Буква К
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гайнуллина Найля Файзиевна

конспект урока по обучению грамоте в рамках семинара по преемственности работы ОУ с ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyubukva_k.docx.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №21 Г. ХИМКИ

                                                                                                           

Конспект урока

 по  чтению

Тема урока: «Звуки [ к ]  и  [ к’ ], буква К.

Технология урока:  Технология развивающего обучения.

Тип урока: Изучение нового материала.

                                                                              Автор: учитель начальных классов

                                                                                           МАОУ Лицей № 21 г. Химки

                                                                                           Гайнуллина Н. Ф.

                                               

                                                                               Дата проведения: 16.10.2014г.

       Обучение грамоте

Образовательная программа «Школа России».

                                               

Тема урока: «Звуки [ к ]  и  [ к’ ], буква К.

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта   буква.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;

- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- Продолжать работу по словообразованию.

  • Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- Развивать монологическую речь учащихся.

  • Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • компьютерная презентация «Буква К» (подготовлена в Power Point);
  • учебник «Моя любимая азбука» 1 класс;
  • карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально;
  • звуковые пеналы;
  • лента букв.

Содержание

Деятельность

Формирование

надпредметных

умений

Результат

урока

Самореф-

лексия

учителя

ученика

I.    Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

   

-  Прочитайте сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – зелёным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

  О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е   (обучение грамоте)

-  Для чего нам нужен этот урок?

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

-  К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)

-  Но он пришёл не один, он привёл с собой кого? (звукарика)

-  Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)

  1. Знакомство с новым материалом:

           -  Знакомство с новыми звуками.

-  Давайте поможем котику подобрать одежду для звукарика.

-  Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку.

-  У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук  [к’])

- Произнесите кличку кота. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

 - Оденьте звукарика (дети работают с бумажными моделями). Расскажите, почему вы выбрали эту одежду?

-  Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)

-  Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)

              -     Физминутка.

-  А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если

же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

     КРЫША,    БАССЕЙН,  ЛАВОЧКА,   КРЕСЛО,  ВОДА,  ПЕЧКА,

  СУГРОБ,  КОВРИК,   КОРАБЛЬ,  ГАМАК.

               -        Знакомство с новой буквой.

-  Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.

-  Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие) Изобразите букву К.

-  Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.

                                      КА

                            КО

                   КУ

          КЫ

КИ

                                    кры

                            кут

                   кос

         кап

Чтение слогов:

- вместе;

- индивидуально медленно;

- задумавшись;

- задавая вопрос на каждой лесенке;

- быстро;

- на внимание.

-  Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)

       

           -        Чтение слов, предложений с новой буквой.

-  Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

-  Прочитайте названия продуктов,  в названии которых есть буква К:

       ТВОРОЖОК          СУП

       СМЕТАНА              КАША

       КОТЛЕТА               РЫБА

       КОЛБАСА              МОЛОКО

-  Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

-  Скучно стало Кеше одному и решил он к себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что котик налил молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

   Взаимопроверка по эталону.

- У меня вызвали сомнение  два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)

-  Узнал хозяин Кеши, что кот гостит у нас, и сразу же решил отправить нам телеграмму. Прочитайте её:

                 ТРУД  НОС  КОТОМКА  ПРИЗЫ

-  Как вы думаете, о чём он нас хотел предупредить? (ничего не

понятно)

-  Наверное, телеграфистка поставила пробелы не в тех местах. Помогите составить телеграмму правильно (работа в парах)

                 ТРУДНО  С  КОТОМ  КАПРИЗЫ

         -         Физминутка.

- Давайте повеселимся вместе с Кешей, потанцуем (танцевальные движения под песню «Чёрный кот»)

-         Работа с текстом.

-  Кеша так разбаловался, пока мы танцевали, что в слове «кот», гласный  заменил на гласный, живущий на третьем этаже дома. Что получилось? (кот – кит)

- Какие изменения произошли (работа над лексическим значением слова)

-  С помощью звуковых пеналов выполните звуковой анализ слова

    I вариант – КОТ,        II вариант – КИТ

-  Сравните результаты работы (из-за смены гласных изменился и согласный звук: «кот» - [к], в слове «кит» - [к’])

-  А вы знаете, что замена 1 буквы может привести к неожиданным ситуациям.

- Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название и автора произведения (Б.Заходер «Кит и кот»)

-  Что написано в скобках? (отрывок)

-  Замените слово «отрывок», на слова близкие по значению (часть, эпизод)

-  Прочитайте ключевые слова:

    КОТ   КИТ   СКАЗКА   ОШИБКА    ЗАГАДКА

-  Что же могло произойти? (предположения детей)

-  Прочитайте для себя отрывок (1 столбик)

-  Из-за чего произошла путаница?

-  Чтение произведения вслух с одновременной словарной  работой: бить баклуши, опечатка, прилично.

-   Отработка логических ударений, выделяя голосом, что стал любить кот и кит.

  1. Подведение итогов  урока.

-  С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?

-  Охарактеризуйте эти звуки.

-  Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

  1. Рефлексия.

-  С какими затруднениями мы встретились?

-  Мы справились с этими проблемами?

-  Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

-  Кот Кеша тоже благодарит вас за  помощь.

-  Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке, нарисовав Кеше рот.

Слайд 1

Слайд 2 (1)

Слайд 2 (2)

Слайд 3

Постановка

проблемы

Слайд 4 (1)

Проблема

Слайд 4 (2)

Слайд 4 (3)

Слайд 5

Слайд 6 (1)

Слайд 6 (2)

Слайд 7 (1)

Слайд 7 (2)

Недоум-ие,

несогл-ие

(проблема)

Слайд 8 (1)

Слайд 8 (2)

Слайд 9 (1)

Слайд 9 (2)

Слайд 9 (3)

Слайд 9 (4)

Формир-ие читател-ой деят-ти

Слайд 10

Анализ на-

писанного

Высказыва-

ния детей

Монологи-

ческая речь

(доказ-во)

Самост-ое

формул-ие

целей уро-ка

Монологи-

ческая речь

(хар-ка зву-ка)

Доказ-во выбора

Практичес-

кая  работа

(обосн-ие

выбора)

Предпол-я

детей, ре-шение про-блемы

Выбор ре-шения с до-казат-м

Чтение хо-ром и инд-но

Предпол-ия детей, при-меры

Выбороч-е чтение

Работа по словообр-ю

Самост-ая работа с карточкой, чтение

Взаимопро-верка по эталону

Рассуж-ие, доказ-во выбора

Чтение вслух

Работа в  парах, поиск ре- шения

Работа над лексич-м знач-м слов

Работа со звуковым пеналом

Работа с учебником

Работа над лексич-м знач-м слов

Предпол-ия детей

Самост-ое чтение

Работа над выразит-м чтением

Выводы

Монолог-ая речь уч-ся

Оценка де-ят-ти това-рища

Самооцен-ка своей деят-ти

Развитие вни-мания, логиче-ского мышл-ия

Умение пост-роения расска-за-умозаключе-ния с использо-ванием слож-ноподчин-х предложений

Выделение су-щественных признаков пре-дмета

Развитие моно-логической  связной речи

Обогащение активного

словаря уч-ся

Умение соот-ветственно си- туации вести себя

Умение приме-нять знания в новых ситуа-х

Умение выби-рать и исполь-зовать эффек-тивные средст-ва выразит-го чтения

Использование

жизненного

опыта уч-ся

Обогащение активного

словаря уч-ся

Овладение спо-собами самоор-ганизации

учебной деят-ти

Овладение спо-собами само- и взаимопровер-ки по эталону

Умение рабо-тать в парах, слушать това-рища, прини-мать правиль-ное решение

Восприятие коллективного труда как цен-ности

Формир-ие читател-ой деят-ти

Формирование гордости за красоту рус-го языка

Развитие уме-ния обобщать, делать выводы, выделять глав-ное

Личностное ос-мысление от-ношения к бли-жайшему окру-жению

Обобщ-ие нового

(харак-ка звуков, мо-нолог-ая речь)

Выразит-е чтение в соответ-ии со своими возмож-ми (уверен-сть

в своих си-лах)

Сравнение

работы с

эталоном, устран-ие

ошибок

совместно с соседом

по парте

Решение

проблемы в паре (ра-дость за по-лученный результат)

Выраз-ое чтение те-кста с соб-людением

логических пауз

Обобщ-ие нового

(харак-ка звуков, мо-нолог-ая речь)

Для чего

надо изу-чать пред-мет?

Постанов-ка целей

Для чего

необхо-дима но-вая буква?

Что ново-го узнали?

С какими затруд-ми встрет-сь?

Кого хо-чется по-благод-ть за урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...