«Похождения дикого кота Симбы» (африканская сказка)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели:
- развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;
- обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;
- обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;
- формирование умения формулировать основную мысль текста;
- развитие устной речи, формирование техники чтения, развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohozhdeniya_dikogo_kota_simby.konspekt.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе на тему:
«Похождения дикого кота Симбы»
(африканская сказка).
Учитель: Колыхалова Галина Алексеевна.
МОУ СОШ № 72 г. Липецка.
Оборудование.
Демонстрационный материал.
1)карточки со словами: сказки , волшебные, богатырские , анималистические , авторские , народные;
2) рисунок кота из сказки « Напуганные медведь и волки»;
3)План рассказа о коте Ваське, записанный на доске:
- как зовут героя
- какой он?
-чем силен кот?
- отношение к коту
4) изображение африканского дикого кота;
5) карта Африки;
6) изображения африканской саванны;
7) изображение африканской пустыни;
8) изображение африканского тропического леса;
9) изображения африканских животных: обезьяны, жирафа, слона, бегемота, зебры, крокодила;
10) Запись на доске:
Где живет Симба?
- в Африке
- в Австралии
- в России
Чем занимается?
- путешествует
- охотится
- совершает подвиги
Какой он?
- смелый
-честный
- умный
Чем силен Симба ?
- умом и находчивостью
- храбростью и силой
- справедливостью
11) карточки со словами: хитрый , хвастливый, находчивый, ловкий, везучий, любитель приключений;
12) План работы:
- прочитать текст с комментированием
- ответить на вопросы
- сделать вывод
13) изображение домового Афанасия;
14) изображение кувшина из тыквы;
15) изображение кота Матроскина;
16) изображение кота в сапогах;
17) изображение кота Тома;
18) изображение кота Леопольда;
19) Самостоятельная работа.
Определи вид сказки.
- волшебная
- анималистическая
- бытовая
Что помогало Симбе выходить из трудных ситуаций?
- хитрость и находчивость
- сила и смелость
- трудолюбие и терпение
Какова основная мысль сказки?
- смелость города берет
- без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- ум стоит гораздо больше силы
20) красные, желтые и синие магниты по числу учеников;
21) Запись песни: « Жар- Африка» для физкультминутки.
Раздаточный материал:
- Индивидуальное задание (аналогичное Д-10);
- Задание для работы в группах (аналогичное Д-10);
- Задание для самостоятельной работы (аналогичное Д-19);
- Маркеры по числу групп.
Цели:
- развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;
- обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;
- обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;
- формирование умения формулировать основную мысль текста;
- развитие устной речи, формирование техники чтения, развитие творческих способностей.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Отгадайте, кто у нас сегодня в гостях.
Он живет на книжной полке,
В книжках разных знает толк.
Дружит с Сашей и с тобой
Афанасий… (домовой)
Учитель открывает изображение Афанасия (Д- 13)
Много знает, даст подсказку.
И, конечно, любит… (сказку)
-А вы любите сказку?
- Произнесите это слово радостно, с восторгом.
- Как называется раздел книги для чтения, который мы изучаем?
- Обращается внимание на строки, записанные на доске:
« Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-Как вы понимаете смысл этих строк?
-Какие сказки представлены в изучаемом разделе?
- А вы любите сказки о животных?
-На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение сказок о животных. И пусть строчки, записанные на доске, станут девизом урока. Желаю вам удачи.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности.
-Начнем урок с повторения изученного.
- Какие виды сказок знаете?
-На доске открывается запись.
волшебные авторские
богатырские сказки
бытовые народные
анималистические
- Чем авторские сказки отличаются от сказок разных народов?
-Что характерно для волшебных сказок?
- В чем особенность богатырских сказок?
- Что знаете о бытовых сказках?
- Кто герои анималистических сказок?
- Какие сказки больше всего любит наш Афанасий? Почему?
- Недаром в народе существуют пословицы и поговорки, в которые вошли образы животных. Нередко можно услышать такие выражения: хитрый как лиса, голодный как волк, трусливый как заяц, изворотливый как змея, храбрый как лев.
- Герой, какой сказки изображен на рисунке?
- Открывается изображение кота Васьки (Д- 2)
- Расскажите об этом герое по плану.
- Открывается план рассказа на доске (Д – 3).
- Отгадайте, какое животное станет героем новой сказки о животных.
Усатый хищник в Африке живет.
Он мелким грызунам прохода не дает.
Проворным, ловким, хитрым он слывет-
Пушистый африканский дикий…(кот).
Как вы думаете, похож ли африканский дикий кот на домашнего животного?
- Открывается изображение кота (Д-4)
Африканский дикий кот- предок домашнего кота, отличается от него более крупным размером. Передвигается под покровом ночи, питается мелкими грызунами и птицами.
- Где живет африканский дикий кот?
- Что знаете об Африке?
Открывается карта Африки.
Африка уникальна своей сказочно- богатой природой. Здесь буйная тропическая растительность соседствует с бескрайними, выжженными солнцем пустынями.
Открываются картинки с изображением природы Африки (Д-6, Д-7, Д-8).
Учитель читает стихотворение и одновременно открывает изображения животных, упоминаемых в стихотворении.
Где-то в джунглях на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны и жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги блестят.
Полосатые лошадки
Только здесь всегда живут.
Там зеленую зубатку
Аллигатором зовут.
Африка! Африка!
Сказочные страны!
Африка! Африка!
Жаркий небосвод.
Африка! Африка!
Сладкие бананы.
Африка! Африка!
Лето круглый год!
- Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать.
- Замените слово «похождения» близким по значению словом.
- Почему у кота такое интересное имя?
Рассмотрите иллюстрации учебника. Кто на них изображен?
-Афанасий предлагает вам интересное задание. Предположите по названию сказки и по иллюстрациям в учебнике, каким может быть кот Симба. Похож ли он на кота Ваську? Выполните индивидуальное задание (Р-1) , записанное на карточке. Выберите правильный ответ и подчеркните его.
3)Выявление места и причины затруднения.
Какое задание выполняли?
-Проверим работу.
-При ответе, на какой вопрос возникло затруднение? Почему возникло затруднение?
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
- Какова тема урока?
Открывается тема урока.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим план работы, который поможет нам выйти из затруднения.
1) Прочитаем текст с комментированием.
2) Ответим на вопросы.
3) Сделаем вывод.
Открывается план работы.
5)Реализация построенного проекта.
Начнем чтение текста.
По ходу чтения задаются вопросы:
- Что умеет Царь котов?
- Почему голуби шли добровольно на съедение коту?
- Как сова решила проверить умеет ли Симба летать?
- Что значит « останется от него только мокрое место»? Что предложил Симба Гиппопотаму и Слону?
- А теперь прочитайте текст до конца и ответьте на вопросы:
- Как Симба подшутил над Гиппопотамом и Слоном? Что он доказал Слону и Гиппопотаму?
Вернемся к плану. Мы прочитали текст с комментированием. А теперь пришло время ответить на вопросы, которые в начале урока вызвали затруднение. Поработайте в группах и найдите совместное решение.
Дети работают в группах.
- Проверим работу. Выслушаем мнения групп.
На доске подчеркиваются правильные ответы. ( Мнения групп совпали).
-Сделаем вывод. Что помогло вам справиться с заданием Афанасия? Молодцы. Афанасий очень доволен тем, что вы успешно справились с заданием. Вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
6)Первичное закрепление во внешней речи.
-Мы познакомились с содержанием текста, а теперь закрепим полученные знания, побольше узнаем о коте Симбе , его характере.
- Начинаем читать первую часть сказки хором за ведущим.
- Попробуем инсценировать прочитанный отрывок. Один человек будет читать выразительно, передавая голосом интонацию. Другие ученики, исполняющие роли голубей и кота, мимикой и жестами передадут
содержание.
- Что вы можете сказать о качествах характера Симбы, прочитав отрывок.
На доске открываются карточки со словами: «умеет находить выход из трудных ситуаций » « хитрый» « хвастливый».
- Прочитаем первую часть до конца « по цепочке».
- Кто пытался наказать Симбу за хвастовство?
- Наказан ли Симба?
- Можно ли назвать Симбу везучим, ловким? А любит ли Симба приключения?
- На доске открываются карточки со словами: « везучий», « ловкий» « любитель приключений».
- Прочитаем в лицах разговор Симбы со Слоном.
- Что пытался доказать Царь котов Слону?
- Послушайте последнюю часть сказки и помогите Афанасию сформулировать ее основную мысль.
Читает учитель. Дети формулируют основную мысль сказки.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Мы закрепили полученные знания, а теперь пришло время проверить свои силы в самостоятельной работе.
- Подчеркните на карточке правильный вариант ответа.
Самостоятельная работа (Р-3).
- Проверьте работу по образцу, записанному на доске (Д- 19).
- Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы.
- Кто допустил ошибки? В каком задании? Исправьте.
8) Включение в систему знаний.
- Где могут пригодиться новые знания?
- В какой жизненной ситуации может пригодиться пословица: « ум стоит гораздо больше силы»?
- Понравился ли вам кот Симба? Хотелось бы вам прочитать другие сказки о животных?
Перед вами выставка книг, на которой представлены сказки и рассказы о животных. Читайте с удовольствием, учитесь у братьев наших меньших.
- Мы прочитали сказку о коте Симбе. Кот часто является героем сказок или мультфильмов.
- Отгадайте, о каком мультипликационном герое идет речь?
- Этот полосатый кот из всего извлекает выгоду. Он очень хитроумный и хозяйственный, умеет вышивать, шить на машинке, петь песни и играть на гитаре. Любит молоко и держит корову. Это…(кот Матроскин)
- Предприимчивый и очень хитрый кот из сказки Шарля Перро и многочисленных мультфильмов. Это…(Кот в сапогах)
- Кот серо- голубого окраса, гоняющийся за мышонком Джерри. Он умеет первоклассно играть на рояле, контрабасе, а также мастерски дирижирует целым симфоническим оркестром. Умеет читать. Это…(кот Том).
- Этот кот очень чуткий, дружелюбный и добрый. Он миротворец. На его лице невозможно найти следа грусти, злости. Там можно лишь увидеть неисчерпаемый оптимизм и добродушную улыбку. Он находит выход из всех затруднительных ситуаций, которые ему устраивают мыши. Это…(кот Леопольд).
- На доске, по мере отгадывания персонажей, открываются иллюстрации с их изображением.
- Молодцы! Отлично справились с заданием.
9) Рефлексия учебной деятельности.
- Вернемся к девизу сегодняшнего урока. Чтение девиза. Чему вас научила прочитанная сказка?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы цели?
- Дома вы сможете закрепить полученные знания, выполнив следующие задания:
1)Прочитать сказку выразительно (обязательное задание).
2) Пересказать сказку от лица Гиппопотама или Слона (задание по выбору).
3) Придумать новые приключения Симбы (творческое задание).
- А теперь пришло время оценить свою работу.
- Оцените работу в группах.
- А сейчас каждый оценит свою работу. Афанасий принес с собой необычный кувшин из высушенной тыквы, который упоминается в сказке. Он предлагает вам оценить свою работу с помощью « букета настроения».
Красный магнит- все получилось, желтый - работал хорошо, но допускал ошибки, зеленый - было трудно.
Дети прикрепляют магниты, составляя « букет настроения».
- Ребята, вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Презентация "Какие дикие животные являются героями сказки"Теремок"
Проект к уроку литературного чтения в 1 классе...
"Африканская сказка "Мудрая черепаха"
"Мудрая черепаха" - это возможность через сказку познакомить детей с национальными особенностями, традициями и культурой африканского народа. Мудрость каждого человека, хранящаяся в его копилке знаний...
Африканская сказка « Похождения дикого кота Симбы»
Краткая аннотацияЗнакомство с африканской сказкой.Формирование умения отвечать на вопросы, думать, сопереживать героям сказки.Развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста...
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Урок литературного чтения во 2 классе по африканской сказке "Похождения дикого кота Симбы"
Урок реализован по УМК Школа 2100, отвечает требованиям ФГОС. Реализован как флипчарт для интерактивной доски....
Работа над африканской сказкой «Похождения дикого кота Симбы».
В рамках урока:– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;– развиваем умение аргум...