Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснитетельную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литературное чтение 1 класс
УМК «Школа России»
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования (2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа в год.
Количество часов в неделю – 4ч. (33 учебные недели): из них 92ч.(23учебных недели) отводится на обучение грамоте и 40ч. (10 учебных недель) на литературное чтение.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речей деятельности;
-развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания, прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные цели начального обучения литературного чтения
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета « Литературное чтение»
Личностные:
-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно - историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметные:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмов учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т. д.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
-формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
-овладение основами коммуникативной деятельности на практическом уровне;
-осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
- формирование необходимого уровня читательской компетенции;
-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведениях( героях, событиях), устно предавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать стихотворне произведения, выступать пред знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Краткое описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение 1 класс (обучение грамоте) - 92ч.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1. Фонетика | ||
Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и его последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения. | Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове, фиксацией звуков фишками. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком ( мак – рак). Особенность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие согласные). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м, р – л, с – ш, и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»). Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять ( характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. |
2. Графика | ||
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом. Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание их разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Функция букв ь и ъ. Русский алфавит. Название букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге, буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з, ш – ж, с – ш, з – ж, р – л, ц – ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.). Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов. |
3. Чтение | ||
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению словами. | Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Читать орфоэпически правильно. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. |
5. Слово и предложение | ||
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка | Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений |
7. Развитие речи | ||
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
Литературное чтение – 40 ч.
1. Аудирование (слушание)
| ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений. | Слушание фольклорных произведений. Характеристика героя сказки (положительный и отрицательный). Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: осмысление системы заданий. | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев. |
2. Чтение | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. | Чтение вслух и про себя Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Чтение про себя текстов разных жанров и видов. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Декламация стихотворений и прозаических фрагментов по выбору. | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору. |
3. Работа с разными видами текста | ||
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, | Текст Отличие текста от набора предложений. Художественный текст. Заголовок в тексте Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста (о животных, природе, детях, войне, людях) с помощью учителя. Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах — с помощью учителя): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Подробный пересказ текста Определение главной мысли текста.. Пересказ фрагмента текста. Рассказ по внутритекстовой иллюстрации Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Самостоятельный рассказ по иллюстрации. Работа с книгой. Знакомство с книгой по обложке (автор, заголовок) и внутритекстовой иллюстрации. Структура книги: титульный лист, оглавление (содержание). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Систематический каталог. | Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям. Формулировать главную мысль текста. Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно; по иллюстрациям. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, аннотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме).
|
4. Культура речевого общения | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Вопрос к собеседнику. Правила постановки вопроса. Слушание ответа собеседника. Свободное участие в диалоге. Монолог Определение темы своего высказывания (то, о чем я бы хотел сказать). Устное сочинение Рассмотрение иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). |
6. Круг детского чтения | ||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А. П. Чехов, А.Н.Толстой, В. В. Маяковский, С. А. Есенин); классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доаупные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая, фантастическая литература. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения и др. | Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение, пьеса. Детские журналы: о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про все на свете». Темы детского чтения Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных. Родине, приключения, фантастика. | |
7. Литературоведческая пропедевтика | ||
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, автор, тема; герой произведения: поступки. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки). Литературная (авторская) сказка. | Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Звукопись. Главная мысль произведения. | |
8. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||
Освоение различных позиций в тексте: чтение по ролям; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный). | Чтение по ролям Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение ролей для чтения по ролям. Выразительные средства (тон, темп, интонация), необходимые для чтения по ролям. Чтение по ролям. Устное словесное рисование Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Представление картины. Подробный пересказ текста Определение главной мысли. Пересказ текста. Устное сочинение Рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (то, что хотел сказать автор). | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты Создавать серии картин, воспроизводить словесные картины графически. |
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
Обучающиеся научатся:
- Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов.
Темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)
- Понимать содержание прочитанного
- Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку
- Находить заглавие текста, называть автора произведения
- Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение
- Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений
- Знать наизусть не менее 5 стихотворений
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебный комплект:
- Учебник «Азбука» для 1 класса. В 2 частях. Авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. – М.: «Просвещение», 2011г.
- «Литературное чтение». Учебник для 1 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий др. Москва. «Просвещение», 2011 г.
- Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 1 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.
- Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 1 класс. Москва. «Просвещение», 2004 г.
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению.
Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок( в том числе в цифровой форме),
-словари по русскому языку, репродукции картин (в том числе в цифровой форме);
-детские книги разных типов из круга детского чтения;
- портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения :
-классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок;
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-экспозиционный экран.
Интернет-ресурсы
Интернет-источники: http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http://www.ug.ru (Учительская газета)
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей)
http://www.ed.gov.ru (МО РФ)
http://viki.rdf.ru/ Тренажер «Учимся читать» Программа «Супердетки. Тренировка быстрого чтения».
Электронно-образовательные ресурсы
1.Электронное приложение к учебнику «Азбука» 1 класса Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий.
2. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» 1 класса Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Обучение грамоте Подготовительный период | 15 ч |
2 | Букварный (основной) период | 61 ч |
3 | Послебукварный период | 16ч |
4 | Литературное чтение Жили-были буквы | 6 ч |
5 | Стихи, загадки, небылицы | 9 ч |
6 | Апрель! Апрель! Звенит капель! | 4 ч |
7 | И в шутку и всерьёз | 5 ч |
8 | Я и мои друзья | 8 ч |
9 | О братьях наших меньших | 8 ч |
Всего: | 132 ч |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте) 92ч.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Элементы | Основные виды учебной деятельности | УУД |
1 | Подготовительный период Знакомство с азбукой. Общее представление о речи. | 1 | Автор, раздел, содержание. Речь устная и письменная. | Отличие звук от знака, письменной речи от устной. | Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
2 | Предложение и слово. | 1 | Членение предложений на слова с использованием графических схем | Деление предложения на слова. Определение количество слов в предложении. | Анализировать: делить предложение на слова, определять количество слов. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
3 | Слог. Ударение. | 1 | Определение количества слогов в слове | Нахождение ударного слога | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
4 | Представление о слогах. Внеклассное чтение Народные сказки | 1 | Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных) | Различие гласных и согласных звуков | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком |
5 | Представление о звуке. | 1 | Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных) | Различие гласных и согласных звуков | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком, различать гласные и согласные. |
6 | Слияние согласного и гласного. | 1 | Слого - звуковойанализ слова (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности) | Определение количество звуков в слове | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. |
7 | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 | Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса | Различие гласных и согласных звуков | Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
8. | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 | Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса | Различие гласных и согласных звуков | Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
9. | Буквы А а, обозначающие звук [а]. | 1 | Выделение звука [а] из речи, звукобуквенный анализ слова | Выделение гласного звука в слове, подбор слов с заданным звуком | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
10. | Буквы А а, обозначающие звук [а]. Внеклассное чтение Игры, песенки, потешки. | 1 | Выделение звука [а] из речи, звукобуквенный анализ слова. Познакомиться с устным народным творчеством. | Уметь выделять гласный звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Знать примеры произведений УНТ | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок. |
11 | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 | Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру | Выделение гласного звука в слове, подбор слова с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) |
12. | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 | Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру | Выделение гласного звука в слове, подбор слова с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) |
13 | Буквы И и, обозначающие звук [и]. | 1 | Узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях); правильное соотнесение звуков и букв | Выделение гласного звука в слове, подбор слов с заданным звуком, нахождние соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
14 | Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение Сказки русских и современных писателей. | 1 | Узнавание сюжета книги по внутритекстовым иллюстрации | Различие книги по иллюстрации. Чтение изученных буквы. | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком. |
15 | Буква ы, обозначающая звук [ы]. | 1 | Выделение звука [ы] из речи, звукобуквенный анализ слова | Выделение признаков гласных звуков. Чтение буквосочетания. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
16 | Буквы У у, обозначающие звук [у]. | 1 | Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями | Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (и-у) |
16 | Букварный (основной) период Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. | 1 | Выделение звука [н] , [н] из речи, звукобуквенный анализ слов. | Характеристика звукам, различие графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
17 | Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | Чтение слов с изученными буквами. Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
18 | Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′]. | 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного звуко-слогового анализа). Выделение ударных слогов | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи |
19 | Чтение слов с буквами С,с | 1 | Выделение ударного слога. Чтение слов с изученными буквами | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
20 | Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Различие и понимание простейших случаев многозначных слов | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
21 | Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′]. Внеклассное чтение Рассказы о животных | 1 | Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя | Различие книги по содержанию. Чтение слов с изученными буквами. | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания |
22 | Буквы Т,т, обозначающие звуки [т],[т′]. | 1 | Звуко - слоговой анализ слов | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
23 | Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т. | 1 | Чтение слов с изученными буквами | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета |
24 | Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л ] | 1 | Обучение правильному слоговому чтению вслух отдельных слов. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку |
25 | Буквы Л,л, обозначающие звуки [л], [л ] Внеклассное чтение Загадки. Литературные загадки | 1 | Разгадывание загадок по рифме и на основе сравнения реальных предметов и явлений | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. |
26 | Буквы Р,р, обозначающие звуки [р], [р′]. | 1 | Определение ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём. Верное употребление сходных звуков | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (р-л). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове |
27 | Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р. | 1 | Верное употребление сходных звуков | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
28 | Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов Обучение правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву - контроль Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
29 | Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′]. Внеклассное чтение Рассказы о детях | 1 | Называние персонажей с использованием характеристик, данных им в тексте | С помощью учителя оценивание поступков героя, опираясь на текст и личный опыт | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания |
30 | Буквы Е,е, обозначающие звуки |йэ|. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Отличие позиций буквы е в начале слова и после гласной буквы. | Моделировать звуковой состав слов. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы |
31 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | 1 | Составление по серии картинок небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета | Обозначение мягкости согласного после е. Составление рассказ по серии картинок | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета |
32 | Буквы П.п, обозначающие звуки [ п], [п′]. | 1 | Знакомство с правилами гигиены чтения. Звуко-слоговой анализ слов | Чтение по слогам, характеристика звуков. | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) |
33 | Чтение текстов с буквами П,п | 1 | Обучение осознанному слоговому чтению вслух небольших текстов, доступных по содержанию | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Определять место заданного звука в слове Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т) |
34 | Чтение слов и предложений с изученными буквами. Внеклассное чтение Стихи современных поэтов о Родине | 1 | Обучение осознанному слоговому чтению вслух небольших текстов, доступных по содержанию | Уметь давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв; читать сочетания букв, слогов, предложений | Определять место заданного звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т) |
35 | Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами. | 1 | Верное употребление звуков и соотнесение их с буквами. | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Определять место заданного звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство |
36 | Буквы М, м, обозначающие звуки [м], [м] | 1 | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания | |
37 | Чтение текстов и слов с буквами М,м. Внеклассное чтение Сказки о животных | 1 | Обучение неторопливому темпу и ритму речи.Развитие слуховой памяти и речевого аппарата | Характеристика звуков, узнавание графического образа букв; чтение сочетания букв, слогов, предложений. | Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м) |
38 | Буквы З,з, обозначающие звуки [з], [з′]. | 1 | Верное употребление сходных звуков [с]- [з] | Чтение по слогам, характеристика звуков. | Подбирать слова с заданным звуком.. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з). Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы |
39 | Чтение слов, текстов с буквами З,з. | 1 | Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение правильному речевому дыханию | Чтение по слогам, характеристика звуков. | Определять место заданного звука в слове.Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
40 | Буквы Б,б, обозначающие звуки [ б], [б′]. | 1 | Совершенствование произношения слов, сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения | Различие формы слова, родственных слов. | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
41 | Чтение слов и текстов с буквой Б. Внеклассное чтение Стихи русских поэтов | 1 | Обучение умеренной громкости и правильному интонированию. Верное употребление сходных звуков [п][б] | Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков. | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
42 | Буквы Д,д, обозначающие звуки [д], [д′]. | 1 | Дополнение сюжета | Чтение по слогам, характеристика звуков. | Подбирать слова с заданным звуком. Читать слоги с изменением буквы гласного |
43 | Чтение слов с буквами Д,д. | 1 | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков. | Определять место заданного звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д) |
44 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 1 | Правильное употребление видовых и родовых слов-названий | Отличие позиций буквы я в начале слова и после гласной буквы. | Моделировать звуковой состав слова.Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. |
45 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 1 | Правильное употребление видовых и родовых слов-названий | Отличие позиций буквы я в начале слова и после гласной буквы. | Моделировать звуковой состав слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
46 | Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. Внеклассное чтение Сказки русских писателей | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. | Обозначение мягкости согласного звука после я. | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
47 | Буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Сопоставлять парных звонких и глухих согласных звуков. | Моделировать звуковой состав слова.Читать слоги с изменением буквы гласного |
48 | Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. | 1 | Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым. | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. | Определять место заданного звука в слове. Объяснять работу( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
49 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. | 1 | Звуко-слоговой анлиз слов | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. | Моделировать звуковой состав слова. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с знаками препинания. |
50 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. Сочетание ча. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Нахождение отрывков, которые помогут ответить на вопрос. Выявление слов с сочетанием ча.. | Моделировать звуковой состав слова. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами. |
51 | Чтение слов, предложений с буквой Ч Внеклассное чтение Литературные сказки разных народов | 1 | Правильное употребление слов-названий предметов. | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. Чтение слов с изученными буквами. | Определять место заданного звука в слова. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (и-ч). |
52 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 1 | Слого-звуковой анализ слов | Чтение слов с ь - показателем мягкости согласных звуков, ь не обозначает звука. | Моделировать звуковой состав слова. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. |
53 | Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш) Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) |
54 | Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. Сочетание ши. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. Нахождение слов с сочетанием ши. | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш). Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) |
55 | Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый звук [ж]. | 1 | Дифференцирование шипящих твёрдых согласных звуков [ж]- [ш] | Различие звонких и глухих парных согласных. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи |
56 | Чтение слов, предложений с буквами Ж, ж. Сочетания жи-ши | 1 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Различие звонких и глухих парных согласных. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Нахождение слов с сочетанием жи –ши. | Моделировать звуковой состав слова.Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж) |
57 | Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Понимание содержания литературного произведения | Отличие позиций буквы ё в начале слова и после гласной буквы. | Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи |
58 | Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. Внеклассное чтение. Стихи современных поэтов | 1 | Правильное употребление слов-признаков предметов | Обозначение мягкости согласного звука после ё. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
59 | Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]. | 1 | Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме | Выделение, дифференцирование и характерстика звука [й]. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] |
60 | Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]. | 1 | Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме | Выделение, дифференцирование и характеристика звука [й]. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] |
61 | Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме | Анализ слов, произведение звукобуквенного анализа. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) |
62 | Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме | Анализ слов, произведение звукобуквенного анализа. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) |
63 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [йу]. | 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (без предварительного звуко-слогового анализа) | Отличие позиций буквы ю в начале слова и после гласной буквы. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания |
64 | Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. Внеклассное чтение Сказки о детях | 1 | Составление рассказа о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по предложенному сюжету | Обозначение мягкости согласного звука после ю. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям |
65 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 | Составление рассказа о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по предложенному сюжету | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. Чтение слов и предложений с изученными буквами. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. |
66 | Твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц. | 1 | Правильное употребление слов-действий предмета | Отличие звука [ ц], как всегда твёрдого и глухого. Правильное употребление слова-действия предмета. | Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) |
67 | Чтение слогов и слов с буквой Ц. Внеклассное чтение Моя любимая книжка | 1 | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Отличие звука [ ц], как всегда твёрдого и глухого. Правильное употребление слова-действия предмета. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям |
68 | Буквы Э,э, обозначающие звук [э]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч,Ш,Ц,Ж | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Читать орфоэпически правильно. |
69 | Мягкий звук [щ′]. Буквы Щщ. | 1 | Верное употребление сходных звуков [щ]- [ж] | Отличие звука [щ′] как глухого, мягкого, непарного. | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
70 | Мягкий звук [щ′]. Буквы Щ щ. | 1 | Верное употребление сходных звуков [щ]- [ж] | Отличие звука [щ′] как глухого, мягкого, непарного. | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
71 | Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ. | 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (без предварительного звуко-слогового анализа) | Отличие звука [щ′] как глухого, мягкого, непарного. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) |
72 | Звуки [ф], [ф′]. Буквы Фф. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. Чтение слов и предложений с изученными буквами. | Включаться в групповую работу, связанную с общением. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения |
73 | Чтение предложений и текстов с буквой Ф, ф. Внеклассное чтение Стихи зарубежных писателей | 1 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Работа с текстом, нахождение отрывов, которые помогут ответить на вопрос. | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова в соответствии с их значением |
74 | Знакомство с буквой ъ. | 1 | Роль ъ в речи. Воспроизведение произведений с соблюденим интонации, диктуемой содержанием | Отличие буквы Ъ, как не обозначающей звука. | Объяснять функцию буквы ъ. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
75 | Алфавит. | 1 | Развитие навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать на заданную тему. Заучивание последовательности букв алфавита. | Повторение букв русского алфавита. | Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
76 | Обобщение «Веселая Азбука» | 1 | Развитие навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать на заданную тему | Повторение букв русского алфавита. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
77 | Послебукварный период К.Ушинский. Наше отечество. | 1 | Развитие навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать на заданную тему. | Рассуждение на заданную тему. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
78 | В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь. | 1 | Развитие умения вести диалог | Осознанное чтение текста художественного произведения | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. |
79 | Произведения А.С.Пушкина. Внеклассное чтение Сказки. | 1 | Сравнение народной и авторской сказки | Осознанное чтение текста художественного произведения. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
80 | Произведения Л.Н.Толстого и К.Д. Ушинского. | 1 | Быль. Умение соотносить содержание с темой чтения | Осознанное восприятие содержания читаемого учителем произведения; определение темы и главной мысли произведения. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения |
81 | К.И.Чуковский. Телефон. Путаница. | 1 | Сравнение рассказа со сказкой и стихотворением | Сравнение рассказа со сказкой и стихотворением. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком |
82 | В.В.Бианки. Первая охота. | 1 | Обучение краткому и подробному пересказу | Деление текста на смысловые части, составление его простого плана; составление небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения |
83 | С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Внеклассное чтение Весёлые рассказы | 1 | Анализ стихотворения. | Анализ стихотворения по поставленным вопросам. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком |
84 | М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1 | Правильное построение ответов на поставленный вопрос | Правильное построение ответа на поставленный вопрос. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
85 | А.Л.Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. | 1 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием | Различие жанров художественных произведений (стихотворение, рассказ) | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. |
86 | С.В.Михалков. Котята | 1 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием | Различие жанров художественных произведений (стихотворение, рассказ) | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
87 | В.А.Осеева. Печенье. Внеклассное чтение. Удивительные дети. | 1 | Правильное построение ответов на поставленный вопрос | Правильное построение ответа на поставленный вопрос. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
88 | Б.В.Заходер. Два и три. Песенка-азбука. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. Выразительное чтение. | Приведение примеров художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы |
89 | В.Д.Берестов. Пёсья песня. Прощание с другом. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. | Анализ стихотворения по поставленным вопросам. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. |
90 | В.Д.Берестов. Непослушная кукла. Дерево. Нофелет. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. | Анализ стихотворения по поставленным вопросам. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. |
91- 92 | Обобщение «Прощание с Азбукой» | 2 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. | Приведение примеров художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать, осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному, определять основную мысль прочитанного произведения |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения- 40ч.
№ п/п | Тема урока | К-во час. | Элементы | Основные виды учебной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД) |
93 | Жили-были буквы – 8ч. В.Данько. Загадочные буквы
| 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание. Овладение понятиями: писатель, автор, произведение | Чтение целыми словами с элементами слогового чтения, понимание содержание прочитанного. | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Характеризовать книгу: анализировать структуру. Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
94-95 | И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Внеклассное чтение ( Рассказы В. Драгунского) | 2 | Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятием: действующие лица | Пересказывание текста своими словами и с опорой на картинный план. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
96 | С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин. Почему А поётся, а Б нет | 1 | Знакомство с приёмами драматургии. Сравнение произведений на одну и ту же тему | Нахождение заглавие текста, называние автора произведения, выразительное чтение текста. | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя |
97 | Г.Сапгир. Про медведя. | 1 | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата | Различать сказки, стихотворения; ответы на вопросы по содержанию. | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами |
98 | Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит? Внеклассное чтение ( Рассказы В. Бианки) | 1 | Придумывание весёлых историй | Чтение целыми словами с элементами слогового чтения. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (титульный лист). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
99 | С.Маршак. Автобус 27, | 1 | Обучение приёмам выразительной речи и чтения | Восприятие на слух произведения различных жанров, передача своего настроения в рисунках. | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами |
100 | Обобщение по теме: Жили-были буквы. | 1 | Отработка навыка выразительной речи и чтения | Чтение целыми словами с элементами слогового чтения. | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами |
101 | Сказки, загадки, небылицы – 6 ч. Е.Чарушин. Теремок. Рукавичка | 1 | Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений, раскрытие содержания иллюстрации к произведению | Пересказывание текста своими словами и с опорой на картинный план, характеристика поступков действующих лиц ( с помощью учителя | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли |
102 | Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы. Внеклассное чтение ( Русские народные сказки) | 1 | Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков | Сравнение предметов загадки и отгадки. | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями |
103 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и потешек | Различие фольклорных жанров | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
104 | А.Пушкин. Отрывки из произведений. | 1 | Осознанное чтение текста целыми словами | Выразительное чтение стихотворного произведения. Заучивание наизусть(по выбору) | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции Декламировать стихотворные фрагменты по выбору. Характеризовать книгу: анализировать структуру (иллюстрации). |
105 | Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями |
106 | Обобщение по теме «Сказки , загадки , небылицы». Внеклассное чтение (Русские народные пословицы, поговорки, скороговорки) | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции |
107 | Апрель, апрель! Звенит капель... – 5 ч. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники. | 1 | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах | Работа с художественными текстами, понимание настроения автора. Заучивание наизусть стихотворения (по выбору). | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции |
108 | С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин. Внеклассное чтение (Стихи русских поэтов о природе) | 1 | Развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста | Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения с привлечением текста стихотворения, выбор темп чтения. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
109 | Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна. В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. | 1 | Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Сравнение произведений. | Уметь выразительно декламировать стихи |
110 | А.Майков. Христос Воскрес. Обобщение по разделу. | 1 | Отработка навыка чтения целыми словами | Сравнение произведений. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание) |
111 | Обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель» | 1 | Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения с привлечением текста стихотворения, выбор темп чтения. | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции |
112 | И в шутку и всерьёз - 6 ч. И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры! | 1 | Отработка навыка чтения целыми словами. Обучение перессказу по опорным словам | Воспроизведение содержания рассказа по опорным вопросам. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям |
113 | Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка. Внеклассное чтение ( сказки Г.Остера) | 1 | Обучение чтению художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей | Нахождение в тексте слова, характеризующие героев произведения, воспроизведение предложения с различной интонацией, прогнозирование текста. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям |
114 | К.Чуковский. Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. | 1 | Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним | Уметь вникать в смысл читаемых слов | Уметь рисовать словесные портреты и картины |
115 | К.Чуковский. Телефон М.Пляцковский. Помощник | 1 | Чтение по ролям. Сопоставление слов, близких по значению. Пересказ по ключевым словам. Рисование юмористического рассказа в картинках | Уметь вникать в смысл читаемых слов. Знать наизусть отрывок из стихотворения | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями |
116 | К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. | 1 | Упражнение в чтении текстов целыми словами (с расстановкой в словах знаков ударения), обучение выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание |
117 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» | 1 | Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание |
118 | Я и мои друзья - 8 ч. Ю.Ермолаев. Лучший друг. Е.Благинина. Подарок. Внеклассное чтение(Дж.Родари «Приключения Чиполлино») | 1 | Пересказ текста по вопросам учебника | Формировать умение выделять главное, соотносить его с интонацией, анализировать поступки героев | Формулировать главную мысль текста. Характеризовать книгу: анализировать структуру (аннотация). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
119 | В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны. | 1 | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Уметь восстанавливать последовательность событий по опорным словам. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев |
120 | Р.Сеф. Совет. В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Дружба | 1 | Понимание значения слов и выражений в контексте. Устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках | Уметь различать жанры литературных произведений | Воспроизводить словесные картины графически |
121 | И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня. Внеклассное чтение(Н.Носов рассказы) | 1 | Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания | Формировать умение понимать юмористический смысл слов | Характеризовать книгу: анализировать структуру (выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
122 | С.Маршак. Хороший день. М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу | 1 | Развитие умения планировать, анализировать своё выступление | Работа по вопросам учебника | Воспроизводить словесные картины графически |
123 | Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы. | 1 | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Высказывание оценочных суждений о прочитанных произведениях. | Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев |
124 | Обобщение по теме « Я и мои друзья» | 1 | Развитие умения планировать, анализировать своё выступление | Высказывание оценочных суждений о прочитанных произведениях. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
125 | О братьях наших меньших - 8ч. С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак. Внеклассное чтение(Л.Муур «Крошка Енот») | 1 | Устные рассказы детей на заданную свободную тему | Составление рассказа по заданной теме. | Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору |
126 | Приёмы словесного рисования. В.Осеева. Собака яростно лаяла | 1 | Подробный пересказ по рисунку | Деление текста на смысловые части, составление плана, пересказ, работа с Иллюстрацией. | Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно |
127 | И.Токмакова. Купите собаку. С. Михалков «Важный совет» | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Выразительное чтение в лицах, ответы на вопросы. | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты |
128 | М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. | 1 | Рассказывание – импровизация на заданную тему | Ответы на вопросы | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) |
129 | В.Берестов. Лягушата В.Лунин. Никого не обижай. С.Михалков. Важный совет. Внеклассное чтение(О.Кургузо «Рассказы маленького мальчика») | 1 | Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения | Нахождение заглавия текста, автора произведения. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, аннотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) |
130 | Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж | 1 | Обучение чтению художественных произведений по ролям | Деление текст на смысловые части, составление плана, пересказ. | Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли |
131 | С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Приведение примеров художественных произведений по изученному материалу. | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) |
132 | Обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Приведение примеров художественных произведений по изученному материалу. | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" для 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по литературному чтению во 2 классе ФГОС Начальная школа 21 века
Содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности организации контроля....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (ФГОС).
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
Программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. УМК"Школа России".Автор...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
Программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. УМК"Школа России".Автор...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе ФГОС НОО
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС с УУД
Рабочая программа для 3 класса УМК Школа России ФГОС, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, контрольно-измерительные материалы....