Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Жумалиева Айгуль Ковлановна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема урока Н.Тэффи «Преступник ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

3 класс ПНШ

Учитель  начальных классов  МОУ – ООШ с. Ястребовка Жумалиева Айгуль Ковлановна

Тема урока

  Н.Тэффи «Преступник ».

Цель урока

 Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать  текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Задачи:

-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию,  принятию нравственно-этических норм и проявлению их в  жизненных ситуациях;  

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Планируемые результаты: личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к чтению  литературных произведений;

-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-самостоятельно ставить перед собой цели,

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Коммуникативные :

-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве  при анализе прозаических текстов.

Основные понятия

Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова 3 класс;

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.

Использованная литература

Семененко Л.А. Учимся понимать текст Курск, 2005г.

Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.

Совершенствование уроков литературного чтения. Методическое пособие для учителей начальных классов. Курск, 1999г.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г.

  Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • общеклассные;

 Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

Коммуникативное

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Личностное

- самоопределение

Эмоциональный настрой:

      -Придумано кем-то,

Просто и мудро,

Здороваться утром:

«Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам»!

«Доброе утро улыбчивым лицам»!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь , повернитесь  к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок.

-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете  в конце урока.

1).  Насколько активно вы планируете разбирать текст?

Справитесь ли с заданиями , предложенными на уроке?

2).  Все ли получится при работе в паре?

3).  Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.

- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься

ЬТАТИЧ
ЬТАДЮЛБНА
ьтаджуссар
ЬТАМУД

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

- Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений, приятный еловый запах. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

А теперь представьте, что перед вами горящая свеча. Потушите её (в один приём). Затушите 3 свечи подряд.

Отработка дикции.

-Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания

Проанализировать текст  и найти ошибки.

Мурзик умывается, рукою вытирается.

***

Пушистый, гадкий белый зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец колючее, мягкое платье!

- Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, с удивлением, с огорчением, с радостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы

Проверка домашнего задания

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Личностные

- самоопределение

Регулятивные

- контроль, оценка, коррекция

C 14-15 рабочая тетрадь №9

1.Прочитать бегло, выразительно.

2. Ответить на вопросы

- как герой объясняет свою ошибку во время игры в футбол?

- кто стал причиной того, что герой принял картинную позу?

- часть 2 кажется смешной, потому что в ней есть :а) путаница, б)контраст,

в) преувеличение

ответы

Актуализация знаний

Коммуникативное

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

 

   -Вспомните название темы, которую мы изучаем.

-Найдите название следующего произведения и фамилию автора.

-Какие цели поставим на урок?

-Знакомы ли мы  этой писательницей? Хотите о ней узнать?

Презентация « Н.Тэффи»

слайд 1 портрет                            слайд 14 когда умерла

слайд 2 фамилия                           слайд 15 – 20 портреты писательницы

слайд 3 высказывание подруги

слайд 4 как она писала

слайд5 псевдоним

слайд 6 происхождение псевдонима

слайд 7 где родилась?

Слайд 8-11 творчество

Слайд  12 когда началась печататься?

Слайд 13 когда пришла известность?

ответы

Целеполагание и мотивация

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Личностные

- самоопределение 

Надежда Александровна Теффи  - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в  Санкт-Петербурге  в семье адвоката.

В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..

Надежда Александровна  Тэффи работала в  Киеве, Одессе,ТурцииПариже.Некоторое время жила в Германии.

Умерла 6 октября 1952 года в Париже,  похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

-Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи–это не настоящая фамилия, а..

-ВЕРНО,  ЭТО ПСЕВДОНИМ

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё.  Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».

ответы

Физпауза

 

 Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

 

Первичное восприятие текста

Коммуникативные

-достижение договоренностей и согласование общего решения

Регулятивные-

прогнозирование

Личностные-смыслообразование

Предметные

- выполнение действий по алгоритму

Методический прием «Предположение»

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ

 - Определите тему рассказа. Тема: о детях.  

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

1) Предварительная словарная работа

-Ребята, теперь обратите внимание на доску. В этом   тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

-Где можно посмотреть значение слов?

Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.

Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный- содержащий в себе преступление

Надобности- необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек)-честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный-не нарушающий закона

Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой

 Выгореть- то же , что и удасться

Тактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

2)Первичное восприятие

Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.

-О каких же страстях может идти речь?

-Прочитаем первую часть и узнаем, кто же преступник?

-Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.

-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?

высказыва

ния

Работа с новыми словами: (дети объясняют значение слов)

Самостоятельная работа

Познавательные

Общеучебные – умение структурировать

Личностные

-самоопределение

Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.

-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)

- Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, серенькая, все блеклое и унылое».)

-Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш) 

-Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом? 

-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

-Предположите, как дальше будут развиваться события?

Чтение второй части рассказа

-Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.

-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

-Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало)

чтение текста молча

Анализ произведения

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Регулятивные

- контроль, коррекция, оценка действий

Личностные самоопределение

        Работа над содержанием

Чтение диалога Миши и Анишит  Йокоповны на стр.63

 Работа в парах

Почему мама не вернет сама карандаши мальчикам? Продолжите мысль Анишит Йокоповны

-Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

— Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

— Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного?

— В чем же причина того, что Вовка украл карандаш? Зачем ему он?

— Анишит Йокоповна считает, что Вовка  стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?

-Сработал ли план, придуманный  маминой приятельницей Верой?

-Чем закончилась эта часть?

-Почему Вовка не отдал карандаши?

-Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

-Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

     — Какой бы совет вы дали его герою?

 - Чему учит текст? Текст рассказа  учит нас быть честными, послушными.

доказательные высказывания

Физпауза

 

  Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)

Три наклона – раз,  два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

 

Определение основной мысли и темы произведения

Регулятивные

- выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные оценка действий партнера

Вывод: - Почему рассказ называется “Преступник”?
- Можно ли придумать рассказу другое название? Какое?

Объяснить смысл пословицы  

Коготок увяз, и всей птичке конец

- опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя.

 — Вспомните, как называется рассказ.

— Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в названии содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)

— Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ?

выдвижение версий

 

Рефлексия

Коммуникативные умение выражать свои мысли

Личностные-Анализ собственной деятельности

Смыслообразование

Познавательные - рефлексия

Коммуникативное- адекватное понимание причин успеха/неуспеха/

Ребята, я довольна вашей отличной работой. Оценки  выставляем совместно.

- С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? Кто автор? Этот рассказ помог вам понять сложность опасной ситуации, пригласил к размышлению).

-Возьмите светофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом .

-Совпали ваши прогнозы с результатом?

-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

-Все цели достигнуты?

-А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

--Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.

-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?

- Прочитайте пословицы.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением Н.Тэффи.

- Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

аргументированные ответы

Домашнее задание

Регулятивные

- выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

- Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.- Ребята, на доске несколько  вариантов домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

Домашнее задание:

1.Перечитать обе части на стр .58-63;

2. По выбору:

а). Нарисовать , каким вы себе представляете Вовку.

б). Составить рассказ о Вовке

3. пересказ

пересказ текста

работа в группах

самоконтроль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...