Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению
Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тетрадь: Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Хрестоматия: Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_3.docx | 86.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению
Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тетрадь: Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Хрестоматия: Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Цели и задачи обучения литературному чтению
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Специфика предмета
Специфические особенности курса литературного чтения в 3 классе являются следующие:
- сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
- работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
- формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Общая характеристика курса литературного чтения в 3 классе.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:
- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
- эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
- эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
- преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:
- содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
- развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
- системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
- умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.
Основные содержательные линии программы
Развитие навыка чтения.
Развитие навыка чтения идёт от формирования громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 3 классе – наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто хорошо читает, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения.
Развитие восприятия произведения.
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому – то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребёнок постепенно осознаёт, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.
В 3 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие, 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Знакомство с литературоведческими понятиями.
В 3 классе вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.
Развитие речевых умений.
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.
Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности.
Добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.
Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом. Соответственно программа рассчитана на 136 учебных часов.
Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработана на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение».
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 3-х классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты освоения курса «Литературное чтение».
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения.
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правдой над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие фактической информации.
Литературоведческая препедевтика.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся.
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Чтение: работа с информацией.
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Учебно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-ем классе
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
Уроки | Проверь себя | Итоговая комплексная контрольная работа | Проверка техники чтения | Тестирование | |||
Устное народное творчество | 16 | 14 | 2 | ||||
Басни | 5 | 4 | 1 | ||||
Произведения А.С. Пушкина | 10 | 9 |
| 1 | |||
Стихи русских поэтов Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет | 5 | 4 | 1 | ||||
Произведения Л.Н.Толстого | 11 | 10 | 1 | ||||
Произведения Н.А.Некрасова | 7 | 6 | 1 | ||||
Произведения А.П.Чехова | 6 | 5 | 1 | ||||
Сказки зарубежных писателей | 4 | 3 |
| 1 | |||
Стихи русских поэтов | 7 | 6 | 1 | ||||
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка | 6 | 5 | 1 | ||||
Произведения А.И.Куприна | 8 | 7 | 1 | ||||
Стихи С.А.Есенина | 7 | 6 |
| 1 | |||
Произведения К.Г.Паустовского | 12 | 11 | 1 | ||||
Произведения С.Я.Маршака | 4 | 4 | |||||
Рассказы Л.Пантелеева | 5 | 4 | 1 | ||||
Произведения А.П.Гайдара | 6 | 5 | 1 | ||||
Произведения М.М.Пришвина | 6 | 5 | 1 | ||||
Произведения зарубежных писателей | 11 | 9 | 1 |
| 1 | ||
Итого: | 136 | 117 | 10 | 1 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-ем классе
№ п/п | Тема урока, проекта | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности учащихся | |
План | Факт | |||||
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль. «Старик-годовик». | 1 | Комбинированный | Знать: – жанры произведений: загадки, пословицы, сказки; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения – сравнивать сказки разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности | ||
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы | 1 | Комбинированный | |||
3 | Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое». | 1 | Комбинированный | |||
4 | Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую» | 1 | Комбинированный | |||
5 | Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. | 1 | Комбинированный | |||
6 | Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. | 1 | Комбинированный | Знать: – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения – сравнивать сказки разных народов – использовать при чтении средства выразительности Знать: -малые формы фольклора: скороговорки, потешки и их особенности | ||
7 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». | 1 | Комбинированный | |||
8 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 1 | Комбинированный | |||
9 | Слушание и работа с детскими книгами «Сказки народов России». | 1 | Комбинированный | |||
10 | Скороговорки. Потешки. | 1 | Комбинированный | |||
11 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Проверь себя» | 1 | Рефлексия | |||
12 | Былины. «Добрыня и Змея». Понятие о былине | 1 | Комбинированный | Знать: – жанры произведений: былина Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности | ||
13 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Комбинированный | |||
14 | Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». | 1 | Комбинированный | |||
15 | Слушание и работа с детскими книгами. Былины | 1 | Комбинированный | |||
16 | Обобщение по разделу «Былины». Мини – проект «Былинные герои». Проверь себя. | 1 | Рефлексия | |||
17 | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова. | 1 | Комбинированный | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню – сравнивать героев басни | ||
18 | И. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица». Сравнение басен Эзопа и Крылова. | 1 | Комбинированный | |||
19 | И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник» Проверка техники чтения. | 1 | Комбинированный | |||
20 | Слушание и работа с детской книгой. Басни. | 1 | Комбинированный | |||
21 | Обобщение по разделу «Басни». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
22 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете. | 1 | Комбинированный | Знать: – литературоведческие понятия: стих, поэма, стихотворная строка, рифма, ритм. Уметь: - находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | ||
23 | А.С.Пушкин. «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | 1 | Комбинированный | |||
24 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр» | 1 | Комбинированный | Знать: – литературоведческие понятия: литер. сказка Уметь: - выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста | ||
25 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев | 1 | Комбинированный | |||
26 | А. С. Пушкин «« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | |||
27 | Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | Комбинированный | Знать: – литературоведческие понятия: литер. сказка Уметь: - выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста | ||
28 | Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны…». Тестирование №1 | 1 | Контрольный | |||
29 | Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений | 1 | Комбинированный | Уметь: - выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста | ||
30 | А. С. Пушкин «Няне». Творческая работа «О няне А.С. Пушкина». | 1 | Комбинированный | Знать: – литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм Уметь: – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | ||
31 | Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Проверь себя. | 1 | Рефлексия | Уметь: - находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | ||
32 | Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» | 1 | Комбинированный | Знать: - творчество Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета. – литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм Уметь: - находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи - определять жанр произведения; -выделять главную мысль произведения; – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение Знать: все литературоведческие понятия. Уметь: определять жанр произведения; -выделять главную мысль произведения; – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); - находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи Знать наизусть стихи русских поэтов | ||
33 | Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень». | 1 | Комбинированный | |||
34 | Стихи А.А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря…» | 1 | Комбинированный | |||
35 | Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов. | 1 | Комбинированный | |||
36 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
37 | Жанры произведений Л.Н. Толстого. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк». Сравнение сказки и басни | 1 | Комбинированный | |||
38 | Жанры произведений Л.Н. Толстого. «Ореховая ветка» Проверка техники чтения. | 1 | Контрольный | |||
39 | Слушание и работа с детскими книгами. «Работник Емельян и пустой барабан». | 1 | Комбинированный | |||
40 | Слушание и работа с книгой. Сказки Л.Н. Толстого. | 1 | Комбинированный | Знать: - творчество Л.Н. Толстого; – имя, отчество и фамилию поэта; – произведения Л.Н. Толстого (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения | ||
41 | Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 | Комбинированный | |||
42 | Научно-популярные и художественные рассказы Л. Н. Толстого «Лев и собачка» | 1 | Комбинированный | |||
43 | Художественные рассказы Л.Н. Толстого. «Прыжок» | 1 | Комбинированный | |||
44 | Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок». Характеристика героев | 1 | Комбинированный | |||
45 | Былины Л.Н.Толстого. «Как боролся русский богатырь». | 1 | Комбинированный | |||
46 | Слушание и работа с книгой. А.Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 | Комбинированный | Уметь: - понимать содержания литературного произведения; - определять главную мысль Знать: - творчество Н.А. Некрасова; – имя, отчество и фамилию поэта; – произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения | ||
47 | Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
48 | Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | 1 | Комбинированный | |||
49 | Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок), К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | Комбинированный | |||
50 | Стихи о детях. Слушание и работа с книгой. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении) | 1 | Комбинированный | |||
51 | Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…», «Зеленый Шум». К.И Чуковский. «Зеленый Шум» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения. Уметь: – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию | ||
52 | Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Создание словесного образа Воеводы. | 1 | Комбинированный | |||
53 | Слушание и работа с книгой. К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). | 1 | Комбинированный | |||
54 | Ообобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
55 | Повести и рассказы. А. П. Чехов «Степь» (отрывок). И.С. Тургенев «Лес и степь». | 1 | Комбинированный | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод Уметь: – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль произведения объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль) | ||
56 | Повести и рассказы А.П. Чехова «Белолобый» | 1 | Комбинированный | |||
57 | Произведения о детях А.П. Чехова «Ванька» | 1 | Комбинированный | |||
58 | А.П. Чехов «Ванька». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
59 | Слушание и работа с книгой. Книги о животных. Л. Андреев «Кусака» | 1 | Комбинированный | |||
60 | Очерки и воспоминания.. Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
61 | Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок. Тестирование №2 | 1 | Контрольный | Уметь: – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности Уметь: - выявлять особенности сказок; - выразительно читать по ролям Уметь: – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира. | ||
62 | Сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» | 1 | Комбинированный | |||
63 | Слушание и работа с книгой. Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Снеговик», Братья Гримм «Умная дочь крестьянская | 1 | Комбинированный | |||
64 | Урок – утренник «В мире сказок». | 1 | Комбинированный | |||
65 | Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь» | 1 | Комбинированный | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | ||
66 | Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро» | 1 | Комбинированный | |||
67 | Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство» | 1 | Комбинированный | |||
68 | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» | 1 | Комбинированный | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | ||
69 | Стихи о Родине. С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Пейзаж в стихотворении. | 1 | Комбинированный | |||
70 | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва» | 1 | Комбинированный | Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | ||
71 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
72 | Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | Комбинированный | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; –выделять главную мысль рассказа; -читать вслух и про себя быстро и правильно | ||
73 | Проект «Наши друзья – животные» | 1 | Рефлексия | |||
74 | Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | |||
75 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 1 | Комбинированный | Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; –выделять главную мысль рассказа. | ||
76 | Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» | 1 | Комбинированный | |||
77 | Обобщение по разделу «Рассказы Д. Мамина-Сибиряка» Проверь себя | 1 | Рефлексия | Уметь: – пересказывать по плану подробно и кратко; -читать вслух и про себя быстро и правильно | ||
78 | Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» Проверка техники чтения. | 1 | Контрольный | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | ||
79 | А.Куприн «Синяя звезда». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
80 | А.Куприн «Синяя звезда». Работа по плану. | 1 | Комбинированный | |||
81 | А.Куприн «Синяя звезда». Сравнение рассказа с легендами. | 1 | Комбинированный | |||
82 | Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Комбинированный | |||
83 | А. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Комбинированный | |||
84 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. А.Куприн. «Собачье счастье» | 1 | Комбинированный | Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; | ||
85 | Обобщение по теме «Произведения А.И. Куприна» Проверь себя | 1 | Рефлексия | Уметь: – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; | ||
86 | Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения С.А. Есенина разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, учить отрывки наизусть; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений. | ||
87 | Стихи о природе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | Комбинированный | |||
88 | Стихи о природе. С. Есенин. «Берёза» | 1 | Комбинированный | |||
89 | Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки» | 1 | Комбинированный | |||
90 | С.Есенин «Бабушкины сказки» Тестирование №3 | 1 | Контрольный | |||
91 | Слушание и работа с детскими книгами. Родные поэты. С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…» И.С. Тургенев «Деревня» | 1 | Комбинированный | |||
92 | Обобщение по разделу «Стихи С.А Есенина». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
93 | Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль и содержание произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой) | ||
94 | К. Паустовский «Стальное колечко». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
95 | К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ по плану. | 1 | Комбинированный | |||
96 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» | 1 | Комбинированный | |||
97 | К. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Комбинированный | |||
98 | Творческая работа. Рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь». | 1 | Комбинированный | |||
99 | Рассказы о животных. К. Паустовский «Заячьи Лапы» | 1 | Комбинированный | |||
100 | Рассказы К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди?» | 1 | Комбинированный | |||
101 | Рассказы К.Г. Паустовского. Образы героев и описание природы | 1 | Комбинированный | |||
102 | Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. И.С. Тургенев. «Воробей» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания) | ||
103 | Обобщение по разделу «Произведения К.Г.Паустовского». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
104 | Урок-утренник. «Моя любимая книга» | 1 | Комбинированный | Уметь: – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания) | ||
105 | Стихи о Родине и о родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» | 1 | Комбинированный | Уметь: - творчески проявлять себя Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения | ||
106 | С.Я. Маршак «Ландыш» | 1 | Комбинированный | |||
107 | Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. «Кошкин дом» | 1 | Комбинированный | |||
108 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин «С Маршаком» | 1 | Комбинированный | |||
109 | Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово» | 1 | Комбинированный | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; - рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; - рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; | ||
110 | Художественные рассказы. В.Осеева «Бабка» | 1 | Комбинированный | |||
111 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 | Комбинированный | |||
112 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
113 | Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о детях и для детей. Л. Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Проверь себя | 1 | Рефлексия | |||
114 | Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать выразительно подготовленный текст | ||
115 | Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
116 | А.Гайдар «Тимур и его команда» Характеристика поступков героев | 1 | Комбинированный | |||
117 | С.Михалков «Аркадий Гайдар», К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | 1 | Комбинированный | |||
118 | Слушание и работа с книгами. Книги о детях и для детей. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре» | 1 | Комбинированный | |||
119 | Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». Проверь себя. | 1 | Рефлексия | |||
120 | Разножанровые произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя Уметь: - определять жанр произведения; - находить в тексте описание | ||
121 | М. Пришвин «Двойной след». Проверка техники чтения. | 1 | Контрольный | |||
122 | Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя Уметь: - определять жанр произведения; - находить в тексте описание | ||
123 | Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | Комбинированный | |||
124 | В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине» | 1 | Комбинированный | |||
125 | Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Проверь себя. | 1 | Рефлексия | |||
126 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» | 1 | Комбинированный | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – работать с текстом произведения Уметь: - воспроизвести полученные знания | ||
127 | Дж. Лондон «Бурый волк». Характеристика героев | 1 | Комбинированный | |||
128 | Дж. Лондон «Бурый волк». Описание природы в произведении | 1 | Комбинированный | |||
129 | Итоговая комплексная контрольная работа | 1 | Контрольный | |||
130 | Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 1 | Комбинированный | |||
131 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Образы героев | 1 | Комбинированный | |||
132 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Характеристика поступков героев | 1 | Комбинированный | |||
133 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Тестирование №4 | 1 | Контрольный | |||
134 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги зарубежных писателей. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | Комбинированный | |||
135 | Обобщение по разделу: «Произведения зарубежных писателей». Проверь себя. | 1 | Комбинированный | |||
136 | Библиотечный урок «Летнее чтение» | 1 | Комбинированный |
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
в 3 классе.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;
- творчески пересказывать произведение от лица героя;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- определять и формировать главную мысль текста;
- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- делить текст на составные части, составлять план текста;
- понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
-целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в тексте научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г)
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2012
- Литературное чтение: 3 класс: Методическое пособие. /Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012
- Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Дидактический материал
- Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Проверочные тестовые работы: чтение, математика, русский язык: 3 класс. /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. /В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века
календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"
Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012.).П...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века.
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века...