УМК Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по литературному чтению
(авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)
УМК «Начальная школа 21 века»
Программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение 1-4» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой (УМК «Начальная школа 21 века»)
Класс 1
Программу составила
учитель начальных классов
Терехова Ольга Павловна
2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образца стандартного начального общего образования, концепции и духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ,планируемых результатах начального общего образования.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы
В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте- 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работу с детскими книгами. Литературное чтение начинается после букварного периода, и на него отводится 36 часов.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
-изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма)
-в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности ,а также универсальные учебные действия.
-дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Цели курса
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.
Задачи курса
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2.Система работы над навыками чтения.
3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Виды чтения в 1 классе
На уроках чтения в 1-м классе учитель должен уделять внимание не только развитию у детей умений чтения, но и умений слушания. Поэтому выделяются такие виды чтения, как самостоятельное чтение и чтение-слушание. При чтении-слушании важно, чтобы ребенок был активен как читатель и следил за чтением учителя по тексту. Это важно и для формирования навыка чтения, и для обучения выразительному чтению. Вместе с тем возможно и чтение-слушание при закрытых учебниках. В этом случае развиваются умения слушания, активно включается в работу читательское воображение детей.
Для того чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в программе определены тексты, которые дети читают сами и которые слушают в чтении учителя.
Чтение-слушание предполагает работу в той же технологии. Учитель, читая текст вслух, ведет «диалог с автором», где это возможно, и комментирует словарь. В этом случае этап перечитывания чаще всего не требуется, и учитель сразу может перейти к обобщающей беседе и работе с текстом после чтения.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу 1 класса ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- осознанно воспринимать содержание различных видов текста, выявлять их специфику, определять главную мысль героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
- использовать простейшие приёмы анализов простейших видов текстов;
- передавать содержание в виде пересказа, коллективно обсуждать прочитанное;
- ориентироваться в книге по названию;
- осмысленному правильному чтению по слогам и целыми словами;
- осмысливать эстетические нравственные ценности
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждении;
- работать с детской периодикой.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне — пересказывать по готовому плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы).
- работать с доступными книгами — справочниками и словарями, используя текст
Содержание программы
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Виды речевой и читательской деятельности
Круг чтения. Литературоведческая пропедевтика. Творческая деятельность учащихся. Чтение: работа с информацией. | Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Произведения устного народного творчества русского и других народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов- классиков 20в., произведения детских поэтов и писателей. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям. Сочинение историй с литературными героями. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. | Воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников. Читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения. Понимать учебную задачу. Отвечать на вопросы. Выделять положительных и отрицательных героев. Овладевать алгоритмом учебных действий. Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения. Различать произведения разных жанров. Осознавать героическое прошлое своей страны и народа. Сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Составлять модели. Распознавать произведения фольклора по жанрам. Усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия. Использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия Понимать и формулировать творческую задачу. Инсценировать сцены из сказок и рассказов. Создавать истории с героями изученных произведений |
Учебно-тематическое планирование предметной линии «Литературное чтение»
в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века»
Примечание:
1,2,3,4 графы - Программа «Литературное чтение»/ Авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова /«Вентана - Граф», 2011г
5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
№ п\п | Тема урока Название темы | Тип урока/ технология Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока | Планируемые результаты ( личностные и метапредметные) Характеристика деятельности учащихся | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч)
1 | Литературные сказки. «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин , Народные сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» русская народная сказка | Комбиниро ванный урок Коллективная беседа/1 | Знакомство с новой книгой для чтения. Кого называют вежливым человеком. -построение учебника -правила поведения в школе | Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
2 | Литературные сказки. Скороговорки Сутеев «Кораблик» Кир булычёв Скороговорка. Литературные сказки. В Сутеев «Палочка- выручалочка» | Комбиниро ванный урок Коллективная беседа/1 | Понятие о литературной сказке. Восприятие громкого чтения, выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме текста -приемы разъяснения заглавия текста -приемы построения стихотворного произведения Понятие о русской народной сказке. Получить общее представление о жанре (стихотворение), выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, чтение по ролям Знать: -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
3 | Литературные сказки. Загадки. Лис и мышонок В. Бианки. Сказки народные и авторские. Обобщение | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Получить общее представление о жанре (скороговорка), выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, чтение по ролям -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Учимся уму-разуму (6ч)
4 | Рассказы для детей Играющие собаки К. Ушинский, Рассказы о детях и для детей. «Косточка» Л. Толстой, «Кто наказал его?» В. Осеева. | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. -содержание услышанного произведения -последовательность развития сюжетного действия -особенность поведения героя | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
5 | «Стихотворения и рассказы о детях» И.Северянин. «Её питомцы» Е.Пермяк. «Торопливый ножик» Пословицы | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. -содержание услышанного произведения -последовательность развития сюжетного действия -особенность поведения героя Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
6 | Литературное слушание и работа с детскими книгами. «Рассказы о детях» Е. Пермяк. «Пичугин мост» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Определение темы своего произведения и главной мысли устного высказывания, структура высказывания, воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе, презентация своего высказывания . : -речевые нормы устного высказывания с опорой на авторский текст; - правила построение монологической речи. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
7 | «Рассказы о детях» В.Осеева «Потерянный день», «Рассказы о детях и для детей» В.Осеева, «Три товарища» , «Печенье» . Пословицы | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Слушание рассказа, беседа по содержанию. Моделирование обложки. Упражнение в чтении слов, предложений и отрывка рассказа. Выполнение заданий в тетради «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс.» . Рассматривание книг с рассказами о детях | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
8 | «Стихотворения для детей» . «Я – лишний» А. Барто, Я. Аким «Мама». Пословица. Литературное слушание. «Стихи о детях» Н. Саконская. «Мы с мамой» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Работа с текстом рассказа, беседа после чтения. Моделирование обложки. Подробный пересказ по готовому плану. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
9 | «Юмористические стихотворения для детей» Э. Успенский. «Все в порядке» .Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» Стартовая диагностическая работа. | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Формирование самоконтроля и самооценки. Выполнение заданий с использованием учебника и учебных пособий, формирование умения находить нужную информацию в книге. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» в учебнике. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Читаем о родной природе (3 ч)
10 | Солнце и ветер Л.Толстой, Синичкин календарь В.Бианки, Лед тронулся Э.Машковская Русский лес И.Соколов-Микитов, Березонька русская народная песня, Апрель С.Маршак, Лесная капель М.Пришвин | Комбиниро ванный урок. Интерактивные технологии/1 | Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. Знать: -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик -приемы выразительного чтения. Получить общее представление о жанре (русская народная песня), выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, Знать: -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
11 | Произведения о природе Э. Мошковская. «Лед Тронулся». «Разножанровые произведения о родной природе» И. Соколов-Микитов. «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка (произведения фольклора) | Урок инсценирования Интерактивные технологии/1 | Выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих событие. -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации -правило построения ответа на вопрос. | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
12 | Рассказы о природе. М. Пришвин. «Лесная капель». Литературное слушание. Стихи о природе Е.Трутнева . «Когда это бывает?» | Комбиниро ванный урок. Интерактивные технологии/1 | Слушание рассказа М.Пришвина «Лесная капель», выполнение заданий в учебнике под руководством учителя и в тетради самостоятельно. Сравнение произведений о весне |
О наших друзьях – животных( 6 ч)
13 | Давайте дружить И.Мазнин, Бабочка Ю.Коваль. Аисты и лягушки С.Михалков Томкины сны Е.Чарушин. Рассказы о животных Ю. Коваль. «Бабочка»Загадка | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, оценивание поступка героя с опорой на личный опыт, анализ иллюстраций. -правила этикета -нормы и формы речевого общения Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям.. | Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
14 | Произведения о животных С.Михалков. «Аисты и лягушки» Загадка .В.Бианки. «Лесной колобок- колючий бок» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик -приемы выразительного чтения. Выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, работа над лексическим значением слов. -соблюдать ритм и настроение в стихотворении -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | |
15 | Рассказы для детей. Е.Чарушин «Томкины дети». И.Жуков «Нападение на зоопарк». М. Пришвин «Ежик». Ю.Могутин «Убежал» | Урок с элементами творчества Информационные технологии/1 | Осознанное чтение текста, выделение опорных слов, озаглавливание каждой части текста, подбор фрагмента текста к иллюстрации. -приёмы ведения диалога -построение ответов в соответствии с правилами речевого общения -правила выделения опорных слов для озаглавливания текста | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
16 | Произведения о дружбе животных и человека. М.Пришвин «Норка и Жулька». Б.Заходер «Ёжик» .Рассказы о животных. В. Чаплина «Мушка» | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Чтение учителем рассказа М.Пришвина «Норка и Жулька», учащиеся следят по тексту. Самостоятельное чтение учащимися стихотворение Б.Заходера «Ёжик», коллективное выполнение заданий под руководством учителя | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
17 | Произведение фольклора о животных. Русская народная песня «Котик». Загадка. Сказки -несказки о животных. Э.Шим «Глухарь» | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Повторение произведений фольклора. Слушание русской народной песни «Котик», выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных песен «Березка» и «Котик». Самостоятельная работа с загадкой. Работа с рассказом Э.Шима «Глухарь»: чтение, моделирование обложки, выполнение заданий под руководством учителя. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
18 | Рассказы о животных. Г.Скребецкий «Самые быстрые крылья». Обобщение по разделу. | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Чтение рассказа г.Скребецкого «Самые быстрые крылья» учащимися вслух по частям, выполнение заданий в учебнике, в тетради- самостоятельно с последующей проверкой под руководством учителя. Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике под руководством учителя. | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
Учимся уму-разуму( 4 ч)
19 | Сказки современных писателей для детей. «Добрая лошадь» М.Пляцковский. Литературное слушание. Рассказы о детях. С.Буруздин. «Веселые рассказы» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Работа с серией картинок и текстами, оценивание поступка героя, с опорой на личный опыт.
-приёмы речевых высказываний для оценки поступков героев; -правила гигиены; | Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватно воспринимать оценку учителя |
20 | Рассказы о детях и для детей. «Кто хозяин» В.Осеева, «На катке»В.Осеева Про то, для кого Вовка учится В.Голявкин, Самое страшное Е.Пермяк | Урок инсценирования Интерактивные технологии/1 | Выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, работа над лексическим значением слов. -соблюдать ритм и настроение в стихотворении -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации -правила ведения игры | Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
21 | Рассказы о детях. «Про то, для кого Вовка учится» В.Голявкин, Пословица. «Самое страшное» Е.Пермяк. Произведения для детей. С.Востоков «Кто кого». И.Бутман «Клоун» | 1 Литератур ное слуша ние/внеклас сное чтение Информационные технологии | Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик -приемы выразительного чтения. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
22 | Литературное слушание. Рассказы о детях и для детей. Е.Ильина «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка» Разножанровые произведения для детей. Е.Пермяк «Бумажный змей». В.Берестов «Сережа и гвозди» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами, интонирование предложения на основе знаков препинания, ответы на вопросы, используя художественный текст. -правила работы над текстом -приёмы ведения диалогической речи и правила строя устного высказывания -приёмы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации, громкостью речи и темпа речи. | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать оценку учителя |
О наших друзьях – животных( 4 ч)
23 | «Жук «А.Барто, «На одном бревне»Н.Сладков. «Как Никита играл в доктора»Е.Чарушин. | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Слушание поэтических произведений, использование художественно-выразительных средств, ведение диалогической речи. - приемы выразительного чтения. -способы заучивания стихотворения наизусть. -правила ведения диалогической речи. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
24 | «Томка и корова»Е.Чарушин Литературные (авторские ) сказки для детей. В.СУтеев «Цыпленок и утенок» | Комбиниро ванный урок Здоровьесберегательные технологии/1 | Осознанное чтение текста, выделение опорных слов, озаглавливание каждой части текста, подбор фрагмента текста к иллюстрации. -приёмы ведения диалогической речи и правила строя устного высказывания -приёмы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации, громкостью речи и темпа речи. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватно воспринимать оценку учителя |
25 | Литературные (авторские) сказки. С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить» Сказки зарубежных писателей. Д. Биссет «Дракон Комодо» | Рассматривание детских книг зарубежных писателей. Работа со сказкой: первичное ознакомительное чтение и выполнение заданий в учебнике. Чтение по частям и составление плана. Беседа о дружбе всего живого на Земле. Выполнение заданий в тетради, коллективная проверка | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватно воспринимать оценку учителя | |
26 | Литературное слушание. Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка». Обобщение оп теме. Рубрика «проверь себя» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Чтение сказки учителем или хорошо читающим учеником, выполнение заданий в учебнике. Упражнение в чтении текста(правильно и бегло) | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
О наших друзьях- животных (3 ч)
27 | Разножанровые произведения о животных. А.Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. Литературное слушание. Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Знакомство с новым разделом повторение произведений о животных. Работа со стихотворением А.Барто «Жук»: работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Чтение сказки, объяснение понимания заголовка, работа с иллюстрацией и чтение эпизода. Работа с пословицами- чтение, выполнение заданий. Работа с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»: слушание, беседа, выполнение заданий в тетради. Чтение текста, работа над образами героев. Игра «Кто больше?» | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
28 | Произведения о животных. В.Орлов «большие уши». Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка Литературное слушание. | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Работа со сказкой В.Орлова «Большие уши»: Чтение по частям, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами Е.Чарушина | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
29 | Рассказы о животных. Г.Скребецкий «Мать». О больших и маленьких. В.Берестов «Выводок» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Самостоятельная работа- составление списка авторов произведений о животных. Слушание рассказа Г.Скребицкгго «Мать», моделирование обложки, составление схематического плана, работа с учебной хрестоматией и тетрадью | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Читаем о родной природе (7 ч)
30 | Рассказы и стихотворения о природе. Радуга И.Соколов-Микитов, Эхо Е.Трутнева, Загадки Разножанровые произведения о природе. И.Шевчук «Ленивое эхо». К.Чуковский «Загадка» | Литератур ное слуша ние/внеклас сное чтение Информационные технологии/1 | Практическое определение жанров произведения, составление плана, сопоставление эпизодов разных произведений по эмоциональной окраске. -характерные признаки рассказа, стихотворения; -правила работы с текстом; -приёмы ведения диалогической речи. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
31 | Литературное слушание. Произведения о природе. А.Барто «Весенняя гроза» Произведения о природе. И.Соколов-Микитов «Май» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Выделение особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих событие. -способы заучивания стихотворения наизусть -приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации -правило построения ответа на вопрос. | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
32 | Произведения о весне. Пословица. Загадка. С.Витвицкий «Травка зеленеет» Рассказы для детей. Я.Тайц «Все здесь» Дополнительное чтение: Я.Тайц «По ягоды» | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Чтение прозаического произведения, определение главной мысли текста, составление рассказа по картинкам, работа над лексическим значением слов. -приёмы выразительного чтения; -правила работы с текстом; -порядок составления устных рассказов. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Адекватно воспринимать оценку учителя |
33 | Веселые стихи. Загадка. К.Чуковский «Радость» | Комбиниро ванный урок Информационные технологии/1 | Выразительное чтение стихотворений, эмоциональная оценка их. - приемы выразительного чтения. -способы заучивания стихотворения наизусть. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Формулировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. |
34 | Произведения о Родине и мире. М.Есеновский «Моя небольшая родина» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик -приемы выразительного чтения. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Ученик научиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
35 | Произведения о Родине и мире. Ю.Кориец «Волшебное письмо» Р.Валеева «Здравствуй лето» | Урок обобщения Интерактивные технологии/1 | Систематизация полученных знаний. Адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности развития сюжетного действия, особенности поведения героев и описания их автором. -обращать внимание на особенности авторского употребления слов, выражений; -обращать внимание на красоту, яркость и точность слова в художественном тексте; -наблюдать, как писатели и поэты видят и рисуют мир словами. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
36 | Обобщение по разделу. Рубрика «Поверь в себя» Дополнительное чтение В. Лунин «Я видела чудо» | Комбиниро ванный урок Интерактивные технологии/1 | Обобщение по изучаемому разделу выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Работа со стихотворением В.Лунина: самостоятельное первичное чтение. Творческая работа | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умение слушать и вступать в диалог. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Виды контроля и диагностики | |||||||||
Тема | Тематический | Промежуточный | Комплексный | Предметный | Стандартизированный | Нестандартизированный | Итоговый | Включение в состав портфолио | Дата проведения |
Стартовая диагностика № 1 | + | Сентябрь 9 урок | |||||||
Полугодовая диагностика | |||||||||
Промежуточнакя диагностика № 2 | |||||||||
Итоговая диагностика | + | Апрель 26 урок |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2011. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2012 – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2012 – 317 с.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2011 – 232 с. (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2011 – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011 — 151 с. : ил.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 век» Москва «Вентана-Граф» 2011г.
- Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебник. Москва «Вентана-Граф» 2011г
- Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» методическое пособие. Москва «Вентана-Граф» 2011г
- Л.А.Ефросинина «Литература для первоклассника» хрестоматия для учителя Москва «Вентана-Граф» 2011г
Печатные пособия.
Информационно-коммуникативные средства:
- общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.
Технические средства обучения:
- CD, DVD – проигрыватели;
- телевизор;
- аудио, видеомагнитофон;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- слайд-проектор;
- мультимедиа – проектор;
- магнитная доска;
- экран навесной;
- фотокамера цифровая;
- видеокамера цифровая.
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.
Учебно-практическое оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....