Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели для учителя
1) Познакомить с новым произведением В.К.Железникова
2) Помочь раскрыть смысл данного произведения, особенности характера героев (какую главную мысль хотел донести до нас автор?)
3) Проверить ваши умения работать с текстом
Цели для детей
1) Познакомиться с новым произведением
2) Узнать новых героев, понять мотивы их поступков
3) Узнать значение новых слов, понятий
4) Проверить свои умения работать с текстом через различные виды работы на уроке
5) Оценить свою работу на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект литературное чтение 3 класс | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
3 класс (система Л.В. Занкова)
Брулетова Марина Альбертовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6» г.Усинска
Тема: Владимир Карпович Железников «Рыцарь»
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», авт. В.Лазарева, 3 класс
- Портрет В.К.Железникова
- Карточки для работы с планом (работа в парах)
- Карточки для работы над характеристикой героев (работа в группах)
- Оценочные карты
- Проектор
- Презентация
- Целеполагание
- Цели для учителя
- Познакомить с новым произведением В.К.Железникова
- Помочь раскрыть смысл данного произведения, особенности характера героев (какую главную мысль хотел донести до нас автор?)
- Проверить ваши умения работать с текстом
- Цели для детей
- Познакомиться с новым произведением
- Узнать новых героев, понять мотивы их поступков
- Узнать значение новых слов, понятий
- Проверить свои умения работать с текстом через различные виды работы на уроке
- Оценить свою работу на уроке
- В конце урока каждый оценит свою работу, работу одноклассника. Я оценю вашу.
- Подготовка к первичному восприятию
- Кто такие рыцари и откуда в наш язык пришло это слово
Рассказ о происхождении и значении слова «рыцарь» (презентация) Приложение 1-выступление
- Рыцарь – самоотверженный и благородный человек. Это слово появилось в период Средневековья в Западной и Центральной Европе. Рыцарями называли воинов, тяжеловооруженных конных всадников. Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
Позднее это слово стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны».
- Первичное восприятие
- Как вы думаете, о каком герое-рыцаре пойдет речь в рассказе? О рыцаре в первом его значении или в переносном значении? Почему? (рассказ помещен в главе, где все рассказы о детях, о современной жизни, а не об исторических событиях)
Читают подготовленные дети.
В ходе чтения после слов: «Вот сейчас что-то должно было случиться» задается вопрос:
- Как вы думаете, что может произойти дальше? (дети высказывают предположения)
Чтение.
- Проверка первичного восприятия
- Какое первое впечатление у вас сложилось о главных героях рассказа?
- Вторичное восприятие и анализ текста
- Чтение про себя
- Чтение вслух по «цепочке»
Прочитали до слов: «… но шофёра теперь считал лучшим своим другом»
- Каким предстает перед нами в начале рассказа мальчик Саша? Что мы о нем узнаем?
(Любит машины, знает все марки советских автомобилей – человек увлеченный.
Воспитанный – без разрешения не вошел в гараж, поздоровался. С восхищением смотрит и общается со взрослым парнем, который тоже интересуется машинами. Отозвался на просьбу принести воды, хотя раньше этого не делал. Не очень ловкий.
Смелый – уверенно чувствует себя в гараже.
Дружелюбный – пожал руку парню.
Хотелось показаться лучше и сильнее.
Живет в этом доме, надеялся, что парень запомнит его, и их дружба продолжится.
Гордился знакомством с шофером, хотелось похвастаться перед ребятами, про себя называл шофера лучшим другом)
- Каким мы видим шофера в начале рассказа? Чем привлек Сашу шофер?
(Молодой, приветливый, умеет чинить машины, знает их.
Назвал незнакомого мальчика «малым».
От него пахло бензином и мазутом.
Проявил заботу о мальчике, сказав, что ведро, пожалуй, для него тяжелое)
Прочитали до слов: «Прошло несколько дней»
- Беседа. Выборочное чтение
- Перечитайте ту часть рассказа, где говорится о благородном поступке Саши. Найдите слова, которыми автор передает чувства мальчика.
(Мальчик был возмущен поступком шофера. В его душе вспыхнул гнев и переживание: «Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной. – Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… Я вас ударю».)
- Что вы можете сказать о поступке мальчика?
(Мальчик поступил смело, не испугался человека, который был старше и физически сильнее его: «Саша стоял перед ним, как дикий зверек, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые»).
- А почему же он не испугался?
(Ему было больно и обидно: «И только где-то в глубине его глаз шофер увидел боль и обиду». Вдвойне неожиданно и обидно, что обидел бабушку его друг - шофер)
- Можно ли назвать поступок Саши рыцарским? Легко ли было ему это сделать?(…)
- А теперь поговорим о герое, который совершил неблагородный поступок. Что вы можете сказать о шофере? Изменился ли он, по сравнению с началом рассказа?
(По отношению к бабушке шофер поступил грубо и неуважительно: «Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять…»
Шофер способен на хулиганский поступок: «… а то толкану машиной, костей не соберешь». Грубость считал обычным делом: «До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал.»
Оглушительно смеялся – невоспитанный)
- Что же заставило его задуматься о своих отрицательных чертах характера? О своем поступке?
(Благородство, решительный поступок мальчика. Этим Саша обезоружил шофера, и ему стало стыдно. В душе шофера еще жива совесть. И душа его не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика)
- Какие слова доказывают (подтверждают) вашу мысль?
(«И только где-то в глубине его глаз шофер увидел и боль и обиду»)
- Признал ли шофер свою вину? Прочитайте, как об этом пишет автор?
(«Ну. Прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы. Бабушка, великодушно простите»)
- А как отнеслась бабушка к поступку Саши? Прочитайте.
- Как автор передает душевное состояние бабушки?
(«… у нее в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у нее было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы …»)
- Почему именно так автор передает радость души человека – через песню?
(А это всегда так: когда у человека радость в душе, ему хочется петь. И очень часто в народе говорят: «Душа поет»)
- Как вы понимаете смысл слов «Душа поет»?
(Бабушка испытывала радость за внука и гордость за то, что у нее есть такой защитник: «… до чего дожила: Саша заступился за нее!»
Гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека: «Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человек!»)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.39. Подпишите словами из текста. Соответствует ли она вашим представлениям о внешности героев? Так ли вы их представляли?
- Как вы думаете, каким станет Саша, когда вырастет?
(Хорошим человеком, защитником слабых, защитником Родины)
- Попробуйте представить Сашу в рыцарских доспехах. Если хотите, придумайте ему герб и девиз. ДЗ
- Работа с планом (в парах)
- Восстановите последовательность пунктов плана Приложение 2 - План
Самостоятельная работа. Проверка по слайду.
- Почему именно так Вл. Железников назвал рассказ?
(Мужчина прежде всего – защитник своих близких людей, защитник Родины. Этому и учит рассказ)
- Оцените работу друг друга.
- Составление характеристик главных героев (работа в группах)
- Выбрать черты характера, особенности поступков главных героев (Саша, шофер)
(в каждой группе даны слова-характеристики, группе необходимо выбрать и поместить на доску слова для описания качества героев, которые они отобрали) Приложение– Характеристика героев
- Оцените работу одноклассников в группе.
- Сравнение главных героев с героями других рассказов
- На кого похожи герои?
Шофер | Саша |
«Полосатая палка» Ю.Яковлев | «Три ветки мимозы» В.Железников |
Оба способны на грубость и унижение людей. Но под воздействием обстоятельств меняется их характер. Признают свою вину. | Разные мальчики. Витя проявил эгоизм, душевную черствость. По-разному воспитаны. Испугался. Не смог отстоять свою правоту |
- Итог урока
- Выполнили поставленные задачи?
- Оцените свою работу.
- Рефлексия
(на листочках: Мне понравилось… Я узнал…)Приложение 3 - Рефлексия
- Урок хочу закончить словами Льва Кассиля: «Помни, что ты не один на свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, в твоей защите и помощи».
Приложения
Приложение 1
Выступление про рыцарей
Слово «рыцарь» в переводе с немецкого языка означает «всадник».
Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
В 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.
Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства.
Рыцарь должен:
- Быть сильным и умелым воином
- Хорошо драться на мечах, копьях, топорах
- Быть искусным наездником
- Проявлять доблесть в бою
- Быть справедливым
- Защищать слабых, особенно детей и женщин
- Быть учтивым и вежливым, особенно по отношению к женщинам
- Сражаться за державу
В современное время слово «рыцарь» стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей отчизны. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине».
Приложение 2
План
Шофёр просит прощения у мальчика и пожилой женщины | |
Размышления бабушки | |
Мальчик стал считать парня лучшим другом | |
Шофёр обидел его бабушку | |
Знакомство с шофёром | |
Саша встал на защиту бабушки | |
Саша помогает шофёру |
Приложение 3
Мне понравилось ……………..………………………………………..
……………………………………………………………………
Я узнал ………………………………………………………………….
……………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...