Риторика ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/Слепухина Т. М. / | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/С.А.Рогачева/ Приказ № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
кружок «Информатика в играх и задачах»
для обучающихся 2в класса МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2014/2015 учебный год
учитель начальных классов
Финдеева Ольга Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы кружка «Учимся общаться»
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. В соответствии с запросом родителей открыт кружок «Учимся общаться».
Практическая значимость программы направлена на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков обучающихся, позволит им научиться умению общаться, развить мотивацию к правильному общению в разных ситуациях.
Программа кружка «Учимся общаться» имеет связь в интеллектуальном направлении с программой по русскому языку и программой «Чтение и начальное литературное образование».
Рабочая программа кружка «Учимся общаться» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе авторской программы курса «Детская риторика» Т.А.Ладыженская. 2004г. Программа составлена для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы.
Цель данной программы – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи: развитие познавательного интереса к слову как эффективному средству общения, приобретение определенных знаний, коммуникативных умений в мире общения;
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, толерантности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Особенности программы
В основу изучения программы кружка «Учимся общаться» включены риторические идеи. Ключевые понятия: «Общение», «Речевые жанры»
Преподавание основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 2-4 классов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
- определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
- уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Участие в Международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех», научно-практической конференции «Мир глазами ребенка», в конкурсах чтецов, в декаде по литературному чтению, по русскому языку, в школьных конкурсах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»
(34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Колво ч | Основные виды учебной деятельности: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Формы работы | |
план | корр | ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | ||||
1 | 2/09 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 1 | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). | Викторина | |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | ||||||
2 3 4 | 9/09 16/09 23/09 | Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли. | 3 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | Инсценировка диалогов сказочных героев | |
КАК МЫ ГОВОРИМ | ||||||
5 6 7 8 | 30/09 7 /10 14 /10 21/10 | Темп. Громкость. (Повторение.) То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 4 | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | Игры «Узнай по голосу», «Пойми настроение», «Что выражает мой взгляд» | |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | ||||||
9 10 11 12 13 | 28/10 12/11 18/11 25/11 2/12 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | 5 | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). | Участие в Международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех»; | |
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | ||||||
14 15 | 9/12 16/12 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. | 2 | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | Участие в декаде литературного чтения | |
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | ||||||
16 17 | 23/12 13/01 | О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | 2 | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | ||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) | ||||||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | ||||||
18 19 20 | 20/01 27/01 3/02 | Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова. | 3 | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н) | ||
ПЕРЕСКАЗ | ||||||
21 22 23 | 10/02 17/02 24/02 | Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. | 3 | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). | Участие в декаде русского языка | |
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | ||||||
24 25 | 3/03 10/03 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 2 | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | Инсценировка диалогов с просьбой и отказом | |
ТИПЫ ТЕКСТОВ | ||||||
26 | 17/03 | Типы текстов | 1 | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | ||
РАССУЖДЕНИЕ | ||||||
27 28 29 | 31/03 7/04 14/04 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. | 3 | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). | ||
ОПИСАНИЕ | ||||||
30 31 | 21/04 28/04 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | 2 | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | Конкурс загадок | |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | ||||||
32 33 | 5/05 12/05 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | 2 | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | ||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ | ||||||
34 | 19/05 | Чему мы научились на уроках риторики? | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1.Ладыженская ТА., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. :Баласс; Ювента.2011
2.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс; Ювента.2011
3.Ладыженская ТА. Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. М. :Баласс; Ювента.2013
Литература для обучающихся:
1.Ладыженская Т.А. Учебник «Детская риторика» для начальной школы. М.: Баласс; Ювента.2013
Ссылки на образовательные интернет-ресурсы:
1.http://www.solnyshko.ee/ - познавательный портал Солнышко. Разнообразное содержание позволяет использовать этот ресурс во внеклассной работе. Сказки и раскраски, стишки и песенки, загадки и кроссворды, ребусы и многое другое можно найти на сайте.
2. http://www.nachalka.com - безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | |||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | |||||
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 1 | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). | |||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | |||||
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли. | 3 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | |||
КАК МЫ ГОВОРИМ | |||||
Темп. Громкость. (Повторение.) То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 4 | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | |||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | |||||
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | 5 | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). | |||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | |||||
Вежливая просьба. Скрытая просьба. | 2 | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | |||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | |||||
О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | 2 | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | |||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | |||||
Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова. | 3 | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). | |||
ПЕРЕСКАЗ | |||||
Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. | 3 | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н) | |||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | |||||
Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 2 | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | |||
ТИПЫ ТЕКСТОВ | |||||
Типы текстов | 1 | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | |||
РАССУЖДЕНИЕ | |||||
Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения | 3 | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). | |||
ОПИСАНИЕ | |||||
Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | 2 | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | |||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | |||||
Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | 2 | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | |||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ | |||||
Чему мы научились на уроках риторики? | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Пояснительная записка по риторике (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...