Урок литературного чтения Е.Чарушин "Томка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Поплавская Казимира Казимировна
Основная задача урока литературного чтения Е.Чарушин "Томка" - учить понимать текст, познакомить учащихся с произведениями Е.Чарушина, обобщить начальные представления о сюжете: завязка, кульминация, развязка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс

Евгений Чарушин «Томка»

Цели: обобщение начальных представлений о сюжете (элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка), введение самого понятия «сюжет»

Задачи: 1. основная задача — учить понимать текст.

2. познакомить учащихся с произведениями Е.Чарушина.

Сегодня мы продолжим нашу исследовательскую работу. Мы будем путешествовать по какой стране? (литературной). Будем путешествовать и вооружаться знаниями.

У вас открыты книги на стр.42-43.

Внимательно  посмотрите  и  скажите  с  чем  мы  будем  сегодня работать?

проза


рассказ

иллюстрации

Какой же рассказ мы будем читать? Заглавие назовите (заголовок «Томка». Кто его написал? (автор - писатель Е.Чарушин)

Познакомьтесь: Е.И.Чарушин.

Дети, кто знаком с рассказами Е.Чарушина, а кому из вас родители уже читали рассказы Е.И.Чарушина. Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас еще все впереди. Вы научились читать и теперь сами сможете их прочесть. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Е.И.Чарушина.

Пожалуйста, ребята.

Дети, покажите книги Е.И.Чарушина, назовите их, скажите, о ком рассказ и зачитайте отрывок особенно интересный.

Ну, что захотелось вам прочитать эти рассказы?

  • О ком пишет писатель? (о природе, о животных)
  • Что о писателе можете рассказать?
  • Каким   человеком    был   Е.И.Чарушин?    (наблюдательным,
    любил природу)

Рассказ учителя об авторе.

Е.И.Чарушин настоящий мастер детской книги. Он очень любил природу. Маленьким мальчиком он ходил с мамой в лес, приносил оттуда различные интересные растения, украшал ими сад. В доме было много птиц и зверей. Одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали, но общение с животным миром не прекращалось никогда.

А может из вас кто-то знает только писателем был Е.И.Чарушин?

Он был еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Е.И.Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40-50 годы 20 века.

Куда ставим флажок на ленте времени? Кто поставит флажок? (дети определяют место флажка на ленте времени).

А теперь настало время предложить вам познакомиться с рассказом.

  • о ком будет рассказ?
  • Кого можно назвать Томкой? (собаку, кошку, корову, попугая,
    козу)

Давайте проверим! Послушай рассказ.

Вопросы после первичного чтения:

  • понравился вам Томка?
  • А все ли слова вам понятны? А мне не понятно!

загрызать -укусить, ухватить зубами;

посласъ корова - ела, щипала травку на лугу (хором с доски)

  • кто главный герой рассказа? (Томка)
  • почему? (о нем говорится в рассказе)

прочитайте     самостоятельно     жужжащим     чтением     рассказ. Пожужжите, а я послушаю.

  • так о чем рассказ? (о щенке)
  • вы так думаете?

Внимательно   просмотрите   текст   рассказа   и   найдите   слова, доказывающие, что это щенок.

(загрызать, хвост кверху, нюхает)

  • Хорошо, доказали вы, что это щенок. А я вот думаю, может
    быть это взрослая собака? Возразите мне и определите точно.
  • Иллюстрации   показывают,   что   это   щенок?   Ну,   теперь
    согласна с вами.
  • Как  вы  думаете,  кто  эти  иллюстрации  рисовал?  Он  сам
    Е.Чарушин рисовал
  • Рассмотрим иллюстрации повнимательнее
  • Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий  щенок, и у
    писателя есть целая книга о нем

Давайте поработаем. Будем исследовать текст и иллюстрации на стр.43, находим связь.

Найдите в рассказе предложения, которые соответствуют каждой иллюстрации. Сколько их? (9 предложений - 6 рисунков)

1,2 предл. - 1 рис.

   3 предл. - 2 рис.

4-5 предл. - 3 рис.

6-7 предл. - 4 рис.

    8 предл. - 5 рис.

  • Подходят эти иллюстрации к нашему рассказу?
  • А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где
    Томка
    герой, храбрец, а где трусишка, (выразительно читают)

(герой) - Томка увидел корову и побежал к ней. А корова ... Бежит

Томка.

(Выразительно читаем, покажем голосом его настроение)

(удирает) - Тут Томка ...

Он близко ...

В это время ... И побежал ...

- Дети, как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический? (Томка смешной, никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаемся к предмету, то он увеличивается)

Вспомним трех сестриц:

завязка

кульминация

развязка

- еще раз внимательно посмотрите на рисунки и определите, какие из них соответствующие нашим литературным сестрицам. Какая?

1 сестрица


завязка

А что такое завязка?

Какие рисунки соответствуют завязке? 1,2

2 сестрица


кульминация

Что это? (самый напряженный момент, что же будет) Какой рисунок? 6

развязка


6 рисунок

а знаете, как называется литературный отец этих сестриц?

Так повторим

-   прочитайте предложение, соответствуют

Докажите предл. из текста

Читают: 1-2 предл.

8 предл., 9 предл.

Доказали мы?

-        а теперь давайте сравним «котенка Гава» Г.Остера и «Томку».
Где рассказ, а где «сказка»? Докажите.

(«Томка» - это рассказ. Это может быть на самом деле, «котенок Гав» - сказка, вымысел. Такого быть не может. Потому что животные разговаривают).

А кто знает , как о щенке мог бы написать ученый? Подсказка: поросенок - детеныш свиньи, щенок - детеныш собаки

  • а как бы написал ты? (я написал бы какого он размера и
    обязательно какого цвета его шерсть)
  • а как называется цвет шерсти собаки? (окрас)
  • у  Томки  какой  он,  как  вы  думаете?  (рыжий  с  черными
    пятнами)

А еще можно сказать что этот щенок относится к породе охотничьих собак.

Послушайте, вот что сказано о собаках в словаре (показываю словарь). Это сообщение подготовил нам (Дима) (показывает словарь).

Собака - домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака.

Физ.минута. Здесь коротко говорится о том, что означает слово

собака. А вы поищите еще сведения о собаке.

А   сейчас   каждый   из   вас   Томка   -   щенок,   шаловливый   и

любопытный, маленький.

Нам нужна мудрая корова.

  • Как живешь? - Как берешь?
  • Как идешь? - А даешь?
  • А бежишь? - Как малыш?
  • Ночью спишь? - А грозишь.

Прочитай, подумай, предложи задания.

Слова: трусливый, осторожный, смелый, крупная, решительный,

любопытный, небольшая, огромная

(на группы) Что ты подметил? женский род , мужской род

Куда бы в текст по смыслу подошли эти слова? Обсуди в парах давайте попробуем вставить слова.

малюсенькая - 2пр. А корова паслась небольшая - подбежал поближе

крупна, огромная -тут Томка ...

смелый, решительный любопытный - бежит Томка...

 

осторожный - он близко не подошел

 

трусливый - в это время шевельнулась.

Самостоятельная работа

У вас на партах карточки. Прочитайте, посоветуйтесь в парах, обменяйтесь мнениями, подчеркните те слова, которые подойдут к нашему герою. А кто главный герой в рассказе? (Томка). Работаем. Проверяем. Какие слова выделили.

  • Скажите,   а   как   чувствует   себя   Томка,   столкнувшись   с
    коровой?
  • Испугался, обиделся.
  • А на кого же он обиделся?
  • На всех, на мир, он еще глупый. Потому что маленький.
  • Вам его жалко?
  • Жалко, даже страшно было.

-        А мне нет - он глупый и ничего не понимает.

Посмотрите на рисованные модели.

  • Что они отражают, показывают? (настроение
  • Выбери модель, показывающую настроение нашего героя в
    момент встречи с коровой. Нарисуй рядом со словом
    страх.
  • Что это? Догадайся, (герой испугался)

СТРАХ

-        а теперь выбери модель и нарисуй в нижнем правом углу
карточки. Покажи свое настроение в данный момент.

Итог урока:

  • Что понравилось на уроке?
  • Что узнал нового?
  • Кто захотел прочитать рассказы Е.Чарушина?

А теперь крепко потрите свои ладоши так, чтобы жарко стало. Быстро передайте тепло своему соседу, соедините ладошки с ладошками соседа, покажите соседу свое настроение. На этом мы и заканчиваем наше путешествие в литературную страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...