Урок литературного чтения В.Драгунский "Друг детства"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Кулик Екатерина Игоревна

Цели урока: • поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности; • проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу; • начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений; • продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место. Задачи урока: • выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали… • акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски); • выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку; • постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки; • в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром; • подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка; • вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

УМК Перспективная начальная школа.

Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.

Цели урока:

  • поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности;
  • проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу;
  • начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений;
  • продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место.

Задачи урока:

  • выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали…
  • акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски);
  • выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку;
  • постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки;
  • в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром;
  • подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка;
  • вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.

Формирование УУД

Личностные УУД

Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка ?

Смыслообразование –  формирование базовых нравственных ценностей (тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви).

Регулятивные УУД – на этапе целеполагания дети делают предположения, а на этапе анализа произведения подтверждают или опровергают собственное мнение.

Познавательные УУД –

  1. Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием).
  2. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
  3. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек.
  4. Установление причинно-следственных связей (Дениска – это тот же мальчик из рассказа «Что я люблю», потому что он добрый, любит животных…)
  5. Сравнение произведений        

Коммуникативные УУД – Коммуникация как кооперация

  1. Чтение по цепочке
  2. Работа в парах

Коммуникация как взаимодействие – учет мнения собеседника, умение слушать и слышать других.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- У кого мы гостим вместе с   Машей и Мишей? (У ёжика и медвежонка) слайд2

- Что объединяет все книги на полке у Медвежонка и Ёжика? ( книги о любви)

- А что же такое любовь? (когда ценят друг друга, нуждаются, заботятся)…

- А какой любви мы уже говорили с вами и в каких произведениях? (любовь матери к своим детям. - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик";любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").

Миша с удивлением обнаружил, что на книжной полке у Ёжика и Медвежонка тоже есть «Денискины рассказы». (слайд 3)

-У кого ещё из жителей волшебного леса есть эта книга? (у гостеприимного Барсука)

- Какую тайну помогли открыть эти рассказы? (тайну настоящего и ненастоящего богатства)

- Кто помнит, в чем заключается этот секрет?  (истинное богатство – это семья, близкие, любовь…)

Богатым человеком можно считать того, кто умеет любить.

- Как вы думаете, а почему у Е и М тоже есть эта книга? (потому что она о любви…)

-Интересно, а кто помнит автора этих рассказов? (Виктор Драгунский). (слайд 4)

-Что вы о нём знаете? (Родился в 1913 году, мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)

- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)

- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)

- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой.

-5. Постановка цели.

Найдите, ребята, произведение В.Драгунского, которое Ё предложил нам сегодня прочитать.

(дети по содержанию учебника находят произведение).

- Друг детства (слайд 5) 

-  Кто уже читал этот рассказ? Кем захотел стать Дениска? (боксёром)

- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком и о чём может быть этот рассказ?  (о медвежонке, об игрушке, о том, как Дениска любит его).

- А можно ли любить неживое? Игрушку например? (…)

-главный вопрос урока – можно ли игрушку считать другом?

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня, но прежде как вы считаете кто такой друг?

(песня о настоящем друге).ФМ

Как мы будем работать сегодня? (читать по цепочке, работать с толковым словарем).

  1. Словарная работа.

Какое слово необходимо найти в Тсловаре?

- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)

- Как вы думаете, оно многозначное? Оно случайно является многозначным? (нет, сходство)

- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)

(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская) слайд 6 выключить проектор

7. Первичное чтение.

Чтение рассказа подготовленными детьми (4 человека читают по цепочке).

Какое настроение у вас вызвало это произведение? (словарь настроений)

8. Анализ содержания.

-Кто герой этого произведения? (Дениска)

- Кто нам рассказал эту историю? (Автор от лица Дениски)

- Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?(От лица Дениски)

- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)

Кем Дениска решил стать? (боксером)

-Что для этого нужно (много тренироваться, отрабатывать удары)

- Найдите и прочитайте, что предложила мама.                            

- Дениске изначально понравилась идея? (очень обрадовался).

-Как Дениска называет своего медвежонка? (ласково Мишка).

Прочитайте второй вопрос.

 (Медвежонок - любимый, значит, воспринимается, как живой)

-А у вас есть любимая игрушка? Почему часто любимые игрушки выглядят потрепанно?

- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)

- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? ("повсюду таскал за собой:") Включить проектор

Физминутка для глаз

- С каким настроением Дениска начал рассказывать о своей игрушке? (радостным)

-Дениска  был рад встречи с мишкой? (выборочное чтение)

- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?

-чтение этой части про себя.

-А теперь что вы скажите о настроении Дениски?(стало грустно.)

-Кто обратил внимание на построение этой части рассказа? (она очень длинная).

-Что хотел сказать нам автор? (Дениску захлестнули воспоминания).

-Кто хочет прочитать эту часть вслух?

- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)

Узнаете ли в Дениске героя рассказа «Что я люблю?»

- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?

Физминутка (встаньте, представьте, что вы обнимаете друга)

9. Самостоятельная работа в парах со стихотворением Я. Акима.]

Мне сегодня в подарок коня принесли -
Вьётся грива до самой земли.
Целый день я от лошади не отходил,
На колёсах гулять выводил.
Говорят, уж темно, говорят, надо спать.
Без коня не ложусь я в кровать.
Мать сказала: - Сынок, ты забыл впопыхах:
Ведь лошадки-то спят на ногах!
Становлюсь я в обнимку с любимым конём.
Может оба мы стоя уснём ?
Конь, должно быть, заснул, я его стерегу,
Только сам задремать не могу.
Я тогда за уздечку коня привязал
И, в постель залезая, сказал:
- Спокойной ночи, лошадка!

Подчеркни волнистой линией ту строчку, которая объясняет, что лошадка - это игрушка.

Закрась жёлтым карандашом те строчки, которые доказывают, что мальчик любит свою лошадку.

Придумайте название к этому стихотворению в соответствии с его основным переживанием.

(моя лошадка, любимая лошадка:)

10. Сравнительный анализ произведения Драгунского и Акима.

- Чем похожи рассказ Драгунского и стихотворение Акима?

11. Итог урока. Рефлексия.

- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:

- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?

- Какой момент на уроке запомнился больше всего?

- Оцените свою работу и объясните соседу по парте свой выбор.

Список литературы.

  1. Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: учебник 1 ч.-4-е изд.
  2. Я.Л. Аким "Разноцветные дома":, Стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Тол­стого;развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...