Буква Ж
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Городецкая Ирина Геннадьевна

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Знакомство с бувой Ж и её звуком. Конспект урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_zh.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1: 

У рок обучение грамоте: 1 класс

Тема: « Согласная буква Ж»

 

Задачи:

- познакомить детей с новой буквой Ж;

- научить читать её в словах и слогах;

- совершенствовать технику чтения детей;

- привить любовь к родному языку, его многообразию,

секретам и особенностям;

- привить  интерес к книгам;

-развитие устной речи;

- развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

- ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I Орг. момент

II Артикуляционная гимнастика

III Сегодня я познакомлю вас ещё с одной тайной страны Азбуки. В этой стране уже среди известных нам букв живёт таинственная буква, которая пригласила нас к себе в гости.

- Вы любите ходить в гости? Я тоже люблю ходить в гости.

- Но мы не знаем, что за таинственная незнакомка пригласила нас.

- А хотите узнать ?

- Тогда внимательно послушайте загадки и определите, с какого звука они начинаются Готовы? Тогда слушайте.

СЛАЙД 2: Летит-воет,

                  Сядет –землю роет. (жук)

СЛАЙД 3:  В золотой клубочек

                    Спрятался дубочек. ( желудь)

- Догадались какой же звук нам ещё неизвестный встречается в этих загадках? (Ж)

- Молодцы! Значит какая тема нашего урока? ( Звук и буква Ж)

 СЛАЙД 4: - Мы сегодня на уроке познакомимся со звуком [Ж] и её буквой. Какие цели вы перед собой поставите. (ответы детей записываются на доске)

СЛАЙД 5: - А сейчас дыхательная зарядка – встали ровно, спины прямые произнесли правильно звук Ж. Для этого: губы слегка выдвинуты в перёд , зубы стиснуты, руки приложите к гортани и послушайте как дребезжит горлышко.

- Приготовились? Ж-ж-ж-ж

- Чувствуете как будто маленький шмель жужжит в горлышке.

- Молодцы! Тихо сели.

- Вы любите играть? Тогда приготовьте ладошки и если услышали звук ж хлопаем в ладошки. Игра поймай звук.

Жираф жаба молоко

Мышка тишина лыжи

Ёжик кукла ужи

СЛАЙД 6: - Давайте ещё раз произнесем звук ж. И так , что за звук ж опишите, какой он гласный или согласный?( согласный)

- Правильно , а почему докажите? (не поётся, встречает преграды)

СЛАЙД 7: - А давайте мы с вами пожужжим так как жужжит маленький жук?

- А теперь как большой жук.

- Скажите мне звук ж звонкий или глухой? (звонкий)

- Докажите? (произносится с голосом)

 СЛАЙД 8: - Молодцы, а теперь давайте повторим чистоговорки.

- Ну а теперь немножко отдохнем. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

- Продолжаем наш урок. СЛАЙД 9: - Скажите , а на кого похожа буква Ж

- На жука.

- Правильно на жука.

- Посмотрите: буква ж,

На жука похоже ,

Потому что у неё ,

Шесть жучиных ножек.

И конечно этот жук ,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж.

- А теперь послушайте, какие замечательные стихотворения сочинили про неё поэты.

- А сейчас мы с вами поближе познакомимся  со звуком Ж.

 СЛАЙД 10: -Как называется игра? (жмурки) Давайте произнесем это слово хором и разделим его на слоги. Сколько слогов получилось? (два)

- Какой слог ударный? (первый)

- Произнесем первый звук, какой он твердый или мягкий? ( твердый)

СЛАЙД 11: - Кто это? (ёж)

- Давайте произнесем слово и послушаем какой звук мы слышим на конце? (звук Ш)

- Какой вывод можно сделать? (звук Ж парный)

СЛАЙД 12: - Скажите, что изображено на картинке? (снежинка) Что вы заметили в слове? (пропущена буква, стоит вопрос)

- Правильно, но я не знаю какую мне букву поставить И или Ы. Вы мне поможете определить?

 Давайте ещё раз произнесем слово СНЕЖИНКА. Какой звук мы слышим после звука Ж? (Ы) Как звучит звук Ж твердо или мягко? (твердо). Значит мы должны какую букву поставить? (Ы)

- А сейчас я вам расскажу одну сказку, а вы внимательно её послушайте.

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, а рядом гласные Ы, И . Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, они побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – нашли И. Вот только не смогли найти гласную Ы. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидит гласная Ы, чай пьёт чай с пряниками и смотрит телевизор. Обиделась шипящая – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласной Ы, а дружит только с И. Так в русском языке появились сочетания ЖИ – ШИ.

- К какому вы выводу пришли, обсудите в паре? (после буквы Ж всегда пишется буква И)

СЛАЙД 13: - Запомни, в сочетания жи и ши всегда пишется буква И.

СЛАЙД 14: - Давайте почитаем слоги с буквой Ж.

СЛАЙД 15: - А сейчас подведем итог. Итак, какое открытие вы для себя сделали сегодня? С какой буквой познакомились? (Ж)  Какой звук она обозначает? (согласный, звонкий, твердый)

- А сейчас мы с вами поработаем по учебнику.

- Давайте подведем итог урока. Какие мы цели перед собой ставили? Каких целей достигли?

СЛАЙД 16: - У вас на столе лежит смайлик, вам нужно дорисовать ему ротик. Покажите пожалуйста с каким настроение вы заканчиваете урок.

СЛАЙД 17: - Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...