Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Шелтукова Татьяна Борисовна

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению

Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2012.

Тетрадь: Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Хрестоматия: Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_3.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению

Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2012.

Тетрадь: Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Хрестоматия: Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Цели и задачи обучения литературному чтению

     Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

     Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике  «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Специфика предмета

     Специфические особенности курса литературного чтения в 3 классе являются следующие:

  • сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Общая характеристика курса литературного чтения в 3 классе.

     Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

     Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

     В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:

  • системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
  • эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  • эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
  • преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

     При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:

  • содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
  • системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.

     Основные содержательные линии программы

     Развитие навыка чтения.

Развитие навыка чтения идёт от формирования громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 3 классе – наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто хорошо читает, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения.

     Развитие восприятия произведения.

     Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому – то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребёнок постепенно осознаёт, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

     В 3 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие, 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

     Знакомство с литературоведческими понятиями.

В 3 классе вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.

     Развитие речевых умений.

     В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

     Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

     Развитие творческой деятельности.

     Добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

     Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

     Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом. Соответственно программа рассчитана на 136 учебных часов.

     Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработана на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению.

     

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Литературное чтение».

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 3-х классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты освоения курса «Литературное чтение».

     Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

     Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы.

     Виды речевой и читательской деятельности

     Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

     Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

     Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

     Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

     Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения. 

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

     Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).

     Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

     Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правдой над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

      Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

     Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

     Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

     Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие фактической информации.

     Литературоведческая препедевтика.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

     Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

     Творческая деятельность учащихся.

     Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

     Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

     Чтение: работа с информацией.

     Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

     Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

     Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

 Учебно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-ем классе

Наименование разделов  и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Проверь себя

Итоговая комплексная контрольная работа

Проверка  

техники чтения

Тестирование

Устное народное творчество

16

14

2

Басни

5

4

      1

Произведения А.С. Пушкина

10

9

                   

1

Стихи русских поэтов Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет

5

4

1

Произведения Л.Н.Толстого

11

10

      1

Произведения Н.А.Некрасова

7

6

1

Произведения А.П.Чехова

6

5

1

Сказки зарубежных писателей

4

3

                   

1

Стихи русских поэтов

7

6

1

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

6

5

1

Произведения А.И.Куприна

8

7

       1

Стихи С.А.Есенина

7

6

                     

1

Произведения К.Г.Паустовского

12

11

1

Произведения С.Я.Маршака  

4

4

Рассказы Л.Пантелеева

5

4

1

Произведения А.П.Гайдара

6

5

1

Произведения М.М.Пришвина

6

5

       1

Произведения зарубежных писателей

11

9

1

                     

1

Итого:

136

117

10

1

 4

4

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-ем классе

п/п

Тема урока,

проекта

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Характеристика учебной деятельности учащихся

План

Факт

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль. «Старик-годовик».

1

Комбинированный

Знать:

– жанры произведений: загадки, пословицы, сказки;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки  разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности

2

Пословицы. Какие бывают пословицы

1

Комбинированный

3

Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое».

1

Комбинированный

4

Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую»

1

Комбинированный

5

Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных.

1

Комбинированный

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев.

1

Комбинированный

Знать:

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки  разных народов

– использовать при чтении средства выразительности

Знать:

-малые формы фольклора: скороговорки, потешки и их особенности

7

Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр».

1

Комбинированный

8

Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках.

1

Комбинированный

9

Слушание и работа с детскими книгами «Сказки народов России».

1

Комбинированный

10

Скороговорки. Потешки.

1

Комбинированный

11

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

«Проверь себя»

1

Рефлексия

12

Былины. «Добрыня и Змея». Понятие о былине

1

Комбинированный

Знать:

– жанры произведений: былина

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности

  13

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Комбинированный

14

Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,  «Вольга и Микула».

1

Комбинированный

15

Слушание и работа с детскими книгами. Былины

1

Комбинированный

16

Обобщение по разделу «Былины». Мини – проект «Былинные герои».  Проверь себя.

1

Рефлексия

17

Эзоп.  «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова.

1

Комбинированный

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

 – правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню

– сравнивать героев басни

18

И. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица». Сравнение басен Эзопа и Крылова.

1

Комбинированный

19

И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник»

Проверка техники чтения.

1

Комбинированный

20

Слушание и работа с детской книгой. Басни.

1

Комбинированный

21

Обобщение по разделу «Басни».  

Проверь себя

1

Рефлексия

22

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете.

1

Комбинированный

Знать:

– литературоведческие понятия: стих, поэма, стихотворная строка, рифма, ритм.

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

23

А.С.Пушкин. «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Комбинированный

24

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»

1

Комбинированный

Знать:

– литературоведческие понятия: литер. сказка

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

25

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев

1

Комбинированный

26

А. С. Пушкин «« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный

27

Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина».

1

Комбинированный

Знать:

– литературоведческие понятия: литер. сказка

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

28

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны…». Тестирование №1

1

Контрольный

29

Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений

1

Комбинированный

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

30

А. С. Пушкин «Няне». Творческая работа «О няне А.С. Пушкина».

1

Комбинированный

Знать:

– литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

31

Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Проверь себя.

1

Рефлексия

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

32

Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»

1

Комбинированный

Знать:

- творчество Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета.

– литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

- определять жанр произведения;

-выделять главную мысль произведения;

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение

Знать: все литературоведческие понятия.

Уметь: определять жанр произведения;

-выделять главную мысль произведения;

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

Знать наизусть стихи русских поэтов

33

Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень».

1

Комбинированный

34

Стихи А.А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря…»

1

Комбинированный

35

Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов.

1

Комбинированный

36

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов:

 Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Проверь себя

1

Рефлексия

37

Жанры произведений Л.Н. Толстого. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк». Сравнение сказки и басни

1

Комбинированный

38

Жанры произведений Л.Н. Толстого. «Ореховая ветка»

Проверка техники чтения.

1

Контрольный

39

Слушание и работа с детскими книгами. «Работник Емельян и пустой барабан».

1

Комбинированный

40

Слушание и работа с книгой. Сказки Л.Н. Толстого.

1

Комбинированный

Знать:

- творчество Л.Н. Толстого;

– имя, отчество и фамилию поэта;

– произведения Л.Н. Толстого (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

41

Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы».

1

Комбинированный

42

Научно-популярные и художественные рассказы Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

1

Комбинированный

43

 Художественные рассказы Л.Н. Толстого. «Прыжок»

1

Комбинированный

44

Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок». Характеристика героев

1

Комбинированный

45

Былины Л.Н.Толстого. «Как боролся русский богатырь».

1

Комбинированный

46

Слушание и работа с книгой.  А.Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Комбинированный

Уметь:

- понимать содержания литературного произведения;

- определять главную мысль

Знать:

- творчество Н.А. Некрасова;

– имя, отчество и фамилию поэта;

– произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

47

Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверь себя

1

Рефлексия

48

Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

1

Комбинированный

49

Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок), К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

Комбинированный

50

Стихи о детях. Слушание и работа с книгой.  Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении)  

1

Комбинированный

51

Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…», «Зеленый Шум». К.И Чуковский. «Зеленый Шум»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения.

Уметь:

– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию

52

Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Создание словесного образа Воеводы.

1

Комбинированный

53

Слушание и работа с книгой. К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова».  Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).

1

Комбинированный

54

Ообобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова». Проверь себя

1

Рефлексия

55

Повести и рассказы. А. П. Чехов «Степь» (отрывок).  И.С. Тургенев «Лес и степь».

1

Комбинированный

 Знать:

– имя, отчество и фамилию писателя;

– произведения А. П. Чехова (в рамках программы).

Уметь:

– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

– читать выразительно подготовленное произведение или эпизод

Уметь:

– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

– понимать главную мысль произведения объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль)

56

Повести и рассказы  А.П. Чехова «Белолобый»

1

Комбинированный

57

Произведения о детях  А.П. Чехова «Ванька»

1

Комбинированный

58

А.П. Чехов «Ванька». Образы героев

1

Комбинированный

59

Слушание и работа с книгой. Книги о животных. Л. Андреев «Кусака»

1

Комбинированный

60

Очерки и воспоминания.. Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Проверь себя

1

Рефлексия

61

Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок. Тестирование №2

1

Контрольный

Уметь:

– передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности

Уметь:

- выявлять особенности сказок;

- выразительно читать по ролям

Уметь:

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира.

62

Сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный луч в ноябре»,  «Зимняя сказка»

1

Комбинированный

63

Слушание и работа с книгой. Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Снеговик», Братья Гримм «Умная дочь крестьянская

1

Комбинированный

64

Урок – утренник «В мире сказок».

1

Комбинированный

65

Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь»

1

Комбинированный

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

66

Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро»

1

Комбинированный

67

Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство»

1

Комбинированный

68

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

1

Комбинированный

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

69

Стихи о Родине. С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Пейзаж в стихотворении.

1

Комбинированный

70

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва»

1

Комбинированный

Уметь:

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

71

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя

1

Рефлексия

72

Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

Комбинированный

Знать:

– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных  особенностей текста;

–выделять главную мысль рассказа;

-читать вслух и про себя быстро и правильно

73

Проект «Наши друзья – животные»

1

Рефлексия

74

Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

75

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

Комбинированный

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных  особенностей текста;

–выделять главную мысль рассказа.

76

Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

1

Комбинированный

77

Обобщение по разделу «Рассказы Д. Мамина-Сибиряка»

Проверь себя

1

Рефлексия

Уметь:

– пересказывать по плану подробно и кратко;

-читать вслух и про себя быстро и правильно

78

Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда»

Проверка техники чтения.

1

Контрольный

Знать:

– произведения

А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

– самостоятельно

работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

79

А.Куприн «Синяя звезда». Образы героев

1

Комбинированный

80

А.Куприн «Синяя звезда». Работа по плану.

1

Комбинированный

81

А.Куприн «Синяя звезда». Сравнение рассказа с легендами.

1

Комбинированный

82

Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Комбинированный

83

А. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Комбинированный

84

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. А.Куприн. «Собачье счастье»

1

Комбинированный

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

85

Обобщение по теме  «Произведения А.И. Куприна»

Проверь себя

1

Рефлексия

Уметь:

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

86

Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения С.А. Есенина разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, учить отрывки наизусть;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

– самостоятельно работать с текстами произведений.

87

Стихи о природе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Комбинированный

 88

Стихи о природе. С. Есенин. «Берёза»

1

Комбинированный

89

Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

Комбинированный

90

С.Есенин  «Бабушкины сказки»

Тестирование №3

1

Контрольный

91

Слушание и работа с детскими книгами. Родные поэты. С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…»

И.С. Тургенев «Деревня»

1

Комбинированный

92

Обобщение по разделу «Стихи С.А Есенина». Проверь себя

1

Рефлексия

93

Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения К. Г. Паустовского разных жанров

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование, рассказ-описание,

юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

– пересказывать по

плану (подробно и кратко);

– понимать главную мысль и содержание произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

94

К. Паустовский «Стальное колечко». Образы героев

1

Комбинированный

95

К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ по плану.

1

Комбинированный

96

 К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

Комбинированный

97

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1

Комбинированный

98

Творческая работа. Рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

1

Комбинированный

99

Рассказы о животных. К. Паустовский «Заячьи Лапы»

1

Комбинированный

100

Рассказы К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди?»

1

Комбинированный

101

Рассказы К.Г. Паустовского. Образы героев и описание природы

1

Комбинированный

102

Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. И.С. Тургенев. «Воробей»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование,

рассказ-описание,

юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания)

103

Обобщение по разделу «Произведения К.Г.Паустовского».

Проверь себя

1

Рефлексия

104

Урок-утренник. «Моя любимая книга»

1

Комбинированный

Уметь:

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания)

105

Стихи о Родине и о родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка»

1

Комбинированный

Уметь:

- творчески проявлять себя

Знать:

– и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения

106

С.Я. Маршак «Ландыш»

1

Комбинированный

107

Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. «Кошкин дом»

1

Комбинированный

108

Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин «С Маршаком»

1

Комбинированный

109

Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово»

1

Комбинированный

Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

– различать исторические и

 фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям

произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

– составлять отзыв о прочитанном Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

– различать исторические и фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

110

Художественные рассказы.  В.Осеева «Бабка»

1

Комбинированный

111

Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

1

Комбинированный

112

Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Образы героев

1

Комбинированный

113

Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о детях и для детей.  Л. Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Проверь себя

1

Рефлексия

114

Произведения для детей. А.П.

 Гайдар «Горячий камень»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения

А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;

– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

– читать выразительно подготовленный текст

115

Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда».  Образы героев

1

Комбинированный

116

А.Гайдар «Тимур и его команда»

 Характеристика поступков героев

1

Комбинированный

117

С.Михалков «Аркадий Гайдар», К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

1

Комбинированный

118

Слушание и работа с книгами. Книги о детях и для детей. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

1

Комбинированный

119

Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». Проверь себя.

1

Рефлексия

120

Разножанровые произведения М.М. Пришвина «Моя Родина»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя

Уметь:

- определять жанр произведения;

- находить в тексте описание

121

М. Пришвин «Двойной след».

Проверка техники чтения.

1

Контрольный

122

Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя

Уметь:

- определять жанр произведения;

- находить в тексте описание

123

Рассказы о природе.

М.М. Пришвин «Жаркий час».

1

Комбинированный

124

В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»

1

Комбинированный

125

Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Проверь себя.

1

Рефлексия

126

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк»

1

Комбинированный

Знать:

– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,

Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

– работать с текстом произведения

Уметь:

- воспроизвести полученные знания

127

Дж. Лондон «Бурый волк». Характеристика героев

1

Комбинированный

128

Дж. Лондон «Бурый волк». Описание природы в произведении

1

Комбинированный

129

Итоговая комплексная контрольная работа

1

Контрольный

130

Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

1

Комбинированный

131

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Образы героев

1

Комбинированный

132

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Характеристика поступков героев

1

Комбинированный

133

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.  Тестирование №4

1

Контрольный

134

Слушание и работа с детскими книгами. Книги зарубежных писателей.  Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

1

Комбинированный

135

Обобщение по разделу: «Произведения зарубежных писателей». Проверь себя.

1

Комбинированный

136

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1

Комбинированный


Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

 в 3 классе.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

•  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•  выполнять работу по цепочке;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

•  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

     К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

     Ученик научится:

- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- читать наизусть заранее подготовленные произведения;

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

     Ученик получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

     Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

     Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

     Ученик может научиться:

- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

- находить и читать диалоги и монологи героев.

     Раздел «Творческая деятельность»

     Ученик научится:

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

     Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;

- творчески пересказывать произведение от лица героя;

- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

     Раздел «Чтение: работа с информацией»

     Ученик научится:

- определять и формировать главную мысль текста;

- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

- делить текст на составные части, составлять план текста;

- понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

     Ученик может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

-целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в тексте научно-популярных произведений и справочниках;

- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

 Методические и учебные пособия.

 - Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г)

- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений

- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2012

- Литературное чтение: 3 класс: Методическое пособие. /Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011

- Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012

- Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013

- Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Дидактический материал

- Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.

- Проверочные тестовые работы: чтение, математика, русский язык: 3 класс. /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. /В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012.).П...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс "Школа 21 века"...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века...