Литературное чтение 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 1 КЛАСС.
Пояснительная записка.
Программа по данному курсу составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса «Литературное чтение».
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния. Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Программа рассчитана на 44 часа (4 часа в неделю), ее структуру составляют разделы,
- в которых обозначены основные содержательные линии:
- Страна Вообразилия (14 ч)
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных (17 ч)
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».
Природа и мы (10 ч)
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
Навык и культура чтения: постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.
Работа с текстом и книгой: формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике. Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям. А также: развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту. Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт. Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности: формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам. Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.
Литературоведческая пропедевтика: первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой. Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- У учащихся будут сформированы:
- - положительное отношение к урокам литературного чтения.
- Учащиеся получат возможность для формирования:
- - внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
- - внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- внимания к красоте окружающего мира.
- ПРЕДМЕТНЫЕ
- Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
- объяснять смысл названия произведения;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога;
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
- различать сказки, стихотворения, рассказы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- - ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- - находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);
- - участвовать в диалоге;
- - сравнивать героев разных произведений.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- - выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- - знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
- - внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- - сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.
- Э.Э. Кац
- ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
- Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
- 1 класс
43 ч (4 ч в неделю)
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | ||||||||||||||
№ п/п | Дата урока | Тема урока, страницы учебника | Решаемые проблемы (цели) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||
3-я четверть (13 часов) | ||||||||||||||
1 | 26.02 | Знакомство с учебником. с. 3-5 | Формирование представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи. | Учебник, маршрутный лист. | Рассказывать о прочитанном. | Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||||||
Тема урока: Страна Вообразилия (13ч) | ||||||||||||||
2 | 27.02 | Игра с буквами. с. 6-7 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. | Словарь. Воображение. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Оценивать свои эмоциональные реакции. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||||||
3 | 3.03 | С. Михалков с. 8-9 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование умения определять свою эмоциональную реакцию на произведение, воспринятое на слух, находить в самостоятельно прочитанном тексте фрагменты, подтверждающие собственную эмоциональную оценку персонажа. | Способы и приемы заучивания наизусть. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
4 | 4.03 | Фантастические существа. с. 10-11 | Формирование культуры чтения стихотворений, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки, понимания эмоционально смыслового значения. | Интонация. Звуковой образ, эмоциональная окраска. | Рисовать героев произведений. Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. | Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
5 | 5.03 | В. Левин с. 12-14 | Формирование культуры чтения стихотворений. | Интонация. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. | Оценивать свои эмоциональные реакции. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
6 | 6.03 | Стихотворный ритм (хорей) с. 15-19 | Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. | Рифма, ритм. Хорей. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Объяснять смысл названия произведения. | Конструировать монологическое высказывание. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Участвовать в диалоге. Аргументировать свою позицию. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. | |||||||
7 | 11.03 | Освоение нового ритма (ямба). "Купите лук" с. 20-25 | Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. | Рифма, ритм. Ямб. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Объяснять смысл названия произведения. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Конструировать монологическое высказывание. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
8, 9 | 12,13.03 | Освоение рифмы с. 26-31 | Обогащение словаря. | Рифма. | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Объяснять смысл названия произведения. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
10 | 17.03 | Считалки с. 32-35 | Развитие внимания к эмоционально смысловому содержанию слова в литературном тексте. | Рифма. Считалка. | Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Сочинять истории, песенки, загадки. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему. | Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
11 | 18.03 | Чудесные приключения с. 36-43 | Закрепление культуры чтения стихотворений. | Главная мысль произведения, тема произведения. | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Объяснять смысл названия произведения. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Конструировать монологическое высказывание. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
12 | 19.03 | Неживое становится живым с. 44-47 | Развитие внимания к ритму стихотворения. | Герой произведения, характеристика героя. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. | Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
13 | 20.03 | Загадки. с. 48-51 | Обогащение словаря. | Жанр загадки. | Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Сочинять истории, песенки, загадки. | Готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине) | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
4-я четверть (29 часов) | ||||||||||||||
1 (14) | 1.04 | Звучащий мир в поэзии В. Лунин "Жук" Н. Матвеева "Молчание листика" "Было тихо" с. 52-55 | Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения создавать рассказ по картинкам. | Звуковое впечатление, эмоциональная окраска. | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. | Конструировать монологическое высказывание. Оценивать свои эмоциональные реакции. Аргументировать собственную позицию | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
Тема: Сказки о животных (17ч) | ||||||||||||||
2(15) | 2.04 | Народные сказки с. 58-61 | Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. | Сюжет. Инсценировка. | Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Читать по ролям художественный текст. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Инсценировать художественное произведение. | Понимание красоты окружающего мира. Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. | |||||||
3, 4 (16, 17) | 3,7.04 | «Лиса и тетерев» с. 62-65 | Обогащение словаря. | Герой произведения, его характер. | Выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, используя текст. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. | Включать в речь новые слова. Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. | Понимание красоты окружающего мира. Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
5-7 (18-20) | 8,9,10. 04 | «Лисичка-сестричка и волк» с. 66-71 | Формирование умения рассказывать о последовательности действий персонажа в конкретной ситуации. | План. Части текста. Озаглавливание. | Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Придумывать возможное развитие сюжета. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. | Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
8, 9 (21, 22) | 14,15.04 | «Конь и лиса» с. 72-80 | Обогащение словаря. | Последовательность событий. Качества героя. | Выразительно читать литературное произведение. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Придумывать возможное развитие сюжета. | Включать в речь новые слова. Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. | Понимание красоты окружающего мира. Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. | |||||||
10(23) | 16.04 | Авторские сказки с. 81-83 | Актуализация прошлого читательского опыта. | Инсценированное чтение. Повествование. | Отвечать на вопросы, используя текст. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Читать по ролям художественный текст. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Инсценировать художественное произведение. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
11, 12 (24, 25) | 17,21.04 | Дж. Харрис с. 84-89 | Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. | Герой, его внутренние состояния, переживания. | Отвечать на вопросы, используя текст. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Включать в речь новые слова. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. | |||||||
13, 14 (26, 27) | 22,23.04 | Н. Заболоцкий с. 90-97 | Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Формирование внимания к названию произведения. | Эмоциональная окраска. Интонация. План произведения. | Выразительно читать литературное произведение. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Рассказывать по предложенному плану. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Включать в речь новые слова. Инсценировать художественное произведение. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
15, 16 (28, 29) | 24,28.04 | Д. Биссет с. 98-101 | Развитие умений озаглавливать части рассказа, определять внутреннее состояние героя, выражать свое отношение к нему, рассказывать о совершаемых им поступках. | План. Заголовок. | Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Рассказывать по предложенному плану. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. | Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
17(30) | 29.04 | А. Усачев с. 102-105 | Включение новых слов в речевую практику. | Сюжет произведения, сюжетная линия. | Рассказывать по предложенному плану. Придумывать возможное развитие сюжета. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Включать в речь новые слова. | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. | |||||||
18(31) | 30.04 | Б. Сергуненков «Сладкая трава» с. 106-107 | Обогащение словаря, позволяющего оценить героя. Закрепление умения выделять в тексте необходимые фрагменты. | Фрагменты текста. Пересказ. | Выразительно читать литературное произведение. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. | Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Включать в речь новые слова. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
Тема: Природа и мы (10ч) | ||||||||||||||
19(32) | 5.05 | Г. Балл с. 110-113 | Развитие внимания к эмоционально смысловому содержанию слова. | Фрагменты текста. Авторская позиция. | Объяснять смысл названия произведения. Пересказывать текст подробно, выборочно. Выделять нужные фрагменты текста. | Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию. | Понимание красоты окружающего мира. Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||||||
20(33) | 6.05 | М. Пришвин с. 114-115 | Развитие внимания к смыслу слова в художественном тексте. | Эмоциональная окраска. Интонация. План произведения. | Объяснять смысл названия произведения. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять описания природы в разных произведениях. | Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать свою позицию. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
21(34) | 7.05 | А. Блок «Зайчик» с. 116-117 | Обогащение словаря. | Рифма, ритм. Лирика. | Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Выделять нужные фрагменты текста. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. | Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника. Включать новые слова в свою речь. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
22(35) | 8.05 | Н. Рубцов с. 118-119 | Обогащение словаря, включение новых слов в речевую практику. | Рифма, ритм. Лирическое произведение. | Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Выделять нужные фрагменты текста. Определять главную мысль произведения. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. | Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника. Включать новые слова в свою речь. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||||||
23(36) | 12.05 | Л. Толстой с. 121-122 | Развитие умения определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям. | Фрагменты текста. Пересказ. | Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. | Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
24(37) | 13.05 | Е. Чарушин с. 122-123 | Формирование умения рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. | Фрагменты текста. Пересказ. | Пересказывать текст подробно, выборочно. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. | Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника. | Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
25(38) | 14.05 | А. Барто с. 124-125 | Формирование внимания к смыслу постав ленного вопроса. Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. | Рифма, ритм. Авторская позиция. | Объяснять смысл названия произведения. Определять главную мысль произведения. | Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
26(39) | 15.05 | М. Пришвин с. 126-127 | Обогащение словаря. | Фрагменты текста. Пересказ. | Определять главную мысль произведения. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника. Включать новые слова в свою речь. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. Понимание красоты окружающего мира. | |||||||
27(40) | 19.05 | В. Жуковский с. 128-129 | Развитие умения воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. | Рифма, ритм. Лирическое произведение. | Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. | Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
28(41) | 20.05 | Л. Толстой с. 130-131 | Развитие внимания к переживаниям повествователя. | Сюжет произведения, сюжетная линия. | Пересказывать текст подробно, выборочно. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. | Определять свои возможности и интересы при выборе задания. Оценивать чтение товарища. Аргументировать собственную позицию. | Понимание красоты окружающего мира. Чутко относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||||||
29, 30 (42, 43) | 21,22.05 | Внеклассное чтение. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.
Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....
Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».
Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...
Технологическая карта урока по литературному чтению по программе "Планета Знаний" " А С Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Первый урок. Знакомство со сказкой ....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения по программе УМК " Планета знаний"
Пословицы о правде,о труде, о лени, о дружбе, о учёбе....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
Урок литературного чтения по программе «Планета знаний» 4 класс Русская сказка «Находчивый солдат»
Цель урока: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат». Урок литературного чтения способствует воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта, п...