Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Брулетова Марина Альбертовна

Цели для учителя

1)    Познакомить с новым произведением В.К.Железникова

2)    Помочь раскрыть смысл данного произведения, особенности характера героев (какую главную мысль хотел донести до нас автор?)

3)    Проверить ваши умения работать с текстом

Цели для детей

1)    Познакомиться с новым произведением

2)    Узнать новых героев, понять мотивы их поступков

3)    Узнать значение новых слов, понятий

4)    Проверить свои умения работать с текстом через различные виды работы на уроке

5)    Оценить свою работу на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

3 класс (система Л.В. Занкова)

Брулетова Марина Альбертовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 6» г.Усинска

Тема: Владимир Карпович Железников «Рыцарь»

Оборудование:

  • Учебник  «Литературное чтение», авт. В.Лазарева, 3 класс
  • Портрет В.К.Железникова
  • Карточки для работы с планом (работа в парах)
  • Карточки для работы над характеристикой героев (работа в группах)
  • Оценочные карты
  • Проектор
  • Презентация

  1. Целеполагание
  1. Цели для учителя
  1. Познакомить с новым произведением В.К.Железникова
  2. Помочь раскрыть смысл данного произведения, особенности характера героев (какую главную мысль хотел донести до нас автор?)
  3. Проверить ваши умения работать с текстом
  1. Цели для детей
  1. Познакомиться с новым произведением
  2. Узнать новых героев, понять мотивы их поступков
  3. Узнать значение новых слов, понятий
  4. Проверить свои умения работать с текстом через различные виды работы на уроке
  5. Оценить свою работу на уроке

- В конце урока каждый оценит свою работу, работу одноклассника. Я оценю вашу.

  1. Подготовка к первичному восприятию

- Кто такие рыцари и откуда в наш язык пришло это слово

Рассказ о происхождении и значении слова «рыцарь» (презентация) Приложение 1-выступление

- Рыцарь – самоотверженный и благородный человек. Это слово появилось в период Средневековья в Западной и Центральной Европе. Рыцарями называли воинов, тяжеловооруженных конных всадников. Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.

Позднее это слово стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны».

  1. Первичное восприятие

-  Как вы думаете, о каком герое-рыцаре пойдет речь в рассказе? О рыцаре в первом его значении или в переносном значении? Почему? (рассказ помещен в главе, где все рассказы о детях, о современной жизни, а не об исторических событиях)

Читают подготовленные дети.

В ходе чтения после слов: «Вот сейчас что-то должно было случиться» задается вопрос:

- Как вы думаете, что может произойти дальше? (дети высказывают предположения)

Чтение.

  1. Проверка первичного восприятия

- Какое первое впечатление у вас сложилось о главных героях рассказа?

  1. Вторичное восприятие и анализ текста
  1. Чтение про себя
  2. Чтение вслух по «цепочке»

Прочитали до слов: «… но шофёра теперь считал лучшим своим другом»

                - Каким предстает перед нами в начале рассказа мальчик Саша? Что мы о нем узнаем?

(Любит машины, знает все марки советских автомобилей – человек увлеченный.

Воспитанный – без разрешения не вошел в гараж, поздоровался. С восхищением смотрит и общается со взрослым парнем, который тоже интересуется машинами. Отозвался на просьбу принести воды, хотя раньше этого не делал. Не очень ловкий.

Смелый – уверенно чувствует себя в гараже.

Дружелюбный – пожал руку парню.

Хотелось показаться лучше и сильнее.

Живет в этом доме, надеялся, что парень запомнит его, и их дружба продолжится.

Гордился знакомством с шофером, хотелось похвастаться перед ребятами, про себя называл шофера лучшим другом)

        - Каким мы видим шофера в начале рассказа? Чем привлек Сашу шофер?

(Молодой, приветливый, умеет чинить машины, знает их. 

Назвал незнакомого мальчика «малым».

От него пахло бензином и мазутом.

Проявил заботу о мальчике, сказав, что ведро, пожалуй, для него тяжелое)

 

Прочитали до слов: «Прошло несколько дней»

  1. Беседа. Выборочное чтение

- Перечитайте ту часть рассказа, где говорится о благородном поступке Саши. Найдите слова, которыми автор передает чувства мальчика.

        (Мальчик был возмущен поступком шофера. В его душе вспыхнул гнев и переживание: «Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной. – Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… Я вас ударю».)

                - Что вы можете сказать о поступке мальчика?

        (Мальчик поступил смело, не испугался человека, который был старше и физически сильнее его: «Саша стоял перед ним, как дикий зверек, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые»).

                - А почему же он не испугался?

        (Ему было больно и обидно: «И только где-то в глубине его глаз шофер увидел боль и обиду». Вдвойне неожиданно и обидно, что обидел бабушку его друг - шофер)

                - Можно ли назвать поступок Саши рыцарским? Легко ли было ему это сделать?(…)

                

                - А теперь поговорим о герое, который совершил неблагородный поступок. Что вы  можете сказать о шофере? Изменился ли он, по сравнению с началом рассказа?

        (По отношению к бабушке шофер поступил грубо и неуважительно: «Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять…»

        Шофер способен на хулиганский поступок: «… а то толкану машиной, костей не соберешь». Грубость считал обычным делом: «До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал.»

        Оглушительно смеялся – невоспитанный)

                - Что же заставило его задуматься о своих отрицательных чертах характера? О своем поступке?

        (Благородство, решительный поступок мальчика. Этим Саша обезоружил шофера, и ему стало стыдно. В душе шофера еще жива совесть. И душа его не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика)

                - Какие слова доказывают (подтверждают) вашу мысль?

        («И только где-то в глубине его глаз шофер увидел и боль и обиду»)

                - Признал ли шофер свою вину? Прочитайте, как об этом пишет автор?

        («Ну. Прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы. Бабушка, великодушно простите»)        

                - А как отнеслась бабушка к поступку Саши? Прочитайте.

                - Как автор передает душевное состояние бабушки?

        («… у нее в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у нее было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы …»)

                - Почему именно так автор передает радость души человека – через песню?

        (А это всегда так: когда у человека радость в душе, ему хочется петь. И очень часто в народе говорят: «Душа поет»)

                - Как вы понимаете смысл слов «Душа поет»?

        (Бабушка испытывала радость за внука и гордость за то, что у нее есть такой защитник: «… до чего дожила: Саша заступился за нее!»

        Гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека: «Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человек!»)

                - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.39. Подпишите словами из текста. Соответствует ли она вашим представлениям о внешности героев? Так ли вы их представляли?

-  Как вы думаете, каким станет Саша, когда вырастет?

        (Хорошим человеком, защитником слабых, защитником Родины)

                - Попробуйте представить Сашу в рыцарских доспехах. Если хотите, придумайте ему герб и девиз. ДЗ

  1.   Работа с планом (в парах)

- Восстановите последовательность пунктов плана Приложение 2 - План

Самостоятельная работа. Проверка по слайду.

- Почему именно так Вл. Железников назвал рассказ?

        (Мужчина прежде всего – защитник своих близких людей, защитник Родины. Этому и учит рассказ)

- Оцените работу друг друга.

  1. Составление характеристик главных героев (работа в группах)

- Выбрать черты характера, особенности поступков главных героев (Саша, шофер)

(в каждой группе даны слова-характеристики, группе необходимо выбрать и поместить на доску слова для описания качества героев, которые они отобрали) Приложение– Характеристика героев

- Оцените работу одноклассников в группе.

  1. Сравнение главных героев с героями других рассказов

- На кого похожи герои?

Шофер

Саша

«Полосатая палка» Ю.Яковлев

«Три ветки мимозы» В.Железников

Оба способны на грубость и унижение людей. Но под воздействием обстоятельств меняется их характер. Признают свою вину.

Разные мальчики. Витя проявил эгоизм, душевную черствость. По-разному воспитаны. Испугался. Не смог отстоять свою правоту

  1.   Итог урока

- Выполнили поставленные задачи?

- Оцените свою работу.

  1. Рефлексия

(на листочках: Мне понравилось… Я узнал…)Приложение 3 - Рефлексия

- Урок хочу закончить словами Льва Кассиля: «Помни, что ты не один на свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, в твоей защите и помощи».

Приложения

Приложение 1

Выступление про рыцарей

Слово «рыцарь» в переводе с немецкого языка означает «всадник».

Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.

В 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.

Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства.

Рыцарь должен:

  • Быть сильным и умелым воином
  • Хорошо драться на мечах, копьях, топорах
  • Быть искусным наездником
  • Проявлять доблесть в бою
  • Быть справедливым
  • Защищать слабых, особенно детей и женщин
  • Быть учтивым и вежливым, особенно по отношению к женщинам
  • Сражаться за державу

В современное время слово «рыцарь» стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей отчизны. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине».

Приложение 2

План

Шофёр просит прощения у мальчика и пожилой женщины

Размышления бабушки

Мальчик стал считать парня лучшим другом

Шофёр обидел его бабушку

Знакомство с шофёром

Саша встал на защиту бабушки

Саша помогает шофёру

Приложение 3

Мне понравилось ……………..………………………………………..

……………………………………………………………………

Я узнал ………………………………………………………………….

……………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...