Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гурова Елена Анатольевна

Разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме "Н.Носов "Ступеньки"" (УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС  на уроках  литературного чтения  в 1 классе

Учитель: Гурова Елена Анатольевна

 Тема: Н.Н. Носов «Ступеньки»

Цели: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений осознанно читать и анализировать текст; обеспечить развитие монологической и диалогической речи; развивать умение анализировать и обобщать; содействовать сохранению здоровья учащихся.

 

Предметные результаты

Метапредметные  результаты  и деятельность учащихся

Научатся   называть  фамилию автора и название произведения; читать плавно по слогам или целыми словами; будут стремиться к осознанному, выразительному чтению.

Познавательные:

- развивать монологическую речь; строить объяснение в устной форме по  предложенному плану;

- формировать  умения ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём    условные обозначения, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме;

-  производить сравнение и обобщение объектов.

Регулятивные:

             - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать  умения принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

 - формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

-  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Личностные:

 - оценивать результат собственной деятельности;

- осознать уровень собственной успешности при изучении данной темы;

-учиться приемам сохранения здоровья.

Тип  урока: урок открытия нового знания.

Форма организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование:  УМК «Начальная школа XXI века»: «Букварь. Часть вторая», 1 класс, Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова; « Вентана-Граф», Москва, 2011год  - 20 шт., мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Использование технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.

Задачи педагога: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать уважительное отношение к человеку; развивать эмоциональную сферу, логическое и творческое мышление учащихся; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; формировать нравственные понятия: «добро - зло», « труд – лень».

 

Этапы урока

Ход  урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование универсальных

 учебных действий

1.Организационный момент.   Психологический настрой на урок.

 Беседа о прочитанных в семье книгах.

2.Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний.

«Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!..»    

(Слушание песни «Улыбка» М. Пляцковского  и В. Шаинского  из мультфильма «Крошка Енот»)

«Всем  лучшим  во мне  я обязан книгам…» (М.Горький)

- Какие мысли вызывают у вас эти слова?

-Какие книги читали накануне вечером в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило вас  в прочитанном? Какую книгу порекомендуете  прочитать одноклассникам?

- Я вам тоже порекомендую сейчас вспомнить две известные детские книги…Они очень весёлые, и написал их очень весёлый детский писатель…Вот шляпа…Она умеет двигаться!.. А вот тарелка с кашей… Я отдаю её нашему Мише!.. Догадались, о каких рассказах идёт речь?  («Живая шляпа», «Мишкина каша»).

- А вот портрет писателя Николая Николаевича Носова…Что можете сказать о нём? (Весёлый. Улыбчивый. Глаза добрые. Хитро прищурился, будто хочет удивить нас очередным юмористическим рассказом.)

(Показ презентации о творчестве Н.Носова.

ЭОР «Большая энциклопедия КиМ»)

(Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.)

Обсуждение просмотренной презентации; беседа о книгах Н. Носова – знакомых и тех, что непременно следует прочитать.

Личностные:

готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность; повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

 владеть речью в соответствии с нормами русского языка; формулировать собственное мнение; сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

Познавательные:

постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации.

3.Физкультминутка на массажных ковриках. Формулирование учащимися темы урока.

- Представьте, что мы шагаем вверх по ступенькам и считаем до десяти…(Счёт хором и ходьба на ковриках без обуви). – А теперь прыгаем вниз по ступенькам и так же считаем…(Прыжки и обратный счёт от 10).                                                                – Повернитесь на ковриках друг к другу…Посоветуйтесь… Свяжите фамилию писателя с нашей физкультминуткой…Назовите рассказ, над которым мы сегодня будем работать… («Ступеньки»).

Личностные:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному организму, к здоровому образу жизни.

 Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации.

4.Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Ступеньки».

5.Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. Моделирование обложки книги.

 

6.Физкультминутка (комбинированная).

7.Закрепление знаний.

Выразительное чтение рассказа учителем.

(Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.)

После слушания учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями, планируют возможные варианты работы с текстом на следующих этапах урока.

Работа в парах.

-  Положите перед собой листочки бумаги, возьмите ручки.

Работайте в парах с комментированием.

Проверка выполнения работы. ( Автор произведения:  Н.Н. Носов. Его фамилию мы запишем в верхней части листа.

Название произведения – «Ступеньки». Запишем название произведения внизу.

Выбираем прямоугольник, так как это рассказ.

Закрашиваем жёлтым цветом, так  как рассказ о детях).

- Сверьте свою работу с образцом.

 Поднимите вверх ваши модели, покажите ребятам и мне, что у вас получилось…Молодцы!

А) Методика зрительно-координационных упражнений: работа с офтальмотренажером В.Базарного.

Б) Методика сенсорно-координаторных упражнений: «Четыре угла» (Дети свободно перемещаются по классу и ищут карточки с числами, которые встречаются в рассказе Н.Носова).

Чтение рассказа по ролям хорошо читающими учениками.

Беседа по вопросам к тексту (с. 60) с остальными учащимися.

Работа в группах с деформированным планом текста.

- Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры.

             • Ну, чего ты остановился?

• А я уже считать умею!

• Ну-ка, лучше снова начнём сначала.

• Может быть двадцать пять?

• Хорошо, что лестница кончилась…

• - А дальше шесть, - сказала мама.

             - Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки».

• Терпенье и труд всё перетрут.

• Глаза страшатся, а руки делают.

• Умел начать, сумей и закончить.

Проверка выполнения заданий группами.

- Вы очень хорошо, дружно потрудились! Вот вам пословица за это (на экране): «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

Коммуникативные:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Регулятивные:

целеполагание;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные:

сотрудничество.

Личностные:

учиться приемам сохранения здоровья.

Коммуникативные:

сотрудничество.

Регулятивные:

прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные:

логические универсальные действия: решение проблемы.

Регулятивные:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

 выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные:

сотрудничество.

8.Физкультминутка  «Среди берёз».

9.Итог  урока.

Рефлексия. 

-Устали?.. Давайте «убежим» с урока в берёзовую рощу - подойдем к экологическому панно. (Экологическое панно используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей.)

- Скажите, все ли слова, прикреплённые к стволам берёзок, соответствуют содержанию рассказа? (Петя, лестница, папа, Валя, школа, одиннадцать). Найдите  «лишние», объясните.

- Почему два слова написаны с заглавных букв?

- В чём особенность правописания слова «одиннадцать»?

 Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?

– Продолжи предложения (на экране):

Сегодня на уроке я повторил (а)…

Я учился (училась)…

      Для меня оказалась полезной информация о …

«Ступеньки к знаниям»: учащиеся под музыку В. Шаинского к  песне «Чему учат в школе»  прикрепляют значки своей успешности (комфортности) к ступенькам (этапам) урока.

Личностные:

учиться приемам сохранения здоровья.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, овладевать диалогической формой коммуникации;  формулировать собственное мнение;  договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов. 

Регулятивные:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Личностные:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному настроению и настроению окружающих.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...