки царя и его сыновей, при этом оговаривается где какой герой будет находиться и почему.)
-А все ли герои прибыли на пир?
( Нет царевны лягушки.)
-Она и в сказке прибыла последней. Чем она ещё удивила гостей?
( Чтение отрывка из сказки.
«… Собирала в рукаве остатки еды, а когда пошла танцевать, взмахнула им и появилось озеро с лебедями…»)
-Давайте это тоже добавим в нашу работу.
(Дети работают у доски. )
- ИТОГ РАБОТЫ.
- Замечательно. Молодцы. О чём мы сегодня вспомнили на уроке?
- Как называется работа которую мы с вами сделали?
(Иллюстрация)
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-На уроке мы создали коллективную работу. Попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к другой сказке в вашем альбоме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Цель урока: Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе....
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...
Открытый урок в инклюзивном классе по изобразительному искусству
Урок изобразительного искусства проходит в инклюзивном классе с частичной инклюзией. Деятельность инклюзированного ученика сопровождает тьютор....
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс
Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотворение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...
Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. 1 класс
Тема: «Образ лисы в русских и хакасских народных сказках».Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Русская народная сказка»; познакомить с хакасской народной сказкой «Лиса...