Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_lit.chteniyu_2_kl..docx | 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ___________/ТихоноваН.Н./_ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2011__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ » __________/КалининаИ.Г./ ФИО «___»____________2011__г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ » ________________/БарышеваЛ.И./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2011___г. |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Березово
Пугачёвского района Саратовской области»
Рабочая программа по литературному чтению
адаптированная учителем
начальных классов II квалификационной категории
Бабичевой Ирины Александровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2011__ г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Основная цель уроков литературного чтения в началь ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет ской литературы как искусства художественного слова; обо гатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); пони мать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, вос производить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изме нением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуще ствления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Глав ное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испыты вать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования млад ших школьников является освоение культуры речи, что дос тигается их участием в основных видах речевой деятельно сти: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую дея тельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащихся, создание «лите ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связа но со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литера турном материале и организуем целостное восприятие про изведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты дея тельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произ ведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ре бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская дея тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- содержание курса «Литературное чтение» обеспечива ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчленен ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком плексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читатель ского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и твор чество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспи тание.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
- Сочетание работы над собственно чтением, техни ческими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с уче том его специфической структуры и жанровых особен ностей.
- Одновременная работа над языком произведения и ре чью детей.
- Сочетание работы над произведением и детской кни гой как особым объектом изучения.
- Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про изведения.
- Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
- Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмо циональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
На начальном этапе (1-2 классы) используются темати ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3-4 классы) главным принципом яв ляется художественно-эстетический. Он используется при от боре произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и со временных детских писателей как России, так и зарубежья.
Использование жанрового и авторского принципов пред полагает одновременное рассмотрение нескольких произведе ний одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая по следовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рас сматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов учтены и общепедагоги ческие принципы построения процесса обучения: системно сти, преемственности, перспективности и др.
Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?
В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обу чения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддер живают их интерес к чтению и книге. Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно вос принимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена дет ских писателей, авторов книг и отдельных произведений. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на бо лее сложных (но доступных) текстах, углубляются литера турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются опреде ленные отношения, вызывающие у третьеклассников лич ные симпатии и предпочтения.
Во 2-4 классах проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Про должается работа над структурой художественного произве дения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообра зие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произве дения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет ные связи.
Поясним кратко основные линии программы.
Развитие навыка чтения
Развитие навыка чтения идет от формирования гром ко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овла дение чтением на первом году обучения предполагает фор мирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объедине ние слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание ско рости чтения молча и использование приемов выразитель ного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.
Развитие восприятия произведения
Литература не может выполнять только иллюстратив ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе ния зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав торскому замыслу.
В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произ ведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.
Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в ми нуту, что позволяет им включиться в самостоятельную рабо ту с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
В 3-4 классах начинается собственно литературное чте ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Развитие литературоведческих представлений и понятий
В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред ставления школьников об авторах различных произведений.
В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литерату роведческих терминов.
Развитие речевых умений
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писа тель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отно шение автора. Далее важно научить детей не только заме чать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.
Развивается один из основных видов речевой дея тельности — говорение. Практическое знакомство с диа логом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование выс казываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного разви тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер претировать текст. Для этого программа предлагает использо вать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведе ния, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказыва ний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
предмет
Классы ______2_________
Учитель Бабичева И.А,
Количество часов
Всего __136___ час; в неделю __4_ час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Планирование составлено на основе __Начальная школа_Школа XXI века__
программа
Учебник ___Литературное чтение, автор Ефросинина Л.А., «Вентана –Граф» 2008г.
название, автор, издательство, год издания
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки 4 | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства |
Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть (36ч) О нашей Родине (5ч) | по плану | по факту | |||||
1. | Произведения о Родине. Ф.Савинов « О Родине» | 1 | 02.09 | текущий | учебник,раб.тетр. | ||
2. | Стихи о Родине. И.Никитин « Русь» | 1 | 03.09 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
3. | Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь» | 1 | 05.09 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
4. | Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле» | 1 | 06.09 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
5. | Стихи современных поэтов о Родине. С.Прокофьев «Родина». Доп.чтение: Н.Рубцов «Россия, Русь-куда я ни взгляну…» | 1 | 09.09 | обобщающий | учебник,раб.тетр, хрестоматия | ||
Народная мудрость (устное народное творчество) ( 5ч) | |||||||
6. | Произведения фольклора. Народная песня « Я с горы на гору шла…» Загадки | 1 | 10.09 | вводный | учебник,раб.тетр | ||
7. | Былина «Как Илья Муромец богатырём стал» | 1 | 12.09 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
8. | Былина « Три поездки Ильи Муромца» | 1 | 13.09 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
9. | Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп.чтение: песенки, приговорки, небылицы, загадки. | 1 | 16.09 | обобщающий | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
10. | Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа) | 1 | 17.09 | обобщающий | учебник,раб.тетр | ||
О детях и для детей (20ч) | |||||||
11. | Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чтение: Б.Заходер «Перемена» | 1 | 19.09 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
12-13. | Произведения С.Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело» | 2 | 20.09 23.09 | слушание,обучающее чтение | учебник,раб.тетр | ||
14. | Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина». Доп.чтение: С.Михалков «Прогулка» | 1 | 24.09 | обучающее чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
15. | Н.Носов «Заплатка». Г.Сапгир «Рабочие руки». Доп.чтение: нанайская сказка «Айога» | 1 | 26.09 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
16. | Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чтение: Я.Аким «Жадина» | 1 | 27.09 | чтение, беседа | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
17-18. | М.Зощенко «Самое главное». Доп.чтение: А.Рубинов «Ступенька» | 2 | 30.09 01.10 | комбинированный слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
19. | В.Сутеев «Кто лучше?». Доп.чтение: Л.Осеева «Волшебная иголочка» | 1 | 03.10 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
20 | А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чтение: В.Берестов «Прощание с другом» | 1 | 04.10 | повторяющее чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
21. | Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чтение: В.Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | 07.10 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
22. | В.Беспальков «Совушка». Литературные сказки. | 1 | 08.10 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
23. | В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чтение: Н.Носов «На горке» | 1 | 10.10 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
24 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чтение: Братья Гримм «Три брата» | 1 | 11.10 | чтение чтение | учебник,раб.тетр учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
25. | Авторские сказки. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп.чтение: Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 14.10 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
26 | Литературные сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Доп.чтение: Б.Заходер «Серая Звёздочка» | 1 | 15.10 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
27 | Проверь себя | 1 | 17.10 | обобщающий | учебник,раб.тетр | ||
«Уж небо осенью дышало…». Произведения о родной природе.(6ч) | |||||||
28 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чтение: М.Пришвин «Осеннее утро» | 1 | 18.10 | вводный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
29. | Э.Шим «Белка и ворон», Е.Трутнева «Осень» | 1 | 21.10 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
30 | А.Сладков «Эхо». Доп.чтение: А.Твардовский «Начало осени» | 1 | 22.10 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
31. | Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». М.Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | 24.10 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
32-33 | Э.Шим «Храбрый опёнок». Доп.чтение: А.Майков «Осень» | 2 | 25.10 28.10 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
34 | Проверь себя | 1 | 29.10 | обобщающий | учебник,раб.тетр | ||
II четверть ( 30 ч) «Снежок порхает, кружится». Произведения о зимней природе (19ч) | |||||||
35 | З.Александрова «Зима» С.Иванов «Каким бывает снег». Доп.чтение: С.Есенин «Пороша» | 1 | 07.11 | комбинированный чтение | учебник,раб.тетр | ||
учебник,раб.тетр хрестоматия | |||||||
36 | И.Соколов-Микитов «Зима в лесу» | 1 | 08.11 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
37 | Э.Шим «Всем вам крышка». К.Ушинский «Мороз не страшен» | 1 | 11.11 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
38 | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чтение: немецкая сказка «Бабушка Метелица» | 1 | 12.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
39 | М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чтение: Е.Пермяк «Четыре брата».Коллективное творчество «Зима в лесу» | 1 | 14.11 | урок творчества | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
40 | И.Суриков «Детство» | 1 | 15.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
41 42 | Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка» | 2 | 18.11 19.11 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
43 44 | Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» . Доп.чтение: японская сказка «Журавлиные перья» | 2 | 21.11 22.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
45 | Н.Некрасов «Саша». Доп.чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 1 | 25.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
46 | Научно-познавательные рассказы. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | 26.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
47 48 | И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу» И.Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | 2 | 28.11 29.11 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
Здравствуй ,праздник новогодний!(9ч) | |||||||
49 | С.Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 1 | 02.12 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
50 51 | А.Гайдар «Ёлка в тайге» | 2 | 03.12 05.12 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
52 | С.Маршак «Декабрь». Книги С.Маршака | 1 | 06.12 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
53 | Проверочная работа. | 1 | 09.12 | контроль знаний | учебник,раб.тетр | ||
54 55 56 | Книги Х.-К. Андерсена. Доп.чтение: Андерсен «Штопольная игла» | 3 | 10.12 12.12 13.12 | библиотечный урок | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
57 | Урок - викторина | 1 | 16.12 | обобщающий | учебник,раб.тетр | ||
58 | Народная песня «Бурёнушка» | 1 | 17.12 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
59 | М.Пришвин «Старый гриб». П.Комаров «Оленёнок». Доп.чтение: Н.Рубцов «Про зайца» | 1 | 19.12 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
60 | К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» В.Бианки «Ёж спаситель». Доп.чтение | 1 | 20.12 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
61 | М.Пришвин «Журка» | 1 | 23.12 | ||||
62 | Обобщение. Проверь себя | 1 | 24.12 | ||||
63 | Урок – утренник «Идёт волшебница зима» | 1 | 26.12 | ||||
64 | Закрепление пройденного.Знакомство с любимыми книгами. | 1 | 27.12 | ||||
III четверть( 40часов) | |||||||
65 66 | М.Дудин «Тары-бары…». Доп.чтение: В.Бианки «Хвосты» | 2 | 13.01 14.01 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
67 | К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чтение: К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | 16.02 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
68 69 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену» | 2 | 17.01 20.01 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
70 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Доп.чтение: ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | 1 | 21.01 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
71 72 73 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чтение: Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 3 | 23.01.24.01 27.01 | 24.01 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | Коррект.2час,протокол № |
74 | Русская народная сказка «Белые пёрышки» | 1 | 28.01 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
Зарубежные сказки (11ч) | |||||||
75 | Украинская сказка «Колосок». Доп.чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы» | 1 | 30.01 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | Коррект. 1 час | |
76 | французская сказка «Волк, улитка и осы» | 1 | 31.01 | ||||
76 77 | Английская сказка «Как Джек Ходил счастье искать» | 2 | 03.02 04.02 | 07.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | Коррект. 1 час протокло№ |
78 79 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 2 | 06.02 07.02 | 11.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | Коррект. 1 час протокло№ |
80 | Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | 1 | 10.02 | 17.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
81 82 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 2 | 11.02 13.02 | 18.02 | слушание | учебник,раб.тетр | Коррект. 1 час протокло№ |
83 84 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». Доп.чтение: Дж.Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» | 2 | 14.02 17.02 | 20.02 24.02 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | |
85 | Проверь себя | 1 | 18.02 | 25.02 | обобщающий | учебник,раб.тетр | |
Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч) | |||||||
86 | Л.Толстой «Лучше всех» | 1 | 20.02 | 27.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
87 | Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня | 1 | 21.02 | 27.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
88 | М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный Е Пермяк «Случай с кошельком» | 1 | 25.02 | 28.02 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
89 | В.Осеева «Сыновья» С .Аксаков «Моя сестра» | 1 | 27.02 | 28.02 | |||
90 | Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чтение: И.Панькин «Легенда о матерях» | 1 | 28.02 | 03.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | |
91 | Л.Воронкова «Катин подарок», Ю.Коринец «Март». Доп.чтение: Б.Заходер «Сморчки» | 1 | 02.02 | 05.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | |
92 | А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | 03.03 | 06.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
93 | Татарская сказка «Три сестры». Доп.чтение: С.Михалков «А что у вас?» | 1 | 05.03 | 09.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | |
94 | В.Солоухин «Деревья» | 1 | 06.03 | 10.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
95 | Книги о семье | 1 | 09.03 | 12.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
96 | Сказки разных народов | 1 | 10.03 | 13.03 | библиотечный урок | учебник,раб.тетр | |
97 98 | Проверь себя | 2 | 12.03 13.03 | 16.03 17.03 | обобщающий | учебник,раб.тетр | |
99 | Народная песня «Весна, весна красная!» А.Чехов «Весной» | 1 | 16.03 | 19.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
100 | А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | 17.03 | 20.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
101 | Г.Скребицкий «Весна-художник» | 1 | 19.03 | 23.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр | |
102 | М.Сладков «»Снег и ветер». Доп.чтение: М.Сладков из цикла «Лесные шорохи» | 1 | 20.03 | 24.03 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | |
IV четверть «Весна, весна красная!...» | |||||||
103 | Сравнение произведений о природе. С.Маршак «Весенняя песенка» | 1 | 06.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
104 | Сравнение произведений о природе. Э.Шим «Чем пахнет весна» | 1 | 07.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
105 | Е.Баратынский «Весна, весна!». Доп.чтение: В.Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | 09.04 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
106 | Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей» | 1 | 10.04 | слушание | учебник,раб.тетр | ||
107 | С.Баруздин «Салют» | 1 | 13.04 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
108 | Произведения о родной природе. Ф.Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чтение: К.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 1 | 14.04 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
109 | Произведения о животных весной. А.Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворец-молодец». Доп.чтение: Н.Сладков «Проталина» | 1 | 16.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
110 | Произведения современных писателей. Н.Сладков «Апрельские шутки», А.Барто «Апрель» | 1 | 17.04 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
111 | Народное и литературное произведение. Г.Скребицкий «Жаворонок». Доп.чтение: К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 1 | 20.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
112 | Фольклор: песенка-закличка, загадка | 1 | 21.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
113 | Стихи о родной природе. В.Жуковский «Жаворонок». Доп.чтение: В.Бианки «Что увидел жаворонок» | 1 | 23.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
114 | О.Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луч» | 1 | 24.04 | комбинированный | учебник,раб.тетр | ||
115 | П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чтение: Э.Шим «Муравейник» | 1 | 27.04 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
116 | Н.Сладков «Весенний гам», А.Барто «Воробей». Доп.чтение: Р.Сеф «Чудо» | 1 | 28.04 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
117 | Рассказы о детях и для детей. М.Пришвин «Ребята и утята». Доп.чтение: Н.Сладков «Весенний разговор» | 1 | 30.04 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
118 119 | Сказки в стихах. Б.Заходер «Птичья школа». Доп.чтение: М.Горький «Воробьишко» | 2 | 04.05 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
120 | Произведения о родной природе.. К.Ушинский «Утренние лучи». Доп.чтение: М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | 05.05 | чтение | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
121 | А.Барто «Весна, весна на улице» | 1 | 07.05 | чтение | учебник,раб.тетр | ||
122 | Проверь себя | 1 | 08.05 | обобщающий | учебник,раб.тетр | ||
Волшебные сказки (8ч) | |||||||
123 124 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп.чтение: русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 2 | 11.05 12.05 | комбинированный | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
125 126 127 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп.чтение: А.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 3 | 14.05 15.05 18.05 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
128 129 | Ш.Перро « Кот в сапогах». Доп.чтение : индийская сказка «Золотая рыба» | 2 | 19.05 21.05 | слушание | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
130 | Проверь себя. Доп.чтение: Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» | 1 | 22.05 | обобщающий | учебник,раб.тетр хрестоматия | ||
131-134 | Резервные уроки | ||||||
Содержание тем учебного курса
Круг чтения:
- произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов;
- произведения русских и зарубежных писателей-классиков 19-начала 20 в., призведения современных детских писателей;
- произведения о жизни детей разных народов и стран;
- научно-познавательные произведения: сказка, рассказ, юмористическое произведение, приключенческая детская книга, справочная детская литература 9 книги-справочники, словари).
Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.
О нашей Родине (5ч): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф.Савинова, И.Никитина, С.Романовского, С.Прокофьева.
Народная мудрость (5ч): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.
О детях и для детей (20ч): произведения И.Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л.Толстого, С.Баруздина, Е.Пермяка, А.Барто, Н.Носова, М.Зощенко, В.Сутеева, Л.Пантелеева, А.Гайдара.
Уж небо осенью дышало…(6ч): произведения А.Пушкина. Е.Трутневой, Г.Скребицкого, Э.Шима, Н.Сладкова, Н.Рубцого, М.Пришвина, Е.Пермяка.
Снежок порхает, кружится…(19ч): произведения фольклора, произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля, И.Сурикова, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, З.Александровой, М.Пришвина, С.Есенина.
Праздник новогодний (9ч):произведения Х.-К.Андерсена, С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова.
Произведения о животных (15ч):произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К.Ушинского, В.Жуковского, М.Пришвина, Д.Мамина-Сибиряка, А.Плещеева, Н.Рубцова, В.Бианки, К.Паустовского, Р.Киплинга, братьев Гримм.
Зарубежные сказки (11ч):сказки народов мира, братьев Гримм, Дж.Харриса, Р.Киплинга.
Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч): произведения фольклора, Л.Толстого, М.Лермонтова, А.Плещеева, А.Ахматовой, Л.Воронковой, В.Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.
Весна, весна красная (24ч): произведения фольклора, Произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, А.Чехова, А.Куприна, М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, С.Маршака, Б.Заходера, Э.Шима.
Волшебные сказки (8ч):русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Кот в сапогах» Ш.Перро.
Жанровое разнообразие: сказки ( о животных , бытовые, волшебные), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы.
Ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, песни 9колыбельные и хороводные), рассказ, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие, название произведения, развитие действия, диалог, рифма, сравнение, определения.
Восприятие литературного произведения
Формирование эмоциональной отзывчивости: выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного и того же произведения, а также различных произведений ( сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, определение своего отношения к произведению.
Работа с текстом:
- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
- различение простейших случаев многозначности и сравнений;
- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;
- определение основной мысли произведения с помощью учителя;
- составление картинного плана;
- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Работа с книгой:
- обучение самостоятельному чтению небольших детских книг;
- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;
- умение правильно называть книгу;
- определять тему чтения и жанр.
Элементы книги: титульный лист, оглавление, внутритекстовая иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Навык чтения:обучение осознанному правильному плавному чтению целыми словами небольших по объёму (200-250 слов) текстов. Введение чтения «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Творческая деятельность: сочинение потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Основные требования к уровню подготовки учащихся второго класса
Учащиеся должны уметь:
- правильно читать текст целыми словами; темп чтения вслух не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту;
- читать молча небольшие тексты в темпе не менее 70 слов в минуту;
- пересказывать текст по готовому плану;
- определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
- знать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
- самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
- пользоваться словарями, книгами-справочниками;
- посещать библиотеку, самостоятельно отбирать книги для чтения.
Перечень учебно – методического обеспечения
Рабочая прграмма курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2009).
Программа рассчитана на 136 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение : учебник.- М.: Вентана-Граф, 2009.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению.- М.: Вентана-Граф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению ("Начальная школа 21 века, 3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...
Рабочая программа по литературному чтению(Начальная школа 21 века 3 класс)
Рабочая программа + КТП по литературному чтению 3 класс (Начальная школа 21 века)...