Литература 4 класс.Конспект урока на тему :И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
| Неделя 3 | День 2 | Урок 2 | |
| Тема занятия: |
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | ||
| Ссылка: | Календарно-тематическое планирование по литературе 4 класс | ||
Общие цели: | -познакомить детей с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”,-обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи; - продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.- содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса. |
| ||
| Результат обучения: | -уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. | ||
| Основные идеи: | -продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова-развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;-воспитывать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov.docx | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя 3 | День 2 | Урок 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема занятия: | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылка: | Календарно-тематическое планирование по литературе 4 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие цели: | -познакомить детей с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”,-обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи; - продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.- содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обучения: | -уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные идеи: | -продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова-развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;-воспитывать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания: | Ход урока:1.Организационный момент.На меня все посмотрели,Улыбнулись, тихо сели.(Проверка готовности к уроку, психологический настрой)Обозначьте свое настроение значком на карточке.2.Проверка домашнего задания.В парах проверяется умение читать выразительно наизусть басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».(Повторение критериев оценивания,взаимооценивание)3.Актуализация знаний.-Кого называют баснописцем?-Что такое басня?а) повторение знаний об особенностях басен.На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:-краткая форма повествования,-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,-высмеивает пороки людей ( ирония),-есть мораль,-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.Вывод с доски:-Прочитайте, что осталось в ваших определениях.Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,высмеиваются их пороки.В басне обязательно есть мораль,которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо вначале, либо в конце басни.-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.А) Речевые упражнения
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). -Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе. СТРЕКОЗА. Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой! МУРАВЕЙ. Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес. 4.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. -Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей») А) Создание «Дерева предсказаний» -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. Появляются на дереве слова
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И.Масюк. (http://krilov.ru/audiobook/) Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи. В) Формулирование проблемы. -Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко). -Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются) -Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня? ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». (вывешивается на доске) -Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках): Памятка к работе над басней 1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым? http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm «Памятки по чтению» Исследование будем проводить, работая в группах. 5.Открытие нового знания. 1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам с помощью игры «Найди пару») и повторение правил групповой работы. -Работа будет оцениваться по следующим критериям:
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона. Вспомним правила работы в группе:
2 часть работы: самостоятельная работа в группах. По пунктам плана памятки по работе с басней. 3 часть работы: оформление презентационного листа. Группа получает лист для записи ответов на вопросы. 6.Применение нового знания. -Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по-очереди. А) Беседа – анализ текста -В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. (Объяснение принципа рифмования строк и почему выбран «хорей») - Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? -Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):
-Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)
-Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.) -Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор) -Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? -Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? -Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.) -Настали ли нужда и голод для Муравья? -Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? -Почему он отказал Стрекозе в помощи? -Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? -Можно ли его назвать жадным? -Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём). -Как вы относитесь к Стрекозе? -А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе? -Почему же Крылов именно таким показал Муравья? -Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) -Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. -Как вы их понимаете? -Бывает ли так в жизни? Приведите примеры. -Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах). -Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите. 7.Итог урока. А) Вывод по проблеме:
Б) Оценивание работы на уроке.
8.Рефлексия«Солнышко»Мое настроение похоже на: солнышко ,солнышко с тучкой ,тучку, тучку с дождиком ,тучку с молнией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующее задание: | Домашнее задание.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующее чтение: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"
Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...
Математика. 3 класс. Конспект открытого урока.
Тема. Умножение двузначного числа на однозначное.Цели урока.Образовательная: Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять навыки табличного умножения.Развивающая: Способствовать развит...
1 класс. Конспект классного часа по теме: "Символика Российской Федерации: флаг и герб"
Класс: 1Цели: развитие познавательного интереса к своей Родине; формирование основных понятий о символах государства; воспитание уважительного отношения к символам своего государства.Оборудование: наг...
2 класс конспект, введение лексики по теме my family, Starlight - 2
конспект урока по английскому языку к учебнику Starlight 2, Unit 1....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Литература Бурятии. Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка".
Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать...
2 класс Конспект по математике на тему "Квадрат"
Учебный предмет: математикаКласс: 2Тема: «Квадрат»Образовательная система: Школа РоссииТип урока: урок открытия нового знанияЦель: узнать что такое квадрат и научится находить его стороны....