Урок обучения грамоте по теме "Звуки и буквы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Уточкина Татьяна Васильевна

Урок был дан с целью обобщения изученного материала по теме "Звуки и буквы". Дети хорошо усвоили понятия, умели различать звуки по звонкости-глухости, по твердости-мягкости, делить слова на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звуки и буквы (урок закрепления).

Цель урока: уточнение и конкретизация представлений учащихся о различии согласных по твердости и мягкости, способах обозначения в словах на письме.

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания детей о звуках на основе звукобуквенного анализа.
  2. Уяснение  различия между звуком и буквой.
  3. Развитие творческого вооображения, речевых способностей учащихся.

I этап актуализации

  1. Ребята, посмотрите внимательно на доску, что изображено на этих карточках?


(Здесь изображены звуковые модели слов)

  1. Что можно рассказать о каждом слове, глядя на звуковую модель?

(В первом слове 1 слог),

(Во втором слове 2 слога).

(В третьем слове 3 слога).

- Как вы догадались?

- Сколько в слове гласных, сколько согласных?

- Что можно рассказать о согласных звуках?

* в первом слове 2 согласных – твердые, 1 согласный – мягкий,

* во втором слове 1 согласный – мягкий, 2 согласных -  твердые.

- Что вы можете сказать об ударении?

* в первом слове ударение не обозначено, потому что в слове 1 слог,

* во втором слове ударение падает на первый слог,

* в третьем слове ударение падает на второй слог.

- Давайте попробуем придумать к данным моделям слова.

(Дети предположительно придумывают слова к звуковым моделям).

Ребята, посмотрите, сколько слов прозвучало! Как вы думаете, какие слова «главные» на нашем уроке?

II Операционно-исполнительная часть.

Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы еще раз убедиться в правильности вашего ответа?

- Поработать с текстом,

Правильно. У каждого из вас на столе лежит текст. Я с удовольствием прочитаю его, а вы подумайте, какие слова в этом тексте могут подойти к данным моделям.

* К I модели слово: снег.

* Ко II модели слово: чудо.

* К III модели слово: снежинка.

Правильно, молодцы, ребята!

- В каких словах встретились особые сочетания?

* В слове чудо (чу-щу пиши с буквой «у»).

* В слове снежинка (жи-ши пиши с буквой «и»).

Правильно.

Давайте напишем их в тетрадях. (Дети пишут  слова: чудо, снежинка, снег с объяснением).

(Пока дети пишут, 3 человека работают у доски)

1 ученик.                          

Выпиши из текста 2 слова, в которых все согласные мягкие.

2 ученик.

Выпиши из текста 2 слова, в которых все согласные твердые.

3 ученик.

Выпиши 2 слова, в которых 2 слога.

Выполните задание, проверят пары взаимного контроля.

- Ребята, к нам в гости прилетела красивая снежинка. Она очень просит выполнить одно интересное задание.

Посмотрите на мое слово «снежинка». А теперь на слово «чудо».

- Что на свет можно назвать чудом? (Предположительно дети дают разные варианты ответов)

Физкультминутка.

- Дети, какие у вас красивые ответы.

- А как вы думаете, можно ли человеку совершить чудо?

* да, можно.

- Что для этого нужно сделать?

* что-нибудь сделать доброе.

Предлагаю вам придумать маленькое сочинение «Если бы я чудодей, что бы сделал для людей?», особенно в канун Нового года?

(Дети предположительно работают в группе).

III Рефлексивно-оценочная часть.

Ребята, давайте послушаем ваши ответы (дети читают вслух свое сочинение).

Учитель в это время раздает подарки (снежинки) за оригинальность ответов.

- Думаю, что чудо можно увидеть везде и всюду, если быть очень наблюдательным.

- Так что же сегодня на уроке было главным?

* звуки и буквы согласных звуков.

- О каких особенностях мы вели на уроке речь?

* согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.

- От чего это зависит?

IV Итог урока.

Спасибо. Вы хорошо поработали.

Самоанализ урока.

                Урок по типу комбинированный, с закреплением изученного материала.

Занятие проводится в системе традиционного обучения.

Задачи, поставленные на уроке были реализованы через:

- аналитико-синтетическую работу со словами и текстом,

- использование приемов РТВ, способствующих развитию творческих возможностей учащихся, развитию познавательной мотивации.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям детей 1 «В» класса и носит познавательную направленность.

Урок направлен на дальнейшее формирование учебной деятельности у учащихся.

).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....