Литературное чтение 3 класс ЛНТолстой "Лебеди" "Зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Даммерт Людмила Николаевна

урок по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass_dammert_l.n.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Л.Н.Толстой «Лебеди»  «Зайцы» .  Литературные стили : художественный и научно-познавательный

Цели:

- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух предложенные тексты;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне теста;

- находить в тексте литературные приемы  сравнение, олицетворение, повтор, определять цель их использования;

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: работать с текстом и таблицей.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация

  1. Актуализация

  1. Целеполагание

4. Развитие умений

1.Древнеримский поэт Гораций говорил своим ученикам : «Чаще поворачивай стилус»  (слайд 2)

Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает?

Как вы думаете, что оно обозначало во времена Горация?

2. стилус – палочка с заостренным концом для письма и с закругленным для исправления написанного  (слайд 3)

3. Что же вкладывал Гораций в эти слова?

 Поворачивай, исправляй, улучшай написанное .

Какое слово образовалось от слова стилус?  Стиль – что оно обозначает? Где встречается?

4 Стихотворение – стили речи.  (слайд  5)

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто  разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой- официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный!

Много стилей речи.

С какими из этих стилей мы можем встретиться  на уроке литературного чтения ?

Сегодня мы познакомимся  и   сравним два литературных стиля

Сначала попробуем разобраться с их названиями:

Работа над лексическим значением   названий этих стилей.

Работа в паре над значением слов:    (слайд 6)

Художник, художественный

Наука, научный

Популярность, популярный

6. Литературные стили : художественный и научно-популярный

Сегодня на уроке мы познакомимся  с этими стилями.

Что  для этого нам нужно сделать? Какие задачи  мы поставим для себя на этом уроке?   (слайд 8)

Прочитать тексты

Найти литературные приемы

Определить отношение автора

Найти отличительные особенности стилей

Определить область применения

7. Давайте предположим, каким будет содержание  и литературные приемы каждого стиля.    (слайд 9)

Работа в паре: разделение в таблице

художественный              научно-популярный

8. Как  нам проверить наше предположение? Поработать с литературными текстами.

Л.Н.Толстой «Лебеди»  (слайд 10, 11)

9.Найдите отрывок, который описывает полет лебедей. О чем хотел рассказать автор? Какой прием  использовал? понятно ли отношение автора к стае лебедей?( повтор – чтобы показать долгий полет, усталость лебедей)

Найдите отрывок, в котором описывается молодой лебедь. Что чувствовал лебедь? Как это передал автор? Какие чувства возникают у читателя?  Понятно ли отношение автора к этому лебедю?

Найдите описание моря. Как море приняло лебедя? Какой литературный прием использовал автор?(олицетворение)

Вызвал ли этот рассказ у вас переживания? Чувства? Как этого добился автор?

Если бы вы были книгоиздателем, какими иллюстративными материалами вы бы оформили это произведение? Почему?

 Вариативное Д\З – иллюстрация, создающая образ этого лебедя.

Слайд 12

Образ лебедя создал писатель, художник. Какой еще вид искусства может затронуть наши чувства ?

 Образ лебедя в музыке: Камиль Сен-Санс «Лебедь»

10. Давайте познакомимся с  рассказом Л.Н.Толстого «Зайцы»

Прочтите рассказ самостоятельно, делая для себя пометки.

Была ли  в содержании этого рассказ знакомая для вас информация?

Были ли новые знания? Какие?  слайд 15, 16,17,18,

- какие бывают зайцы?

- чем питаются?

- какие враги бывают у зайцев?

Как и почему зайцы запутывают следы?

Испытали ли вы сильные чувства? Вызвал ли этот текст переживания? Волнения?

Встретились ли вам знакомые литературные приемы?

15.Давайте вернемся к нашим задачам урока. Какие из задач мы выполнили? что еще необходимо сделать?  Слайд 19

 

Итак, мы познакомились с двумя литературными текстами, давайте попробуем найти отличительные особенности и определить стили этих тестов. Сравните эти тексты, составьте сравнительную таблицу.

автор

Толстой

Толстой

название

Лебеди

Зайцы

жанр

рассказ

рассказ

Тема(о чём?)

О животных

О животных

Новое знание

+

Литературные приемы

олицетворение

Чувства, переживания

+

Идея(зачем? Для чего?)

Вызвать сочувствие, показать трудность перелёта

Дать  новые знания

стиль

художественный

Научно-популярный

17. Итог.  Слайд 21

Удалось ли разобраться со стилистическими  особенностями художественного и научно-популярного стилей?

 Чем отличается художественный стиль?

 Чем научно-популярный?

Где чаще всего мы можем встретить произведения научно-популярного стиля? Художественного?

Вариативное  Д\З: подобрать книги , в которых встречаются тексты  данных стилей.

 Если бы вы были книгоиздателем, какими иллюстративными материалами вы бы оформили художественное произведение? Научно-популярное?

Проверка полученных знаний:

Тест  ( тест в программе МИМИО)

1.        В тексте какого стиля для создания образа используется прием олицетворения?

2.        Текст какого стиля содержит информацию о размере, материале, форме, цвете?

3.        Текст какого стиля чаще встречается в  энциклопедии?

4.        Отрывок   Л.Н. Толстой «Орел» (художественный)

5.        Отрывок  ( научно- популярный) Птица орел - очень известный крылатый хищник, распространён по всему земному шару. Они являются хищными птицами, отличаются очень хорошим зрением. При охоте парят высоко над поверхностью земли, в поиске добычи полагаясь на зрение. Объектом их охоты могут быть грызуны, змеи, ящерицы и небольшие млекопитающие.

Самый большой орел - беркут, ловчая птица всех кочевых наездников Средней Азии, герой всевозможных сказаний.

Самооценка деятельности на уроке. Рефлексия.  Слайд 28

Вариативное домашнее задание:  слайд 29

- определить стиль рассказа из сборника Л.Н.Толстого «Рассказы о животных»

- подобрать текст в художественном или научно-популярном стиле.

- нарисовать иллюстрацию к тексту художественного стиля.

Актуализация знаний о лексическом значении слов стилус, стиль.

Выделение названий стилей речи из текста стихотворения.

Работа в паре  над значением слов:  

Художник, художественный

Наука, научный

Популярность, популярный

Формулирование учебных задач урока:

Прочитать тексты

Найти литературные приемы

Определить отношение автора

Найти отличительные особенности стилей

Определить область применения

Работа в паре:

Посоветуйтесь вдвоем и предположите, какое содержание и какие литературные приёмы подходят для каждого стиля. Соедините название стиля и его характеристику.

Переживания

Образ героя

Информация

  Олицетворение

Чувства

Знания

Эпитеты

Звукопись

Работа с текстом.

Поисковое чтение.

Выразительное чтение вслух.

Самостоятельное чтение в технологии критического чтения.  Слайд 14

Поисковое чтение.

Выразительное чтение вслух.

Работа в паре.  Слайд 20

Составление сравнительной таблицы.

автор

Толстой

Толстой

название

Лебеди

Зайцы

жанр

рассказ

рассказ

Тема(о чём?)

О животных

О животных

Новое знание

+

Литературные приемы

олицетворение

Чувства, переживания

+

Идея(зачем? Для чего?)

Вызвать сочувствие, показать трудность перелёта

Дать  новые знания

стиль

художественный

Научно-популярный

Самооценка.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...