Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 4 класс.

Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011), авторской программы по литературному чтению  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и обеспечена УМК:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение. 4 класс. «В океане света». В 2-х ч. 3-е изд.; перераб. - М.: Баласс

  • Бунеев Р.Н.  Рабочая тетрадь к учебнику «В океане света». 4 класс  
  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.

Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе.

  1. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь  в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в  1–4-м  классах,  составить  представление  о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора  и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А.Барто, В.Берестова, Е.Благининой,  Ю.Владимирова, А. Волкова, О.Григорьева, В.Драгунского, Б.Заходера, Ю. Коваля, С.Козлова, Ю.Коринца, С.Маршака, Н.Матвеевой, В.Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г.Остера, К.Паустовского, М.Пришвина, А.Пушкина, Г.Сапгира, А.Н.Толстого, Э.Успенского, Д.Хармса, Г.Цыферова, Саши Чёрного, А.Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети  видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской  литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости  для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал:  биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. 

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136  ч. в год) или  по три часа в неделю (102 ч. в год).  В 2014-2015 учебном году согласно федеральному базисному учебному плану на данный предмет отведено 3,5 часа в неделю.

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования  и  прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

        4 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

VI. Содержание учебного предмета

Круг детского чтения.

Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы.

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю.Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

Таблица требований к умениям учащихся

(программный минимум)

4-й класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключевые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,   подтекстовой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и  сложный план текста;

• писать сочинение на  материале прочитанного с  предварительной подготовкой

• аргументированно высказывать         своё отношение к прочитанному, к  героям, понимать и определять свои эмоции;

• понимать и формулировать своё отношение к  авторской манере письма;

• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

•        самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь,         отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому периоду  (XVII   в., XVIII в., XIX   в., XX   в., XXI в.); соотносить автора, его  произведения  со  временем их  создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведения к жанру басни, фантастической        повести         по определённым признакам;

•  видеть языковые средства, использованные автором


VII. Календарно-тематическое планирование

(119 часов – 3,5 часа в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Книга I

Раздел 1. Любимые книги - 7 часов

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». Понятие о прологе. Пролог.

1

ВУ

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

.

 Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2

Раздел 1. Любимые книги. Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера».

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

3

Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника» (глава 1, ч. 1, 2.) 

1

НТ

4

Что может Электроник? Велтистов «Приключения Электроника» (глава 1, ч.3) 

1

НТ

5

Наука как искусство «Приключения Электроника» (глава 1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повестей. 

1

НТ

6

Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Проверка техники чтения. (I полугодие)

1

НТ

7

Обобщение по разделу. Проверочная работа №1

1

ОУ

УК

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения.

Раздел 2. У истоков русской детской литературы – 19 часов

1/8

Что такое детская литература?

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения.
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

2/9

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская  «В монастырской келье узкой…».

НТ

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

3/10

«Повесть временных лет». «Расселение славян» 

1

НТ

4/11

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. 

1

НТ

5/12

Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

НТ

6/13

Почему не стареют наказы Владимира Монамаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).

1

НТ

7/14

Путешествие 1. 17 век. Справщик Савватий - первый детский поэт.

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • отличать древнерусские стихи от современных.

8/15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. 

1

НТ

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

9/16

Обобщение по разделу «Древнерусская литература 11-17 вв.».

1

ОУ

Уметь:

  • выполнять творческие задания;
  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

10/17

Проверочная работа №2 по теме «Древнерусская литература 11-17 вв.».

1

УК

11/18

Внеклассное чтение по теме «Книги о книгах»

1

ВЧ

Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

12/19

Путешествие 2. Конец 18 в. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова-внука», гл.1

1

НТ

Уметь:

  • строить  небольшое   монологическое  высказывание о произведении (героях, событиях);
  •  выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

13/20

Традиция семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл.2-3

1

НТ

Уметь:

  • пользоваться справочниками, энциклопедиями, периодическими изданиями для детей;
  • выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
  • правильно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения.
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

14/21

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. 

1

НТ

15/22

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н. И. Новикова).

1

НТ

Знать:

  • о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;
  • отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

  • сравнивать построение нравоучительных статей;
  • соотносить текст
  • с пословицами.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

16/23

Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

РР

Уметь определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

17/24

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь».

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

18/25

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в 11-18 вв.

1

ОУ

Знать  названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть.

19/26

Проверочная работа №3 по разделу «Становление и развитие детской литературы в 11-18 вв.»

1

УК

Раздел 3. 19 век.  Путешествие продолжается... - 37 часов

1/27

Путешествие 3. Москва начала 19 в. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська».

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть. различать жанры художественной литературы.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2/28

Характерные особенности жанра басни. И. А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом».

1

ОУ

3/29

Обобщение. Басни И. А. Крылова.

1

ОУ

4/30

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. Имение Погорельцы. А. Погорельский «Черная курица».

1

ОНЗ

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,   подтекстовой, концептуальной;
  • составлять простой и  сложный план текста.

5/31

Нелегкий путь в подземное царство. А. Погорельский «Черная курица»  (ч. 2, 3). 

1

НТ

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

6/32

А. Погорельский «Черная курица».  Встреча с подземными жителями. Главный герой сказки (ч. 4, 5, 6).

1

НТ

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

7/33

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

1

ОНЗ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях); устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

8/34

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство с героями сказки. (ч.1-3).

1

НТ

9/35

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6).

1

НТ

10/36

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона. (ч. 7-9)

1

НТ

11/37

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Царь Салтан и князь Гвидон. (ч.10-15).  В чем главный смысл сказки?

1

ОУ

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

12/38

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

ВЧ

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Знать название, основное содержание изученного литературного произведения, их авторов.

Уметь:

  • различать жанры художественной литературы;
  • воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к  героям, понимать и определять свои эмоции;
  • определять тему и главную мысль произведения.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

13/39

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки.

1

НТ

Знать название, основное содержание изученного литературного произведения, их авторов.

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • различать жанры художественной литературы.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

14/40

В. Даль «Война грибов с ягодами», (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра).

1

НТ

15/41

Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю). 

1

РР

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях).

16/42

Как надо писать для детей? А.Ишимова «Славяне»

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть.
  • различать жанры художественной литературы.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

17/43

Обобщение. 

Проверочная работа №4 по разделу.

1

ОУ

УК

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

18/44

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей 19 в.»

1

ВЧ

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

19/45

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

НТ

20/46

Поэты 19 века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева.

1

НТ

21/47

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе.

1

НТ

22/48

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. 

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста;
  • определять тему и главную мысль;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

23/49

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник.

1

НТ

24/50

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях); устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • различать жанры художественной литературы.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

25/51

Л. Н. Толстой как учитель. Сказка  «Два брата».

Проверка техники чтения. (I полугодие)

1

НТ

26/52

Непростые простые тексты. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». 

1

НТ

27/53

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

1

РУ

Учиться самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения), вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,  подтекстовой, концептуальной.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

28/54

Учебная книга К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»)

1

НТ

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

29/55

Первое знакомство с Родиной. К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога». 

1

НТ

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • различать жанры художественной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

30/56

Сочинение в форме путевого очерка.

1

РР

Создание небольших письменных   ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

31/57

Как помочь детям полюбить свою родную землю? К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

1

НТ

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • различать жанры художественной литературы.

32/58

Сочинение – подражание Ушинскому. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».

1

РР

Уметь определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

33/59

А.И.Куприн «Слон». Непонятная болезнь

(ч. 1-3)

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях); устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  •  различать жанры художественной литературы;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

34/60

А.И.Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади?  (ч. 4-5)

1

НТ

35/61

А.И.Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» ч. 6

1

НТ

36/62

Обобщение. 

Проверочная работа №5

1

ОУ

УК

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

37/63

Внеклассное чтение. Мир детства в произведении А. П. Чехова «Мальчики»

1

ВЧ

Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Книга II

Раздел 4.  Детская литература 20 века - 56 часов

1/64

Путешествие 8. (в библиотеку). Загадка Л. Чарской.

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2/65

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии  (гл.8)

1

НТ

3/66

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. (гл.10, 11)

1

НТ

4/67

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.

1

ОУ

5/68

Путешествие 9 Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях); устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  •  различать жанры художественной литературы;
  •  читать стихотворные произведения наизусть.

6/69

Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

1

НТ

7/70

Гимназисты К. Чуковского.  К. И. Чуковский  «Телефон».

1

НТ

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

8/71

Обэриуты. Стихи Д. Хармса.

1

НТ

9/72

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

1

НТ

10/73

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

ВЧ

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

11/74

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

1

ОНЗ

НТ

Уметь:

  • использовать статьи литературных критиков;
  • участвовать в обсуждении текстов;
  • объяснить смысл названия путешествия.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

12/75

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

1

ВЧ

Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

13/76

Е. Шварц «Два брата».  Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1-4)

1

НТ

Уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • анализировать сказки; составлять цитатный план;
  • сравнивать сказки со схожим сюжетом;
  • выразительно читать фрагменты сказок.

14/77

Е. Шварц «Два брата».  Спасение Младшего – победа живого мира.  (гл. 5-8)

1

НТ

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

15/78

Е. Шварц «Два брата».  Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)

1

НТ

16/79

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

1

ОНЗ

НТ

17/80

Рассказ о сказке и детских фантазиях. А. Н. Толстой «Фофка».

1

НТ

18/81

Удалось ли Толстому «превратиться» в детского писателя?  А. Н. Толстой  «Кот сметанный рот».

1

НТ

19/82

Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель».

1

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

 Уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;
  • выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений.

20/83

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

ОНЗ

НТ

21/84

Обобщение.

Проверочная работа №6.

1

ОУ

УК

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

22/85

Путешествие 11.  1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. 

1

ОНЗ

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях);
  • устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  • давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

23/86

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти  (ч. 2)

1

НТ

24/87

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки  (ч. 3,4)

1

НТ

25/88

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение).

1

ОУ

26/89

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»

1

РУ

Учиться самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения), вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,   подтекстовой, концептуальной.

27/90

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети».

1

ОНЗ

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • строить  небольшое монологическое высказывание о произведении (героях, событиях); устно пересказывать его по плану;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» и вслух;
  •  самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

28/91

А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

1

НТ

29/92

А. Гайдар «Тимур и его команда».  Игра или серьезное дело? (ч. 3,4)

1

НТ

30/93

А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).

1

ОУ

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

31/94

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача».

1

НТ

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь: 

  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
  • понимать  содержание  литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;
  • характеризовать героев;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • участвовать в обобщающей беседе по вопросам.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

32/95

Юмористический рассказ на серьезную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка».

1

НТ

33,34

96,97

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова.

2

ВЧ

35/98

Стихи А. Барто.  Сатира или юмор?

1

НТ

36/99

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

ОНЗ

НТ

Знать произведения классиков детской поэзии.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

37/100

Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира.

1

НТ

Знать:

  • отличие детской поэзии второй половины XX века от произведений для детей 20-х годов;
  • авторов и их произведения данного периода.

Уметь:

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;
  • определять авторские особенности;
  • выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;
  • импровизировать произведения;
  • размышлять о творчестве поэтов;
  • рассказывать об авторах произведений;
  • создавать собственные миниатюры.

38/101

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского, С. Черного и В. Долиной.

1

НТ

39/102

Миниатюры Г. Цыферова.  Создание собственных миниатюр.

1

НТ

РР

40/103

Стихи Н. Матвеевой.

1

НТ

41/104

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

ВЧ

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

42/105

Практикум. «Учусь читать лирический текст».

1

РУ

43/106

Обобщение. 

Проверочная работа №7.

1

ОУ

УК

Знать произведения классиков детской поэзии. 

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

44/107

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2).

1

НТ

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:

  • анализировать характеры героев;
  • инсценировать пьесу;
  • читать по ролям;
  • рисовать волшебный цветок;
  • участвовать в обобщающей беседе.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

45/108

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».  Поиски снежного цветка (картины 3, 5).

1

НТ

46/109

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)

1

НТ

47/110

Путешествие 15. Современные детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай».

1

ОНЗ

НТ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

  • читать выборочно, цитировать текст;
  • замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора.

48/111

Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»).

1

НТ

49/112

Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина.

1

НТ

50/113

Обобщение.  Берем интервью у детских писателей.

1

РУ

ОУ

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы.

51/114

Итоговая проверочная работа №8.

1

УК

ИУ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

52/115

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

1

ОУ

Уметь самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам».

53/116

Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать».

1

ВЧ

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг.

54/117

Проверка техники чтения.

1

УК

Уметь правильно читать  незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение,  использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

55,56/

118,119

Резервный урок

2

РУ

ИУ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Условные обозначения типов урока:

НТ -  урок работы с новым текстом

РУ - урок развития умений

ИУ – итоговый урок

УК – урок контроля        

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение. 4 класс. «В океане света». В 2-х ч. 3-е изд.; перераб. - М.: Баласс

  • Бунеев Р.Н.  Рабочая тетрадь к учебнику «В океане света». 4 класс  
  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.

Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"

Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе Горецкого.

Литературное чтение Календарно – тематическое планирование   № Тема урокаКол-во часовДата проведенияТребования к знаниямМетоды и технологииФорма контроляПримечанияПланфакт Был...

Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Школа 2100. 3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...