Урок литературного чтения В.Драгунский "Друг детства"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Цели урока: • поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности; • проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу; • начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений; • продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место. Задачи урока: • выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали… • акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски); • выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку; • постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки; • в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром; • подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка; • вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "Друг детства" В.Драгунский | 23.56 КБ |
презентация к уроку "Друг детства" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
УМК Перспективная начальная школа.
Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.
Цели урока:
- поговорить с детьми о ценности общения, дружбы, привязанности;
- проверить насколько хорошо школьники удерживают второй план учебника – его интригу;
- начинать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений;
- продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место.
Задачи урока:
- выяснить у детей, какие рассказы из книги «Денискины рассказы» они уже читали…
- акцентировать внимание школьников на том, что автор и герой, от лица которого излагаются события,- это разные люди. (Автор говорит от лица Дениски);
- выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: поскольку название уже содержит оценку отношение, к медвежонку;
- постараться, чтобы дети вычитали из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви к медвежонку, которые объясняют потрепанный вид любимой игрушки;
- в качестве итога рассказа выяснить, что Дениска не только решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши, но и раздумал стать боксёром;
- подвести детей к выводу, что в Дениске можно узнать героя рассказа «Что я люблю», потому что Дениска добрый мальчик, который очень любит животных, а в рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым мальчиком, который не может предать своего друга, хотя это просто игрушка;
- вспомнить с детьми, что «Денискины рассказы» написал В. Драгунский.
Формирование УУД
Личностные УУД
Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка ?
Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей (тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви).
Регулятивные УУД – на этапе целеполагания дети делают предположения, а на этапе анализа произведения подтверждают или опровергают собственное мнение.
Познавательные УУД –
- Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием).
- Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
- Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек.
- Установление причинно-следственных связей (Дениска – это тот же мальчик из рассказа «Что я люблю», потому что он добрый, любит животных…)
- Сравнение произведений
Коммуникативные УУД – Коммуникация как кооперация
- Чтение по цепочке
- Работа в парах
Коммуникация как взаимодействие – учет мнения собеседника, умение слушать и слышать других.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- У кого мы гостим вместе с Машей и Мишей? (У ёжика и медвежонка) слайд2
- Что объединяет все книги на полке у Медвежонка и Ёжика? ( книги о любви)
- А что же такое любовь? (когда ценят друг друга, нуждаются, заботятся)…
- А какой любви мы уже говорили с вами и в каких произведениях? (любовь матери к своим детям. - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик";любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").
Миша с удивлением обнаружил, что на книжной полке у Ёжика и Медвежонка тоже есть «Денискины рассказы». (слайд 3)
-У кого ещё из жителей волшебного леса есть эта книга? (у гостеприимного Барсука)
- Какую тайну помогли открыть эти рассказы? (тайну настоящего и ненастоящего богатства)
- Кто помнит, в чем заключается этот секрет? (истинное богатство – это семья, близкие, любовь…)
Богатым человеком можно считать того, кто умеет любить.
- Как вы думаете, а почему у Е и М тоже есть эта книга? (потому что она о любви…)
-Интересно, а кто помнит автора этих рассказов? (Виктор Драгунский). (слайд 4)
-Что вы о нём знаете? (Родился в 1913 году, мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)
- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)
- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)
- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой.
-5. Постановка цели.
Найдите, ребята, произведение В.Драгунского, которое Ё предложил нам сегодня прочитать.
(дети по содержанию учебника находят произведение).
- Друг детства (слайд 5)
- Кто уже читал этот рассказ? Кем захотел стать Дениска? (боксёром)
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком и о чём может быть этот рассказ? (о медвежонке, об игрушке, о том, как Дениска любит его).
- А можно ли любить неживое? Игрушку например? (…)
-главный вопрос урока – можно ли игрушку считать другом?
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня, но прежде как вы считаете кто такой друг?
(песня о настоящем друге).ФМ
Как мы будем работать сегодня? (читать по цепочке, работать с толковым словарем).
- Словарная работа.
Какое слово необходимо найти в Тсловаре?
- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)
- Как вы думаете, оно многозначное? Оно случайно является многозначным? (нет, сходство)
- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)
(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская) слайд 6 выключить проектор
7. Первичное чтение.
Чтение рассказа подготовленными детьми (4 человека читают по цепочке).
Какое настроение у вас вызвало это произведение? (словарь настроений)
8. Анализ содержания.
-Кто герой этого произведения? (Дениска)
- Кто нам рассказал эту историю? (Автор от лица Дениски)
- Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?(От лица Дениски)
- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)
Кем Дениска решил стать? (боксером)
-Что для этого нужно (много тренироваться, отрабатывать удары)
- Найдите и прочитайте, что предложила мама.
- Дениске изначально понравилась идея? (очень обрадовался).
-Как Дениска называет своего медвежонка? (ласково Мишка).
Прочитайте второй вопрос.
(Медвежонок - любимый, значит, воспринимается, как живой)
-А у вас есть любимая игрушка? Почему часто любимые игрушки выглядят потрепанно?
- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)
- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? ("повсюду таскал за собой:") Включить проектор
Физминутка для глаз
- С каким настроением Дениска начал рассказывать о своей игрушке? (радостным)
-Дениска был рад встречи с мишкой? (выборочное чтение)
- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?
-чтение этой части про себя.
-А теперь что вы скажите о настроении Дениски?(стало грустно.)
-Кто обратил внимание на построение этой части рассказа? (она очень длинная).
-Что хотел сказать нам автор? (Дениску захлестнули воспоминания).
-Кто хочет прочитать эту часть вслух?
- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)
Узнаете ли в Дениске героя рассказа «Что я люблю?»
- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?
Физминутка (встаньте, представьте, что вы обнимаете друга)
9. Самостоятельная работа в парах со стихотворением Я. Акима.]
Мне сегодня в подарок коня принесли -
Вьётся грива до самой земли.
Целый день я от лошади не отходил,
На колёсах гулять выводил.
Говорят, уж темно, говорят, надо спать.
Без коня не ложусь я в кровать.
Мать сказала: - Сынок, ты забыл впопыхах:
Ведь лошадки-то спят на ногах!
Становлюсь я в обнимку с любимым конём.
Может оба мы стоя уснём ?
Конь, должно быть, заснул, я его стерегу,
Только сам задремать не могу.
Я тогда за уздечку коня привязал
И, в постель залезая, сказал:
- Спокойной ночи, лошадка!
Подчеркни волнистой линией ту строчку, которая объясняет, что лошадка - это игрушка.
Закрась жёлтым карандашом те строчки, которые доказывают, что мальчик любит свою лошадку.
Придумайте название к этому стихотворению в соответствии с его основным переживанием.
(моя лошадка, любимая лошадка:)
10. Сравнительный анализ произведения Драгунского и Акима.
- Чем похожи рассказ Драгунского и стихотворение Акима?
11. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:
- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?
- Какой момент на уроке запомнился больше всего?
- Оцените свою работу и объясните соседу по парте свой выбор.
Список литературы.
- Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: учебник 1 ч.-4-е изд.
- Я.Л. Аким "Разноцветные дома":, Стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
Урок литературного чтения И.З Суриков "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока и презентация....
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
урок литературного чтения "И. Суриков "Детство"
конспект урока по ФГОС....
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого;развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...