Литература Бурятии. Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка".
план-конспект урока (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература Бурятии.

Тема: Легенды Байкала.  «Чайка-Необычайка».

Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать  (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать  по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель читает стихотворение:

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят.

Русский земледелец

Возле Ангары

Ковырял лопатой

Кочки да бугры.

Пас бурят отару

Где – то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

«Санбайну-у!» - гортанно

Прокричал бурят.

Это означало:

«Здравствуй, русский брат!»

Русский улыбнулся

И сказал: «Привет!»

С незнакомым другом

Разделил обед.

С той поры частенько

Виделись они:

Ближе у обоих

Не было родни.

- Вот уже 350 лет живут рядом  в мире и согласии русские и буряты.                            Россия – одна на всех, кто в ней живёт: русские, чукчи, буряты, татары.                      Мы всегда будем её любить так, как любят свою мать дети.

2. Введение в тему.

Загадка (читает подготовленный ученик): 

А что это такое-

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?      

Быть может, это небо                          

За солнце зацепилось,

По склонам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое-

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,                

Оно лежит устало

Закрыв свои глаза?

А что это такое-

Всё время в непокое.

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,                                  

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Показ фото с пейзажами Байкала

-Как хороши закаты на Байкале,

Вода и небо золотом горят!

Все стихло, и лишь только птичьи стаи

Над озером задумчиво кружат.

И тот, кто на Байкале побывает,

Не позабудет больше никогда

Как солнце, опускаясь, запылает,

Как тихая на воду ляжет мгла.

Игра «Заселим Байкал»

-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.

-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными)

-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень). Из 52 видов байкальских рыб к эндемичным относятся 27 видов.

- Есть ли в Байкале млекопитающие?  (Единственный представитель млекопитающих - тюлень, или нерпа).

- Какие птицы живут на побережье Байкала? (На Байкале водится 236 видов птиц: множество видов уток, гуси и лебеди, бакланы, Орлан-белохвост, кулики и т.)

- А какая птица самая многочисленная? (Чайка )

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с байкальскими легендами. Что означает слово легенда?

Легенда (лат. legenda — то, что должно быть прочитано) — это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Легенда появилась в далёкой древности. Как и во все времена, о важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди устно слагали рассказы, которые передавались из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

  1. Работа над темой урока.

            Жил на берегу Байкала Василий Пантелеймонович Стародумов — один из лучших сказочников не только Сибири, но и России. Его волшебные сказки о Байкале, живописные, глубоко поэтичные, печатались в разных сибирских изданиях. Творчество нашего земляка интересно и взрослому, и ребёнку. Сегодня мы познакомимся ещё с одной байкальской легендой из книги В.П. Стародумова «Омулёвая бочка».

- Прочитайте название легенды (Чайка-необычайка).

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в легенде?

- А почему «необычайка»?

Словарная работа:

Шама́н —, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.

Бухта - небольшой морской залив.

Юрта-жилище бурят.

Северное сияние- это свечение верхних слоев атмосферы.

Акцентное вычитывание текста по вопросам

1 часть

- Когда это случилось?

- От чего проснулся старый рыбак Шоно?

- Кого он увидел, когда выскочил из юрты?

- Какой была эта чайка? Почему она кричала?

- Как прозвали её рыбаки? Почему?

- А как прозвали чайку шаманы?

2 часть

Дети сами придумывают вопросы к тексту.

3 часть

- Почему защемило сердце у Шоно, когда он увидел мёртвую чайку?

- Что он понял?

4 часть

- Как Шоно оживил чайку?

- Что он испытал, когда чайка полетела на север?

- Почему?

- Чему нас учит эта легенда?

4. Рефлексия.

- У бурятского народа есть такая пословица: На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена.

- Свяжите эту пословицу с содержанием легенды.

-  Одна из легенд о Байкале заканчивается такими словами: «Как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь».

5. Практическая работа

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

-Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать:

Ловить  и  уносить домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей.

Разбивать бутылки.

Собирать за собой мусор.

Разжигать костры в лесу.

Сажать  деревья.

Пугать птиц и животных.

Тушить костры

Выбрасывать мусор в воду

Мыть в водоёмах машины, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды

Ходить в лесу только по тропинкам

Собирать чужой мусор

Подходить близко к гнёздам птиц.

-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.

6. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"...

Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.

Полный конспект урока по окружающему миру  по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Озеро Байкал"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе " Озеро Байкал" построен в технологии критического мышления...

Рабочая программа по литературе Бурятии

Рабочая программа по детской литературе Бурятии составлена из расчёта 1 час в неделю – 34 часа....

Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"

Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе "Красная книга Бурятии"

Цель:     Познакомить ребят с животными и растениями из Красной книги Бурятии.Задачи: Учить работать в команде.         ...

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока:  « Символы Республики Бурятия»...