Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой и предназначена для обучения чтению учащихся общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu_2_klass.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова /Программа к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 г./ и предназначена для обучения литературному чтению учащихся общеобразовательных учреждений.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа 21 век» были положены следующие принципы:
- систематичности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
- эстетический – обуславливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
- эмоциональности – учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя;
- преемственности – обеспечивает связь разных уровней литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства;
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к содержанию:
- содержание учебников представлено блоками, построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам;
- развитие основных видов речевой деятельности входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
- последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке, позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности уч-ся;
- умение работать с информацией формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью уч-ся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель литературного чтения:
- сформировать основы читательских и речевых умений.
Задачи курса:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить уч-ся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения;
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения;
- включать уч-ся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учит работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения уч-ся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки уч-ся.
Место литературного чтения в учебном плане.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается с курса «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После периода обучение грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
На изучение литературного чтения со 2 класса по 4 класс отводится по 4 ч еженедельно (136 ч)
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе.
№ п/п | Название темы урока | Дата | Тип урока | Кол-во час | Вспомогательные ср-ва | Корректировка |
I четверть (36 ч) | ||||||
О нашей Родине (5 ч) | ||||||
1 | Стихотворения о Родине. Ф. Савинов. «Родина» | Открытие нового знания | 1 | |||
2 | Стихотворения о Родине. И.Никитин. «Русь» (отрывок) | Рефлексия | 1 | |||
3 | Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь» | Рефлексия | 1 | |||
4 | Литературное слушание. С.Романовский «Слово о Русской земле» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
5 | Стихи русских поэтов: А.Прокофьев «Родина». Доп.чт. Н.Рубцов «Россия, Русь -…» Навык чтения вслух. Текущая проверка. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Народная мудрость (6 ч)1 | ||||||
6 | Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Доп.чт. Народная хороводная песня «Я посею, я посею…» | Открытие нового знания | фонохрестоматия | |||
7 | Загадки народные. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-диск «Уроки» | ||
8 | Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» | Открытие нового знания | 1 | картины | ||
9 | «Три поездки Ильи Муромца» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
10 | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп.чт. Заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
11 | Обобщение по теме «Фольклор». . Начитанность. Текущая проверка. | Комбинированный | 1 | |||
О детях и для детей (13 ч) | ||||||
12 | Стихотворения о детях. А.Барто «Катя». Б.Заходер «Перемена» | Открытие нового знания | 1 | |||
13 | Произведения для детей. С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах» Доп.чт. А.Рубинов «Ступенька» | Общеметодологической направленности | 1 | презентация | ||
14 | Рассказы о детях. С.Баруздин «Как Алёше учиться надоело» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
15 | Е.Пермяк «Смородинка». Доп.чт. С.Михалков «Прогулка» | Рефлексия | 1 | |||
16 | Н.Носов «Заплатка». Доп.чт. «На горке». П.Воронько «Мальчик Помогай» | Рефлексия | 1 | презентация | ||
17 | Разножанровые произведения для детей. Г.Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. Скороговорки. Нанайская народная сказка «Айога» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
18 | Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Н.Толстой «Страшный зверь» | Открытие нового знания | 1 | фонохрестоматия | ||
19 | Рассказы о детях. М.Зощенко «Самое главное». Доп.чт. Я.Аким « Жадина» | Рефлексия | ||||
20 | Сказки о детях. В.Сутеев «Кто лучше?». Доп.чт. В.Осеева «Волшебная иголочка» | Рефлексия | 1 | презентация | ||
21 | Произведения о детях и для детей. А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом» | Рефлексия | 1 | |||
22 | Сказки для детей. Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев «Цветик-семицветик» | Рефлексия | 1 | |||
23 | Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В.Беспалько «Совушка» | Рефлексия | 1 | |||
24 | В.Сутеев «Снежный зайчик» | Рефлексия | 1 | |||
Мир сказок (6 ч) | ||||||
25-26 | Русские народные сказки «У страха глаза велики». Доп.чт. «Царевна-лягушка» | Открытие нового знания | 2 | |||
27 | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата» | Открытие нового знания | 1 | презентация | ||
28 | Х.-К.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп.чт. «Принцесса на горошине» | Общеметодологической направленности | 1 | презентация | ||
29 | Литературные сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Доп.чт. Б.Заходер «Серая Звёздочка» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
30 | Обобщение по теме «Сказки». Работа с детскими книгами. Текущая проверка. | Комбинированный | 1 | |||
«Уж небо осенью дышало…» (6 ч) | ||||||
31 | Произведения об осени. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий «Осень», Доп.чт. М.Пришвин «Осеннее утро». Выразительность чтения. Текущая проверка. | Рефлексия | 1 | ИКТ- диск «Уроки» | ||
32 | Э.Шим «Белка и Ворон». Е.Трутнева «Осень» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
33 | Н.Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени» | Общеметодологической направленности | 1 | презентация | ||
34 | Разножанровые произведения о природе» Н.Рубцов «У сгнившей избушки». Загадки. М Пришвин «Недосмотенные грибы. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
35 | Литературное слушание. Произведения о природе. Э.Шим «Храбрый Опёнок». К.Бальмонт «Осень». Доп.чт. А.Майков «Осень» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
36 | Обобщение по разделу «Произведения о родной природе (об осени)». | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ | ||
II четверть (28 ч) | ||||||
«Снежок порхает, кружится…» (18 ч) | ||||||
1 | Произведения о зиме. З.Александрова «Зима». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи-зимы» | Рефлексия | 1 | ИКТ-диск «Уроки» | ||
2 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С.Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт. С.Есенин «Пороша» | Открытие нового знания | 1 | |||
3 | Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Рефлексия | картины | |||
4 | Литературное слушание. Сказки о природе. Э.Шим «Всем вам крышка». К.Ушинский «Мороз не страшен» | Рефлексия | 1 | |||
5 | Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт. Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица» | Рефлексия | 1 | |||
6 | Рассказы и сказки о природе. М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чт. Е.Пермяк «Четыре брата» | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
7 | Стихотворения о зиме. И.Суриков «Детство» (отрывок). | Рефлексия | 1 | |||
8-9 | Литературное слушание. Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка» | Рефлексия | 2 | аудиозапись | ||
10-11 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. Японская народная сказка «Журавлиные перья» | Рефлексия | 2 | |||
12-13 | Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок) Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» | Открытие нового знания | 2 | |||
14 | Рассказы о животных. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»» | Открытие нового знания | 1 | |||
15 | Рассказы и стихотворения о природе. И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И.Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?». Выразительность чтения. Итоговая проверка. | Рефлексия | 1 | |||
16 | Литературное слушание. Произведения для детей. В.Одоевский «Мороз Иванович» | Рефлексия | 1 | |||
17 | Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича» | Рефлексия | 1 | проект | ||
18 | Комплексная контрольная работа. | Развивающий контроль | 1 | |||
«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 ч) | ||||||
19 | Произведения о новогоднем празднике. С.Михалков «В снегу стояла ёлочка» | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
20 | Литературное слушание. Сказки Х.-К.Андерсена. | Рефлексия | 1 | |||
21-22 | Произведения о детях и для детей. А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок) | Открытие нового знания | 2 | |||
23 | Стихотворения о Новом годе. С.Маршак «Декабрь» | Открытие нового знания | 1 | |||
24 | Произведения о Новом годе. С.Городецкий «Новогодние приметы» | Открытие нового знания | 1 | |||
25 | Обобщение по теме «Зима» | Рефлексия | 1 | |||
26 | Стихи о природе. | Урок-конкурс | 1 | |||
27 | Книги о Новом годе для детей. Работа с детскими книгами. Текущая проверка. | Библиотечный урок | 1 | |||
28 | Здравствуй, праздник новогодний! | Урок-утренник | 1 | |||
III четверть (40 ч) | ||||||
О братьях наших меньших (12 ч) | ||||||
1 | Произведения о животных. Русская народная песня «Бурёнушка», В.Жуковский «Птичка», Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | Открытие нового знания | 1 | аудиозапись | ||
2 | Разножанровые произведения о животных. К.Ушинский «Кот Васька». Считалки, загадки. Е.Благинина «Голоса леса». Доп.чт. М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | Открытие нового знания | 1 | |||
3 | Рассказы и стихотворения о животных. М.Пришвин «Старый гриб». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайца». Навык чтения вслух. Текущая проверка. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
4 | Рассказы о животных. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». П.Комаров «Оленёнок». Е. Доп.чт. Чарушин «Перепёлка» Выразительность чтения. Текущая проверка. | Рефлексия | 1 | |||
5 | Произведения о животных. В.Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. Доп.чт. М.Пришвин «Журка» | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
6 | Присказки и сказки. М.Дудин «Тары-бары…» Доп.чт. В.Бианки «Хвосты» | Открытие нового знания | 1 | |||
7 | Литературное слушание. Произведения о животных. К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К.Паустовский «Барсучий нос» | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
8 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чт. Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену» | Рефлексия | 1 | фонохрестоматия | ||
9 | Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Доп.чт. Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | Рефлексия | 1 | |||
10 | Авторские сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ | ||
11 | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки» | Рефлексия | 1 | |||
12 | Сказки о животных. Начитанность. Работа с детскими книгами. Текущая проверка. | Библиотечный урок | 1 | |||
Зарубежные сказки (13 ч) | ||||||
13-14 | Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок». Доп.чт. Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» | Общеметодологической направленности | 2 | |||
15-16 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» | Рефлексия | 2 | |||
17-18 | Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Доп.чт. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | Рефлексия | 2 | |||
19-20 | Литературное слушание. Братья Гримм «Бременские музыканты» | Рефлексия | 2 | |||
21-22 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | Рефлексия | 2 | |||
23 | Повторение по теме «Зарубежные сказки» | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
24 | Дорогами сказок. | Библиотечный урок | 1 | проект | ||
25 | Проверка уровня обученности. | Развивающий контроль | 1 | |||
Семья и я (15 ч) | ||||||
26 | Произведения о семье. Л.Н.Толстой «Лучше всех» | Открытие нового знания | 1 | |||
27 | Фольклорные произведения о семье. Народная песня «Колыбельная» | Открытие нового знания | 1 | аудиозапись | ||
28 | Авторские колыбельные песни. М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» | Открытие нового знания | 1 | аудиозапись | ||
29 | Рассказы о детях. Е.Пермяк «Случай с кошельком». С.Аксаков «Моя сестра» | Рефлексия | 1 | |||
30 | В.Осеева «Сыновья». Пословицы. | Рефлексия | 1 | |||
31 | Авторская колыбельная песня. А.Майков «Колыбельная песня». Пословица. | Общеметодологической направленности | 1 | аудиозапись | ||
32 | Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях». Навык чтения молча. Текущая проверка. | Рефлексия | 1 | |||
33 | Разножанровые произведения о семье. А.Плещеев «Дедушка». Л.Воронкова «Катин подарок» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
34 | Стихотворения о семье. Ю.Коринец «Март». А.Плещеев «Песня матери» | Рефлексия | 1 | |||
35 | Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры». Доп.чт. русская народная сказка «Белая уточка» | рефлексия | 1 | |||
36 | Литературное слушание. С.Михалков «А что у вас?» | Рефлексия | 1 | |||
37 | Стихотворения о семье. В.Солоухин «Деревня». Доп.чт. Б.Заходер «Сморчки» | Рефлексия | 1 | |||
38 | Произведения ко Дню Победы. С.Михалков «Быль для детей» | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-презентация | ||
39 | С.Баруздин «Салют». Литературное слушание. К.Курашкевич «Бессмертие» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
40 | Обобщение по теме «Семья» | Рефлексия | 1 | |||
IV четверть (32 ч) | ||||||
«Весна, весна красная…» (24 ч) | ||||||
1 | Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная…». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | Рефлексия | 1 | аудиозапись | ||
2-3 | А.Чехов «Весной». А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна-художник» | Рефлексия | 2 | аудиозапись | ||
4 | Литературное слушание. Произведения о природе. Н.Сладков «Снег и Ветер». Доп.чт. Н. Сладков «Проталина» | Рефлексия | 1 | |||
5 | Разножанровые произведения о весне. С.Маршак «Весенняя песенка». Э.Шим «Чем пахнет весна» | Рефлексия | 1 | |||
6 | Стихотворения о природе. Е.Баратынский «Весна, весна» Как воздух чист!» Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки» | Рефлексия | 1 | |||
7 | Произведения разных жанров о весне. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Доп.чт. М.Пришвин «Лесная капель» | Рефлексия | 1 | фонохрестоматия | ||
8 | Литературное слушание. Произведение о животных. А.Куприн «Скворцы». Н.Сладков «Скворец-молодец» | Рефлексия | 1 | |||
9 | Произведения о природе. Н.Сладков «Апрельские шутки». Доп.чт. «Весенний разговор» | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
10 | Разножанровые произведения о природе. А.Барто «Апрель» Доп.чт. Н.Сладков «Ивовый пир» | Рефлексия | 1 | |||
11 | Рассказы о природе. Г.Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. П.Воронько «Журавли» | Рефлексия | 1 | |||
12 | Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки. | Открытие нового знания | 1 | |||
13 | Заклички, загадки. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
14 | Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок». Доп.чт. В.Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» | Рефлексия | 1 | |||
15 | О.Высотская «Одуванчик». М.Пришвин «Золотой луг» | Рефлексия | 1 | |||
16 | Литературное слушание. Произведения о родной природе. П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э.Шим «Муравейник» | Рефлексия | 1 | |||
17 | Рассказы и стихотворения о природе. Н.Сладков «Весенний гам». А.Барто «Воробей» | Рефлексия | 1 | |||
18 | Произведения для детей. М.Пришвин «Ребята и утята» | Рефлексия | 1 | |||
19 | Литературное слушание. Сказки о животных. Б.Заходер «Птичья школа». Доп.чт. М.Горький «Воробьишко» | Рефлексия | 1 | |||
20 | Произведения о природе. К.Ушинский «Утренние лучи» | Рефлексия | 1 | |||
21 | Стихотворения о природе. А.Барто «Весна, весна на улице…». Доп.чт. Р.Сеф «Чудо». Работа с детскими книгами. Итоговая проверка. | Рефлексия | 1 | |||
22 | Комплексная контрольная работа. | Развивающий контроль | 1 | |||
23 | Книги о родной природе. | Библиотечный урок | 1 | |||
24 | Обобщение по теме «Произведения о природе» | Рефлексия | 1 | картины | ||
Волшебные сказки (8 ч) | ||||||
25 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
26 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Общеметодологической направленности | 1 | проект | ||
27-28 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп.чт. индийская народная сказка «Золотая рыба» | Рефлексия | 2 | |||
29-30 | Литературное слушание. Ш.Перро «Кот в сапогах». Доп.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Выразительность чтения. Итоговая проверка. | Комбинированный | 2 | |||
31 | Обобщение по теме «Сказки». Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка. | Комбинированный | 1 | проекты | ||
32 | Литературное слушание. Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Летнее чтение. | Рефлексия | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Виды речевой и читательской деятельности.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей и различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух. Обучение чтению молча небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
УУД:
- Воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
- Читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 стр.
- Овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
- Понимать роль чтения и использовать умения читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- Воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы;
- Понимать учебную задачу, определять способы её решения;
- Анализировать тексты произведений разных жанров;
- Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- Выделять положительных и отрицательных героев произведений;
- Формулировать высказывание;
- Планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- Использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач;
- Группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
- Объяснять, сравнивать, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова.
Круг чтения.
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой.. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, юрой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.
УУД:
- Усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия, использовать их в речи;
- Группировать пословицы и загадки по темам и видам;
- Характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
Творческая деятельность.
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные героин, «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
УУД:
- Понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения;
- Читать выразительно, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
- Создавать истории о героях произведений.
Чтение: работа с информацией.
Сбор информации (книга, автор, жанр, тема) с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Использование таблиц для характеристики героев, произведений, книг.
УУД:
- Искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- Слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять, используя информацию из текста;
Требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- Читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту)
- Читать молча (про себя) небольшие произведения;
- Читать выразительно подготовленные тексты;
- Отвечать на вопросы по содержанию и вести диалог о произведении;
- Определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного;
- Находить в тексте пословицы, сравнения и обращения;
- Пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
Ученик может научиться:
- Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- Пользоваться умением читать молча произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу;
- Пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- Читать доступные периодические издания и находить в них нужные произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- Различать стихотворный и прозаический тексты;
- Определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- Различать пословицы и загадки по темам;
- Использовать в речи литературоведческие понятия;
Ученик может научиться:
- Осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- Выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- Находить в тексте сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- Понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
- Инсценировать небольшие произведения или эпизоды;
- Моделировать «живые картины»;
- Рассказывать сказки с присказками;
- Создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории;
Ученик может научиться:
- Делать иллюстрации к изученным произведениям;
- Иллюстрировать отдельные эпизоды произведений;
- Выполнять проекты индивидуально и в группе по темам: «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- Инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- Находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведения;
- Определять тему и главную мысль произведения;
- Работать с таблицами и схемами;
Ученик может научиться:
- Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- Находить информацию о книге в её аппарате;
- Сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
- Высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
Контроль уровня обученности.
Система оценки достижений учащихся. Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
- навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
- начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
- умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
- навыки и умения собственно читательской деятельности.
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, диагностические задания, контрольные работы для проверки умений работать с книгой.
Инструментарий для оценивания результатов.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2 классе – 10. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов во 2 классе – 5-10. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - ели в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 2 класса составляется тест из 10 заданий. Отметки за выполнение диагностических заданий:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..
«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
План проведения проверочных и контрольных работ.
Компетенция. Вид проверки. | Время выполнения. |
Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка. | Сентябрь, февраль |
Начитанность. Текущая проверка. | Октябрь, март |
Выразительность чтения. Текущая проверка. | Октябрь, январь |
Работа с детскими книгами. Текущая проверка. | Октябрь, декабрь, март |
Выразительность чтения. Итоговая проверка. | Ноябрь, май |
Комплексная контрольная работа. Сформированность учебной и читательской деятельности. | Декабрь, май |
Навык чтения вслух. Итоговая проверка. | Март-апрель |
Навык чтения молча. Текущая проверка. | Март-апрель |
Начитанность. Работа с детскими книгами. Итоговая проверка. | Апрель |
Список литературы (основной и дополнительной).
- Программа. Литературное чтение. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. 1-4 классы М.: «Вентана-Граф», 2012
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 ( Начальная школа XXI века).
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века).
5 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012 ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
6 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012 ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
7 Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2006. (Начальная школа XXI века).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 21 века" 2 класс...