Урок литературного чтения по программе «Планета знаний» 4 класс Русская сказка «Находчивый солдат»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат». Урок литературного чтения способствует воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта, поможет расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины. Совершенствуя речевые умения и навыки, учащиеся смогут сформировать навык правильного выразительного чтения, развить навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.77 МБ |
технологическая карта | 30.73 КБ |
приложение | 13.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная разминка простое решение – простой человек – простое платье –
Русская сказка «Находчивый солдат»
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по программе «Планета знаний» 4 класс
Русская сказка «Находчивый солдат»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.-1999; Э.Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2014.
Цель: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат».
Задачи урока:
- совершенствовать речевые умения и навыки;
- формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
- расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины;
- способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предметные результаты: расширить представление учащихся о такой форме устного народного творчества, как сказка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при групповой или коллективной работе; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям; обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.
Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.
Зрительный ряд: презентация учителя.
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент | |||
I. Организационный момент (1 мин). | - Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Проверьте свою готовность. | Приветствуют гостей. | |
II. Проверка д/з. (4 мин). | - С каким произведением мы работали на предыдущих уроках? - Какое задание вы выполняли дома? (Стр. 34 № 4: «Найди в сказке выражения, сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках.») | Ответы учащихся. | |
III. Введение в тему урока. (7 мин) | Актуализация знаний и постановка проблемы | ||
- Сегодня на уроке мы попробуем найти в новом произведении выражения, сочетания слов, о которых шла речь в д/з. Произведение новое, а вот один из главных героев вам знаком. Кто это? (На доске портрет Петра I). (Слайд 1) - Ученица нашего класса заранее получила индивидуальное д/з. Она подготовила мини-проект о Петре I. - Что нового вы узнали о царе? - Полученные знания вы сможете применить сегодня на уроке во время групповой работы. | Ответы учащихся. Ученица представляет мини-проект, в котором внимание сконцентрировано на личных качествах характера Петра I. (Презентация ученицы 4 класса). Ответы учащихся. | ||
Словарная разминка. | |||
(На доске слайд 2) простое решение - (легкое, быстрое решение) простой человек - (открытый, обыкновенный, бесхитростный, естественный человек) простое платье – (типичное, незамысловатое, обыкновенное платье) - Подбери синонимы к словосочетаниям. - Как вы думаете, имеют ли эти выражения отношение к Петру I? | Ответы учащихся: подбирают синонимы к словосочетаниям. Размышляют, высказывают своё мнение. | ||
IV. Объявление цели урока (1 мин). | - Сегодня мы познакомимся с русской сказкой «Находчивый солдат». (Слайд 3) | ||
V. Знакомство с произведением. (8 мин) | Совместное «открытие» знаний. | ||
- Послушайте русскую сказку «Находчивый солдат». Ваша задача: внимательно слушать и подумать, почему сказка названа в честь солдата, а не царя. (Первое чтение учителем). (Слайд 4) - Вам понравилась сказка? - Чем именно? - Почему сказка называется «Находчивый солдат»? - Как царь Пётр узнавал, что делается вокруг? - Что такое «питейное заведение»? - С кем разговорился царь? - Кем представился солдату царь Пётр? - Хороша ли была воинская дисциплина в полку? Почему? - Зачем царь приехал в полк? - Как вышел из сложившейся ситуации солдат? - Всё ли было понятно? - О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки. | Учащиеся слушают чтение русской сказки «Находчивый солдат». Учитель читает. Ответы учащихся. | ||
V. Физкультминутка (1 мин) | Звучит песня «Идёт солдат по городу…». | Дети под музыку выполняют ритмичные движения. | |
VI. Работа с текстом в группах (8 мин). | Совместное применение знаний. | ||
- Класс разбит на 3 рабочие группы. Сейчас вы будете читать произведение самостоятельно, выполняя задания. 1 группа - У вас на столах много книг, которые могут понадобиться вам для работы. Вы должны внимательно читать сказку и выписывать непонятные слова. Найдите информацию, которая поможет вам объяснить непонятные слова. 2 группа - Стр. 37 №3. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику Петру I. 3 группа - Стр. 37 № 2. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику солдату. | У учащихся группы на столах лежат различные словари, листки бумаги. Читают, выписывая сложные для восприятия слова. Находят толкование в словарях. Читают, записывают характеристику на листках. Читают, записывают характеристику на листках. | ||
VII. Словарная работа (5 мин). | - С какой группы начнём? - Без словарной работы мы упустим важные детали содержания сказки. Какой словарь вам понадобился для работы? - Почему? - Итак, первая группа по очереди озвучивает нам сложные для понимания слова. | Учащиеся читают слова и дают им объяснение, пользуясь толковым словарём. | |
IX. Выборочное чтение. (8 мин). | - Вторая группа даёт нам характеристику царя Петра. - Третья группа даёт характеристику солдата. | Учащиеся дают характеристику героям сказки. | |
X. Домашнее задание (1 мин). | - Завтра на уроке мы отправимся в театр! А актёрами будете вы. - Догадайтесь, какое будет д/з. (Чтение сказки по ролям) | Записывают д/з. | |
XI. Итог урока. Рефлексия (1 мин). | - Наш урок окончен. Что понравилось вам на уроке? - Вы работали хорошо и дружно. | Ответы учащихся. Оценки за урок. |
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.-1999.
- Кац Э.Э. «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
- Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
- Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ для 1 группы
Внимательно перечитать сказку и выписать в тетрадь непонятные слова. Найдите информацию, которая поможет вам объяснить их.
Оформление тетради
22 сентября
Русская сказка «Находчивый солдат»
ЗАДАНИЕ для 2 группы
Стр. 37 №3.
Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику Петру I, записывая в тетрадь.
Оформление тетради
22 сентября
Русская сказка «Находчивый солдат»
ЗАДАНИЕ для 3 группы
Стр. 37 № 2.
Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику солдату, записывая в тетрадь.
Оформление тетради
22 сентября
Русская сказка «Находчивый солдат»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по литературному чтению по УМК "Планета Знаний", 2 класс
Программа по литературному чтению по УМК "Планета Знаний", 2 классПрограмма содержит разделы:1) пояснительная записка;2) общая характеристика учебного предмета; 3) место учебного предмета в учебн...
Технологическая карта урока литературное чтение по УМК "Планета знаний"
Тема: «Хаврошечка» (русская народная сказка) стр. 46 – 51Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию уме...
Технологическая карта урока по литературному чтению по программе "Планета Знаний" " А С Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Первый урок. Знакомство со сказкой ....
Технологическая карта урока литературного чтения по программе УМК " Планета знаний"
Пословицы о правде,о труде, о лени, о дружбе, о учёбе....
Рабочая программа по литературному чтению для умк "Планета знаний" 1 класс
В рабочей программе представлены требования к результатам освоения курса, календарно-тематичское планирование, содержание курса, НРЭО...
Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...
Урок литературного чтения. Программа "Планета Знаний". Татарская народная сказка "Три дочери"
Урок литературного чтения. Программа "Планета Знаний". Татарская народная сказка "Три дочери"...