Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема урока: "Устное народное творчество. Былины."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения. | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный семинар учителей начальных классов.
Тема семинара «Современный урок в начальной школе в условиях работы по ФГОС НОО».
Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе
Описание работы: конспект урока разработан по УМК «Школа 2100», составлен на основе технологии развития критического мышления.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема урока: «Устное народное творчество. Былины».
Тип урока: комбинированный с ИКТ.
Цель урока: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в музыкальном жанре, в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах УНТ, создать условия для формирования умений выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения
Задачи:
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;
- развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
В процессе обучения формировались следующие УУД.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к урокам лит. чтения;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, формировать умение выступать.
Регулятивные УУД:
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция, оценка.
Оборудование для учителя:
- литературный ряд: текст «Сказка про Илью Муромца»
- изобразительный ряд: презентация, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри"
- музыкальный ряд: аудиозапись М. Мусоргского "Богатырские ворота"
Оборудование для учащихся: учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, цветные карандаши, фломастеры
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методические приемы: методический прием ассоциаций, кластер, синквейн, система «толстых» и «тонких» вопросов, работа со словарной картой, прием «до и после»
Условные обозначения: п/о – предполагаемый ответ.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя (указать содержание заданий и методические приемы) | Деятельность обучающихся (виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы) |
| Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее- Начнем скорей урок - Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! | Приветствие, настрой на работу |
Актуализация знаний. (пробудить интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений) | Методический прием «Корзина понятий» (На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом). - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей? - Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями? 1. Проверка домашнего задания.
2. Работа со скороговоркой. – Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит) 3. Введение в тему урока. - На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка - это вид устного народного творчества. Методический прием «Кластер» Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны? | Эмоциональное введение в тему (учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску) п/о:- богатыри - защитники - Русь - сильные и т.п. (В былинах, сказках) Рассказ учеников о былине. Задание 1 на с. 26 тетради. п/о: у богатырей были быстрые и сильные кони п/о: пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины (По ходу ответов заполняется кластер на интерактивной доске) |
Развитие умений. | Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». 1. Работа с текстом до чтения (система «толстых» и «тонких» вопросов) – Прочитайте заглавие. – Что мы будем читать? – Вспомните название раздела. Что можно предположить? – Какое отношение имеет сказка к богатырям? – Кто такой Илья Муромец? – Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. Рассказ учителя об Илье Муромце: Работа с иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. – Где Илья? Как вы догадались? Опишите его. – Можно ли предположить, о чём мы будем читать? – Давайте прочитаем сказку. 2. Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками». Чтение сказки по частям с комментариями. После чтения 1-й части: – Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? – Что огорчало родителей? Чтение 2-й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил – не спорил; тын – забор из брёвен или жердей; странник – человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы: – Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? – Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? – Какое чудо сотворили странники с Ильёй? – Какой наказ ему дали? Чтение 3-й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Работа со словарной картой - Подбери к устаревшим словам современную “пару” Уточняющие вопросы: – Как мать с отцом узнали о силе своего сына? – Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? – Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? – Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? – Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит – благословить? – На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) – Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? – Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) – Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. 3. Работа с текстом после чтения. – Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите. – Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? – Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом? – Расскажите о первой битве Ильи. Первичная рефлексия – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | п/о: сказку, отрывок. п/о: это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими. п/о: он из Мурома рассказ учителя сопровождается показом слайдов п/о: одежда, причёски, посуда. Чтение сильными учащимися п/о: раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки. Чтение по цепочке п/о: нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой. Работа в парах (затем на экране высвечивается правильный ответ) Самопроверка п/о: после тяжёлой работы все заснули от усталости. п/о: рубил весь лес, помог корчевать пни – будет много свободной земли для посева пшеницы. п/о: Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания. п/о: Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь. Сообщение ранее подготовленного ученика Ответы детей Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках. |
Итог урока. | Прием «До и после» – Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой? – Что в прочитанной истории правдиво? – А какие события можно назвать сказочными, волшебными? – Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…) Составление синквейна. -Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье и составим синквейн. Самооценка – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | Коллективное составление синквейна 1. Илья. 2. Могучий, храбрый. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Герой! Раскрашивают круги- настроения (можно использовать смайлы) |
ΙV. Домашнее задание. | Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....