Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России. ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_chtenie_dlya_pechati.docx | 85.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 135»
«Утверждаю»
Директор_______Т.В.Коробкова
«____»______________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
политературному чтению
4Б КЛАССА
УМК: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014
СОСТАВИТЕЛЬ:Антонова Алёна Владимировна – учитель начальных классов
2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
2. Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). 4 класс - 102 часа ( 3ч. в неделю, 34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят: • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: – чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; – восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: – доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Литературное чтение как учебный предмет в начальном школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащие начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров: – готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; – готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; – формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; – развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; – принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; – готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ:
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения 3 класса достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия,
85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;
речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных
эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
№ уро ка | Наименования разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохожде- ния | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
Былины .Летописи. Жития | ||||||
1 | Общее знакомство с учебной книгой.«И повесил Олег щит на вратах Царьграда…» | 1 | 3.09 | Знать жанр «летопись». | С.3-8 вопросы | |
2 | «И вспомнил Олег коня своего…» | 1 | 7.09 | Знать жанр устного народного творчества «былина». | с.10-11 вопросы | |
3 | «Ильины три поездочки» | 1 | 8.09 | с.12-16 | ||
4 | «Три поездочки Ильи Муромца | 1 | 10.09 | с.17-20 вопросы | ||
5 | «Житие Сергия Радонежского» (отрывок) | 1 | 14.09 | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев. | С.22-31 | |
6 | Обобщение по разделу | 1 | 15.09 | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми | С.32-33 | |
7 | Внеклассное чтение .Из истории нашей Родины. Былины. | 1 | 17.09 | Уметь читать стихотворные произведения | ||
Из русской классической литературы | ||||||
8 | П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок) | 1 | 21.09 | Знать название и основное содержание | С.36-48 читать | |
9 | П.П.Ершов «Конек-горбунок» | 1 | 22.09 | Знать творчество П. Ершова Уметь составлять небольшое | С.42-54 читать | |
Отрывок А.Сломинского «Детство»,А.С.Пушкин «Няне» | 1 | 24.09 | Уметь читать стихотворные произведения | С.62-66 наизусть | ||
11 | А.С.Пушкин«Туча»,«Унылая пора! Очей очарованье» | 1 | 28.09 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.67-69 | |
12 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 29.09 | Знать название и основное содержание | С.70-74 | |
13 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 01.10 | Уметь делить текст на составные части, | С.75-80 | |
14 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 05.10 | Уметь составлять небольшое монологическое | С.81-86 | |
15 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 06.10 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.87-90 вопросы | |
16 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 08.10 | Уметь высказывать оценочные суждения | пересказ | |
17 | Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея «М.Ю.Лермон-тов», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» | 1 | 12.10 | Знать.название и основное содержаниеизученногопроизведения, творчество | С.92-96 | |
18 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | 13.10 | Уметь составлять небольшое монологическое | С.97-110 | |
19 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | 15.10 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | Составление плана | |
20 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | 19.10 | вопросы | ||
21 | Из воспоминаний С.Толстой « Л.Н.Толстой» ,«Детство» | 1 | 20.10 | Уметь создавать небольшой устный | с.112-118 | |
22 | Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень» ( басня) | 1 | 22.10 | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | С.119 | |
23 | Из воспоминаний М.Семанова « А.П.Чехов» | 1 | 26.10 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.120-122 | |
24 | А.П. Чехов « Мальчики» | 1 | 27.10 | Знать отличие рассказа от сказки. | С.123-133 | |
25 | А.П. Чехов « Мальчики» | 1 | 29.10 | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами | вопросы | |
26 | Путешествие в Литературную страну | 1 | Знать/понимать: Изученные литературные произведения и их | С.135-136 | ||
Поэтическая тетрадь ( 13 ч) | ||||||
27 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…» | 1 | Уметь читать стихотворные произведения | С.138 | ||
28 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.139-140 наизусть | ||
29 | А.А. Фет « Весенний дождь» | 1 | Знать произведения Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, И.Никитина, И.Бунина Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. | С.141 | ||
30 | А.А. Фет «Бабочка» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.142 | ||
31 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» | 1 | Звать лирические произведения о весне. | С.143-144 | ||
32 | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | 1 | С.144 | |||
33 | А.Н.Плещеев « Дети и птичка» | 1 | Уметь читать, соблюдая логическое | С.145 | ||
34 | И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.146 | ||
35 | Н.А.Некрасов « Школьник" « В зимние сумерки нянины сказки» | 1 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать, образные языковые средства | С.147-149 | ||
36 | И.А.Бунин « Листопад» | 1 | Знать творчество И. Л. Бунина. | С.150-151 | ||
37 | Развивающий час ( урок – обобщение) | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Изученные литературные произведения и их Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми | С.152-154 | ||
Сказки русских писателей | ||||||
38 39 | В.Д.Одоевский « Городок в табакерке» | 2 | Знать названия, основное содержание | С.156-167 С.168 №8 | ||
40 | В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе» | 1 | Знать творчество В. М. Гаршина. | С.169-179 | ||
41 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Знать творчество В. М. Гаршина. | С.180-187 | ||
42 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.188-192план пересказ | ||
43 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения | С.193-200 | ||
44 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 1 | Уметь анализировать характер, мотивы события, отвечать на вопросы | С.201-214 | ||
45 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 1 | Пересказывать произведение на основе плана | пересказ | ||
Делу время – потехе час | ||||||
46 | Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | 1 | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герои, событии) | С.4-16 Составить план | ||
47 | Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | 1 | Пересказывать произведение на основе плана | Пересказ | ||
48 | В.Ю.Драгунский « Главные реки» | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения | С.17-23 вопросы | ||
49 50 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 2 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.24-28 вопросы | ||
51 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Уметь определять тему и главную | С.29-34 вопросы | ||
52 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.34 №5 | ||
53 | Внеклассное чтение.Книги современных писателей | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||||
54 | Обобщение по разделу | 1 | Самостоятельно оценивать свои достижения | С.35-36 | ||
Страна далекого детства | ||||||
55 56 | Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | 2 | Уметь высказывать оценочные суждения | С.38-46 пересказ | ||
57 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | 1 | Умение определять тему и главную мысль произведения составлять вопросы | С.47-50 | ||
58 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | 1 | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события героев произведения | С.51-58 план | ||
59 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Пересказывать произведение на основе плана | пересказ | ||
60 61 | М.М.Зощенко «Ёлка» | 2 | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии),анализировать образные языковые средства | С.59-64 план, пересказ | ||
Поэтическая тетрадь | ||||||
62 | В.Я.Брюсов « Опять сон» | 1 | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | С.68-69 | ||
63 | В.Я.Брюсов «Детская» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.70 | ||
64 | С.А.Есенин « Бабушкины сказки» | 1 | Уметь определять тему и главную | С.71 | ||
65 | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных | С.72 | ||
66 | М.И.Цветаева « Наши царства» | 1 | Уметь читать стихотворные произведения | С.73 | ||
Природа и мы | ||||||
67 | Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | 1 | Знать творчество Д.Н. Мамина- Сибиряка Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | С.76-83 | ||
68 | Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | 1 | Пересказывать произведение на основе плана | С.84 | ||
69 | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | 1 | Знать творчество Л. И. Куприна. | С.85-91 | ||
70 | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.91№4 | ||
71 | Внеклассное чтение.Рассказы о природе М.Пришвина,В.Астафьева | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | ||||
72 | М.М.Пришвин «Выскочка» | 1 | Знать творчество М. М. Пришвина. | С.92-95 | ||
73 | Е.И.Чарушин « Кабан» | 1 | Знать творчество Е. И. Чарушина. | С.96-99 | ||
74 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | 1 | Уметь создавать небольшой устный | С.100-105 | ||
75 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | 1 | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении | С.106-109 | ||
76 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | 1 | Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. | С.110 вопросы | ||
77 | Обощение по разделу | 1 | С.111-112 | |||
78 | Урок – конференция | 1 | Самостоятельно оценивать свои достижения | отзыв | ||
Поэтическая тетрадь (7 ч ) | ||||||
79 | Б.Л.Пастернак « Золотая осень» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | С.114-115 | ||
80 | С.А.Клыков « Весна в лесу» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | С.116-117 | ||
81 | Д.Б.Кедрин « Бабье лето» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациям | С.118 | ||
82 | Н.М.Рубцов « Сентябрь» | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора | С.119 | ||
83 | С.А.Есенин « Лебедушка» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознано стихотворения | С.120-125 | ||
84 | С.А.Есенин « Лебедушка» | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора | С.125 вопросы | ||
Родина ( | ||||||
85 | И.С.Никитин « Русь» | 1 | Уметь определять тему и главную | С.128-132 | ||
86 | С.Д.Дрожжин « Родине» | 1 | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | С.133-135 | ||
87 | А.В.Жигулин « О,Родина!» Наши проекты:»Россия-Родина моя». | 1 | Уметь определять тему и главную | С.138 С.140-141 | ||
Страна Фантазия | ||||||
88 | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | 1 | Уметь определять тему и главную ролям, составлять вопросы по тексту, | С.144-149 | ||
89 | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.149 вопросы | ||
90 | Кир Булычев « Путешествие Алисы» | 1 | Уметь составлять небольшое | С.150-157 | ||
91 | Кир Булычев « Путешествие Алисы» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | план | ||
Зарубежная литература | ||||||
92 | Д.Свифт « Путешествие Гулливера» | Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки | с.160-166 | |||
93 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. | С.167-175 | |||
94 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.176-185 | |||
95 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Сравнивать героев в литературной сказке. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки | С.186-192 | |||
96 | М.Твен « Приключения Тома Сойера» | Уметь пересказывать текст, анализировать | С.194-200 | |||
97 | М.Твен « Приключения Тома Сойера» | Уметь использовать полученные знания | пересказ | |||
98 | С.Лагерлеф « Святая ночь» | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | С.201-208 | |||
99 | С.Лагерлеф « Святая ночь» | Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текстРассказывать о прочитанных книгах | С.208 вопросы | |||
100 | Произведения зарубежных писателей для детей | Уметь использовать полученные знания | ||||
101 | С.Лагерлеф «В Назарете» | Уметь определять тему и главную | С.209-216 | |||
102 | Творчество М.Твена | Знать творчество М.Твена |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки политературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Словари:
- Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» - 2 штуки.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»- 1 штука.
Комплект портретов детских писателей.
в) Оборудование класса
- Шкафы
- Столы ученические – 15 штук.
- Стулья ученические – 30 штук.
- Стол учителя – 1 штука.
- Стул мягкий – 1 штука.
- Классная доска
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
— бегло, выразительно читать текст;
— выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 85 слов в минуту);
— улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
— составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
— устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
— описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
— самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
— научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
— уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
— давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____
«Согласовано»
Зам. директора______________
«___» ______________20 ____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа содержит пояснитетельную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...