Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Бабичева Ирина Александровна

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_po_lit.chteniyu_2_kl..docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/ТихоноваН.Н./_

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2011__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ                  »

__________/КалининаИ.Г./

ФИО

«___»____________2011__г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ         »

________________/БарышеваЛ.И./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2011___г.

МОУ  «Средняя общеобразовательная  школа  с.Березово

Пугачёвского  района  Саратовской  области»

                                                     

                                                Рабочая программа по литературному чтению

адаптированная учителем

начальных классов II квалификационной категории

Бабичевой Ирины Александровны

                                                          Рассмотрено на заседании

                                                          педагогического совета

                                                          протокол № ____от «___»_______2011__ г.

                                                                         

                                                                                2011 - 2012  учебный год


   

                                                                                                               

                                                                                                     Пояснительная записка

Основная цель уроков литературного чтения в началь ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет ской литературы как искусства художественного слова; обо гатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); пони мать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, вос производить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изме нением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуще ствления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Глав ное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной  школе  «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испыты вать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад ших школьников является освоение культуры речи, что дос тигается их участием в основных видах речевой деятельно сти: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.         Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

     2.        Система работы над навыками чтения.

  1. Включение учащихся в эмоционально-творческую дея тельность в процессе чтения.
  2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  3. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связа но со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литера турном материале и организуем целостное восприятие про изведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты дея тельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произ ведения» разведены, каждый имеет свое содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ре бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

- в результате обучения развивается читательская дея тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

     - содержание курса «Литературное чтение» обеспечива ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читатель ского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и твор чество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспи тание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни ческими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с уче том его специфической структуры и жанровых особен ностей.
  2. Одновременная работа над языком произведения и ре чью детей.
  3. Сочетание работы над произведением и детской кни гой как особым объектом изучения.
  1. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про изведения.
  2. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
  3. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмо циональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На начальном этапе (1-2 классы) используются темати ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом яв ляется художественно-эстетический. Он используется при от боре произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и со временных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов пред полагает одновременное рассмотрение нескольких произведе ний одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая по следовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рас сматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов учтены и общепедагоги ческие принципы построения процесса обучения: системно сти, преемственности, перспективности и др.

Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?

В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обу чения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддер живают их интерес к чтению и книге. Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно вос принимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена дет ских писателей, авторов книг и отдельных произведений. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на бо лее сложных (но доступных) текстах, углубляются литера турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются опреде ленные отношения, вызывающие у третьеклассников лич ные симпатии и предпочтения.

Во 2-4 классах проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Про должается работа над структурой художественного произве дения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообра зие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произве дения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет ные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования гром ко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овла дение чтением на первом году обучения предполагает фор мирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объедине ние слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание ско рости чтения молча и использование приемов выразитель ного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстратив ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе ния зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав торскому замыслу.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произ ведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в ми нуту, что позволяет им включиться в самостоятельную рабо ту с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чте ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред ставления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литерату роведческих терминов.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писа тель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отно шение автора. Далее важно научить детей не только заме чать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой дея тельности — говорение. Практическое знакомство с диа логом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование выс казываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер претировать текст. Для этого программа предлагает использо вать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведе ния, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказыва ний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

                                                                                Учебно-тематическое планирование

по литературному чтению

     предмет

Классы ______2_________

Учитель  Бабичева И.А,

Количество часов

Всего __136___ час; в неделю __4_ час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Планирование составлено на основе __Начальная школа_Школа  XXI века__

                          программа

Учебник ___Литературное чтение, автор Ефросинина Л.А., «Вентана –Граф» 2008г.

                                       название, автор, издательство, год издания

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

4

Вид занятия

Наглядные

пособия и технические средства

 

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

 I четверть (36ч)

О нашей Родине (5ч)

по плану

по факту

1.

Произведения о Родине. Ф.Савинов « О Родине»

1

02.09

текущий

учебник,раб.тетр.

2.

Стихи о Родине. И.Никитин « Русь»

1

03.09

комбинированный

учебник,раб.тетр

3.

Рассказы о Родине. С.Романовский   «Русь»

1

05.09

комбинированный

учебник,раб.тетр

4.

Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле»

1

06.09

слушание

учебник,раб.тетр

5.

Стихи современных поэтов о Родине. С.Прокофьев «Родина». Доп.чтение: Н.Рубцов «Россия, Русь-куда я ни взгляну…»

1

09.09

обобщающий

учебник,раб.тетр,

хрестоматия

Народная мудрость (устное народное творчество) ( 5ч)

6.

Произведения фольклора. Народная песня « Я с горы на гору шла…» Загадки

1

10.09

вводный

учебник,раб.тетр

7.

Былина «Как Илья Муромец богатырём стал»

1

12.09

слушание

учебник,раб.тетр

8.

Былина « Три поездки Ильи Муромца»

1

13.09

чтение

учебник,раб.тетр

9.

Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп.чтение: песенки, приговорки, небылицы, загадки.

1

16.09

обобщающий

учебник,раб.тетр

хрестоматия

10.

Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа)

1

17.09

обобщающий

учебник,раб.тетр

О детях и для детей (20ч)

11.

Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чтение: Б.Заходер «Перемена»

1

19.09

комбинированный

учебник,раб.тетр

12-13.

Произведения С.Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело»

2

20.09

23.09

слушание,обучающее чтение

учебник,раб.тетр

14.

Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина». Доп.чтение: С.Михалков «Прогулка»

1

24.09

обучающее чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

15.

Н.Носов «Заплатка». Г.Сапгир «Рабочие руки». Доп.чтение: нанайская сказка «Айога»

1

26.09

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

16.

Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чтение: Я.Аким «Жадина»

1

27.09

чтение, беседа

учебник,раб.тетр

хрестоматия

17-18.

М.Зощенко «Самое главное». Доп.чтение: А.Рубинов «Ступенька»

2

30.09

01.10

комбинированный

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

19.

В.Сутеев «Кто лучше?». Доп.чтение: Л.Осеева «Волшебная иголочка»

1

03.10

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

20

А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чтение: В.Берестов «Прощание с другом»

1

04.10

повторяющее чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

21.

Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чтение: В.Катаев «Цветик-семицветик»

1

07.10

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

22.

В.Беспальков «Совушка». Литературные сказки.

1

08.10

слушание

учебник,раб.тетр

23.

В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чтение: Н.Носов «На горке»

1

10.10

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

24

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чтение: Братья Гримм «Три брата»

1

11.10

чтение

чтение

учебник,раб.тетр

учебник,раб.тетр

хрестоматия

25.

Авторские сказки. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп.чтение: Андерсен «Принцесса на горошине»

1

14.10

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

26

Литературные сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Доп.чтение: Б.Заходер «Серая Звёздочка»

1

15.10

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

27

Проверь себя

1

17.10

обобщающий

учебник,раб.тетр

«Уж небо осенью дышало…». Произведения о родной природе.(6ч)

28

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чтение: М.Пришвин «Осеннее утро»

1

18.10

вводный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

29.

Э.Шим «Белка и ворон», Е.Трутнева «Осень»

1

21.10

комбинированный

учебник,раб.тетр

30

А.Сладков «Эхо». Доп.чтение: А.Твардовский «Начало осени»

1

22.10

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

31.

Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». М.Пришвин «Недосмотренные грибы»

1

24.10

комбинированный

учебник,раб.тетр

32-33

Э.Шим «Храбрый опёнок». Доп.чтение: А.Майков «Осень»

2

25.10

28.10

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

34

Проверь себя

1

29.10

обобщающий

учебник,раб.тетр

 II четверть ( 30 ч)

«Снежок порхает, кружится». Произведения о зимней природе (19ч)

35

З.Александрова «Зима»

С.Иванов «Каким бывает снег». Доп.чтение: С.Есенин «Пороша»

1

07.11

комбинированный

чтение

учебник,раб.тетр

учебник,раб.тетр

хрестоматия

36

И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1

08.11

чтение

учебник,раб.тетр

37

Э.Шим «Всем вам крышка». К.Ушинский «Мороз не страшен»

1

11.11

слушание

учебник,раб.тетр

38

Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чтение: немецкая сказка «Бабушка Метелица»

1

12.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

39

М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чтение: Е.Пермяк «Четыре брата».Коллективное творчество «Зима в лесу»

1

14.11

урок творчества

учебник,раб.тетр

хрестоматия

40

И.Суриков «Детство»

1

15.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

41

42

Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка»

2

18.11

19.11

слушание

учебник,раб.тетр

43

44

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» . Доп.чтение: японская сказка «Журавлиные перья»

2

21.11

22.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

45

Н.Некрасов «Саша». Доп.чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

25.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

46

Научно-познавательные рассказы. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»

1

26.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

47

48

И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

И.Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

2

28.11

29.11

комбинированный

учебник,раб.тетр

Здравствуй ,праздник новогодний!(9ч)

49

С.Михалков «В снегу стояла ёлочка»

1

02.12

слушание

учебник,раб.тетр

50

51

А.Гайдар «Ёлка в тайге»

2

03.12

05.12

слушание

учебник,раб.тетр

52

С.Маршак «Декабрь». Книги С.Маршака

1

06.12

комбинированный

учебник,раб.тетр

53

Проверочная работа.

1

09.12

контроль знаний

учебник,раб.тетр

54

55

56

Книги Х.-К. Андерсена. Доп.чтение: Андерсен «Штопольная игла»

3

10.12

12.12

13.12

библиотечный урок

учебник,раб.тетр

хрестоматия

57

Урок - викторина

1

16.12

обобщающий

учебник,раб.тетр

58

Народная песня «Бурёнушка»

1

17.12

комбинированный

учебник,раб.тетр

59

М.Пришвин «Старый гриб». П.Комаров «Оленёнок». Доп.чтение: Н.Рубцов «Про зайца»

1

19.12

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

60

К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

В.Бианки «Ёж спаситель». Доп.чтение

1

20.12

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

61

М.Пришвин «Журка»

1

23.12

62

Обобщение. Проверь себя

1

24.12

63

Урок – утренник «Идёт волшебница зима»

1

26.12

64

Закрепление пройденного.Знакомство с любимыми книгами.

1

27.12

III четверть( 40часов)

65

66

М.Дудин «Тары-бары…». Доп.чтение: В.Бианки «Хвосты»

2

13.01

14.01

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

67

К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чтение: К.Паустовский «Барсучий нос»

1

16.02

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

68

69

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

2

17.01

20.01

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

70

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Доп.чтение: ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

21.01

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

71

72

73

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чтение: Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

3

23.01.24.01

27.01

24.01

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

Коррект.2час,протокол №

74

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

1

28.01

комбинированный

учебник,раб.тетр

Зарубежные сказки (11ч)

75

Украинская сказка «Колосок». Доп.чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

1

30.01

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

Коррект. 1 час

76

французская сказка «Волк, улитка и осы»

1

31.01

76

77

Английская сказка «Как Джек Ходил счастье искать»

2

03.02

04.02

07.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

Коррект. 1 час протокло№

78

79

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

2

06.02

07.02

11.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

Коррект. 1 час протокло№

80

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

1

10.02

17.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

81

82

Братья Гримм «Бременские музыканты»

2

11.02

13.02

18.02

слушание

учебник,раб.тетр

Коррект. 1 час протокло№

83

84

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». Доп.чтение: Дж.Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

2

14.02

17.02

20.02

24.02

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

85

Проверь себя

1

18.02

25.02

обобщающий

учебник,раб.тетр

Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч)

86

Л.Толстой «Лучше всех»

1

20.02

27.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

87

Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня

1

21.02

27.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

88

М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный Е Пермяк «Случай с кошельком»

1

25.02

28.02

комбинированный

учебник,раб.тетр

89

В.Осеева «Сыновья» С .Аксаков «Моя сестра»

1

27.02

28.02

90

Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чтение: И.Панькин «Легенда о матерях»

1

28.02

03.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

91

Л.Воронкова «Катин подарок», Ю.Коринец «Март». Доп.чтение: Б.Заходер «Сморчки»

1

02.02

05.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

92

А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

03.03

06.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

93

Татарская сказка «Три сестры». Доп.чтение: С.Михалков «А что у вас?»

1

05.03

09.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

94

В.Солоухин «Деревья»

1

06.03

10.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

95

Книги о семье

1

09.03

12.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

96

Сказки разных народов

1

10.03

13.03

библиотечный урок

учебник,раб.тетр

97

98

Проверь себя

2

12.03

13.03

16.03

17.03

обобщающий

учебник,раб.тетр

99

Народная песня «Весна, весна красная!» А.Чехов «Весной»

1

16.03

19.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

100

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

17.03

20.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

101

Г.Скребицкий «Весна-художник»

1

19.03

23.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

102

М.Сладков «»Снег и ветер». Доп.чтение: М.Сладков из цикла «Лесные шорохи»

1

20.03

24.03

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

IV четверть

«Весна, весна красная!...»

103

Сравнение произведений о природе. С.Маршак «Весенняя песенка»

1

06.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

104

Сравнение произведений о природе. Э.Шим «Чем пахнет весна»

1

07.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

105

Е.Баратынский «Весна, весна!». Доп.чтение: В.Маяковский «Тучкины штучки»

1

09.04

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

106

Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей»

1

10.04

слушание

учебник,раб.тетр

107

С.Баруздин «Салют»

1

13.04

чтение

учебник,раб.тетр

108

Произведения о родной природе. Ф.Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чтение: К.Ушинский «Проказы старухи зимы»

1

14.04

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

109

Произведения о животных весной. А.Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворец-молодец». Доп.чтение: Н.Сладков «Проталина»

1

16.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

110

Произведения современных писателей. Н.Сладков «Апрельские шутки», А.Барто «Апрель»

1

17.04

чтение

учебник,раб.тетр

111

Народное и литературное произведение. Г.Скребицкий «Жаворонок». Доп.чтение: К.Коровин «Баран, заяц и ёж»

1

20.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

112

Фольклор: песенка-закличка, загадка

1

21.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

113

Стихи о родной природе. В.Жуковский «Жаворонок». Доп.чтение: В.Бианки «Что увидел жаворонок»

1

23.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

114

О.Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луч»

1

24.04

комбинированный

учебник,раб.тетр

115

П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чтение: Э.Шим «Муравейник»

1

27.04

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

116

Н.Сладков «Весенний гам», А.Барто «Воробей». Доп.чтение: Р.Сеф «Чудо»

1

28.04

чтение

учебник,раб.тетр

117

Рассказы о детях и для детей. М.Пришвин «Ребята и утята». Доп.чтение: Н.Сладков «Весенний разговор»

1

30.04

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

118

119

Сказки в стихах. Б.Заходер «Птичья школа». Доп.чтение: М.Горький «Воробьишко»

2

04.05

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

120

Произведения о родной природе.. К.Ушинский «Утренние лучи». Доп.чтение: М.Пришвин «Лесная капель»

1

05.05

чтение

учебник,раб.тетр

хрестоматия

121

А.Барто «Весна, весна на улице»

1

07.05

чтение

учебник,раб.тетр

122

Проверь себя

1

08.05

обобщающий

учебник,раб.тетр

Волшебные сказки (8ч)

123

124

Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп.чтение: русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»

2

11.05

12.05

комбинированный

учебник,раб.тетр

хрестоматия

125

126

127

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп.чтение: А.Пушкин  «Сказка о попе и о работнике его Балде»

3

14.05

15.05

18.05

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

128

129

Ш.Перро « Кот в сапогах». Доп.чтение : индийская сказка «Золотая рыба»

2

19.05

21.05

слушание

учебник,раб.тетр

хрестоматия

130

Проверь себя. Доп.чтение: Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1

22.05

обобщающий

учебник,раб.тетр

хрестоматия

131-134

Резервные уроки

                                                   Содержание  тем  учебного  курса

Круг чтения:

- произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов;

- произведения русских и зарубежных писателей-классиков 19-начала 20 в., призведения современных детских писателей;

- произведения о жизни детей разных народов и стран;

- научно-познавательные произведения: сказка, рассказ, юмористическое произведение, приключенческая детская книга, справочная детская литература 9 книги-справочники, словари).

       Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.

       О нашей Родине (5ч): стихи,  рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф.Савинова, И.Никитина, С.Романовского, С.Прокофьева.

       Народная мудрость (5ч): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

       О детях и для детей (20ч): произведения И.Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л.Толстого, С.Баруздина, Е.Пермяка, А.Барто, Н.Носова, М.Зощенко, В.Сутеева, Л.Пантелеева,  А.Гайдара.

       Уж небо осенью дышало…(6ч): произведения А.Пушкина. Е.Трутневой, Г.Скребицкого, Э.Шима, Н.Сладкова, Н.Рубцого, М.Пришвина, Е.Пермяка.

       Снежок порхает, кружится…(19ч): произведения фольклора, произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля, И.Сурикова, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, З.Александровой, М.Пришвина, С.Есенина.

       Праздник новогодний (9ч):произведения Х.-К.Андерсена, С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова.

       Произведения о животных (15ч):произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К.Ушинского, В.Жуковского, М.Пришвина, Д.Мамина-Сибиряка, А.Плещеева, Н.Рубцова, В.Бианки, К.Паустовского, Р.Киплинга, братьев Гримм.

        Зарубежные сказки (11ч):сказки народов мира, братьев Гримм, Дж.Харриса, Р.Киплинга.

        Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч): произведения фольклора, Л.Толстого, М.Лермонтова, А.Плещеева, А.Ахматовой, Л.Воронковой, В.Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.

         Весна, весна красная (24ч): произведения фольклора, Произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, А.Чехова, А.Куприна, М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, С.Маршака, Б.Заходера, Э.Шима.

         Волшебные сказки (8ч):русская народная сказка «Хаврошечка»,  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Кот в сапогах» Ш.Перро.

       

         Жанровое разнообразие: сказки ( о животных , бытовые, волшебные), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы.

 

         Ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, песни 9колыбельные и хороводные), рассказ, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие, название произведения, развитие действия, диалог, рифма, сравнение, определения.

           Восприятие литературного произведения

          Формирование эмоциональной отзывчивости: выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного и того же произведения, а также различных произведений ( сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, определение своего отношения к произведению.

           Работа с текстом:

- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

- различение простейших случаев многозначности и сравнений;

- деление текста на части и составление  простейшего плана под руководством учителя;

- определение основной мысли произведения с помощью учителя;

- составление картинного плана;

- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

            Работа с книгой:

- обучение самостоятельному чтению небольших детских книг;

- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;

- умение правильно называть книгу;

- определять тему чтения и жанр.

           Элементы книги: титульный лист, оглавление, внутритекстовая иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

           Навык чтения:обучение осознанному правильному плавному чтению целыми словами небольших по объёму (200-250 слов) текстов. Введение чтения «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки.

           Творческая деятельность: сочинение потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

                                   Основные требования к уровню подготовки учащихся второго класса

 

   Учащиеся должны уметь:

           

- правильно читать текст целыми словами; темп чтения вслух не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту;

           

- читать молча небольшие тексты в темпе не менее 70 слов в минуту;

           

- пересказывать текст по готовому плану;

           

- определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;

           

- знать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

           

- самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);

           

- пользоваться словарями, книгами-справочниками;

           

- посещать библиотеку, самостоятельно отбирать книги для чтения.

   

                                                 Перечень  учебно – методического  обеспечения

Рабочая прграмма курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой  (М.: Вентана-Граф, 2009).

Программа рассчитана  на 136 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина Л.А. Литературное чтение : учебник.- М.: Вентана-Граф, 2009.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению.- М.: Вентана-Граф, 2009.

                                       

                                                                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI  века"...

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...

Рабочая программа по литературному чтению(Начальная школа 21 века 3 класс)

Рабочая программа + КТП по литературному чтению 3 класс (Начальная школа 21 века)...