Тематическое планирование 3 класс литерное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Литературное чтение по учебнику: Литературное чтение. 3 класс в 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. - М: «Просвещение», 2013 год Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_3_chten.docx | 65.39 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование | |||||
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
План | Факт | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | |||||
1 | Знакомство с учебником по литературном чтению | 1 | Ориентируются в учебнике по литературному чтению, применяют систему условных обозначений при выполнении учебных заданий, Находят нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагают на основе названия содержание главы. Пользуются словарём в конце учебника. Составляют связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. | ||
Самое великое чудо на свете (4ч) | |||||
2 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | Прогнозируют содержание раздела. Планируют работу по теме, используя условные обозначения. Читают текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивают темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читают текст про себя, отвечают на вопросы.
| ||
3 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | Находят необходимую информацию в книге. Обобщают полученную информацию по истории создания книги. Осмысливают значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находят книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читают возможные аннотации на книги. Составляют аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывают рассказы о книге, используя различные источники информации. | ||
4 | Урок-путешествие в прошлое | 1 | Участвуют в работе пары и группы, читают текст друг другу. Договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, проявляют уважение к чужому мнению. | ||
5 | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». | 1 | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. | ||
Устное народное творчество (14ч) | |||||
6 | Русские народные песни | 1 | Прогнозируют содержание раздела. Планируют работу на уроке. Различают виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводят наизусть текст русских народных песен. | ||
7 | Докучные сказки | 1 | Отличают докучные сказки от других сказок, называют их особенности. Принимают участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения | ||
8 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 1 | Называют жанры прикладного искусства. Читают текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливают содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | ||
9 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | Используют чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Определяют особенности текста волшебных сказок, называют волшебные предметы, описывают волшебные события. . | ||
10 | Работа с текстом. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | Делят текст на части. | ||
11 | Пересказ сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | Пересказывают текст по самостоятельно составленному плану; находят героев, которые противопоставлены в сказке. Называют основные черты характера героев. Характеризуют героев произведения. | ||
12 | Русская народная сказка «Иван - царевич и Серый волк» | 1 | Используют чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускоряют или замедляют темп чтения, соотнося его с содержанием. | ||
13 | «Иван-царевич и Серый волк» Выборочное чтение сказки | 1 | Сравнивают содержимое сказок и иллюстрации к ним. | ||
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Деление сказки на части | 1 | Сравнивают героев произведения, героев разных сказок. Инсценируют сказку: распределяют роли, выбирают диалоги. | ||
15 | Русская народная сказка «Сивка- бурка». | 1 | Участвуют в работе группы, читают фрагменты текста в паре. Договариваются друг с другом; выражают свою позицию | ||
16 | Русская народная сказка «Сивка- бурка». Чтение по ролям | 1 | Сравнивают героев произведения, характеризуют их, определяют особенности сказки | ||
17 | Русская народная сказка «Сивка- бурка» Вопросы по содержанию сказки | 1 | Читают текст целыми словами, делят текст на части, используют слова с противоположным значением при характеристике героев | ||
18 | «Сивка- бурка». Характеристика героев сказки | 1 | Называют основные черты характера героев. Характеризуют героев произведения. | ||
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | Участвуют в работе группы, читают фрагменты текста в паре. Договариваются друг с другом; выражают свою позицию. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. | ||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |||||
20 | Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» | 1 | Прогнозируют содержание раздела. Читают выразительно стихи, передавая настроение автора. | ||
21 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | Читают выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдают за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находят рифмующиеся слова. | ||
22 | Ф. Тютчев «Листья» | 1 | Читают выразительно стихи, передавая настроение автора | ||
23 | А.А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка» | 1 | Читают выразительно стихи, передавая настроение автора | ||
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Определяют различные средства выразительности. Используют приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | ||
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | Читают выразительно стихи, передавая настроение автора | ||
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | Наблюдают за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находят рифмующиеся слова. Определяют различные средства выразительности. | ||
27 | И.З. Суриков «Детство» | 1 | Читают выразительно стихи, передавая настроение автора | ||
28 | И.З. Суриков «Детство». Выразительное чтение | 1 | Определяют различные средства выразительности. Используют приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определяют силу голоса, выбирают тон и темп чтения). | ||
29 | И.З. Суриков «Зима» | 1 | Используют приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | ||
30 | Оценка достижений. Средства художественной выразительности | 1 | Участвуют в работе группы, читают стихи друг другу, работают в паре, самостоятельно оценивают свои достижения. ). Сочиняют свои стихотворения, используя различные средства выразительности. | ||
Великие русские писатели (24ч) | |||||
31 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы» | 1 | Прогнозируют содержание раздела. Планируют работу на уроке, выбирают виды деятельности. Читают текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение. Различают лирическое и прозаическое произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию, читают выразительно. | ||
32 | А.С. Пушкин «В тот год…», «Опрятней модного паркета» | 1 | Называют отличительные особенности стихотворного текста. Объясняют значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | ||
33 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Находят средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Используют средства художественной выразительности в устных высказываниях | ||
34 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Называют отличительные особенности стихотворного текста. Объясняют значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | ||
35 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | Знают особенности литературной сказки. Определяют нравственный смысл литературной сказки. Сравнивают произведение живописи и произведение литературы | ||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. | 1 | Дают характеристику героев литературной сказки. . Находят средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. | ||
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» События сказочного текста | 1 | Объясняют значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | ||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной сказок | 1 | Знают особенности литературнойсказки . Инсценируют отрывки сказки. | ||
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Герои литературной сказки | 1 | Дают характеристику героев литературной сказки. | ||
40 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Нравственный смысл сказки | 1 | Определяют нравственный смысл сказки | ||
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Определяют особенности басни, Выделяют мораль басни в текстах. Различают в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | ||
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Представляют героев басни. Характеризуют героев басни на основе их поступков. Различают в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | ||
43 | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Инсценируют басню. Проверяют себя самостоятельно и оценивают свои достижения. | ||
44 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» | 1 | Различают лирическое и прозаическое произведения. Называют отличительные особенности стихотворного текста. | ||
45 | М.Ю. Лермонтов «Утёс» | 1 | Определяют нравственный смысл произведения, различают лирическое и прозаическое произведение | ||
46 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | 1 | Определяют тему и главную мысль произведения ,проверяют и оценивают себя. | ||
47 | Детство Л.Н. Толстого | 1 | Определяют самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивают рассказ-описание и рассказ-рассуждение. | ||
48 | А.Н. Толстой «Акула» | 1 | Соотносят заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечают на вопросы по содержанию. | ||
49 | А.Н. Толстой «Акула» Работа с двумя вариантами пересказа | 1 | Составляют разные виды планов, воссоздают текст по плану. | ||
50 | А.Н. Толстой «Прыжок» | 1 | Планируют работу на уроке, выбирают виды деятельности. Читают текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение. | ||
51 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | Определяют самостоятельно тему и главную мысль рассказа. | ||
52 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | Планируют работу на уроке, выбирают виды деятельности. Читают текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение. | ||
53 | Л.Н. Толстой «Куда девается роса из моря». Сравнение рассказа- описания и рассказа- рассуждения | 1 | Сравнивают рассказ описания и рассказ рассуждения, соотносят заглавие с темой, читают вслух и про себя | ||
54 | Оценка достижений. Особенности поэтического и прозаического произведения | 1 | Проверяют себя и самостоятельно Оценивают свои достижения. | ||
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) | |||||
55 | Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают стихи на слух. Читают стихотворение, выражая авторское настроение . Находят средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения произведении. Объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывают свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создают словесные картины по тексту. | ||
56 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Воспринимают стихи на слух. Читают стихотворение, выражая авторское настроение. Создают словесные картины по тексту стихотворения. | ||
57 | К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | Читают стихотворение, выражая авторское настроение. | ||
58 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы» | 1 | Сравнивают текст-описание и текст-повествование. Находят средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. | ||
59 | И. Бунин «Густой ельник» | 1 | Объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывают свои собственные впечатления о прочитанном произведении. | ||
60 | Оценка достижений. Выразительное чтение стихотворений | 1 | Читают стихи выразительно, оценивают свои достижения | ||
Литературные сказки (8ч) | |||||
61 | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | 1 | Прогнозируют содержание раздела, воспринимают на слух текст литературной сказки | ||
62 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | Читают сказку вслух и про себя, высказывают свое мнение, отношение, определяют авторское отношение к происходящему | ||
63 | В. Гаршин «Лягушка –путешественница» | 1 | Сравнивают содержание литературной сказки и народной, высказывают свое мнение, отношение | ||
64 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки | 1 | Определяют нравственный смысл сказки, используют прием выразительного чтения при перечитывании сказки | ||
65 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Наблюдают за развитием и последовательностью событий в литературной сказке, сравнивают героев, характеризуют их, используя текст сказки | ||
66 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки | 1 | Читают сказку в лицах, сравнивают героев, характеризуют их, используя текст сказки | ||
67 | Оценка достижений. Устное рисование сюжетов к прочитанным произведениям | 1 | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | ||
68 | Литературная викторина. | 1 | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | ||
Были небылицы (10ч) | |||||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | Прогнозируют содержание раздела, определяют особенности сказки и рассказа | ||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Чтение по ролям | 1 | Различают вымышленные события и реальные определяют нравственный смысл поступков героя | ||
71 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения | 1 | Прогнозируют содержание, выражают собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях | ||
72 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения | 1 | Различают вымышленные события и реальные определяют, читают сказку выразительно по ролям | ||
73 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев | 1 | Находят средства художественной выразительности в прозаическом тексте | ||
74 | А. Куприн «Слон» | 1 | Составляют план для краткого и полного пересказа | ||
75 | А. Куприн «Слон». Основные события произведения | 1 | Пересказывают текст подробно, кратко и выборочно | ||
76 | А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана | 1 | Составляют план для краткого и полного пересказа , пересказывают текст подробно, кратко и выборочно | ||
77 | А. Куприн «Слон». Пересказ | 1 | Пересказывают текст подробно, кратко и выборочно, находят в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль | ||
78 | Оценка достижений по теме «Были-небылицы» | 1 | Различают вымышленные события и реальные определяют нравственный смысл поступков героя | ||
Поэтическая тетрадь 1(6ч) | |||||
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | Прогнозируют содержание раздела, читают стихотворение, отражая настроение | ||
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон» | 1 | Сравнивают стихи разных поэтов, читают стихотворение, отражая настроение | ||
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | Объясняют смысл выражений с опорой на текст, придумывают стихотворные тексты | ||
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона» | 1 | Находят в стихотворениях яркие, образные слова и выражения | ||
83 | С.А. Есенин «Черёмуха» | 1 | Читают стихотворение, отражая настроение,определяют авторское отношение к изображаемому | ||
84 | Урок –викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Проверяют правильность высказывания, сверяя его с текстом. Самостоятельно оценивыают свои достижения | ||
Люби живое (16ч) | |||||
85 | М. Пришвин «Моя Родина». Основная мысль текста | 1 | Прогнозируют содержание раздела, читают и воспринимают на слух произведение | ||
86 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | Определяют жанр произведения, планируют работу с произведением | ||
87 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ. | 1 | Понимают нравственный смысл рассказа, составляют план произведения, рассказывают о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер | ||
88 | В.И. Белов «Малька провинилась» | 1 | Сравнивают свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора | ||
89 | В. Белов «Ещё раз про Мальку». Главные герои | 1 | Придумывают свои рассказы о животных, понимают нравственный смысл рассказа | ||
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | Читают и воспринимают на слух произведение, определяют жанр произведения, планируют работу с произведением | ||
91 | В. Бианки «Мышонок Пик.» | 1 | Сравнивают свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора | ||
92 | В.В .Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения | 1 | Понимают нравственный смысл рассказа, составляют план произведения | ||
93 | В.В .Бианки «Мышонок Пик .» Составление плана на основе глав | 1 | Составляют план на основе названия глав, составляют рассказ о герое произведения | ||
94 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | Читают и воспринимают на слух произведение, высказывают свое мнение | ||
95 | Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения | 1 | Пересказывают произведение на основе плана(краткий пересказ) | ||
96 | Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ | 1 | Пересказывают произведение на основе плана | ||
97 | В. Астафьев «Капалуха».Герои произведения | 1 | Определяют жанр произведения, планируют работу с произведением | ||
98 | В. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл произведения | 1 | Читают и воспринимают на слух произведение, понимают нравственный смысл рассказа | ||
99 | В. Драгунский «Он живой и светится». Выборочное чтение | 1 | Понимают нравственный смысл рассказа, высказывают свое мнение | ||
100 | Оценка достижений по теме «Люби живое» | 1 | Самостоятельно оценивают себя, придумывают свои рассказы о животных | ||
Поэтическая тетрадь 2(8ч) | |||||
101 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 1 | Прогнозируют содержание раздела, планируют работу на уроке, осмысливают цели чтения | ||
102 | А. Барто «Разлука» | 1 | Читают выразительно, воспринимают на слух лирические тексты | ||
103 | А. Барто «В театре» | 1 | Выразительное читают, читают стихотворение, отражая позицию автора | ||
104 | С. Михалков «Если» | 1 | Сравнивают название произведения и его содержание, высказывают свое мнение | ||
105 | Е. Благинина «Кукушка» | 1 | Находят в произведении средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения | ||
106 | Е. Благинина «Котёнок» | 1 | Сочиняют стихотворения, участвуют в творческих проектах | ||
107 | Проект «Праздник поэзии» | 1 | Выступают с сообщениями, самостоятельно оценивают друг друга | ||
108 | Оценка достижений. По теме «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | Проверяют чтение друг друга, работают в парах, самостоятельно оценивают друг друга | ||
Собирай по ягодке- наберешь кузовок(12ч) | |||||
109 | Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок» | 1 | Знакомятся с названием раздела, прогнозируют содержание раздела, соотносят пословицы и содержание произведения | ||
110 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | Планируют работу с произведением на уроке, воспринимаю на слух произведение, читают вслух и про себя | ||
111 | А. Платонов «Цветок на земле». Соотнесение пословицы и содержания произведения | 1 | Читают текст по ролям, отвечают на вопросы по содержанию, составляют план пересказа | ||
112 | А. Платонов «Ещё мама» | 1 | Придумывают свои вопросы к тексту, читают текст по ролям | ||
113 | А. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям | 1 | Читают текст по ролям, наблюдают за особенностями речи героев | ||
114 | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | Понимают особенности юмористического произведения, выделяют эпизоды , которые вызывают смех, определяют отношение автора к событиям и героям | ||
115 | М Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения | 1 | Выделяют эпизоды , которые вызывают смех, определяют отношение автора к событиям и героям | ||
116 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | Восстанавливают порядок событий, придумывают свои вопросы, придумывают свои вопросы | ||
117 | Н. Носов «Федина задача» | 1 | Понимают особенности юмористического произведения, выделяют эпизоды , которые вызывают смех, определяют отношение автора к событиям и героям | ||
118 | Н. Носов «Телефон» | 1 | Выделяют эпизоды , которые вызывают смех, определяют отношение автора к событиям и героям | ||
119 | Н.Носов «Друг детства» | 1 | Понимают особенности юмористического произведения, выделяют эпизоды , которые вызывают смех, определяют отношение автора к событиям и героям | ||
120 | Оценка достижение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | Придумывают самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей, проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | ||
По страницам детских журналов (8ч) | |||||
121 | Л. Кассиль «Отметка Риммы Лебедевой» | 1 | Планируют работу на уроке, прогнозируют содержание раздела, | ||
122 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | Читают текст без ошибок, создают свой сборник добрых советов | ||
123 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | Находят необходимую информацию, воспринимают на слух прочитанное, отвечают на вопросы | ||
124 | Г. Остер «Вредные советы» | 1 | Придумывают самостоятельно вопросы по содержанию, готовят сообщение по теме, используя информацию журналов | ||
125 | Г .Остер «Как получаются легенды» | 1 | Читают текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания, отвечают на вопросы по содержанию | ||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | Сочиняют по материалам художественного текста свои произведения(советы, легенда) | ||
127 | Читательская конференция «По страницам журналов для детей» | 1 | Выбирают для себя необходимый детский журнал, выступают с сообщениями по теме, оценивают себя и товарищей | ||
128 | Любимые детские журналы. Оценка достижений по теме «По страницам детских журналов» | 1 | Проверяют себя и оценивают свои достижения, готовят сообщения по теме, используя информацию из детских журналов | ||
Зарубежная литература (8ч) | |||||
129 | Древнегреческий миф | 1 | Знакомятся с названием раздела, прогнозируют его содержание | ||
130 | Храбрый Персей | 1 | Читают и воспринимают на слух художественное произведение, находят в мифологическом тексте эпизоды | ||
131 | Храбрый Персей. Пересказ | 1 | Рассказывают о мифологических героях и их подвигах, выражают свое мнение | ||
132 | Г. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | Составляют рассказ о творчестве писателя, пересказывают выборочно произведение | ||
133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки | 1 | Сравнивают сказки разных народов, находят нравственный смысл сказки, пересказывают выборочно произведение | ||
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героя | 1 | Сочиняют свои сказки, определяют нравственный смысл сказки. | ||
135 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке | 1 | Подбирают книги для чтения, выражают свое мнение, сравнивают сказки разных народов | ||
136 | Оценка достижений по теме «зарубежная литература» | 1 | Рассказывают о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражают свое мнение, оценивают свои достижения |
Предварительный просмотр:
Программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и с учётом сборника рабочих программ «Школа России» М: «Просвещение», 2011 год
Программа является ориентиром для изучения предмета литературное чтение по учебнику: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. - М: «Просвещение», 2013 год
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На курс литературное чтение в 3 классе отведено 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели)
Проекты – 3
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Самое великое чудо на свете (5 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван -царевич и серый волк»).
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Русские поэты XIX - XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С.Никитин «Полно, степь моя.». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин. («За весной красой природы.», «Уж небо осенью дышало.», «В тот год осенняя погода.», «Опрятней модного паркета.», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане.» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины.», «На севере диком.», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный.», «Не ветер бушует над бором.», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).
Были-небылицы (10 ч)
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
Люби живое (16 ч)
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...