Урок литературного чтения Е.Чарушин "Томка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения Е.Чарушин "Томка" | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс
Евгений Чарушин «Томка»
Цели: обобщение начальных представлений о сюжете (элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка), введение самого понятия «сюжет»
Задачи: 1. основная задача — учить понимать текст.
2. познакомить учащихся с произведениями Е.Чарушина.
Сегодня мы продолжим нашу исследовательскую работу. Мы будем путешествовать по какой стране? (литературной). Будем путешествовать и вооружаться знаниями.
У вас открыты книги на стр.42-43.
Внимательно посмотрите и скажите с чем мы будем сегодня работать?
проза
рассказ
иллюстрации
Какой же рассказ мы будем читать? Заглавие назовите (заголовок «Томка». Кто его написал? (автор - писатель Е.Чарушин)
Познакомьтесь: Е.И.Чарушин.
Дети, кто знаком с рассказами Е.Чарушина, а кому из вас родители уже читали рассказы Е.И.Чарушина. Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас еще все впереди. Вы научились читать и теперь сами сможете их прочесть. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Е.И.Чарушина.
Пожалуйста, ребята.
Дети, покажите книги Е.И.Чарушина, назовите их, скажите, о ком рассказ и зачитайте отрывок особенно интересный.
Ну, что захотелось вам прочитать эти рассказы?
- О ком пишет писатель? (о природе, о животных)
- Что о писателе можете рассказать?
- Каким человеком был Е.И.Чарушин? (наблюдательным,
любил природу)
Рассказ учителя об авторе.
Е.И.Чарушин настоящий мастер детской книги. Он очень любил природу. Маленьким мальчиком он ходил с мамой в лес, приносил оттуда различные интересные растения, украшал ими сад. В доме было много птиц и зверей. Одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали, но общение с животным миром не прекращалось никогда.
А может из вас кто-то знает только писателем был Е.И.Чарушин?
Он был еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Е.И.Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40-50 годы 20 века.
Куда ставим флажок на ленте времени? Кто поставит флажок? (дети определяют место флажка на ленте времени).
А теперь настало время предложить вам познакомиться с рассказом.
- о ком будет рассказ?
- Кого можно назвать Томкой? (собаку, кошку, корову, попугая,
козу)
Давайте проверим! Послушай рассказ.
Вопросы после первичного чтения:
- понравился вам Томка?
- А все ли слова вам понятны? А мне не понятно!
загрызать -укусить, ухватить зубами;
посласъ корова - ела, щипала травку на лугу (хором с доски)
- кто главный герой рассказа? (Томка)
- почему? (о нем говорится в рассказе)
прочитайте самостоятельно жужжащим чтением рассказ. Пожужжите, а я послушаю.
- так о чем рассказ? (о щенке)
- вы так думаете?
Внимательно просмотрите текст рассказа и найдите слова, доказывающие, что это щенок.
(загрызать, хвост кверху, нюхает)
- Хорошо, доказали вы, что это щенок. А я вот думаю, может
быть это взрослая собака? Возразите мне и определите точно. - Иллюстрации показывают, что это щенок? Ну, теперь
согласна с вами. - Как вы думаете, кто эти иллюстрации рисовал? Он сам
Е.Чарушин рисовал - Рассмотрим иллюстрации повнимательнее
- Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий щенок, и у
писателя есть целая книга о нем
Давайте поработаем. Будем исследовать текст и иллюстрации на стр.43, находим связь.
Найдите в рассказе предложения, которые соответствуют каждой иллюстрации. Сколько их? (9 предложений - 6 рисунков)
1,2 предл. - 1 рис.
3 предл. - 2 рис.
4-5 предл. - 3 рис.
6-7 предл. - 4 рис.
8 предл. - 5 рис.
- Подходят эти иллюстрации к нашему рассказу?
- А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где
Томка герой, храбрец, а где трусишка, (выразительно читают)
(герой) - Томка увидел корову и побежал к ней. А корова ... Бежит
Томка.
(Выразительно читаем, покажем голосом его настроение)
(удирает) - Тут Томка ...
Он близко ...
В это время ... И побежал ...
- Дети, как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический? (Томка смешной, никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаемся к предмету, то он увеличивается)
Вспомним трех сестриц:
завязка | кульминация | |||
развязка |
- еще раз внимательно посмотрите на рисунки и определите, какие из них соответствующие нашим литературным сестрицам. Какая?
1 сестрица
завязка
А что такое завязка?
Какие рисунки соответствуют завязке? 1,2
2 сестрица
кульминация
Что это? (самый напряженный момент, что же будет) Какой рисунок? 6
развязка
6 рисунок
а знаете, как называется литературный отец этих сестриц?
Так повторим
- прочитайте предложение, соответствуют
Докажите предл. из текста
Читают: 1-2 предл.
8 предл., 9 предл.
Доказали мы?
- а теперь давайте сравним «котенка Гава» Г.Остера и «Томку».
Где рассказ, а где «сказка»? Докажите.
(«Томка» - это рассказ. Это может быть на самом деле, «котенок Гав» - сказка, вымысел. Такого быть не может. Потому что животные разговаривают).
А кто знает , как о щенке мог бы написать ученый? Подсказка: поросенок - детеныш свиньи, щенок - детеныш собаки
- а как бы написал ты? (я написал бы какого он размера и
обязательно какого цвета его шерсть) - а как называется цвет шерсти собаки? (окрас)
- у Томки какой он, как вы думаете? (рыжий с черными
пятнами)
А еще можно сказать что этот щенок относится к породе охотничьих собак.
Послушайте, вот что сказано о собаках в словаре (показываю словарь). Это сообщение подготовил нам (Дима) (показывает словарь).
Собака - домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака.
Физ.минута. Здесь коротко говорится о том, что означает слово
собака. А вы поищите еще сведения о собаке.
А сейчас каждый из вас Томка - щенок, шаловливый и
любопытный, маленький.
Нам нужна мудрая корова.
- Как живешь? - Как берешь?
- Как идешь? - А даешь?
- А бежишь? - Как малыш?
- Ночью спишь? - А грозишь.
Прочитай, подумай, предложи задания.
Слова: трусливый, осторожный, смелый, крупная, решительный,
любопытный, небольшая, огромная
(на группы) Что ты подметил? женский род , мужской род
Куда бы в текст по смыслу подошли эти слова? Обсуди в парах давайте попробуем вставить слова.
малюсенькая - 2пр. А корова паслась небольшая - подбежал поближе
крупна, огромная -тут Томка ...
смелый, решительный любопытный - бежит Томка...
осторожный - он близко не подошел
трусливый - в это время шевельнулась.
Самостоятельная работа
У вас на партах карточки. Прочитайте, посоветуйтесь в парах, обменяйтесь мнениями, подчеркните те слова, которые подойдут к нашему герою. А кто главный герой в рассказе? (Томка). Работаем. Проверяем. Какие слова выделили.
- Скажите, а как чувствует себя Томка, столкнувшись с
коровой?
- Испугался, обиделся.
- А на кого же он обиделся?
- На всех, на мир, он еще глупый. Потому что маленький.
- Вам его жалко?
- Жалко, даже страшно было.
- А мне нет - он глупый и ничего не понимает.
Посмотрите на рисованные модели.
- Что они отражают, показывают? (настроение
- Выбери модель, показывающую настроение нашего героя в
момент встречи с коровой. Нарисуй рядом со словом страх.
- Что это? Догадайся, (герой испугался)
СТРАХ
- а теперь выбери модель и нарисуй в нижнем правом углу
карточки. Покажи свое настроение в данный момент.
Итог урока:
- Что понравилось на уроке?
- Что узнал нового?
- Кто захотел прочитать рассказы Е.Чарушина?
А теперь крепко потрите свои ладоши так, чтобы жарко стало. Быстро передайте тепло своему соседу, соедините ладошки с ладошками соседа, покажите соседу свое настроение. На этом мы и заканчиваем наше путешествие в литературную страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....