Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению к УМК "Планета знаний" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl_.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования;
авторской программы «Литературное чтение» Э.Э. Кац, издательство М.: «АСТ. Астрель», 2011 г, УМК «Планета знаний»;
- требованиями ООП НОО МБОУ «Дарьевская СОШ»;
- положением о рабочей программе учебных курсов, предметов МБОУ «Дарьевская СОШ»;
- учебным и календарным графиком МБОУ «Дарьевская СОШ»
Цель программы литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника.
Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора, можно сформулировать следующие задачи курса:
1) формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
2) формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
3) развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
4) формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
5) формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
6) развитие воображения, творческих способностей;
7) формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
8) обогащение представлений об окружающем мире.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Вводятся произведения о военном времени. Это способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения, обогащается опыт литературного анализа текстов, составления отзывов, рекомендаций.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомиться с творчеством того или иного автора. В учебнике четвертого класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Больше внимания уделяется оформлению книг, выходным данным, сравнению различных изданий одного произведения, чтобы научить детей ориентироваться в выборе литературы. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Основные задачи курса литературного чтения:
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и "про себя";
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для "проникновения" в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свой смысл переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
II.Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
● приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях;
● овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;
● освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностная направленность Обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать «про себя», что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником, привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «Дарьевкая СОШ» предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по 3 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Дарьевская СОШ» расписанию на 2015-2016 уч. год общий объём учебного времени составляет 102 ч.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-диагностические проверочные работы-10
-комплексная работа по итогам обучения
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в журнале, в портфолио учащихся.
VI. Содержание учебного предмета
Мифы (6 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Народные сказки (9 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Былины (7 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Авторские сказки (11 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (5 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Слово о родной земле (8 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
О прошлом Родины (6 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Прошла по земле война (6 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
О добре и красоте (13 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…
Мир детства (20 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Удивительные приключения (11 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок)
VII.Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Характеристика УУД |
Мифы | Предметные: Составлять план учебной статьи. Представлять сборники произведений. Характеризовать героев. Выделять изобразительные средства языка. Определять жанр произведения. Сопоставлять героев произведений разных жанров. ✶✶✶ Метапредметные: Связывать знания о прошлом с современным опытом. Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Работать с аппаратом книги | |
1. | Мифы | |
2. | Шумерские мифы. Подвиги бога Нинурта | |
3. | Древнегреческие мифы.Нарцисс и Эхо | |
4. | Славянские мифы. | |
5. | Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» | |
6. | Проверочная работа по разделу «Мифы» | |
Народные сказки | ||
7. | Народные сказки | Предметные: Выразительно читать. Составлять план произведения. Определять главную мысль сказки. Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Комментировать иллюстрации к тексту. Сопоставлять персонажей произведений. Личностные: Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его. Представлять выбранную книгу. Сопоставлять сказку и миф. ✶✶✶ Метапредметные: Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях. Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи. Находить нужную информацию. Участвовать в групповой работе. Выслушивать позицию оппонента и партнера. Аргументировать собственный вывод. |
8, 9 | Василиса Прекрасная. Русская народная сказка | |
10. | Находчивый солдат. Русская народная сказка | |
11. | Мужик и царь. Русская народная сказка | |
12. | Портной и царь. Армянская народная сказка | |
13-14 | Кола-рыба. Итальянская народная сказка | |
15. | Проверочная работа по разделу «Народные сказки» | |
Былины | ||
16-17 | Как Илья из Мурома богатырем стал | Предметные: Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Читать по ролям произведение. Личностные: Оценивать поступки героев. Сопоставлять фольклорных и литературных героев. Метапредметные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. ✶✶✶ Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником |
18-19 | Илья Муромец и Соловей Разбойник | |
20. | А.К. Толстой. «Илья Муромец» | |
21. | Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри» | |
22. | Проверочная работа по разделу «Былины» | |
Авторские сказки | ||
23-25 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» | |
26. | Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас» | |
27 | К Чапек «Случай с русалками» | |
28-31 | Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | |
32 | Картинная галерея М. А. Врубель «Царевна-Лебедь» | |
33 | Проверочная работа по разделу «Авторские сказки» | |
Басни | ||
34 | И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь» | Предметные: Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа. Читать по ролям литературные произведения. Составлять план произведения. Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам. Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа. Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. Метапредметные: Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений. Сопоставлять авторские произведения с народными. Сочинять рассказы и записывать их. Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений. ✶✶✶ Пользоваться разными источниками информации. Участвовать в диалоге. Строить монолог. Личностные: Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства. Метапредметные: Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью |
35 | Эзоп «Ворон и Лисица»с | |
36 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | |
37 | И.А. Крылов «Любопытный» | |
38 | Проверочная работа по разделу «Басни» | |
Слово о родной земле | ||
39 | Ю. Яковлев «Мама» | Предметные: Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Читать наизусть басни по выбору. Метапредметные: Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт. Сопоставлять произведения разных авторов. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках Оценивать актуальность морали басни. Находить нужные книги в библиотеке. Представлять сборники произведений. Находить нужную информацию с помощью разных источников. |
40 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | |
41 | С.А. Есенин «С добрым утром» | |
42 | М.М. Пришвин «Моя родина» | |
43 | И. Северянин «Запевка» | |
44-45 | И.С. Никитин «Русь» | |
46 | Проверочная работа по разделу «Слово о родной земле» | |
О прошлом Родины | ||
47-48 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Предметные: Выразительно читать, определять темп, изменение интонации. Читать наизусть стихотворения. Определять идею произведения. Метапредметные: Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Определять переживания лирического героя. Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения. ✶✶✶ Метапредметные: Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план. Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений. Знакомиться с жизнью творческих личностей. Постигать смысл патриотического отношения к Родине |
49. | Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» | |
50 | К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» | |
51 | Картинная галерея В.В. Маторин «Дмитрий Донской», Ф.Н. Глинка «Москва» | |
52 | Проверочная работа по разделу О прошлом Родины» | |
Прошла по земле война | ||
53. | А.А. Ахматова «Мужество» | Предметные: Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения. Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Метапредметные: Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним. Заучивать наизусть произведения по собственному выбору. ✶✶✶ Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента. Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения. Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека |
54-56 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | |
57. | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | |
58. | Проверочная работа по разделу «Прошла по земле война» | |
О добре и красоте | ||
59. | А.А. Фет «На рассвете» | Предметные: Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении. Определять смысл названия, главную мысль произведения. Объяснять смысл слова в контексте произведения. Метапредметные: Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения. Составлять план произведения. Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их. Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения. Выбирать стихотворения для заучивания. Метапредметные: Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления. Сопоставлять авторские и народные произведения. Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению. Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения. ✶✶✶ Личностные: Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний. Метапредметные: Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников. Объяснять и обосновывать собственные выводы. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью |
60. | И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» | |
61. | Н.А. Некрасов «Саша» | |
62-63 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |
64. | А.Н. Майков «Мать» | |
65-67 | Х.К. Андерсен «Соловей» | |
68 | Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева» | |
69 | А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | |
70 | Картинная галерея И. И. Шишкин «Рожь» А. Блок «Летний вечер» | |
71 | Проверочная работа по разделу «О доброте и красоте» | |
Мир детства | ||
72-73 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | Предметные: Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Творчески пересказывать. Определять главную мысль. Составлять план произведения. Личностные: Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей. Метапредметные: Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями. Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев разных произведений. ✶✶✶ Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания. Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью Предметные: Выразительно читать. Пересказывать текст кратко, творчески. Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения. Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему. Представлять прочитанную книгу. Создавать письменную аннотацию. ✶✶✶ Метапредметные: Пользовать разными источниками информации. Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию. Выстраивать монолог. Планировать собственную читательскую деятельность |
74 | Произведения русских поэтов о детях | |
75-76 | Л.Н. Толстой «Детство» | |
77 | И.А. Бунин «Детство» | |
78-79 | Марк Твен «Великолепный маляр» | |
80 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | |
81-82 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | |
83 | М.И. Цветаева «Наши царства» | |
84 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати» | |
85-87 | А.П. Чехов «Мальчики» | |
88 | А.Н. Плещеев «Детство» | |
89 | И.З. Суриков «В ночном» | |
90 | Работа с научно-популярными текстами | |
91 | Проверочная работа по разделу «Мир детства» | |
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ | ||
92-93 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» | |
94-95 | Д. Свифт Главы из книги «Путешествие Гулливера» | |
96-98 | Т. Крюкова «Хрустальный ключ» «Крылатый конь» «Усыня» | |
99-100 | Проектная работа «Мои любимые книги» | |
101 | Проверочная работа по разделу «Удивительные приключения» | |
102 | По страницам прочитанных произведений. |
VIII.Календарно- тематическое планирование изучения учебного материала
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Основное содержание | Характеристика УУД учащихся | Дата по плану | Дата по факту | |||||
МИФЫ (6 ч) | ||||||||||
1 | Мифы Часть 1 С. 3—5 | Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи | Предметные: Составлять план учебной статьи. Представлять сборники произведений. Характеризовать героев. Выделять изобразительные средства языка. Определять жанр произведения. Сопоставлять героев произведений разных жанров. ✶✶✶ Метапредметные: Связывать знания о прошлом с современным опытом. Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Работать с аппаратом книги | |||||||
2 | Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты» С. 5—7 | Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов | ||||||||
3 | Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо» С. 8—11 | |||||||||
4 | Славянские мифы С. 12—15 | Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры | ||||||||
5 | Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» С. 16—17 | Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора) | ||||||||
6 | Проверочная работа по разделу «Мифы» | Работа №1 «Проверочные и диагностические работы» |
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (9 ч) | ||||||||
7 | Народные сказки С. 21—22 | Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт | Предметные: Выразительно читать. Составлять план произведения. Определять главную мысль сказки. Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Комментировать иллюстрации к тексту. Сопоставлять персонажей произведений. Личностные: Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его. Представлять выбранную книгу. Сопоставлять сказку и миф. ✶✶✶ Метапредметные: Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях. Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи. Находить нужную информацию. Участвовать в групповой работе. Выслушивать позицию оппонента и партнера. Аргументировать собственный вывод. | |||||
8 9 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34 | Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения | ||||||
10 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка) С. 35—37 | Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его | ||||||
11 | «Мужик и царь» (русская народная сказка) С. 38—41 | |||||||
12 | «Портной и царь» (армянская народная сказка) С. 42—46 | Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей | ||||||
13 14 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53 | Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами. | ||||||
15 | Проверочная работа по разделу «Народные сказки» | Работа №2 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
БЫЛИНЫ (7 ч) | ||||||||
16 17 | Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» С. 66—71 | Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев | Предметные: Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Читать по ролям произведение. Личностные: Оценивать поступки героев. Сопоставлять фольклорных и литературных героев. Метапредметные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. ✶✶✶ Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником | |||||
18 19 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 | |||||||
20 | А. К. Толстой «Илья Муромец» С. 83—85 | |||||||
21 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри» С. 86—87 | Формирование умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи | ||||||
22 | Проверочная работа по разделу «Былины» | Работа №3 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (11 ч) | ||||||||
23 24 25 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу | Предметные: Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа. Читать по ролям литературные произведения. Составлять план произведения. Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам. Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа. Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. Метапредметные: Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений. Сопоставлять авторские произведения с народными. Сочинять рассказы и записывать их. Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений. ✶✶✶ Пользоваться разными источниками информации. Участвовать в диалоге. Строить монолог. Личностные: Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства. Метапредметные: Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | |||||
26 | Н. С. Гумилев «Маркиз де Карбас» С. 106—108 | Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека | ||||||
27 | К. Чапек «Случай с русалками» С. 110—116 | Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям | ||||||
28 29 30 31 | Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 116—145 | Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст | ||||||
32 | Картинная галерея М. А. Врубель «Царевна-Лебедь» С. 146—147 | Развитие интереса к творчеству художника, умение описывать картину. | ||||||
33 | Проверочная работа по разделу «Авторские сказки» | Работа №4 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
БАСНИ (5 ч) | ||||||||
34 | Басни И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь» С. 154—156 | Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении | Предметные: Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Читать наизусть басни по выбору. Метапредметные: Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт. Сопоставлять произведения разных авторов. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках Оценивать актуальность морали басни. Находить нужные книги в библиотеке. Представлять сборники произведений. Находить нужную информацию с помощью разных источников. | |||||
35 | Эзоп «Ворон и Лисица» С. 156—157 | |||||||
36 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» С. 158—159 | |||||||
37 | И. А. Крылов «Любопытный» С. 160 | |||||||
38 | Проверочная работа по разделу «Басни» | Работа №5 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (8 ч) | ||||||||
39 | Ю. Яковлев «Мама» Часть 2 С. 3—6 | Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста | Предметные: Выразительно читать, определять темп, изменение интонации. Читать наизусть стихотворения. Определять идею произведения. Метапредметные: Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Определять переживания лирического героя. Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения. ✶✶✶ Метапредметные: Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план. Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений. Знакомиться с жизнью творческих личностей. Постигать смысл патриотического отношения к Родине | |||||
40 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» С. 6—8 | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение | ||||||
41 | С. А. Есенин «С добрым утром!» С. 8—10 | Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть | ||||||
42 | М. М. Пришвин «Моя родина» С. 10—13 | Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему. | ||||||
43 | И. Северянин «Запевка» С. 14—15 | Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту | ||||||
44 45 | И. С. Никитин «Русь» С. 15—18 | Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему | ||||||
46 | Проверочная работа по разделу «Слово о родной земле» | Работа №6 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (6 ч) | ||||||||
47 48 | «Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 23—30 | Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов | Предметные: Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей. Читать по ролям. Выделять способы выражения авторской позиции. Определять идею произведения. Метапредметные: Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения. Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему. ✶✶✶ Обращаться к разным источникам информации. Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения. Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач | |||||
49 | Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» С. 31—32 | Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения | ||||||
50 | И. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 32—37 | |||||||
51 | Картинная галерея В. В. Маторин «Дмитрий Донской» | Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию | ||||||
52 | Проверочная работа по разделу О прошлом Родины» | Работа № 7 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч) | ||||||||
53 | А. А. Ахматова «Мужество» С. 42—44 | Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью | Предметные: Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения. Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Метапредметные: Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним. Заучивать наизусть произведения по собственному выбору. ✶✶✶ Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента. Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения. Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека | |||||
54 55 56 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 44—53 | Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений | ||||||
57 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» С. 53—55 | Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения | ||||||
58 | Проверочная работа по разделу «Прошла по земле война» | Работа № 8 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч) | ||||||||
59 | А. А. Фет «На рассвете» С. 58—59 | Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа | Предметные: Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении. Определять смысл названия, главную мысль произведения. Объяснять смысл слова в контексте произведения. Метапредметные: Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения. Составлять план произведения. Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их. Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения. Выбирать стихотворения для заучивания. Метапредметные: Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления. Сопоставлять авторские и народные произведения. Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению. Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения. ✶✶✶ Личностные: Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний. Метапредметные: Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников. Объяснять и обосновывать собственные выводы. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | |||||
60 | И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» С. 59—61 | Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению | ||||||
61 | Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок) С. 61—63 | Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям | ||||||
62 63 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С. 64—75 | Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме | ||||||
64 | А. Н. Майков «Мать» С. 75—77 | Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему | ||||||
65 66 67 | Х. К. Андерсен «Соловей» С. 78—92 | Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения | ||||||
68 | Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева» | Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения | ||||||
69 | А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» С. 93 | Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром | ||||||
70 | Картинная галерея И. И. Шишкин «Рожь» А. Блок «Летний вечер» С. 94—99 | Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником | ||||||
71 | Проверочная работа по разделу «О доброте и красоте» | Работа № 9 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
МИР ДЕТСТВА (20 ч) | ||||||||
72 73 | Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» С. 102—107 | Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному | Предметные: Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Творчески пересказывать. Определять главную мысль. Составлять план произведения. Личностные: Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей. Метапредметные: Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями. Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев разных произведений. ✶✶✶ Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания. Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | |||||
74 | Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях | Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений | ||||||
75 76 | Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки) С. 108—111 | Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей | ||||||
77 | И. А. Бунин «Детство» С. 112 | |||||||
78 79 | Марк Твен «Великолепный маляр» С. 113—123 | Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков | ||||||
80 | Внеклассное чтение Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей | ||||||
81 82 | В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 124—131 | Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков | ||||||
83 | М. И. Цветаева «Наши царства С. 132—133 | Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора | ||||||
84 | Р. Л. Стивенсон «Страна кровати» С. 134—135 | |||||||
85 86 87 | А. П. Чехов «Мальчики» С. 137—147 | Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов | ||||||
88 | А.Н. Плещеев «Детство» с148-150 | |||||||
89 | И.З. Суриков «В ночном» С152-154 | |||||||
90 | Работа с научно-популярными текстами | |||||||
91 | Проверочная работа по разделу «Мир детства» | Работа № 10 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (11 ч) | ||||||||
92 93 | Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» С. 154—162 | Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора | Предметные: Выразительно читать. Пересказывать текст кратко, творчески. Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения. Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему. Представлять прочитанную книгу. Создавать письменную аннотацию. ✶✶✶ Метапредметные: Пользовать разными источниками информации. Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию. Выстраивать монолог. Планировать собственную читательскую деятельность | |||||
94 95 | Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера» С. 163—175 | Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему | ||||||
96 97 98 | Т. Крюкова «Хрустальный ключ» «Крылатый конь» «Усыня» | Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его | ||||||
99 100 | Проектная работа «Мои любимые книги» | Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение | ||||||
101 | Проверочная работа по разделу «Удивительные приключения» | Работа №10 «Проверочные и диагностические работы» | ||||||
102 | По страницам прочитанных произведений. |
IX.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Э.Э.Кац. Литературное чтение 4 класс. Учебник. —М.: АСТ, Астрель.2011
- . Э.Э.Кац. Литературное чтение 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях. —М.: АСТ, Астрель.2014
- . Э.Э.Кац. Литературное чтение 4 класс. Контрольные и диагностические работы. —М.: АСТ, Астрель.2014
- . Э.Э.Кац. Литературное чтение 4 класс. Методические рекомендации. —М.: АСТ, Астрель.2013
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Официальный сайт Образовательной системы «Планета знаний»: http://www. planetaznaniy.astrel.ru
Материально-техническое обеспечение предмета
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Принтер (МФУ) Xerox Phaser 3100MFP/
- Ученические столы в комплекте со стульями
- Шкафы для средств обучения
- Компьютерный стол
- Учительский стол
- Доска учебная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....