Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басня "Ворона и лисица"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Чтение басни И. А. Крылова "Ворона и лисица" в 4 классе на внеклассном чтении (школа I - II вида)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie._i._a._krylov._vorona_i_lisitsa.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию речи на внеклассном чтении на материале текста
4 класс (школы I-II вида)
И. А. Крылов
Басня «Ворона и лисица»
Воспитатель: Нестерова Анна Николаевна
Внеклассное чтение
4 класс
Тема: И. А. Крылов басня «Ворона и лисица». Занятие 2 (тема рассчитана на 3 часа)
Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Задачи: образовательные
- учить отвечать на вопросы обобщающего характера;
- формировать умение определять жанр произведения;
- учить называть черты характера действующих лиц;
- активизировать и расширить словарный запас;
- совершенствовать умение выразительно и осознано читать;
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы;
коррекционные:
- развивать познавательные интересы – внимание, память, логическое мышление, речь;
- продолжать работу над развитием слухового восприятия на материале слогов, слов, словосочетаний, фраз и предложений по теме;
- работать над ритмико-интонационной структурой речи, выразительностью высказываний;
- следить за произношением звуков речи, орфоэпическими нормами и ударением;
воспитательные:
- воспитывать активность учащихся на уроке;
- формировать нормальный темп речи;
- развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; таблички; картинки с изображение лисицы и вороны; стационарная аппаратура; Граш Н. Е., Чайка С. В. Чтение и развитие речи: учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида. – М.: ВЛАДОС, 2010. – с. 6 – 12.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Фонетическая зарядка
3. Выяснение темы занятия
4. Чтение басни «Ворона и Лисица»
5. Физкультминутка
6. Словарная работа (разбор непонятных слов и выражений)
7. Ответы на вопросы
8. Итог
Оформление доски.
План занятия 1.Организационный момент 2. Фонетическая зарядка 3. Выяснение темы урока 4. Чтение басни «Ворона и Лисица» 5. Физкультминутка 6.Словарная работа (разбор непонятных слов и выражений) 7. Ответы на вопросы 8. Итог(рефлексия) | Тема: Басня «Ворона и лисица» Будем читать басню Будем отвечать на вопросы Задание: прочитать басню и ответить на вопросы | Будем говорить слоги: ба ба ба ли ли ли вор вор вор слова: басня ворона лисица словосочетание: будем читать предложение: Будем читать басню. |
Ход урока.
1. Организационный момент
- Ребята, будьте внимательны, говорите правильно.
Работа над временными понятиями
- Снимите слуховые аппараты, наденьте наушники, включите аппарат.
- Как меня слышите? (Ответы учеников: «Я слышу хорошо»)
За экраном педагог задает вопросы:
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
Учащиеся отвечают.
- Как будем работать?
- Будем работать по плану (план написан на доске).
- Верно.
- Повтори, ….
- Прочитаем вместе план занятия, воспитатель даёт установку на правильное чтение, ученики читают план занятия вместе с воспитателем, используя дирижирование)
2. Фонетическая зарядка
Учащиеся продолжают работу в наушниках. Фразы на речевой зарядке проговариваются с соблюдением надстрочных знаков и ритмико-интонационной структуры фразы, проговаривание сопровождается движениями фонетической ритмики.
Что мы будем говорить?
- Мы будем говорить слог.
БА (произносим с фонетической ритмикой)
- Как будем говорить слоги?
- Слитно.
- Послушайте, я скажу слитно:
- БАБАБА (воспитатель говорит слоги с дирижированием)
- Скажем вместе
БАБАБА (ученики произносят слоги вместе с воспитателем, используя дирижирование)
- Скажи, …. бабаба
- Хорошо.
- Послушайте, я скажу слоги раздельно
- БА БА БА
(сопровождает проговаривание дирижированием)
- Скажем вместе слоги раздельно БА БА БА
(материал произносится с дирижированием)
- Послушайте, я скажу слитно:
- ВОРВОРВОР (воспитатель говорит слоги с дирижированием)
- Скажи, …. ворворвор
- Хорошо.
- Скажем вместе слоги раздельно ВОР ВОР ВОР
(материал произносится с дирижированием)
- Скажи, …. ВОР ВОР ВОР
- Молодец, хорошо.
- Послушайте, я скажу слитно:
- ЛИЛИЛИ (воспитатель говорит слоги с дирижированием)
- Скажем вместе ЛИ ЛИ ЛИ
- Скажем вместе слоги раздельно ЛИ ЛИ ЛИ
(материал произносится с дирижированием)
- Скажи, …. лилили
- Молодец, хорошо.
- Ребята, что мы делали?
- Мы говорили слоги.
- Что будем говорить сейчас?
- Будем говорить слова.
Верно. Послушайте, я скажу.
- Басня, ворона, лисица.
- Скажем вместе медленно:
Басня, ворона, лисица
- Хорошо, молодцы.
- Скажем вместе быстро:
Басня, ворона, лисица
- …., скажи быстро. Басня, ворона, лисица
- Молодец, хорошо.
- Что будем говорить дальше?
- Словосочетание.
- Верно. Послушайте: Будем читать (говорит с дирижированием)
- Скажем вместе: Будем читать
- Будем читать (повторяет словосочетание)
- Молодец, хорошо.
- Будем читать что?
- Будем читать басню.
- Верно. Послушайте, как скажу я:
- Будем читать басню (говорит с дирижированием).
- Скажем вместе: Будем читать басню.
- Молодцы, говорили хорошо слоги, словосочетание, предложение.
3. Основная часть. Выяснение темы занятия
- Вы к занятию готовы?
- Ученик по очереди отчитываются о готовности к занятию.
Как вы думаете, ребята, что мы будем делать?
- Я думаю, мы будем читать басню.
- А ты как думаешь, …?
- Я тоже думаю, что мы будем читать басню.
- А как вы думаете, как называется басня? (дети затрудняются ответить)
На доске написаны: фамилия автора и название басни (надписи закрыты ватманом)
- Ребята, прежде чем познакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня? (воспитатель напоминает, что такое басня)
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, ложь, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни (написано на доске).
Рисунок вороны и лисицы, закрыты листком бумаги, в котором в середине вырезано отверстие. Воспитатель водит этим листком по всей картинке. Ученики должны догадаться, кто скрывается за листком.
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь?
- О вороне и лисице.
- А как вы думаете, как называется басня, которую мы будем читать.
- Басня называется «Ворона и Лисица».
- Скажем вместе: «Ворона и Лисица» (ученики произносят вместе с учителем, используя дирижирование)
- А кто автор басни «Ворона и Лисица»?
- Автор басни И. А. Крылов.
- Верно, сказала …?
(Воспитатель открывает тему занятия и картинки с изображение вороны и лисицы).
- Тема нашего занятия: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
- Скажем вместе: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (ученики произносят вместе с вогспитателем, используя дирижирование)
(Прежде чем читать басню предварительная беседа для знакомства с персонажами басни. Выяснение знаний у детей о лисице и вороне).
- Ребята, кто нарисован на картинке?
- На картинке нарисованы ворона и лисица.
- Что вам известно о лисице?
- Лиса – это животное. Лиса красивая, большая, рыжая (табличка). У неё длинный, пушистый хвост, хитрые глаза (таблички) (дети по очереди описывают внешний вид лисы с помощью табличек и учителя).
- А как двигается лиса?
- Лиса бегает, ходит плавно, хитро, виляя пушистым хвостом (таблички).
- Покажи, ….., как двигается лиса (показ движений лисы).
- Что вам известно о вороне?
- Скажи, ….
- Ворона – это птица. Она большая, чёрного цвета. Клюв у вороны большой и сильный (таблички) (дети по очереди описывают внешний вид вороны с помощью табличек и учителя)
- А как двигается ворона?
- Скажи, ….
- Ворона летает.
- Верно. Покажи …, как летает ворона (показ).
- А ворона умеет петь? (Дети затрудняются ответить, воспитатель помогает)
- Ворона не поёт, а каркает (табличка)
- Скажем вместе: кар кар кар (табличка) (ученики произносят слоги вместе с воспитмтелем, используя дирижирование)
4. Чтение басни
(На доске иллюстрация к басне.)
- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Откройте книги на станице шесть (выполняют поручение).
- Готовы.
- Я открыл (а) книгу на странице шесть.
- Начинаем читать басню «Ворона и Лисица». Читаем внимательно. Звуки произносим чётко и ясно, соблюдайте паузы и логическое ударение. После чтения басни я буду задавать вам вопросы по содержанию текста. Все ребята читают про себя, а ….. читает вслух выразительно.
- Выключите аппарат.
- Я выключил(а) аппарат (во время чтения воспитатель подходит к другим ученикам и предлагает читать им вслух).
После чтения воспитатель просит включить аппарат.
- Я включил(ла) аппарат.
- Как меня слышите?
- Я слышу хорошо (все дети по очереди отчитываются).
5. Физкультминутка.
- Ребята, сейчас немного отдохнём.
Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели,
Посидим немножко,
Поглядим в окошко.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
- Сейчас мы с вами проведём словарную работу, разберём непонятные слова и выражения. Читаем внимательно, говорим правильно. Звуки произносим чётко и ясно, соблюдайте паузы и логическое ударение.
6. Словарная работа (разбор непонятных слов и выражений)
(на доске) – Скажем вместе (проговаривание с дирижированием): Вороне где-то бог послал кусочек сыру – Ворона где-то нашла кусочек сыру; на ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась – Ворона тяжело села на дерево и хотела съесть сыр; Лиса близёхонько бежала – Лиса близко пробегала; Лисицу сыр пленил – запах сыра Лису остановил; плутовка – обманщица, хитрая лисица; ангельский голосок – красивый, нежный голос; от радости в зобу дыханье спёрло – стало тяжело дышать; вещуньина голова – голова Вороны.
- Что мы сделали?
- Мы провели словарную работ.
- Молодцы.
7. Ответы на вопросы
- О ком прочитали в басне.
- Мы прочитали в басне о Вороне и Лисице.
- Что нашла Ворона?
- Скажи, …
- Ворона нашла сыр.
- Кто пробегал рядом с елью?
- Рядом с елью пробегала Лисица.
- Почему Лисица остановилась недалеко от дерева? Докажите текстом.
- Прочитай, ….
- «Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил…»
- Верно, ….. прочитала?
- ….. прочитала верно.
- Молодец, правильно.
- Прочитай ….., а ты ….. покажи, как Лисица подходит к дереву.
- «Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…»
- Молодцы, верно.
- Что говорила Лисица Вороне?
- Подумай и прочитай, ….., с какой интонацией надо читать слова плутовки. Прочитай этот отрывок с правильной интонацией.
- «И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
- Молодец, ….., ты правильно прочитал.
- Опираясь на текст и рисунок, докажите, правду говорила Лисица Вороне или нет. Зачем она это сделала? Используйте слова из задания 7 (стр. 10) (Дети выполняют задание)
- Скажи, ….
- Я считаю, что Лисица специально (табличка) говорила ласковые слова (табличка). Лисица очень хотела съесть сыр.
- Получилось у Лисицы обмануть Ворону?
- Найдите в тексте слова и прочитайте.
- Прочитай, ….. (зачитывает слова из басни).
- «Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё вороньё горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.»
- Верно, прочитала …..?
- Верно.
- Молодцы.
- Ребята, а какая Лисица в басне?
- Плутовка – обманщица, хитрая лисица.
- А какая Ворона?
- Некрасивая, глупая.
- Верно.
- Опираясь на текст, прочитайте, какова мораль басни – вывод басни (табличка) И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
- Прочитай, ….
- «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
- Ребята, ….., верно, прочитал слова?
- Верно.
- Молодцы.
9. Итог
Отчет о работе на занятии.
- Что делали на занятии?
Учащиеся отвечают с опорой на план занятия.
- Какую басню мы читали на занятии?
- Кто автор басни?
- Назовите жанр произведения?
- Молодцы.
- Ребята, а нужно ли изучать басни?
- Ответы детей.
- Чему они учат?
- Прочитаем вместе (проговаривание с дирижированием): Учат узнавать самих себя, помогают увидеть свои недостатки, подсказывают, как надо поступить, учат видеть чужие ошибки (на доске).
- Выключите аппарат, снимите наушники.
- Я выключил(а) аппарат, снял(а) наушники.
- На этом занятие окончено, можете отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Урок по литературному чтению И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Этот урок посвящён работе над басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"....
Конспект урока по литературному чтению. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: «И.А.Крылов "Ворона и Лисица.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях ...
конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по литературному чтению: И.А. Крылов "Ворона и лисица" 3 класс
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;учебнопоз...
Литературное чтение. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
УМК, автор программыШкола России, Л.Ф. Климанова, В. Г.Горецкий,Цель урока познакомить учащихся с басней И.А.Крылова Ворона и Лисица; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев б...
Урок литературного чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе....