Технологическая карта внеклассного чтения по теме: "А.П.Гайдар. "Тимур и его команда". Тимуровцы ХХ-ХХI века"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Подробный конспект внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Лахардова Наталья Викторовна - учитель начальных классов
г. Саратов, МОУ «СОШ №106»
Технологическая карта занятия по внеклассному литературному чтению
с применением методик театральной педагогики:
"«А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Тимуровцы ХХ-ХХI века»"
Данное занятие было запланировано как результат долговременного проекта по литературному чтению в 4 классе. Тема проекта соответствует программному материалу школьного предмета. В течение нескольких уроков обучающиеся выполняли различные задания, изучая произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда», его автобиографию; выполняли творческие работы, занимались театральной деятельностью в кружке. Заключительное занятие по проекту прошло в городской библиотеке, где была организована выставка всех прочитанных книг. Занятие проходило 1ч., с небольшими физ. минутками. Присутствовали родители учеников.
Тема | "Литературные герои произведений Аркадия Гайдара» | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка. Внеклассное мероприятие в городской библиотеке №13 | |
Основные предметные цели: | 1. Обобщить знания детей о литературных героях произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» 2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; психологические процессы ребёнка (внимание, память, эмоциональная способность). 3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество, патриотизм. | |
Технологии | Личностно-деятельностный подход, задания по групповой работе, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания), мпровизация. | |
Методы | Словесный, наглядный; частично-поисковый. | |
Использование приёмов театральной педагогики | ||
Планируемый результат | ||
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к литературным героям и биографии известных людей 2. Формирование восприятия. | Метапредметные умения Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели занятия. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах . 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной речи. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в паре, корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Предметные умения
|
Предварительная подготовка. | 1) Проведение запланированных классных часов: «А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.», «Тимуровцы нашего времени». 2) Выставка рисунков к произведениям А. Гайдара (каждый рисунок имеет пояснительный текст) 3) Создание диафильма к повести «Тимур и его команда» 4) Создание на уроке «Технологии» книжки - малышки. 5) На уроке «Русского языка»: - составление краткого пересказа произведения «Тимур и его команда». Запись текста в книжку - самоделку. - домашнее сочинение по воспоминаниям родителей (или бабушек и дедушек) на тему: «Моё детство с пионерией». Запись текста в книжку – самоделку; - сочинение «Мой любимый литературный герой». Запись текста в книжку - самоделку. 6) На уроках «Изобразительного искусства» иллюстрирование книжки - малышки. 7) Работа в театральном кружке: инсценирование мини-сценки по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда» 8) Домашняя работа с толковым словарём. Что такое «счастье»? Кто такие «пионеры»? – записать в книжку–самоделку. 9) Поход в городскую библиотеку. Тема занятия «А.П. Гайдар – жизнь и творчество». 10) На уроках музыки – разучивание песни «Гайдар шагает впереди!» | |
Технология проведения урока (этапы), номер слайда презентации | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Психологический настрой Включение учеников в учебную деятельность. 1) Объявление темы и постановка цели урока слайд №1 III. Работа по теме урока Слайды 2-3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 - 9 Слайд 10-34 Сценка из повести «Тимур и его команда» Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 37 Подведение итогов беседы Выводы по повести «Тимур и его команда» Выставка книжек - самоделок» IV. Подведение итогов V. Рефлексия Слайд 38 Песня «Гайдар шагает впереди» | -Учитель Я приглашаю вас всех в путешествие, Где ждут вас чудесные происшествия, Волшебные звуки, послушные дети, Все то, что так редко бывает на свете. В течение нескольких уроков литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, во внеурочное время мы выполняли различные виды творческих работ. Перед нами вставали проблемы, которые мы успешно разрешали. Мы работали над проектом: "«А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Тимуровцы ХХ-ХХI века»" - У нас не просто урок. Мы подводим итоги нашего проекта Большой, веселый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру. - Итак, что же мы узнали о жизни и творчестве этого замечательного человека? Слово о писателе (рассказывают 2 ученика) 1 ведущий: Аркадий Петрович Гайдар – известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, родился 9 января 1904 г. в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Настоящее имя - Аркадий Петрович Голиков. Учился в училище, но, когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы поехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: Ранили как-то на фронте Голикова. Пришёл навестить его комиссар и стал рассказывать: «Есть в Монголии сказка о человеке, который шёл в бой впереди всех, но не лез как ты, без толку под пули. Звали его Гайдар, а по-русски означает: «Всадник, скачущий на коне». 1 ведущий: На рассвете 23 октября 1941 года фашисты атаковали и окружили партизан, где в это время работал Гайдар. Спустя 3 дня он в сопровождении 3-х бойцов отправился в разведку. Гайдар первый наткнулся на засаду, когда, ничего не ожидая, вышел из-за насыпи во весь рост в своей длинной командирской шинели. Враги уже ждали партизан. Они были так близко, что Гайдар не успел даже вытащить гранату из кармана и вставить в неё запал. Он мог только смертью своей открыть товарищам присутствие враг… Он громко крикнул: «За Родину! Вперёд!» Фашистская пуля ударила его в самое сердце» и автоматная очередь оборвала жизнь А.П.Гайдара. Это произошло 26 октября 1941г. Писателю тогда было всего 37 лет. Посмертно его наградили Орденом Отечественной войны 1 степени. -Учитель: В советское время книги Гайдара были очень популярны. Детям ставили в пример героев его повестей и рассказов. В школах стали появляться отряды детей, помогающие пожилым людям. Назывались "тимуровскими", а их участники - "тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда". Кто же такие тимуровцы? 3 ведущий: Понятие «тимуровец» - из советских времён, обозначающее образцового пионера, совершающего хорошие поступки на благо конкретных людей и всего общества. -Учитель: Писатель назвал главного персонажа именем собственного сына. Гайдар написал повесть специально для детей, чтобы она стала поучительным вдохновляющим примером для пионеров. Впоследствии движение «тимуровцев» действительно развернулось по всей стране, а книгу переиздавали более 200 раз. Также был написан киносценарий. - Учитель: - Чтобы сделать диафильм, каждый из вас рисовал момент из повести. Вашей задачей было: выразить в рисунке то, что больше всего запомнилось, что вас тронуло. Рисунки все сопровождали текстами. Чтение диафильма (подготовлены заранее 4 ребёнка) Учитель: - Ребята из театрального кружка приготовили для вас небольшой Сценический этюд по повести Учитель:
- Предлагаю послушать сочинения на тему: «Мой любимый литературный герой» Учитель: - Подведём итог всему сказанному на уроке и порассуждаем: - Ребята, в ходе работы над проектом, каждый из вас готовил книжку-самоделку, в которую вы вложили старание, любовь, умение правильно и красиво оформлять. Я прошу показать и рассказать о своей книжке. (После рассказов 1-2-х человек, делаем выставку книжек-самоделок на доске) - Наш урок я хотела бы закончить словами С.В. Михалкова: Любимых детских книг творец - Поделимся впечатлениями о нашем уроке. - Урок заставил меня задуматься… - Я понял, что… - Считаете ли вы, что мы не напрасно готовили этот проект? - Что, на ваш взгляд, было самым трудным в работе? - Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы над проектом? -Хотели бы вы и дальше продолжить работу по созданию и внедрению новых творческих проектов по другим темам? -За что ты можешь похвалить себя? А одноклассников? - Кто хочет исполнить песню «Гайдар шагает впереди», прошу выйти. Желающие могут маршировать, как это делали раньше пионеры. - Урок окончен. Всем спасибо. | Настраиваются на работу Включаются в учебную деятельность Один ученик рассказывает четверостишие Выступление учеников Биография писателя А.П.Гайдар - красноармеец Писательская деятельность А.П. Гайдара «Всадник, скачущий на коне» Военный корреспондент Выступает подготовленный ученик Ученики читают выразительно слайды диафильма Ученики показывают приготовленную сценку 2 ученика читают свои сочинения на тему: «Мой литературный герой» 3 ученика читают сочинения на тему: «Моё детство с пионерией» Ученики участвуют в беседе с учителем, демонстрируют свои книжки – малышки (рассказывают, как её делали, что туда вписывали). Делятся впечатлениями о проделанной работе. |
Предварительный просмотр:
Лахардова Наталья Викторовна - учитель начальных классов
г. Саратов, МОУ «СОШ №106»
Технологическая карта занятия по внеклассному литературному чтению
с применением методик театральной педагогики:
"«А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Тимуровцы ХХ-ХХI века»"
Данное занятие было запланировано как результат долговременного проекта по литературному чтению в 4 классе. Тема проекта соответствует программному материалу школьного предмета. В течение нескольких уроков обучающиеся выполняли различные задания, изучая произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда», его автобиографию; выполняли творческие работы, занимались театральной деятельностью в кружке. Заключительное занятие по проекту прошло в городской библиотеке, где была организована выставка всех прочитанных книг. Занятие проходило 1ч., с небольшими физ. минутками. Присутствовали родители учеников.
Тема | "Литературные герои произведений Аркадия Гайдара» | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка. Внеклассное мероприятие в городской библиотеке №13 | |
Основные предметные цели: | 1. Обобщить знания детей о литературных героях произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» 2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; психологические процессы ребёнка (внимание, память, эмоциональная способность). 3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество, патриотизм. | |
Технологии | Личностно-деятельностный подход, задания по групповой работе, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания), мпровизация. | |
Методы | Словесный, наглядный; частично-поисковый. | |
Использование приёмов театральной педагогики | ||
Планируемый результат | ||
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к литературным героям и биографии известных людей 2. Формирование восприятия. | Метапредметные умения Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели занятия. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах . 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной речи. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в паре, корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Предметные умения
|
Предварительная подготовка. | 1) Проведение запланированных классных часов: «А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.», «Тимуровцы нашего времени». 2) Выставка рисунков к произведениям А. Гайдара (каждый рисунок имеет пояснительный текст) 3) Создание диафильма к повести «Тимур и его команда» 4) Создание на уроке «Технологии» книжки - малышки. 5) На уроке «Русского языка»: - составление краткого пересказа произведения «Тимур и его команда». Запись текста в книжку - самоделку. - домашнее сочинение по воспоминаниям родителей (или бабушек и дедушек) на тему: «Моё детство с пионерией». Запись текста в книжку – самоделку; - сочинение «Мой любимый литературный герой». Запись текста в книжку - самоделку. 6) На уроках «Изобразительного искусства» иллюстрирование книжки - малышки. 7) Работа в театральном кружке: инсценирование мини-сценки по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда» 8) Домашняя работа с толковым словарём. Что такое «счастье»? Кто такие «пионеры»? – записать в книжку–самоделку. 9) Поход в городскую библиотеку. Тема занятия «А.П. Гайдар – жизнь и творчество». 10) На уроках музыки – разучивание песни «Гайдар шагает впереди!» | |
Технология проведения урока (этапы), номер слайда презентации | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Психологический настрой Включение учеников в учебную деятельность. 1) Объявление темы и постановка цели урока слайд №1 III. Работа по теме урока Слайды 2-3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 - 9 Слайд 10-34 Сценка из повести «Тимур и его команда» Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 37 Подведение итогов беседы Выводы по повести «Тимур и его команда» Выставка книжек - самоделок» IV. Подведение итогов V. Рефлексия Слайд 38 Песня «Гайдар шагает впереди» | -Учитель Я приглашаю вас всех в путешествие, Где ждут вас чудесные происшествия, Волшебные звуки, послушные дети, Все то, что так редко бывает на свете. В течение нескольких уроков литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, во внеурочное время мы выполняли различные виды творческих работ. Перед нами вставали проблемы, которые мы успешно разрешали. Мы работали над проектом: "«А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Тимуровцы ХХ-ХХI века»" - У нас не просто урок. Мы подводим итоги нашего проекта Большой, веселый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру. - Итак, что же мы узнали о жизни и творчестве этого замечательного человека? Слово о писателе (рассказывают 2 ученика) 1 ведущий: Аркадий Петрович Гайдар – известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, родился 9 января 1904 г. в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Настоящее имя - Аркадий Петрович Голиков. Учился в училище, но, когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы поехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: Ранили как-то на фронте Голикова. Пришёл навестить его комиссар и стал рассказывать: «Есть в Монголии сказка о человеке, который шёл в бой впереди всех, но не лез как ты, без толку под пули. Звали его Гайдар, а по-русски означает: «Всадник, скачущий на коне». 1 ведущий: На рассвете 23 октября 1941 года фашисты атаковали и окружили партизан, где в это время работал Гайдар. Спустя 3 дня он в сопровождении 3-х бойцов отправился в разведку. Гайдар первый наткнулся на засаду, когда, ничего не ожидая, вышел из-за насыпи во весь рост в своей длинной командирской шинели. Враги уже ждали партизан. Они были так близко, что Гайдар не успел даже вытащить гранату из кармана и вставить в неё запал. Он мог только смертью своей открыть товарищам присутствие враг… Он громко крикнул: «За Родину! Вперёд!» Фашистская пуля ударила его в самое сердце» и автоматная очередь оборвала жизнь А.П.Гайдара. Это произошло 26 октября 1941г. Писателю тогда было всего 37 лет. Посмертно его наградили Орденом Отечественной войны 1 степени. -Учитель: В советское время книги Гайдара были очень популярны. Детям ставили в пример героев его повестей и рассказов. В школах стали появляться отряды детей, помогающие пожилым людям. Назывались "тимуровскими", а их участники - "тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда". Кто же такие тимуровцы? 3 ведущий: Понятие «тимуровец» - из советских времён, обозначающее образцового пионера, совершающего хорошие поступки на благо конкретных людей и всего общества. -Учитель: Писатель назвал главного персонажа именем собственного сына. Гайдар написал повесть специально для детей, чтобы она стала поучительным вдохновляющим примером для пионеров. Впоследствии движение «тимуровцев» действительно развернулось по всей стране, а книгу переиздавали более 200 раз. Также был написан киносценарий. - Учитель: - Чтобы сделать диафильм, каждый из вас рисовал момент из повести. Вашей задачей было: выразить в рисунке то, что больше всего запомнилось, что вас тронуло. Рисунки все сопровождали текстами. Чтение диафильма (подготовлены заранее 4 ребёнка) Учитель: - Ребята из театрального кружка приготовили для вас небольшой Сценический этюд по повести Учитель:
- Предлагаю послушать сочинения на тему: «Мой любимый литературный герой» Учитель: - Подведём итог всему сказанному на уроке и порассуждаем: - Ребята, в ходе работы над проектом, каждый из вас готовил книжку-самоделку, в которую вы вложили старание, любовь, умение правильно и красиво оформлять. Я прошу показать и рассказать о своей книжке. (После рассказов 1-2-х человек, делаем выставку книжек-самоделок на доске) - Наш урок я хотела бы закончить словами С.В. Михалкова: Любимых детских книг творец - Поделимся впечатлениями о нашем уроке. - Урок заставил меня задуматься… - Я понял, что… - Считаете ли вы, что мы не напрасно готовили этот проект? - Что, на ваш взгляд, было самым трудным в работе? - Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы над проектом? -Хотели бы вы и дальше продолжить работу по созданию и внедрению новых творческих проектов по другим темам? -За что ты можешь похвалить себя? А одноклассников? - Кто хочет исполнить песню «Гайдар шагает впереди», прошу выйти. Желающие могут маршировать, как это делали раньше пионеры. - Урок окончен. Всем спасибо. | Настраиваются на работу Включаются в учебную деятельность Один ученик рассказывает четверостишие Выступление учеников Биография писателя А.П.Гайдар - красноармеец Писательская деятельность А.П. Гайдара «Всадник, скачущий на коне» Военный корреспондент Выступает подготовленный ученик Ученики читают выразительно слайды диафильма Ученики показывают приготовленную сценку 2 ученика читают свои сочинения на тему: «Мой литературный герой» 3 ученика читают сочинения на тему: «Моё детство с пионерией» Ученики участвуют в беседе с учителем, демонстрируют свои книжки – малышки (рассказывают, как её делали, что туда вписывали). Делятся впечатлениями о проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.П.Гайдар "Тимур и его команда"
Урок литературного чтения с элементами критического мышления разработан для учащихся 4 класса. На уроке исользуется работа в группах....

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеклассное чтение. К 75 летию Победы. Тема "Домашние животные - маленькие герои большой Войны". 3 класс.
Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны....

Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....

Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.
Разработка урока литературного чтения в 4 классе (УМК "Перспектива"). Комбинированный урок с использованием технологи критического мышления, выполнение краткосрочных проектов....