Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тема урока: "Устное народное творчество. Былины."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературного чтения.72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальный семинар учителей начальных классов.

Тема семинара «Современный урок в начальной школе в условиях работы по                    ФГОС НОО».      

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе

                                                       

                             

Описание работы: конспект урока разработан по УМК «Школа 2100», составлен на основе технологии развития критического мышления.

 Тема раздела: «Сказочные богатыри».

Тема урока: «Устное народное творчество. Былины».

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

Цель урока: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в музыкальном жанре, в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах УНТ,  создать условия для формирования умений  выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения

Задачи:

  1. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;
  2. развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  3. воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

В процессе обучения формировались следующие УУД.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к урокам лит. чтения;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, формировать умение выступать.

Регулятивные УУД:

- начинать и заканчивать действие в нужный момент;

- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция, оценка.

Оборудование для учителя:

  • литературный ряд: текст  «Сказка про Илью Муромца»
  • изобразительный ряд: презентация, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри"
  • музыкальный ряд: аудиозапись М. Мусоргского "Богатырские ворота"

Оборудование для учащихся: учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, цветные карандаши, фломастеры

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методические приемы: методический прием ассоциаций, кластер, синквейн, система «толстых» и «тонких» вопросов, работа со словарной картой, прием «до и после»

Условные обозначения: п/о – предполагаемый ответ.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

(указать содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся

(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

  1. Организация внимания

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Приветствие,

настрой на работу

  1. Стадия вызова

Актуализация знаний.

(пробудить интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений)

Методический прием «Корзина понятий»

 (На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?

- Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями?

1. Проверка домашнего задания.

  1. - Что такое былина?
  2. О чем рассказывается в былинах?
  3. Назовите героев русских былин.
  4. О каких подвигах богатырей вы знаете?

2. Работа со скороговоркой.

– Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит)

3. Введение в тему урока.

- На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

Сказка - это вид устного народного творчества.

Методический прием «Кластер»

Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

 Эмоциональное введение в тему

(учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску)

п/о:- богатыри

- защитники

- Русь

- сильные и т.п.

(В былинах, сказках)

Рассказ учеников о былине.

Задание 1 на с. 26 тетради.

п/о: у богатырей были быстрые и сильные кони

п/о: пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины (По ходу ответов заполняется кластер на интерактивной доске)

  1. Стадия осмысления

Развитие умений.

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

1. Работа с текстом до чтения (система «толстых» и «тонких» вопросов)

– Прочитайте заглавие.

– Что мы будем читать?

– Вспомните название раздела. Что можно предположить?

– Какое отношение имеет сказка к богатырям?

– Кто такой Илья Муромец?

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.

Рассказ учителя об Илье Муромце:

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки.

– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.

– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?

– Давайте прочитаем сказку.

2. Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».

Чтение сказки по частям с комментариями.

После чтения 1-й части:

– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?

– Что огорчало родителей?

Чтение 2-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни?

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

– Какой наказ ему дали?

Чтение 3-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать.

Работа со словарной картой

- Подбери к устаревшим словам современную “пару”

Уточняющие вопросы:

– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело?

Почему вы так думаете?

– Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

– Как напутствовали Илью отец с матерью?

Что значит – благословить?

– На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

– Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.

3. Работа с текстом после чтения.

– Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

– Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи?

– Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом?

– Расскажите о первой битве Ильи.

Первичная рефлексия

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

п/о: сказку, отрывок.

п/о: это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.

п/о: он из Мурома

рассказ учителя сопровождается показом слайдов

п/о: одежда, причёски, посуда.

Чтение сильными учащимися

п/о: раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.

Чтение по цепочке

п/о: нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.

Работа в парах (затем на экране высвечивается правильный ответ)

Самопроверка

п/о: после тяжёлой работы все заснули от усталости.

п/о: рубил весь лес, помог корчевать пни – будет много свободной земли для посева пшеницы.

п/о: Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.

п/о: Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь.

Сообщение ранее подготовленного ученика

Ответы детей

Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках.

  1. Стадия рефлексии

Итог урока.

Прием «До и после»

– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво?

– А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

– Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)

Составление синквейна.

-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье и составим синквейн.

Самооценка

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Коллективное составление синквейна

1. Илья.                                                                                  

2. Могучий, храбрый.                                                          

3. Ехал, сражался, победил.                                      

4. Всем людям радость дарил.                                              

5. Герой!                          

Раскрашивают круги- настроения

(можно использовать смайлы)

ΙV. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...