Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема урока Н.Тэффи «Преступник ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
3 класс ПНШ
Учитель начальных классов МОУ – ООШ с. Ястребовка Жумалиева Айгуль Ковлановна
Тема урока | Н.Тэффи «Преступник ». |
Цель урока | Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования. Задачи: -развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память; -способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях; |
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Планируемые результаты: личностные УУД: -проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений; -работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность. Метапредметные УУД: Регулятивные: -самостоятельно ставить перед собой цели, -контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания Коммуникативные : -развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке; -учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов. |
Основные понятия | Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами. |
Ресурсы | Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова 3 класс; Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник. |
Использованная литература | Семененко Л.А. Учимся понимать текст Курск, 2005г. Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г. Совершенствование уроков литературного чтения. Методическое пособие для учителей начальных классов. Курск, 1999г. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г. Используемые технологии:
Формы работы:
|
Этапы урока: | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Оргмомент | Коммуникативное - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностное - самоопределение | Эмоциональный настрой: -Придумано кем-то, Просто и мудро, Здороваться утром: «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам»! «Доброе утро улыбчивым лицам»! -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь , повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок. -Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока. 1). Насколько активно вы планируете разбирать текст? Справитесь ли с заданиями , предложенными на уроке? 2). Все ли получится при работе в паре? 3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов. - У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься ЬТАТИЧ - Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать. - Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика. Речевая разминка Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений, приятный еловый запах. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). А теперь представьте, что перед вами горящая свеча. Потушите её (в один приём). Затушите 3 свечи подряд. Отработка дикции. -Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания Проанализировать текст и найти ошибки. Мурзик умывается, рукою вытирается. *** Пушистый, гадкий белый зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец колючее, мягкое платье! - Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, с удивлением, с огорчением, с радостью. |
ответы |
Проверка домашнего задания | Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные - самоопределение Регулятивные - контроль, оценка, коррекция | C 14-15 рабочая тетрадь №9 1.Прочитать бегло, выразительно. 2. Ответить на вопросы - как герой объясняет свою ошибку во время игры в футбол? - кто стал причиной того, что герой принял картинную позу? - часть 2 кажется смешной, потому что в ней есть :а) путаница, б)контраст, в) преувеличение | ответы |
Актуализация знаний | Коммуникативное - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| -Вспомните название темы, которую мы изучаем. -Найдите название следующего произведения и фамилию автора. -Какие цели поставим на урок? -Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать? Презентация « Н.Тэффи» слайд 1 портрет слайд 14 когда умерла слайд 2 фамилия слайд 15 – 20 портреты писательницы слайд 3 высказывание подруги слайд 4 как она писала слайд5 псевдоним слайд 6 происхождение псевдонима слайд 7 где родилась? Слайд 8-11 творчество Слайд 12 когда началась печататься? Слайд 13 когда пришла известность? | ответы |
Целеполагание и мотивация | Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные - самоопределение | Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката. В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон».. Надежда Александровна Тэффи работала в Киеве, Одессе,Турции, Париже.Некоторое время жила в Германии. Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. -Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи–это не настоящая фамилия, а.. -ВЕРНО, ЭТО ПСЕВДОНИМСуществует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“». | ответы |
Физпауза |
| Гимнастика для глаз. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
|
Первичное восприятие текста | Коммуникативные -достижение договоренностей и согласование общего решения Регулятивные- прогнозирование Личностные-смыслообразование Предметные - выполнение действий по алгоритму | Методический прием «Предположение» -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ - Определите тему рассказа. Тема: о детях. - Что может произойти в рассказе с таким названием? 1) Предварительная словарная работа -Ребята, теперь обратите внимание на доску. В этом тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения. -Где можно посмотреть значение слов? Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов. Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон. Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию. Преступный- содержащий в себе преступление Надобности- необходимость, потребность, дело Порядочный (человек)-честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость Легальный-не нарушающий закона Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой Выгореть- то же , что и удасться Тактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. 2)Первичное восприятие Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя. -О каких же страстях может идти речь? -Прочитаем первую часть и узнаем, кто же преступник? -Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. -Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»? -Какой же предмет возбуждал страсть Вовки? | высказыва ния Работа с новыми словами: (дети объясняют значение слов) |
Самостоятельная работа | Познавательные Общеучебные – умение структурировать Личностные -самоопределение | Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша. -Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота») - Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, серенькая, все блеклое и унылое».) -Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш) -Сразу ли Вовка встал на путь преступления? -Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. -О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом? -Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши? Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать? -Предположите, как дальше будут развиваться события? Чтение второй части рассказа -Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события. -Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя? -Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало) | чтение текста молча |
Анализ произведения | Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные - контроль, коррекция, оценка действий Личностные самоопределение | Работа над содержанием Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 Работа в парах Почему мама не вернет сама карандаши мальчикам? Продолжите мысль Анишит Йокоповны -Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают) А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами. Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно. — Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.) — Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного? — В чем же причина того, что Вовка украл карандаш? Зачем ему он? — Анишит Йокоповна считает, что Вовка стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением? -Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой? -Чем закончилась эта часть? -Почему Вовка не отдал карандаши? -Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста. -Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи? — Какой бы совет вы дали его герою? - Чему учит текст? Текст рассказа учит нас быть честными, послушными. | доказательные высказывания |
Физпауза |
| Ф И З М И Н У Т К А Потрудились – отдохнем! Встанем, глубоко вздохнем- (три раза) Три наклона – раз, два, три. Прямо встать – Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили – всем улыбки подарили! |
|
Определение основной мысли и темы произведения | Регулятивные - выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные оценка действий партнера | Вывод: - Почему рассказ называется “Преступник”? Объяснить смысл пословицы Коготок увяз, и всей птичке конец - опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. — Вспомните, как называется рассказ. — Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в названии содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.) — Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ? | выдвижение версий
|
Рефлексия | Коммуникативные умение выражать свои мысли Личностные-Анализ собственной деятельности Смыслообразование Познавательные - рефлексия Коммуникативное- адекватное понимание причин успеха/неуспеха/ | Ребята, я довольна вашей отличной работой. Оценки выставляем совместно. - С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? Кто автор? Этот рассказ помог вам понять сложность опасной ситуации, пригласил к размышлению). -Возьмите светофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом . -Совпали ваши прогнозы с результатом? -Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока? -Все цели достигнуты? -А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя. --Расскажите, что вам дал сегодняшний урок. -Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту? - Прочитайте пословицы.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением Н.Тэффи. - Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! | аргументированные ответы |
Домашнее задание | Регулятивные - выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению | - Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.- Ребята, на доске несколько вариантов домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. Домашнее задание: 1.Перечитать обе части на стр .58-63; 2. По выбору: а). Нарисовать , каким вы себе представляете Вовку. б). Составить рассказ о Вовке 3. пересказ | пересказ текста работа в группах самоконтроль
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...