Пояснительная записка по риторике (4 класс, "Школа 2100")
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по риторике составлена на основе программы курса «Детская риторика» в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы), автор: Т.А. Ладыженская. –М.: «Баласс»,2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Учебник «Детская риторика» для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской, Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009.
Уровень программы - базовый стандарт.
Программа составлена для обучающихся разного уровня.
УМК учителя: учебник «Детская риторика» для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской, Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009. Методические рекомендации для учителя (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента,2009.
УМК обучающегося: учебник «Детская риторика» для 4 класса (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009.
Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:
1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.
2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1.Формирование умелой, искусной, эффективной речи.
2. Ознакомление с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
3. Осознание важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
период:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
*вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
*отделять новое от известного;
*выделять главное;
*составлять план.
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться
- отбирать источники информации среди предложенных учителем
-находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.
-сравнивать и группировать факты и явления
- делать выводы на основе обобщения знаний
-обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем
-составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем
- в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.
УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Практическая деятельность: комментированное чтение и диалог с автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; написание сочинений; речевые разминки; составление схем и таблиц; выпуск стенгазет.
Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов и практической деятельности учащихся на уроках.
Критерии оценивания различных видов работ: в соответствии с рекомендациями авторов программы по риторике: Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской и др.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты
Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология, оценочная и здоровьесберегающая технология. Ведущая технология: формирование типа правильной читательской деятельности. Цель: формирование личностного отношения к прочитанному, создание читательской интерпретации. Задачи: научить видеть в тексте автора; включить творческое воображение учащихся; научить учащихся вести диалог с автором по ходу чтения; научить вдумчивому ( «медленному») чтению. Ожидаемые результаты - сформированные УУД.
Основные методы работы на уроке. На уроках риторики имеют место такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические методы и приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по технологии (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
пояснительная записка "Русский язык". 3 класс. "Школа России"
Данная программа составлена к учебнику Зелениной "Русский язык" ....
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....
пояснительная записка МАТЕМАТИКА 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по математике, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным государственным образовательн...
пояснительная записка ИЗО 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по изобразительному искусству, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Неменский Б.М. Соответствует Федеральным государс...
пояснительная записка ТЕХНОЛОГИИ 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по технологии, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Роговцева Н.И. Соответствует Федеральным государственным образова...