Литература Бурятии. Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка".
план-конспект урока (3 класс)
Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка". | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература Бурятии.
Тема: Легенды Байкала. «Чайка-Необычайка».
Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока:
- Орг. момент.
Учитель читает стихотворение:
Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где – то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Санбайну-у!» - гортанно
Прокричал бурят.
Это означало:
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед.
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих
Не было родни.
- Вот уже 350 лет живут рядом в мире и согласии русские и буряты. Россия – одна на всех, кто в ней живёт: русские, чукчи, буряты, татары. Мы всегда будем её любить так, как любят свою мать дети.
2. Введение в тему.
Загадка (читает подготовленный ученик):
А что это такое-
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За солнце зацепилось,
По склонам покатилось
И на землю стекло?
А что это такое-
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза?
А что это такое-
Всё время в непокое.
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Показ фото с пейзажами Байкала
-Как хороши закаты на Байкале,
Вода и небо золотом горят!
Все стихло, и лишь только птичьи стаи
Над озером задумчиво кружат.
И тот, кто на Байкале побывает,
Не позабудет больше никогда
Как солнце, опускаясь, запылает,
Как тихая на воду ляжет мгла.
Игра «Заселим Байкал»
-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.
-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными)
-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень). Из 52 видов байкальских рыб к эндемичным относятся 27 видов.
- Есть ли в Байкале млекопитающие? (Единственный представитель млекопитающих - тюлень, или нерпа).
- Какие птицы живут на побережье Байкала? (На Байкале водится 236 видов птиц: множество видов уток, гуси и лебеди, бакланы, Орлан-белохвост, кулики и т.)
- А какая птица самая многочисленная? (Чайка )
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с байкальскими легендами. Что означает слово легенда?
Легенда (лат. legenda — то, что должно быть прочитано) — это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Легенда появилась в далёкой древности. Как и во все времена, о важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди устно слагали рассказы, которые передавались из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
- Работа над темой урока.
Жил на берегу Байкала Василий Пантелеймонович Стародумов — один из лучших сказочников не только Сибири, но и России. Его волшебные сказки о Байкале, живописные, глубоко поэтичные, печатались в разных сибирских изданиях. Творчество нашего земляка интересно и взрослому, и ребёнку. Сегодня мы познакомимся ещё с одной байкальской легендой из книги В.П. Стародумова «Омулёвая бочка».
- Прочитайте название легенды (Чайка-необычайка).
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в легенде?
- А почему «необычайка»?
Словарная работа:
Шама́н —, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.
Бухта - небольшой морской залив.
Юрта-жилище бурят.
Северное сияние- это свечение верхних слоев атмосферы.
Акцентное вычитывание текста по вопросам
1 часть
- Когда это случилось?
- От чего проснулся старый рыбак Шоно?
- Кого он увидел, когда выскочил из юрты?
- Какой была эта чайка? Почему она кричала?
- Как прозвали её рыбаки? Почему?
- А как прозвали чайку шаманы?
2 часть
Дети сами придумывают вопросы к тексту.
3 часть
- Почему защемило сердце у Шоно, когда он увидел мёртвую чайку?
- Что он понял?
4 часть
- Как Шоно оживил чайку?
- Что он испытал, когда чайка полетела на север?
- Почему?
- Чему нас учит эта легенда?
4. Рефлексия.
- У бурятского народа есть такая пословица: На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена.
- Свяжите эту пословицу с содержанием легенды.
- Одна из легенд о Байкале заканчивается такими словами: «Как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь».
5. Практическая работа
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?
-Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать:
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. |
Разбивать бутылки. |
Собирать за собой мусор. |
Разжигать костры в лесу. |
Сажать деревья. |
Пугать птиц и животных. |
Тушить костры |
Выбрасывать мусор в воду |
Мыть в водоёмах машины, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды |
Ходить в лесу только по тропинкам |
Собирать чужой мусор |
Подходить близко к гнёздам птиц. |
-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.
6. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"...
Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.
Полный конспект урока по окружающему миру по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Озеро Байкал"
Конспект урока окружающего мира в 3 классе " Озеро Байкал" построен в технологии критического мышления...
Рабочая программа по литературе Бурятии
Рабочая программа по детской литературе Бурятии составлена из расчёта 1 час в неделю – 34 часа....
Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"
Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...
Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе "Красная книга Бурятии"
Цель: Познакомить ребят с животными и растениями из Красной книги Бурятии.Задачи: Учить работать в команде. ...
Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»
Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»...