№ урока | Тема урока | Дата | Тип урока | Виды деятельности учащихся; форма работы | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Начало пути: волшебные предметы и помощники (с. 3- 5). (Вводный) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение беседы Маши и Миши с волшебным Котом. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай»: учащиеся обсуждают Машин и Мишин выбор, выбирают правильный ответ, рассматривают иллюстрации, соединяют карандашом картинки, подчеркивают строчки по инструкции | принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему; объяснять понятие «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать». Коммуникативные УУД: вступать в диалог, допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
| Узнают смысл слова «докучать»; научатся работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9). (Изучение нового материала) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение сказок «Про белого бычка», «Про сороку и рака». Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Творческая работа: сочинение собственной докучной сказки. Работа в парах: разыграть докучную сказку по ролям. Сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы
| осознание смысловых аспектов деятельности (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: сравнивать докучные сказки с целью выделения повтора как жанровой основы; работать с учебной книгой - рассматривание обложки, титульного листа и содержания. чтение названия учебника (фамилии автора и заглавия); познакомиться с аппаратом ориентировки в учебнике; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). | Узнают законы построения докучной сказки; научатся выразительно читать, сочинять докучные сказки, употребляя повторы, выделять сюжетно-компо- зиционные особенности жанра докучной сказки, разыгрывать по ролям докучные сказки
|
| Секреты считалок (с. 10-11). (Изучение нового материала) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение задания волшебного Кота. Работа в парах: посчитаться с соседом по парте. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков (повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел) | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: сравнивать докучные сказки с целью выделения повтора как жанровой основы; работать с учебной книгой - рассматривание обложки, титульного листа и содержания. чтение названия учебника (фамилии автора и заглавия); познакомиться с аппаратом ориентировки в учебнике; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). | Узнают особенности построения считалок; научатся рассказывать считалки, различать, какие числа спрятались в считалке, выделять существенные особенности считалок: их предназначение, сюжетно- компо-зиционное построение, наличие зашифрованных слов |
| Древние считалки (с. 12-13). (Решение частных задач) |
| Комбинированный | Коллективное чтение задания волшебной Ромашки. Фронтальная работа по раскрытию «секретов» древних считалок. Анализ группы считалок с целью выявления жанрового признака(значимых слов должно быть десять) | знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: анализировать группы считалок с целью выявления жанрового признака (значимых слов должно быть десять); осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Научатся рассказывать считалки, различать, какие числа спрятались в считалке; раскроют «секреты» древних считалок, научатся сравнивать между собой произ- ведения одного фольклорного жанра, выделять слова и выражения по инструкции |
| Тайны загадок (с. 14- 17). (Изучение нового материала) |
| Введение новых знаний | Коллективное отгадывание загадок. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай»: сравнение загадок про лук и про капусту; сравнение загадок с дразнилками; дискуссия на тему, почему в загадках растениям и грибам даны имена людей. Индивидуальная работа: рассказывание загадок по памяти. Творческая работа: сочинение собственной загадки про петуха, желтенького цыпленка и т. д. | проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватные представления об учебной деятельности | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: работать с дидактическими иллюстрациями; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| Уточнят жанр загадки; научатся разгадывать загадки ,сравнивать их; раскроют секреты построения загадок, научатся понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитанных в классе, выделять основные логические части; умеют различать малые фольклорные жанры: загадку, считалку, находить средства художественной выразительности в тексте |
| Как устроена загадка (с. 17-19). (Решение частных задач) |
| Введение новых знаний | Коллективное отгадывание загадок. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Обнаружение одной из жанровых особенностей загадок (использование приема олицетворения) | оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать одну из жанровых особенностей загадок (использовать прием олицетворения); работать с дидактическими иллюстрациями; понимать значение речи в жизни каждого человека и общества. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Знать приёмы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки; ориентироваться в книге, находя нужное произведе- ние |
| Заклички: обращение к природе (с. 20-21). (Изучение нового ма териала) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение закличек. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Индивидуальноечтение закличек с передачей интонации. Творческая работа: сочинение собственной заклички с обращением к Зиме, чтобы она отступила, и к Весне, чтобы она поскорее при- шла. Обнаружение жанровых признаков заклички (ее обрядовой природы и прикладного характера) | принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; проявление уважения к своим родственникам, любви к родителям; освоение роли ученика; оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать жанро вые признаки заклички (ее обрядовой природы и прикладного характера); осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. | Узнают жанр заклички, его особенности; научатся осоз нанно выбирать интонацию, темп чтения в соответ ствии с особен ностями текста |
| Трудности скороговорок (с. 22- 23). (Решение частных задач) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение скороговорок. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в парах: чтение самой трудной скороговорки по очереди. Работа с хрестоматией. Выявление «секрета» (общих черт) скороговорок | осуществление выбора как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех, простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога | Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; выявлять «секрет» (общие черты) скороговорок; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Узнают жанр скороговорки; научатся различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу; проговаривать в быстром темпе скороговорку; раскроют «секреты» скороговорки |
| Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо» (с. 24-25). (Изучение нового материала) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение диалога Маши с Котом. Слушание и чтение произведения Г. Осте- ра «Эхо». Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты - находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.
| Узнают содержание произведения Г. Остера «Эхо»; научатся находить приёмы выразительности в процессе анализа текстов, отличать стихотвор- ное произведение от прозаического, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень- очень вкусный пирог» (с. 26-27). (Решение частных задач) |
| Введение новых знаний | Коллективное чтение задания Кота. Слушание и чтение стихотворения «Очень-очень вкусный пирог». Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: анализировать концы стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. | Научатся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности в тексте, подбирать рифму, понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитанных в классе, выделять в них основные логические части |
| Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31). (Решение частных задач) |
| Введение новых знаний | Слушание и чтение отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки». Работа в группе: чтение по цепочке. Работа в парах: чтение разговора Незнайки и Знайки | оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; перечитывание текста с разными задачами. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; работать в группе; читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| Узнают содержание произведения Н. Носова «Приключения Незнайки»; научатся отличать прозаическое произведение от стихотворного, находить рифму, читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного |
| Шуточные стихи. И. Пивоварова (с. 32). (Решение частных задач) |
| Введение новых знаний | Выразительное чтение шуточных стихотворений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием | Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: анализировать концы стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Научатся выразительно читать шуточные стихи, рифмовать слова, определять характер произведения, отличать прозаическое произведение от стихотворного, находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, уменьшительно- ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифма) |
| Шуточные стихи. А. Дмитриев «Шлагбаум». Джеймс Ривз «Рифма» (с. 33- 34). (Обобщение изу ченного материала) |
| Комбинированный | Выразительное чтение шуточных стихотворений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в парах: чтение стихотворения по ролям. Творческая работа: подбор слов, которые рифмуются со словом «шлагбаум». Анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы | проявление самоорганизации в учебной деятельности | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать концы стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы, работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; использовать простейшие таб лицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других.
| Научатся выра зительно читать шуточные стихи, рифмовать слова, понимать содер жание прочитан ного, осознанно выбирать инто нацию, темп чте ния и делать не обходимые паузы в соответствии с особенностями текста, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью, выраженной в тексте |
| Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» (с. 36-38). (Изучение нового материала) |
| Комбинированный | Коллективное чтение задания волшебного Кота. Слушание и чтение сказки «Колобок». Работа в группах: чтение по цепочке. Работа в печатной тетради для самостоятельной работы (пересказ по иллюстрациям сказки-цепочки «Теремок» или «Колобок»). Работа с хрестоматией. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: работать с хрестоматией; формулировать понятие «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; анализировать композиционные особенности сказки- цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков; выполнять сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства и различий; искать и выделять необходимую информацию; перечитывать текст с разными задачами. Коммуникативные УУД: работать в группе; читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Узнают компо зиционные осо бенности куму лятивной сказки; научатся читать по цепочке, работать с хрестоматией, сравнивать докучные сказки и сказки-цепочки; рассказывать, используя иллюстрации, сказку- цепочку «Теремок» или «Колобок |
| Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачёв. Джеймс Ривз (с. 39- 41). (Изучение нового материала) |
| Комбинированный | Коллективное чтение задания волшебного Кота. Слушание и чтение стихотворений. Работа в парах: прочитать текст по очереди так, чтобы слышалось жужжание. Работа с хрестоматией. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | обеспечение ценностно- смысловой ориентации (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: выполнять задание в хрестоматии; понимать значение речи в жизни каждого человека и общества. Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). | Научатся определять средства выражения авторского отношения к изображаемому, высказываться о своем отношении к содержанию произведений, задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст |
| Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-43). (Решение частных задач) |
| Комбинированный | Слушание и чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Работа в группе: чтение по цепочке. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в группе: чтение по ролям
| оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями словами и строчками; стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе (чтение по ролям и чтение по цепочке); выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. | Узнают содержание произведения М. Горького «Воробьиш- ко»; научатся обнаруживать приём звукописи в прозаическом тексте, читать по цепочке и по ролям, задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст, рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом |
| Звукопись в поэзии и прозе. Андрей Усачев «Буль- буль» (с. 44). (Систематизация и обобщение изученного |
| УКЗ | Слушание и чтение стихотворения Андрея Усачева «Буль-буль». Работа в группе: чтение по цепочке вчетвером. Рассматривание иллюстраций, высказывание предположений. Работа с хрестоматией, подчеркивание нужных слов
| оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; перечитывать текст с разными задачами. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Знать малые фольклорные жанры: считалка, скорого- ворка. Уметь различать малые жанры фольклора: считал- ку, скороговорку |
| Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47). (Постановка учебной задачи) |
| нов | Коллективное чтение задания волшебного Кота. Слушание и чтение дразнилки. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Обнаружение сюжетных признаков дразнилки. Самостоятельная работа по идентификации текста, который включает в себя и скороговорку, и дразнилку. | осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности звучащей народной речи | Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: обнаруживать сюжетные признаки дразнилки; устанавливать причинно-следственные связи между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают жанровые особенности прибаутки, дразнилки, небылицы; научатся находить в тексте парную рифму, части стихотворения, которые похожи на сказку- цепочку, на дразнилку; |
| Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер (с. 48-51). (Решение частных задач) |
| нов | Слушание и чтение стихотворений. Коллективное определение жанра произведения, обнаружение несоразмерности названия стихотворения и самого текста, в чем и заключается комический эффект | проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; установки на здоровый образ жизни | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; стремиться к расширению своей по знавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса - одноклассников, учителя, партнера по общению.
| Научатся разли чать еще один малый жанр фольклора - небылицы, нахо дить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения, осознанно выбирать интонацию, темп чтения, делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста |
| Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин. Э. Успенский (с. 52- 53). (Решение частных задач) |
| нов | Работа в парах: чтение стихотворения В. Лунина по цепочке. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в парах: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром» по ролям | мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; перечитывать текст с разными задачами. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению. | Научатся читать по ролям и по цепочке, определять средства выразительности в процессе анализа текстов, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного |
| Фантазия в литературе. Б. Заходер (с. 54- 55). (Систематизация и обобщение изученного материала) |
| нов | Коллективное чтение задания волшебного Кота. Слушание и чтение стихотворений Б. Заходера. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в парах: чтение стихотворения по частям. Работа в тетради для самостоятельной работы
| знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Получат краткие сведения о биографии и творчестве Б. Заходера; научатся читать по ролям стихотворные произведения, опираясь на цветовое маркирование, находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, звукопись, рифма) |
| Особый взгляд на мир. И. Токмакова «В одной стране» (с. 56-57). (Изучение нового материала) |
| нов | Коллективное чтение разговора Маши и Миши с волшебным Котом. Слушание и чтение стихотворения. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в группе: чтение по цепочке. Самостоятельная работа в рабочей тетради
| осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллектив-ном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
| Научатся читать по ролям и по цепочке, опираясь на разделительные линии в тексте, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; умеют различать стихотворное и прозаическое произведения |
| Особый взгляд на мир. С. Козлов «Туман» (с. 58-59). (Решение частных задач) |
| УКЗ | Коллективное чтение разговора Маши и Миши с волшебным Котом. Слушание и чтение стихотворения. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. | Научатся читать по ролям, различать слова «обманщик» и «фантазер», находить средства художественной выразительности в тексте, понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы |
| Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-63). (Решение частных задач) |
| УКЗ | Слушание и чтение произведения С. Воронина. Работа в группе: чтение по цепочке. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | понимание важности нового социального статуса «ученик»; проявление положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Научатся выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произ- ведения и отвечать на них, отличать прозаическое произведение от стихотворного, рассматривать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста |
| Что видит и слышит поэт. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла» (с. 64). (Обобщение и систематизация знаний) |
| нов | Слушание и чтение стихотворения И. Токмаковой. Работа в паре: чтение стихотворения в темпе скороговорки и чтение по ролям, установление причинно- следственных связей между характером текста и манерой его чтения. Фронтальная работа по перечитыванию текста с разными задачами | осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами, поиск и оценку нужных частей текста; определять учебную задачу изучения данного раздела; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
| Научатся выразительно читать текст по ролям, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, читать стихотворение как скороговорку, находить примеры звукописи в стихотворении, понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитанных в классе |
| Прибаутка и небылица (с. 65-67). (Постановка учебной задачи) |
| нов | Коллективное чтение разговора Маши и Миши с волшебным Котом. Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. Обнаружение сюжетных признаков небылицы и дразнилки | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Регулятивные УУД: оценивать и анализовать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; обнаруживать сюжетные признаки небылицы и дразнилки; выполнять сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; понимать значение речи в жизни каждого человека и общества. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению | Научатся различать жанры фольклора: прибаутка, небылица, дразнилка; соотносить текст с иллюстрацией; выразительно читать прибаутки и небылицы, обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с основной мыслью, выраженной в тексте |
| Детские песенки. Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 68-69). (Решение частных задач) |
| нов | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. Обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя), сюжетных признаков небылицы и дразнилки. Понятие «небылица», антонимы («быль» - «небылица») | проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать прикладной характер колыбельной песенки; выполнять сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| Узнают жанровые особенности прибаутки, дразнилки, небылицы; научатся находить в тексте парную рифму, части стихотворения, которые похожи на сказку- цепочку, на дразнилку; анализировать иллюстрации Ю. Васнецова |
| Искусство иллюстрации. Что видит художник (с. 70-71). (Изучение нового материала) |
| нов | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к нему с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. Обнаружение сюжетных признаков небылицы и дразнилки | проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения | Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; обнаруживать сюжетные признаки небылицы и дразнилки; осуществлять сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре; обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации - другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности. | Научатся выразительно читать по ролям, находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Рифмующиеся слова и изображения (с. 72). (Решение частных задач) |
| нов | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Подбор иллюстрации к литературному произведению. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных призна- ков малых фольклорных жанров | понимание важности нового социального статуса «ученик»; проявление положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей | Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; выполнять сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | Научатся понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста, соотносить текст и иллюстрацию |
| Стихи И.Токмаковой |
| нов | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. | осознание смысловых аспектов деятельности (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; | Научатся выразительно читать по ролям, плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Прибаутки, небылицы, дразнилки |
| нов | Работа в парах: чтение произведений. Коллективное чтение. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных призна- ков малых фольклорных жанров | проявление самоорганизации в учебной деятельности | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста | Узнают жанровые особенности прибаутки, дразнилки, небылицы; научатся находить в тексте парную рифму, части стихотворения, которые похожи на сказку- цепочку, на дразнилку; |
| Искусство иллюстрации: что видит художник. Рифмующиеся слова и изображения |
| нов | Работа в парах: прочитать текст по очереди так, чтобы слышалось жужжание. Работа с хрестоматией. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай» | проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения | Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; выполнять сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | Научатся выразительно читать по ролям, находить в разделе «Музейный дом» находить иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации, |
| Литературный герой Л.Толстой «Косточка». Характер литературного героя |
| УКЗ | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. | проявление самоорганизации в учебной деятельности | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; | Научатся выразительно читать по ролям, плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Иллюстрация в детских книгах |
| УКЗ | Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к нему с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. | мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста | Научатся выразительно читать по ролям, находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации, |
| Маша и медведь. Русская народная сказка
|
| нов | Коллективное определение жанра произведения. Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа. Работа в паре.
| проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: сравнивать докучные сказки с целью выделения повтора как жанровой основы; Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; | Знать жанровые особенности сказки Уметь соотносить текст с иллюстрацией |
| Три медведя. Русская народная сказка
|
| УКЗ | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. | проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; установки на здоровый образ жизни | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста | Знать жанровые особенности сказки Уметь соотносить текст с иллюстрацией |
| Теремок. Русская народная сказка. Ролевое чтение
|
| УКЗ | Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к нему с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: сравнивать докучные сказки с целью выделения повтора как жанровой основы; Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; | Знать жанровые особенности сказки Уметь соотносить текст с иллюстрацией |
| Теремок. Русская народная сказка. Ролевое чтение
|
| УКЗ | Работа в паре: чтение в темпе скороговорки и чтение по ролям, установление причинно- следственных связей между характером текста и манерой его чтения. Фронтальная работа по перечитыванию текста с разными задачами. | проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; установки на здоровый образ жизни | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками; Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст; | Знать жанровые особенности сказки Уметь соотносить текст с иллюстрацией |
| Обобщение по разделу
|
| УКЗ | Слушание и чтение произведений. Фронтальная работа по заданию рубрики «Подумай». Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. | стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками, Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста | Научатся выразительно читать по ролям, плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |
| Обобщение пройденного Ура! Каникулы!!!
|
| УКЗ | Работа в паре: чтение по ролям. Подбор иллюстрации к литературному произведению. Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к нему с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров. | оказание помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий Познавательные УУД: работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками, Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста | Научатся выразительно читать по ролям, плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения |